Истина: понятие, которое определяет наше понимание мира

Прагматик

Если идея работает, то она должна быть верной, для прагматика. Последствия применения концепции выявляют ее истинностное значение после изучения результатов. Полный смысл идеи очевиден в ее применении. Например, терапевтическая ценность и эффект пенициллина в отношении инфекций доказаны при его применении

Хотя прагматизм считается ценным критерием, его следует использовать с осторожностью и осторожностью, поскольку он может давать ложные срабатывания. Например, врач может прописать пациенту лекарство от болезни, но позже может оказаться, что плацебо столь же эффективно

Таким образом, может показаться, что неверные концепции работают вопреки целям прагматического теста. Тем не менее, он имеет силу в качестве теста, особенно в форме Уильям Эрнест Хокинг под названием «Негативный прагматизм». По сути, в нем говорится, что идеи, которые не работают, не могут быть правдой, хотя идеи, которые работают, могут быть, а могут и не быть.

наивного реализма

Наивного реализма утверждает, что только это что непосредственно наблюдается человеческими чувствами, верно. Наблюдение из первых рук определяет истинность или ложность данного утверждения. Наивный реализм – недостаточный критерий истины. Множество природных явлений очевидно истинны, но не наблюдаются невооруженным взглядом. Например, наивный реализм отрицает существование звуков за пределами диапазона человеческого слуха и существование рентгеновских лучей. Точно так же есть ряд чувственных экспериментов, которые показывают несоответствие между воспринимаемым ощущением и реальностью его причины.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом «истина» называют любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», обязательные истины и т.д. Конечно, они имеют смысл своего существования как образные языковые средства коммуникации, но в философском смысле они не являются истинными. Пропозиция — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Более того, суждения всегда полны, тогда как истина — нет. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заранее определенных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя за обстоятельствами. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, будет верно вечером. Соотношение текучести и стабильности, изменчивости и постоянства и выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

Мы должны помнить, что абсолютное и относительное — это две стороны одной истины, а не два ее варианта, как писал Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Если первые два момента истины — субъективный и объективный — показывают, насколько наши знания согласуются с реальностью, то вторые два — абсолютность и относительность — говорят нам, насколько они согласуются с ней. Абсолютное в действительности является мерой стабильного; относительное — мерой изменчивого.

И скептики, и агностики обычно отмечают относительную сторону истины, знания как такового. Однако они представляют относительность в отрыве от абсолютной стороны. Догматики, с другой стороны, мыслят абсолютно в отрыве от всякой относительности. В обоих случаях это искажение реальных свойств истины. Признавая только относительность, мы впадаем в релятивизм. Настаивая только на абсолютности, мы впадаем в догматизм. В действительности каждый абсолют оставляет тень относительности. С точностью до наоборот. Догматизм утверждает, что истина независима от всего, что она сама по себе является истиной. Так, немецкий философ Э. Гуссер (1859 — 1938) утверждал: «То, что истинно, абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественна независимо от того, воспринимается ли она в суждениях людей или животных, ангелов или богов.

Такая абсолютность не присуща настоящей истине. Она была бы присуща ей, в таком случае, если бы истина существовала независимо от человека, от конкретных условий познания и даже от познаваемого объекта. Что тогда означала бы такая истина, что она могла бы означать, если бы сами предметы менялись в зависимости от условий или даже переставали существовать в прежнем качестве? Такова реальность познания и такова реальность истины. Абсолютность истины заключается в моменте полного совпадения нашего познания с объектом. Момент всегда конкретен и преходящ, лишен абсолютности, ограничен. И дело здесь не в хитростях языка, а в свойствах самой реальности. Любой ответ на вопрос в процессе познания никогда не бывает полным и исчерпывающим. А сам вопрос можно уточнять до бесконечности. Все происходит не вообще, а вполне конкретно, то есть соотносится с конкретными формами и условиями. Все знания конкретны. Но никакая конкретность не является окончательной, определенной. Поэтому истина — это процесс, а не объект или состояние.

Абсолютная истина (абсолютная в объективной истине) — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется в пределах определенного этапа развития науки; это идеал, который не может быть достигнут, хотя знание приближается к нему; это элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Правда:

  1. Результат познания определенных аспектов исследуемых объектов (констатация факта, которая не тождественна абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  2. Окончательное знание определенных аспектов реальности;
  3. Содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  4. Полное знание о мире и сложных организованных системах, которое на самом деле никогда не достижимо.

Применительно к достаточно развитому научно-теоретическому знанию выделяют абсолютную истину — полное, всестороннее знание об объекте (сложной материальной системе или мире в целом).

Последовательность (строгая)

Строгая последовательность – это когда утверждения связаны таким образом, что за ними следует одно утверждение. От другого. Формальная логика и математические правила являются примерами строгой последовательности. Примером может быть: если все As – это B, а все B – это Cs, тогда все As являются Cs. Хотя этот стандарт имеет высокую ценность, он ограничен. Например, посылки a priori (или самоочевидные), что требует еще одной проверки истинности для использования этого критерия. Кроме того, строгая последовательность может привести к отсутствию согласованности и полноты результатов

Хотя философская система может демонстрировать строгое соответствие с фактами, которые она рассматривает, все факты должны приниматься во внимание в качестве адекватного критерия истины, независимо от их ущерба для какой-либо данной системы

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Соответствие

Соответствие происходит довольно просто, когда претензия соответствует своему объекту. Например, утверждение, что Белый дом находится в Вашингтоне, округ Колумбия, верно, если Белый дом действительно находится в Вашингтоне. Многие философы считают соответствие наиболее достоверным критерием истины. Идея, соответствующая ее объекту, действительно верна, но определение того, является ли соответствие идеальным, требует дополнительных проверок истинности. Это указывает на то, что соответствие является совершенно достоверным определением истины, но само по себе не является действительным критерием истины. Дополнительный тест помимо этого «определения» требуется для определения точной степени сходства между тем, что предполагается, и тем, что существует в объективной реальности. Установление соответствия между предполагаемым и существующим чревато собственными трудностями, см. Связь карты и территории.

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Истина – что это?

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что же такое истина. Существует более сотни толкований понятия, которые давали специалисты разных сфер. Истина является абстрактным понятием, от чего ее толкование объяснялось по-разному в зависимости от концепции мировоззрения мыслителя.

Одним из самых распространенных определений является то, что это суждение, проверенное практикой. То есть так можно назвать некое объективное знание, соответствующее реальной действительности и не зависящее от субъективного оценочного мнения его познающего. Истину нельзя потрогать или увидеть, ее можно только осознать и принять. Многие мыслители говорят о том, что такое сложное абстрактное понятие трудно описать словами из-за некой скудности любого человеческого языка.

https://youtube.com/watch?v=lg_4l43J0nU%250D

Истина в философии

Проблема толкования и познания истины является ключевым моментом всей философии, в которой понятие рассматривается как способ описания объективного мира на высших абстрактных уровнях:

  1. В философии по Аристотелю истина – это соответствие знаний объективной действительности.
  2. Идею своего учителя стал развивать Платон, утверждавший, что понятие существует вне знания, но может со временем перейти в него или брести другую форму выражения.
  3. Знаменитый немецкий философ Эммануил Кант считал истинным соответствие знания и самого предмета.
  4. Француз Рене Декарт давал свое определение, что же такое истина. По его мнению так можно называть лишь то, что не вызывает сомнений, а все остальное – ложь.
  5. В наши дни философы дают новые толкования понятию, связывая абстрактное с конкретным или знанием о нем.

Истина в религии

Интересное толкование истинности присутствует в разных религиозных учениях, в которых нет точных математических подтверждений и доказательств главенствующих теорий. В них вместо этого применима вера человека в недоказанное, но и то, что простой смертный не может оспорить. То есть истина – это Бог во всех его проявлениях и ипостасях.

Для верующего человека истинный путь заключается в следовании основным заветам и заповедям божеств, пророков и святых, которые были ниспосланы всему человечеству и заключены в духовных книгах, письменах других артефактах. Существует и понятие внутренней духовной истинности, которую ощущает человек, принимающий заветы и живущий по ним.

Истина в науке

В научном мире ученые мужи много столетий бьются над тем, чтобы найти самое полное и точное толкование истинного знания:

  1. Многие из них прислушиваются к Аристотелю и говорят о том, что истинным можно называть лишь то суждение или теорию, которые полностью соответствуют объекту познания без субъективизма познающего.
  2. Другие же убеждены в том, что научная истина является неким продуктом условного согласия, консенсуса внутри научного сообщества соответствия аксиом и теорем о самом объекте познания.
  3. Третий, в числе которых и Исаак Ньютон, считали, что истинная суть об объекте изучения это то, что подтверждается результатами наблюдений и экспериментов.
  4. Галилео Галилей считал истинным то, что интуитивно понятно исследователю и не нуждается в особых логических доводах и обоснованиях.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

  1. Общественная практика. Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

    Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

  2. Соответствие законам природы. Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
  3. Логичность. Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
  4. Ясность. Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Эмоции

Многие люди позволяют чувствам определять суждения, часто перед лицом противоположных доказательств или даже не пытаясь собрать доказательства и факты. Они неявно принимают эмоции как критерий истины. Большинство людей признают, что чувства не являются адекватным тестом на истину. Например, опытный бизнесмен отбросит свои эмоции и будет искать наиболее достоверные факты при инвестировании. Точно так же ученых учат игнорировать такие субъективные суждения при оценке знаний. Однако эмоции реальны и, следовательно, должны рассматриваться в рамках любой системы когерентности социальных наук.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Дайте наиболее полное и развернутое определение понятия истина

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021 запись закреплена

Разбираем тему «Понятие истины, её критерии»

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Абсолютная истина —

Относительная истина —

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение. Ложь. Человек осознаёт, что его знание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное Заблуждение. Человек принимает ложное за истину.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику. Но существуют явления, истинность которых нельзя проверить при помощи практики. (Например, мистические и трансцендентальные знания)

25.1 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине − одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины.

25.2 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины − одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

25.3 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о любом критерии истины − одно предложение, раскрывающее конкретность истины.

Источник

Практика

Практика – это целенаправленна материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определенном обществе.

У практики, как и у большинства понятий в обществе, есть формы существования:

  • Научно-эксперементальная форма, направленная на преобразование природы и общества.
  • Материально-производственная форма, направленная на преобразование только природы.
  • Общественно-политическая форма, направленная на преобразование общества в целом.

Практика также обладает определёнными чертами:

  • Практика выступает в роли источника знаний, так как из-за практических потребностей человек совершенствуется и создает что-то новое.
  • Практика также является основой познания, так как именно благодаря практике у человека есть возможности для изучения мира и общества.
  • Практика также является целью познания, так как человек исследует мир, чтобы удовлетворить свои практические потребности.
  • Практика является основным критерием истины, ведь доказать истинность чего-либо можно только, применив знание на практике. И если оно выполняет свою практическую функцию, то такое знание является истинным.

54.686. Понятие истины, ее критерии

Познание, начиная с ощущения, восприятия и представления, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированиюистины.

Истина— это:

  • соответствие знаний действительности;

  • то, что подтверждено опытом;

  • некое соглашение, конвенция;

  • свойство самосогласованности знаний;

  • полезность полученного знания для практики.

Выделяют несколько разновидностей истины: объективная, абсолютная, относительная.

Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах — чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.

Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.

Критерии истины

Критерий истины― это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:

  • соответствие законам логики;

  • соответствие ранее открытым законам той или иной науки;

  • соответствие фундаментальным законам;

  • простота, экономичность формы;

  • парадоксальность идеи;

  • практика.

Наиболее часто в науке выделяются следующие критерии истины:

  • чувственный критерий – ощущения являются единственным источником и основанием знания;

  • логический критерий , когда знания получаются из очевидных, принимаемых всеми суждений (разум);

  • практический критерий, когда происходит апробация наших знаний в деятельностном опыте человека и человечества.

Иногда результатом познания становитсязаблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение― это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения:

  • погрешности, связанные с переходом отчувственного уровня познанияобъектак рациональному;

  • некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Важно отметить, чтозаблуждениеиложь― разные понятия!

Ложь― это сознательное искажение образа объекта.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Релятивизм

Релятивизм — это методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности эпистемических содержаний.

Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма заключаются в отказе признать непрерывность в развитии знания и преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или доступных логических форм и теоретических инструментов). Релятивисты считают факт развития знания, в ходе которого преодолевается любое достигнутое состояние знания, доказательством его ложности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности знания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая позиция восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей…» следует осознание того, что в основе познания лежит лишь текучая чувственность и не отражает объективных и стабильных явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: показывая неполноту и условность знания, его зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, интерпретирует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма использовались философами XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, М.Монтень, П.Байль) для критики религиозных догм и принципов метафизики. Релятивизм играет еще одну роль в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, возникающая в результате сведения познавательного процесса к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм получил некоторое влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Обращаясь к метафизической теории познания и игнорируя принцип историзма в анализе научного изменения знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знания (Э. Мах, Я. Петцольдт), о его полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).

Время

Время – критерий, к которому обычно обращаются в спорах, часто обозначается как “”. Этот критерий утверждает, что со временем будут обнаружены ошибочные убеждения и логические ошибки, в то время как, если убеждение истинно, простое течение времени не может отрицательно повлиять на его достоверность. Время – неадекватный тест на истину, поскольку он подвержен тем же недостаткам, что и обычаи и традиции (которые представляют собой просто определенные вариации фактора времени). Многие явно ложные убеждения сохранялись веками и даже тысячелетиями (например, витализм ). Его обычно отвергают как действительный критерий. Например, большинство людей не обратятся в другую веру просто потому, что эта религия на столетия (или даже тысячелетия) старше их нынешних убеждений.

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.

Инстинкт

Существование различных инстинктов давно обсуждается. Сторонники инстинкта утверждают, что мы едим из-за голода, пьем из-за жажды и так далее. Некоторые даже выступали за существование Бога на основе этого критерия, утверждая, что объект каждого инстинкта имеет референт в действительности. Контрапунктом голода является еда; от жажды жидкость; для сексуального влечения это партнерша. Инстинкты не принимаются в качестве надежного теста, потому что они чаще всего нечеткие, изменчивые и трудно поддающиеся определению. Вдобавок универсальных инстинктов так мало, что они мало что предлагают в качестве критерия для большей части философии.

Like this post? Please share to your friends: