белый пароход

“(ПОСЛЕ СКАЗКИ)

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь”. Чингиз Айтматов, “Белый пароход”

На днях разбирала с дочкой повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”.  Приходит она ко мне расстроенная:  “Мам, ну я просто не понимаю это произведение! Странное оно какое-то, непонятное, а нам еще по нему писать сочинение!” Ну что делать… на мой взгляд, нет ничего хуже, когда ты чего-то не понимаешь, говорю ей: “Садись, рассказывай”, – думаю: “Послушаю ее, пока тут на кухне хлопочу”.

По мере того как я слушала, все заботы остались далеко позади и в какой-то момент я поняла, что плачу, да что там… заливаюсь слезами. Стали говорить – время от времени меня душили слезы. Анечка с удивлением и недоверием смотрела на меня (Уж не знаю, что она там себе думала, но наверняка не всякая мама станет рыдать над непонятной повестью. В последствии моя сноха и психолог по совместительству сделала резюме: “у тебя разыгрались гормоны). Не знаю… может и так. Мы говорили о “Белом пароходе”.

Меня поразило то, о чем думали люди, составляющие программу по литературе для 7 классов, о чем думают сами педагоги? Насколько ясно и адекватно ребенок в 13-14 лет способен понять эту повесть, в которой показана жизнь с ее самой жестокой стороны: одиночество, беззащитность  и отчаяние ребенка, у которого и имени то нет во всем этом повествовании, который, не справившись с “реальностью” жизни, добровольно ушел из нее в 8 лет? Мне по-настоящему это непонятно. Как непонятно и то, чему мне нужно учить своего ребенка? Не вникать в суть таких вот произведений, не принимать близко к сердцу, с детства учить делать ее “на отвали”, сознательно учить черствости..?

Мой брат сказал мне, что Чингиз Айтматов – писатель-реалист – тот, кто описывает реалии жизни, затрагивая самые глубинные проблемы человеческой души. И я соглашаюсь с ним, потому что помню, что “писатель – это сверхчувствительная клетка в организме, канарейка в шахте”, но мне пока не очевидна необходимость  знакомить ребенка таким образом с этой самой реальностью… Воистину, “буква убивает”.

Ведь чтобы научить ребенка чувствовать и воспринимать этот мир, ощущать себя его частью, а не просто потребителем, не обязательно сразу тыкать душой лицом в грязь и боль. Я часто вспоминаю своего учителя литературы. Она сама формировала нашу программу, зачастую под свою ответственность заменяя одни произведения другими, зная, что мало кто будет из учеников читать что-то, посвящала уроки тому, чтобы читать нам вслух – Шукшина, Лиханова, Токареву. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминая те произведения, что она нам читала, я понимаю, насколько мудрым и чутким человеком она была тогда, в сущности молодая женщина,  значительно моложе меня теперешней. Так что же происходит такое вокруг, что делается с нами?..

Что сделала я? Постаралась прожить “Белый пароход” вместе с дочкой. И когда я прочитала ее сочинение “Одиночество кордона”, я поняла, что “….надежда не постыжает…”

“Одно лишь могу сказать теперь – ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение. И в том еще, что детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: “Здравствуй, белый пароход, это я!”

Чингиз Айтматов, “Белый пароход”

Рубрика: родительская (сторгэ). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)