Истина: абсолютная и относительная

Способы определения относительной истины

Относительная истина – это такая истина, которая может зависеть от контекста или точки зрения. Ее определение может быть представлено различными способами:

  • Контекстуальный подход. Определение относительной истины основывается на контексте, в котором высказывание или утверждение прозвучало или принимается. Например, высказывание «Сегодня очень холодно» можно считать относительно истинным или ложным в зависимости от конкретного дня, места и субъективных ощущений.
  • Сравнительный анализ. Определение относительной истины основывается на сравнении разных точек зрения или мнений. В этом случае истина может быть относительной относительно определенной группы людей или культурного контекста. Например, в разных культурах могут быть разные взгляды на то, что является «красивым» или «правильным».
  • Наблюдение и опыт. Определение относительной истины основывается на наблюдении или опыте. Например, высказывание «У меня головная боль» может быть относительно истинным для того, кто ощущает эту боль, но ложным для других людей, которые не испытывают такого дискомфорта.

Таким образом, определение относительной истины требует учета контекста, сравнительного анализа и индивидуального опыта. Понимание этой концепции помогает признать, что истина может быть относительной и зависит от различных факторов.

Пример относительной истины

Земля стоит на трёх китах и одной черепахи, Колумб считал, что приплыл в Индию) и абсолютной истин (вода мокрая)

  1. Земля – единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Это относительная истина, т.к. она является таковой, пока мы находимся на данном уровне знаний и располагаем определённой аппаратурой для исследования космоса. Как только у нас появится больше возможностей исследовать космос, наши знания о нём по данному вопросу, с большей долей вероятности, изменятся.
  2. Если срезать с верёвки металлический шар, то он упадёт под действием силы тяжести. Это абсолютная истина, т.к. данное знание подтверждается и доказывается на протяжении уже многих столетий, несмотря на научный прогресс.
  3. Грипп является смертельным заболеванием. Применительно к прошедшим столетиям данное знание является относительной истиной, т.к. оно изменилось с развитием медицины.
  4. На всю жидкость на планете Земля действует её гравитационное поле и гравитационное поле Луны как ближайшего спутника. Это абсолютное знание, т.к. оно подтверждено неоднократными исследованиями с использованием технологий различного уровня.

Считается, что абсолютная истина принципиально недостижима, поскольку наше знание непрерывно совершенствуется – объем информации, которым располагает человечество, на современном этапе растет в геометрической прогрессии. К идеалу абсолютной истины, возможно, близки научные положения – поскольку, как уже было сказано, научное знание отличается объективностью, тогда как в целом человеческому знанию присуща субъективная форма выражения (например, одни и те же события зачастую многие свидетели описывают по-разному), что, однако, не умаляет его относительной истинности.

Понятие

В школьном курсе обществознания во всех пособиях и учебниках, написано, что есть три вида истины: объективная, абсолютная и относительная. Данные утверждения в очень упрощенном виде заимствованы из философии. Если бы я был министром образования, то оставил только одно понятие — собственно «истина». Потому что в современной философии вообще нет какой-то типичной классификации истин.

  • Классическая философия (И. Кант и пр.) выделяет лишь абсолютную истину. Здесь абсолютная истина — это полное и достоверное знание об объекте познания. Классическая философия восходит ко временам Птолемея и Сократа, которые считали, что человек должен понимать все в целостности и целиком, что истина неделима: либо вы что-то знаете точно, либо нет.
  • Неклассическая философия (Шопенгауэр, Ницше и пр.) стали говорить, что мир не познаваем, поскольку любая истина является относительной — то есть неполным, и следовательно не достоверным, верным лишь на какой-то период времени знанием, которое на данный момент отражает объект исследования.
  • Постмодернистская философия (Кун, Тулмин и пр.) вообще отрицали понятие «истина» как таковое: они считали, что нет в мире вообще истин, потому что новая научная концепция якобы полностью отвергает старую.

Парадокс заключается в том, что истина находится где-то посередине. Постмодернистская концепция, отрицающая истину вообще, не прижилась в современной философии, поскольку взгляды ее представителей мягко говоря не соответствуют действительности. Ну к примеру Н. Коперник считал, что земля круглая и вращается вокруг Солнца — это ведь элемент абсолютной истины, и современная наука не отрицает ее.

Но любая абсолютная истина, в отличие от относительной, является таковой лишь в данной, рассматриваемой системе координат, и даже в данной системе общественных отношений. Если меняется система координат, то истина перестает быть абсолютной.

Например, сумма углов треугольника равна 180 градусов. Но это истинно лишь в рамках Евклидовой геометрии. А есть, к примеру, геометрия Н. Лобачевского — неевклидова, так вот в ней это утверждение вообще абсурдно.

Или есть классическая механика Ньютона, которую изучают в школе. А есть теория относительности Эйнштейна, в рамках которой эта механика — лишь частный случай в данных условиях.

Также нужно понимать, что такая истина — не субъективная. Вообще, по поводу объективной и субъективной истины будет отдельный пост, так что подпишитесь на обновления нашего проекта. 

Также существует миф, что абсолютная истина недостижима ни для каких форм познания. Это полный бред. Если слышите такое от человека, значит он путает этот вид истины с объективной.

Также нужно понимать, что она содержится как элемент относительной истины, но об этом поговорим в следующей статье на эту тему. Также рекомендую Вам прочесть статью про критерии истины.

Поделиться в соц. сетях

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина

— это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры
: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина

– это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример
: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница
между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните:
абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Критерии

Как отличить абсолютную или относительную истину от заблуждения или вымысла.

Отвечать законам логики? Что является определяющим фактором? Для этих целей существуют особые понятия, которые позволяют определиться с правдоподобностью того или иного высказывания. Итак, критерием истины является то, что позволяет удостоверить правду, отличить ее от заблуждения, выявить, где правда, а где вымысел. Критерии бывают внутренние и внешние. Каким требованиям должны отвечать они:

  • Выражаться в простой и лаконичной форме.
  • Соответствовать основополагающим законам.
  • Быть применимыми на практике.
  • Соответствовать научным законам.

Является в первую очередь практика – человеческая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Определение и значимость

Относительная истина — это понятие, которое олицетворяет собой относительность познания и понимания каждого отдельного человека или общества. Она отличается от абсолютной истины, которая считается всеобщей и неизменной. Относительная истина может быть подвержена субъективному восприятию, догмам, культурным нормам и факторам окружающей среды.

Значимость относительной истины заключается в том, что она позволяет каждому отдельному человеку или обществу формировать собственное мнение и взгляды на окружающий мир. Она позволяет учитывать разнообразие мнений, культур и традиций, что способствует развитию общества и пониманию различных точек зрения.

Относительная истина играет важную роль в науке и исследованиях, поскольку позволяет учитывать контекст и условия, в которых проводятся исследования. Она открывает двери для разных теорий и гипотез, исследований разных авторов и наук, что способствует развитию знаний и углублению понимания объекта исследования.

Определение относительной истины является субъективным и может зависеть от взглядов и убеждений каждого отдельного человека

Важно уметь анализировать различные точки зрения и стремиться к объективности, учитывая разный контекст и факторы, которые могут влиять на понимание истины в конкретной ситуации

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Понятие истины и ее роль в гносеологии

Определение 1

Гносеология – это отрасль философии и философская дисциплина в центре внимания которой стоят проблемы познания мира, методов и критериев его познания, а также принципиальное решение вопроса его познаваемости.

Проблемы гносеологического характера волновали философов с глубокой древности, ибо как только сформировались первые онтологические концепции бытия, возник и вопрос о их состоятельности и источнике тех знаний, на которых они были основаны. В рамках гносеологических вопросов сформировалась и проблема истины, как конечной цели всякого познания и как критерия ценности познавательной деятельности. Впервые понятие истины было выдвинуто Парменидом, который с его помощью предлагал отсекать подлинные знания об устройстве мира, от общественного мнения, основанного на привычке, традиции, чувственной информации о реальности.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Для любой познавательной деятельности – философской, научной, религиозной истина представляет собой конечную цель. При этом речь идет об абсолютной истине.

Определение 2

Абсолютная истина – это полное и совершенное знание об объекте, его свойствах, качествах, взаимосвязях, а значит конечное знание о всем бытии.

Достижение абсолютной истины на протяжении истории неоднократно предлагалось лишь в рамках религиозных систем, поскольку абсолютная истина в них персонифицирована в фигуре божества, которое невозможно познать рационально, но можно познать через откровение, интуитивно-чувственным путем. При этом подобное знание исключает какую-либо критичность, оценку и обоснование, оно догматично и априорно.

В рамках науки и философии проблема достижимости абсолютной истины решается различными путями, через основные познавательные концепции:

  • гносеологического оптимизма;
  • гносеологического пессимизма;
  • агностицизма.

Концепция гносеологического оптимизма является доминирующей в научном сообществе. Она предполагает, что достижение абсолютной истины возможно, хотя и является сложной задачей. В рамках гносеологического оптимизма рассматривается диалектическая взаимосвязь имеющегося научного знания, т.е. относительной истины, с конечным знанием, истиной абсолютной. Решение актуальных целей и задач науки, с одной стороны увеличивает вес и полноту относительного знания, а с другой стороны расширяет горизонты абсолютной истины, за счет возникновения новых научных целей и задач.

Позиция гносеологического пессимизма предполагает, что несмотря на возможность объективного познания мира, знание доступное науке всегда будет иметь характер относительной истины, т.е. будет не полным, а достижение абсолютной истины невозможно, поскольку процесс отодвигания ее пределов будет бесконечным.

Агностицизм не только отрицает возможность достижения абсолютной истины, но и саму возможность объективного познания мира вообще. Человек субъективен и любое его знание о мире носит субъективный оценочный характер, оно основано не на собственных характеристиках объекта (объективной истине), но на представлениях, впечатлениях человека от него. При этом данные впечатления представляются принципиально непроверяемыми.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная и относительная истина – это философские категории, характеризующие человеческое познание со стороны его полноты и точности, раскрывают познание объективной истины как постепенного движения от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию всё более полному и точному.

Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее, а потому неизменное отображение объекта в сознании субъекта (например, 2+2=4, факт смертности человека).

Относительная истина – неполное, неточное, частичное, приблизительное отражение объекта, которое вследствие своей незавершённости меняется, углубляется, уточняется в процессе познания (например, поэтапное открытие строения веществ, когда сначала было открытие молекул, затем – атомов, потом – электронов и т.д.).

В метафизике признаются за истину только абсолютные знания. Релятивизм абсолютизирует относительный характер истины. Диалектический материализм признаёт относительную истинность знания в целом, но подчёркивает, что в них есть моменты абсолютно точного, исчерпывающего знания. В истории развития познания поступательное изменение научных теорий приводило к более полному и совершенному росту суммы абсолютной истины, которой овладевает человечество. Понимание относительной истинности знания предотвращает его догматизацию, направляет на творческое развитие науки, критическое отношение к уже достигнутым результатам. Признание абсолютной истины в познании является непременным условием отстаивания принципа познаваемости мира.

Абсолютная истина в истории философской мысли переосмысливается в двух направлениях.

К первому относятся мыслители, для которых абсолютная истина – это их собственные философские учения (Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Каждый из них считал, что его картина мира и человека абсолютно истинна, то есть не зависит ни от времени, в котором он живёт, ни от социального бытия, в котором он находится. Впоследствии стало ясно: истина – это процесс, она развивается. Абсолютная истина предстала как завершающая стадия познания, тождество предельных противоположностей: субъективного и объективного (И. Г. Фихте), сознательной и бессознательной деятельности (Ф. Шеллинг), мышления и бытия (Г. Гегель). Аналогом этой структуры в математике и естествознании является соотношение евклидовой и неевклидовой геометрии, классической механики и теории относительности др. Итак, учения, которые считались в своё время абсолютными, оказываются относительными. Однако абсолютное встаёт на более высоком уровне.

Второе направление толкования абсолютной истины можно найти в истории познания, особенно в естественно-научном познании. Итогом добытых истин этого знания стала формула – «абсолютная истина складывается из суммы относительных истин». Абсолютное здесь – это синоним полноты, а относительное находится в глубинах познания.

Во взглядах на истину как процесс существуют две крайности, которые проявляются в релятивизме и догматизме. Догматический взгляд на истину только как абсолютную; знание вполне соответствует действительности, поэтому углубляться и уточнять его нельзя. В противоположность догматизму, релятивизм признаёт только относительную истину и отрицает абсолютную.

Абсолютная истина первоначально всегда является относительной. И только потом, после проверок и доказательств, она становится абсолютной.

Что такое относительная правда

Примеры относительной истины красноречиво характеризуют непосредственно само определение понятия. Итак, в древности люди полагали, что атом неделим, в 20-м веке ученые склонялись к тому, что атом состоит из электронов, а в настоящее время исследовали знают наверняка, что атом состоит из огромного количества мельчайших частиц и их число постоянно возрастает. Все создают красноречивое представление об относительности реального.

Исходя из этого можно сделать выводы о том, что же на самом деле представляет собой относительная истина:

  • Это знание (определение), которое в полной мере соответствует определенному уровню развития человечества, но отличается не совсем проверенными фактами или доказательствами.
  • Обозначение пограничных или конечных моментов познания мира человеком, приближенность знаний об окружающей действительности.
  • Утверждение или знание, которое зависит от определенных условий (времени, исторических событий, места и других обстоятельств).

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека

Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Примеры относительной истины

Относительная истина широко применима во многих областях нашей жизни. Ниже приведены несколько примеров, которые помогут понять это понятие лучше:

  • Мнение о красоте: Красота — это субъективное понятие, которое каждый человек воспринимает по-своему. Одному человеку может понравиться картина, которая другому покажется неинтересной. Таким образом, вопрос о том, что является красивым, имеет относительную истину.

  • Оценка произведений искусства: Произведения искусства, будь то книги, фильмы или картины, также могут вызывать различные реакции у разных людей. Один человек может найти глубокий смысл в книге, тогда как для другого она может быть непонятной или скучной. Понимание и ценность этих произведений варьируют и имеют относительную истину.

  • Религиозные верования: Религиозные верования различных культур и народов могут значительно отличаться друг от друга. Каждая религия предлагает свою систему верований и истины, которые воспринимаются верующими как абсолютные. Однако, для людей других вероисповеданий эти убеждения могут быть иными. Таким образом, религиозные истины являются относительными.

Это лишь несколько примеров, и относительная истина может применяться во многих других сферах, таких как политика, философия и наука. Понимание, что истина относительна, помогает нам быть терпимыми к различным мнениям и взглядам, осознавая, что они могут быть правильными для других людей. Это также позволяет нам быть открытыми для новых идей и пересмотру наших собственных убеждений.

Критерий истины

Эта проблема возникла вместе с философией. Она имела место во все периоды ее развития, начиная с античности. Одни философы считали, что нет основания для суждения об объективной истинности знания, поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму. Другие опирались на эмпирический опыт, данный в ощущениях и восприятии человека: все то, что выводимо из чувственно-данного, истинно.
Некоторые считали, что достоверность всего человеческого знания можно вывести из небольшого числа всеобщих положений – аксиом, истинность которых самоочевидна; противоречие им просто немыслимо. Однако таких самоочевидных положений, не требующих доказательства, в действительности нет, а ясность и отчетливость мышления – слишком зыбкий критерий для доказательства объективной истинности знания.
Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания.
Коренным пороком всех этих концепций стало стремление найти критерий истинности знания в самом знании. Как следствие, выделяются особые положения знания, которые так или иначе считаются привилегированными по сравнению с другими.

Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью.

Таким критерием истины оказалась практика
.
В практике задействован субъект, его знание, воля;
в практике – единство субъектного и объектного при ведущей роли объектного. В целом практика – объективный, материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. В то же время познание не перестает быть субъектным, соотносясь с объектным. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью. Однако, существует ряд наук (например, математика), где практика не является критерием истинности, а лишь служит помощником в открытии новых научных истин. Так, исходя из практики, ученый может выдвинуть гипотезу о распространении данного свойства на ряд объектов. Проверить на практике эту гипотезу можно лишь в том случает, если число объектов конечно. В противном случае, практика может лишь опровергнуть гипотезу. Поэтому в математике преобладает логический критерий. Имеется в виду его понимание как формально-логического критерия. Его существо – в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки и заблуждения. Так, почти во всех учебниках анализа, геометрии и топологии приводится, цитируется и доказывается знаменитая и очень важная для математиков теорема Жордана: замкнутая кривая на плоскости, не имеющая самопересечений (простая), делит плоскость ровно на две области – внешнюю и внутреннюю. Доказательство этой теоремы очень сложно. Только в результате многолетних усилий многих ученых удалось найти сравнительно простые доказательства, но и они далеко не элементарны. А первое, труднейшее доказательство самого Жордана вообще имело логические погрешности. В то время как, например физик-теоретик, не потратил бы и минуты на доказательство теоремы Жордана. Физику эта теорема абсолютно очевидна без каких-либо доказательств. Таким образом, каждая наука имеет свои характерные критерии истинности, которые вытекают из особенностей каждой науки и из самих целей, которые она перед собой ставит.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Понятие относительной истины

Относительная истина — это понятие, которое отражает неопределенность и изменчивость понимания истинности в различных контекстах и отношении разных людей.

Концепция относительной истины основывается на предположении, что истина может быть воспринята по-разному, и в каждом случае она может быть истинной только относительно определенных условий, взглядов или субъективных оценок.

Примерами относительной истины могут быть:

  1. Мнение о красоте: каждый человек имеет свои субъективные предпочтения и критерии красоты. Что одному человеку кажется красивым, другой человек может считать не привлекательным.

  2. Морализм: моральные ценности и нормы также являются относительными и зависят от культуры, образования, религии и других факторов. Например, некоторые люди полагают, что пить алкоголь – это неприемлемо, в то время как другие считают это нормой.

  3. Географический контекст: относительная истина может быть связана с различными географическими условиями. Например, утверждение «Солнце встает на востоке» будет истинным для большинства людей, живущих в западной половине Земли, но неверным для тех, кто находится на Востоке.

  4. Исторические события: в истории многие события и факты также могут быть оценены по-разному в зависимости от того, из какой нации или культуры смотреть на них. Разнообразие исторических интерпретаций свидетельствует о том, что истина в данном случае является относительной.

Методы определения относительной истины могут быть различными и зависят от ситуации и объекта исследования

Однако, важно обратить внимание на множество факторов, влияющих на восприятие и оценку истины, и быть открытым к различным точкам зрения

Преимущества понятия относительной истины: Недостатки понятия относительной истины:
  • Учитывает разнообразие мнений и точек зрения
  • Позволяет быть гибким во взглядах и суждениях
  • Содействует диалогу и обмену идеями
  • Может привести к релятивизму и отсутствию общепринятых истин
  • Трудно применить в некоторых сферах знаний, где требуется однозначность
  • Может создать путаницу и неопределенность

Таким образом, понятие относительной истины является важным инструментом для понимания сложности и разнообразия мнений в мире и помогает нам осознать, что истина может быть неоднозначной и изменчивой.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Like this post? Please share to your friends: