Философия Сократа: основные этапы идеи

Введение

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, ставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, отваги мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя лег в основу многих произведений литературы и искусства, от диалогов Платона до пьесы Разговоры с Сократом русского драматурга Э. Радзинского.   

О Сократе, его личности и учении накоплена огромная литература. И все же в истории философии, пожалуй, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследия. Мы узнаем о жизни и учении Сократа в основном из сочинений его учеников и друзей (философ Платон, историк Ксенофонт) или его идеологических оппонентов (комик Аристофан).    

Качественный сдвиг в истории европейской культуры связан с именем Сократа, суть которого хорошо передал Гегель в словах о том, что место оракулов заняли свидетельства духа индивидов. Сократ является основоположником философской этики, которая, в отличие от религиозной этики, рассматривает мораль как предмет, полностью входящий в компетенцию человека, в пределах его познавательных и практических возможностей. 

Чтобы выяснить теоретическое содержание, смысл и значение учения Сократа, необходимо прежде всего рассмотреть его взгляды в контексте общественно-политической истории и идеологической и духовной атмосферы Древней Греции в период его жизни и творчества.

Метод Сократа и миф Платона о пещере

Главный ученик Сократа, Платон (ок. 428-347 а. C.), в его знаменитой Аллегории пещеры (или Пещерный миф), рассказывает историю узника, который родился прикованным на дне пещеры, как и многие другие.

Недовольный своим состоянием, этот заключенный успевает освободиться, покидает пещеру и созерцает внешний мир.

Неудовлетворенный и испытывая сострадание к другим заключенным внутри пещеры, заключенный решает вернуться во враждебные глубины пещеры, чтобы попытаться спасти других заключенных.

Однако по его возвращении другие заключенные дискредитировали его, посмеялись над ним и в конце концов убили его.

С помощью этой метафоры Платон описывает путь Сократа в Древней Греции и то, что он понимает как роль философии.

Для него вопрос, предложенный философией Сократа, – это установка, которая заставляет человека воспринимать себя пленником мира явлений и пленником своих предрассудков и мнений.

Это беспокойство заставляет человека искать истинное знание, выход из пещеры. Понимая истину, озаренную Солнцем (истину), она становится свободной.

Платон говорит о роли философа. Философ – это тот, кто испытывает сострадание к другим, кто не удовлетворен знаниями для себя, и ему нужно попытаться освободить людей от тьмы невежества.

Трагический исход, представленный Платоном, связан с осуждением и осуждением его господина Сократа.

Метод Сократа, особенно ирония, в конечном итоге беспокоил влиятельных афинян, над которыми философ часто высмеивал. Разоблачение невежества могущественных греческих политиков приговорило Сократа к смерти.

Сократа обвиняли в нападении на греческих богов и искажении представления о молодежи. Он был признан виновным и приговорен к выпивке чашки болиголова (яда, вызывающего паралич и смерть).

Сократ удивил своих последователей и друзей, отказавшись бежать и принять осуждение. Среди этих последователей был Платон.

Философия Сократа

Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.

Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.

Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.

Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.

Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:

Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи

При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Сократовские школы

Мегара. Мегарики — Евбулид, Стильпон.

Они славились умением спорить, задавать дельные вопросы и опровергать любой ответ. От них пошло искусство спора — эристика. Сформулировали логические парадоксы: «Куча», «Лысый», «Лжец».

Кирена, сев. Африка. Киренаики — гедонисты, охотники до удовольствий — Аристипп, Гегезий.

Они развили субъективную сторону сократовской моральности. Сократ: человек должен сам определять свое поведение. Не моральный человек руководствуется внешними мотивами в своем поведении (так внушили, стремление хорошо выглядеть в чужих глазах и т.д.). Морально человек поступает тогда, когда делает что-либо по своей воле (идет на занятия или нет, но сам или еще, например, в транспорте — стоит какая-нибудь старушка, из последних сил еле-еле держится, а перед ней сидит молодой человек и не из последних сил сидит, а просто хочет сидеть – он делает зло, но он — морален).

Эти ученики собрались и решили, что надо жить в свое удовольствие. Если посмотреть на рекламу — там очень много призывов быть гедонистом: наслаждайся и т.д. Только деньги потрать и удовольствуйся.

Киники (циники), т.е. ведущие собачью жизнь.

Они считали, что надо жить в соответствии с природой, прежде всего, как собаки. (Диоген — бочка — это будка.) Вроде бомжей, и абсолютно свободны. Не мылись, пили из луж. Они стали посмешищем всей Греции.

Эти последователи Сократа не вышли за пределы его принципа, но был человек, который продвинул философию: не только дошел до целомудрия, но и познал истину. Это первый философ, от которого к нам дошли все его произведения. Поэтому начинать изучение философии с него можно по-настоящему — не надо реконструировать. Этот человек — Платон.

Предыдущая лекция | Следующая лекция

Примеры применения Сократического диалога в современном мире

Сократический диалог, разработанный древнегреческим философом Сократом, продолжает применяться для решения различных проблем и поиска истины в современном мире. Ниже приведены несколько примеров его применения:

1. Сократический диалог в образовании

Сократический диалог широко используется в образовательных учреждениях для развития навыков критического мышления у студентов. Преподаватели, следуя методологии Сократа, стимулируют учащихся к задумчивости, анализу и самоанализу. Этот подход способствует активной работе с информацией и формированию собственного мнения, развивает навыки рационального рассуждения и аргументации.

2. Сократический диалог в деловом мире

В современном бизнесе процесс принятия решений играет ключевую роль. Сократический диалог может быть использован для анализа и обсуждения сложных проблем и поиска рациональных решений. Руководители и сотрудники могут применять сократический подход для разрешения конфликтов, улучшения коммуникации и развития лидерских качеств.

3. Сократический диалог в западноевропейской традиции психотерапии

В западноевропейской психотерапии методы сократического диалога применяются для установления глубинных причин проблем пациента и помощи в разрешении этих проблем. Психотерапевты используют вопросы Сократа, чтобы помочь пациентам осознать свои мысли, чувства и убеждения, а также найти новый взгляд на свою ситуацию. Этот подход способствует развитию самосознания и позволяет найти решения, которые соответствуют индивидуальным потребностям пациента.

4. Сократический диалог как метод исследования

Сократический диалог может быть использован в качестве метода исследования в различных областях наук, таких как философия, социология, психология и многие другие. Этот метод позволяет исследователю задавать вопросы, развивать идеи, проводить анализ источников информации и получать новые знания. Сократический диалог способствует развитию научного мышления и помогает создать более глубокое понимание изучаемых явлений и проблем.

5. Сократический диалог в межличностных отношениях

Сократический диалог можно применять и в повседневных межличностных отношениях. Используя методику Сократа, можно установить глубокую и доверительную связь с другим человеком, прояснить недопонимания и разрешить конфликты. Сократический диалог позволяет оказывать эмоциональную поддержку, помогать другим людям осознать свои мысли и чувства, а также реализовать свой потенциал для роста и развития.

Приведенные примеры демонстрируют широкий спектр применения Сократического диалога в современном мире. Этот метод не только помогает решать сложные проблемы и искать истину, но и способствует развитию личности, мышления и коммуникационных навыков.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Сократ и познание

Сократ был выдающимся античным философом, который сделал большой вклад в область познания и истины. Его философская концепция имела глубокое влияние на развитие западной философии и предоставила фундаментальные принципы для познания.

Согласно Сократу, познание — это процесс активной и постоянной диалектической деятельности, в ходе которой мы приходим к пониманию истины. Сократ учил, что познание начинается с осознания нашей невежественности, и только через постоянный вопрос она может быть преодолена.

Сократ выдвинул метод познания, который называется «сократическим диалогом». Он основывается на задавании вопросов и критическом мышлении. Сократ считал, что истинное знание не может быть достигнуто без присутствия диалога и обмена идеями.

Его метод был направлен на раскрытие ошибочных представлений и достижение истинного понимания. Сократ верил, что только через взаимодействие и обсуждение мы можем продвинуться в своем познании

Он подчеркивал важность критического мышления и самосознания

Сократ учил, что истинное знание является всесторонним и может быть достигнуто только путем анализа и проверки идеи. Он проводил аналогию между своей философией и акушерством, утверждая, что он помогает «рождать» истину в умах своих учеников.

Сократ и его философская концепция познания и истины имели огромное влияние на западную философию. Его метод активного обсуждения и поиска истины стал основой для многих последующих философских школ и течений.

Итак, Сократ учил, что познание — это постоянный процесс диалектики и взаимодействия, который позволяет нам достичь истинного понимания

Его метод сократического диалога акцентировал важность критического мышления и обсуждения идей, что сделал его одним из величайших учителей истории

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

  • ирония – она встречается во всех его беседах, философ будто бы тонко насмехается над своим оппонентом. По этой причине «Диалоги», переданные Платоном, полны забавных сцен и веселых ситуаций. Однако смеется Сократ не просто так, а над людьми, которые слишком уверены в своих знаниях, а также крайне самонадеянны. Ирония философа направлена и на тех, кто слепо верен традициям, не признавая ничего нового;
  • гипотезы – Сократ в своих дискуссиях периодически строит какие-либо предположения, пытаясь доказать или опровергнуть их, а не просто ради создания спора и ведения полемики, как раньше поступали софисты;
  • дефиниция – крайне важна, поскольку прежде чем о чем-то беседовать, нужно четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначные. Без этого совершенно невозможно прийти к консенсусу.

Философская точка зрения

Сократ считал, что истинное знание возникает только в результате поиска и самоанализа. Он не верил в идеи общего знания, которое можно получить извне или просто запомнить. Для Сократа знание было процессом, требующим активного участия ума.

Сократ утверждал, что только те, кто задают вопросы, могут прийти к истине

В его философии большое внимание уделялось диалогу и дискуссиям, в которых люди могли выявить ошибки в своих мыслях и достичь более точного понимания

Важно было задавать правильные вопросы и осознавать свою невежество, чтобы обрести истинное знание

Сократ ставил целью развитие моральных принципов и познание себя. Он утверждал, что настоящий мудрец знает о своих ограничениях и невежестве. В своих диалогах Сократ обращался к внутреннему опыту каждого человека, пытаясь помочь им обнаружить свои недостатки и найти пути их исправления.

Сократ также выделял важность осознания того, что знание отнюдь не всегда совпадает с мнением большинства. Он считал, что истинное знание требует самостоятельного рассуждения и размышлений, не подверженных внешним влияниям

Чтобы достичь истинного знания, необходимо критически оценивать свои собственные убеждения и открываться для новых идей и точек зрения.

Из чего состоит метод Сократа

В диалогах Платона можно выделить повторяющиеся компоненты, на которых и основан метод Сократа.

Вопросы и ответы

Сократ не читает собеседнику лекцию и ничего не объясняет, он задаёт ему вопросы. Некоторые из них — открытые, то есть предполагают развёрнутый ответ. Другие же представляют из себя утверждения, с которыми собеседник не может не согласиться. Их последовательность тщательно продумана. Сократ шаг за шагом разбирает утверждения оппонента с помощью примеров и уточнений, проверяет их на прочность. Уорд Фарнсворт отмечает, что на определённом этапе сократический диалог превращается в перекрёстный допрос: «Согласен ли ты с утверждением А?», «Готов ли ты принять утверждение Б?»

Эленхос

Наводящие вопросы и ответы на них помогают философу применять технику эленхос — это греческое слово означает «опровержение» или «испытание». Суть в том, что, побудив собеседника согласиться с одним утверждением, Сократ предлагает ему следующее, такое же неоспоримое, но конфликтующее с первым. А затем озвучивает противоречия между ними — если два утверждения несовместимы друг с другом, значит, какое-то из них неверно. Причём получается, что Сократ не спорит с утверждениями оппонента и не заявляет, что тот не прав, а лишь демонстрирует, как собеседник противоречит сам себе.

Майевтика

В диалоге «Теэтет» используется термин майевтика, означающий «повивальное искусство». С помощью эленхоса и наводящих вопросов Сократ помогает собеседнику «родить» знание — сгенерировать новую идею, которая ранее не приходила ему в голову. Возможно, эта идея тоже не выдержит испытания вопросами и аргументами. Но майевтика подразумевает, что философ позволяет идее развиться, тщательно разбирается, что же собеседник хочет сказать, и только потом применяет инструменты критики.

Сократический метод[]

Файл:David, The Death of Socrates.jpg

Давид. «Смерть Сократа»

Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

Это можно проиллюстрировать на примере рассуждении из диалога Платона «Лахет». Этот диалог посвящён выяснению понятия мужество. «Так как мужество есть частный вид добродетели, то следует сначала выяснить, что такое сама добродетель, а потом перейти к приведению примеров мужества, и на основании их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели». Сократ предлагает представить определение мужества, которое охватило бы все частные виды мужества. В ходе беседы и приведения примеров выясняется, что определение мужества через понятие стойкость «никак не проясняет существо вопроса». Также не даёт ничего для решений спроса определение мужества через мудрость. Выясняется, что мудрость — это знание опасного, но ведь в разных областях жизни опасность формулируется по-разному. В диалоге «Лахет» так дело и не доходит до решения вопроса по существу.

Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Большее развитие диалектика Сократа получает в диалоге «Гиппий Больший» Платона, посвящённого выяснению понятия прекрасного. Используя свой метод, Сократ посредством различных определений прекрасного, часто различных и противоположных, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

Вера в нераздельность добра и знания

Сократ верил в нераздельность и ценность знания и добра. Поступать благочестиво и мужественно невозможно, если человек не знает, что такое благочестие и мужество. Поступок имеет моральный смысл только в том случае, если совершающий его человек поступает по внутреннему убеждению, осознанно. Если же, например, поступая хорошо, он делает так потому что так принято и все делают так, то в случае если вдруг все станут вести себя плохо, причин становиться добродетельным просто не будет.

В таких важных вопросах, как добро, истина, полагаться на мнение большинства нельзя, нравственные нормы, по мнению Сократа, должны быть независимыми.

Критические замечания об афинской демократии как большинстве, мнению которого не стоит доверять, и практике решения важных государственных вопросов были приняты во внимание во время суда над Сократом, который закончился его казнью. Философия Сократа находится между объективизмом досократиков и субъективизмом софистов

Душа человека, его сознание, подчиняются собственным законам, которые не являются произвольными, как это пытались доказать софисты. У самопознания есть собственный, внутренний критерий истинности – если добро и знание тождественны, то человек становится лучше, идя по пути познания себя

Философия Сократа находится между объективизмом досократиков и субъективизмом софистов. Душа человека, его сознание, подчиняются собственным законам, которые не являются произвольными, как это пытались доказать софисты. У самопознания есть собственный, внутренний критерий истинности – если добро и знание тождественны, то человек становится лучше, идя по пути познания себя.

Знаменитую надпись над входом в храм Дельфийского оракула «Познай самого себя» Сократ воспринимал как призыв к моральному совершенствованию, в этом он видел религиозное благочестие.

Согласно Сократу, то, что бессознательно – всегда плохо, хорошо же то, что истинно морально (то есть является благом). Истинно моральное – всегда обладает сознательностью, и то, что сознательно – хорошо.

Если человек поступает плохо, это происходит потому, что ему неизвестно, как на самом деле нужно поступать. Когда его душа очистится от лживых предрассудков, в ней проявится естественная склонность к добру и любви.

Не зная добродетели, невозможно хорошо поступать, не зная любви, невозможно любить по-настоящему.

Жизнь и философская концепция

Сократ был одним из величайших древнегреческих философов, жизнь которого прошла в Афинах в V веке до н.э. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, поэтому его мысли и идеи дошли до нас в основном через его учеников, в частности, через Платона.

Философия Сократа не сводилась к абстрактным теориям или тонким умозаключениям, он стремился донести свои идеи через общение с людьми на уровне повседневных разговоров. Он верил, что единственный способ достичь истины — это задавать вопросы и подвергать принятые идеи сомнению. Его знаменитым приемом было «сократическое диалогическое исследование», когда он задавал вопросы с целью привести собеседника к новым взглядам и пониманию.

Центральная идея Сократа заключается в том, что знание и истина являются внутренними качествами каждого человека. Он утверждал, что люди могут обладать знанием, которое они достигают через размышления и самопознание. По мнению Сократа, истина скрыта внутри каждого из нас, и мы должны лишь научиться обращаться к своему внутреннему знанию, чтобы обнаружить истину.

Философия Сократа также уделяла внимание этике и морали. Он считал, что главной целью человеческой жизни является стремление к добродетели и мудрости

Человек должен заботиться о развитии своей души, а не просто своих материальных потребностей.

Сократ провозгласил известное утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю». Он понимал, что истина недостижима в полной мере, и что знание всегда ограничено и относительно. Это открытая позиция позволяла ему продолжать изучать истину и развиваться в своих мыслях.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
Участники спора находят истину.
В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Like this post? Please share to your friends: