Мудрость Демокрита: о важности воображения

Демокрит, философ-материалист

Биография[править]

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться.
Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Сочинения и доксография[править]

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

Психология и теория ощущений

Душа (псюхэ) тождественна с разумом (нусом) и состоит из тончайших сферич. атомов «огня», проникающих в любые межатомные промежутки и обладающих наивысшей подвижностью. Между любыми двумя атомами тела находится атом «души», приводящий их в движение. Смерть характеризуется «рассеянием» индивидуальной души, но сами по себе атомы «души» бессмертны; слабая степень сознания присуща даже трупам и неживому (см. Гилозоизм). Все чувственные восприятия Д., по Аристотелю, сводил к осязанию, т. е. к контакту между воспринимающими атомами души и «истечениями» от предметов. Все тела постоянно излучают материальные снимки, или «образы» (εἲδωλα), которые отпечатываются на воздухе между объектом и глазом; этот отпечаток, подобно волне, проникает в глаз и передаётся в мозг. Цветовые ощущения обусловлены различиями в форме и комбинации атомов. Звук вызывается «раздроблением» воздуха внутри тел на атомы одинаковой формы под воздействием звуковой волны. Вкусовые ощущения также сводятся к формальным различиям: ощущение кислого вызывают «угловатые» атомы, сладкого – «круглые» и т. д. Помимо пяти чувств Д. признавал существование экстрасенсорного восприятия «у бессловесных животных, мудрецов и богов». Любые фантастич. образы, возникающие в сознании (в т. ч. во время сна), – реальны. Реинтерпретируя в терминах атомистики нар. веру в «демонов», носящихся в воздухе, Д. рассматривал их как атомные «истечения»-образы, проникающие через поры в человека (особенно ночью и при экстатич. состояниях); они могут предсказывать будущее и оказывать на людей благотворное или злотворное влияние. По некоторым свидетельствам, эти образы проникают в «наш мир» из космич. пространства – благодаря им возникли древние представления о богах.

Атомистическая космогония

(включая происхождение живых существ и ранние стадии человеческой культуры) излагалась в «Большом Мирострое» и «Малом Мирострое» (первый из них только Аристотель и Теофраст приписывали Левкиппу). На первой стадии происходит обособление скопления атомов в «великой пустоте» (т. е. пространстве одного мира, части «бесконечной пустоты»), на второй стадии «в силу необходимости» возникает вихрь, действующий как сепаратор: крупные атомы собираются в центре вихря (будущая Земля), мелкие «выталкиваются» на периферию (огненное вещество небесных светил), «подобное стремится к подобному», как при просеивании семян через сито. Традиц. четыре элемента, т. о., сводятся к агломератам атомов равного размера, но разл. формы, и, как и у Анаксагора, представляют собой «панспермии» (наборы всевозможных семян-веществ). Весь космос (по аналогии с ростом живых существ) заключён в «оболочку», в центре находится «барабанообразная» Земля, на самой удалённой орбите – Солнце, на самой близкой – Луна, между ними – планеты. Первые живые организмы зародились из ила по мере высыхания влажной земли. По закону исономии нет оснований считать, что наш мир – единственный: в бесконечном пространстве их должно быть бесконечно много, причём одни их них подобны, другие отличны от нашего. В течение бесконечного времени в разных частях Вселенной миры возникают, растут и погибают, сталкиваясь между собой при расширении. В частности, вспышки эпидемий объясняются проникновением в земную атмосферу атомных потоков из погибших миров.

Происхождение и развитие человеческой культуры по Д. предположительно реконструируются на основании соч. Диодора Сицилийского (I, 7) (согласно гипотезе Райнхардта, этот пассаж через Гекатея Абдерского восходит к Д.). Изобретение жилища, одежды и т. д. выводится из «нужды» и «стремления к пользе», в искусствах и ремёслах человек подражал природе и животным (пауку – в ткачестве, ласточке – в домостроительстве и т. д.). В теории происхождения языка Д. предполагал постепенное развитие от стадии «невнятности» к членораздельной ясности и рассматривал язык как чисто конвенциональную систему знаков («по установлению»), ссылаясь на существование омонимии, синонимии, переименования и отсутствие строгого аналогизма в словообразовании.

Этика

Д. ориентирована на психологич. эвдемонизм, её ключевое понятие – эвтюмия, «благорасположение духа», выражающее идею душевного комфорта, – трактовалось в одноим. этич. трактате. Иногда это идеальное состояние описывается в негативных терминах как «безмятежность» или «невозмутимость». «Судьбы» (тюхэ) не существует, человек обладает свободой воли (несмотря на атомистич. детерминизм в физике), никакие внешние условия не могут сделать его несчастным. Душевный покой достигается избавлением от глупых желаний и неоправданных надежд, преодолением страха смерти и загробного наказания (основанного на ошибочных представлениях о мире и божестве), предпочтением духовных ценностей материальным, неизменным следованием традиц. греч. этич. идеалу «меры». Жизнь философа имеет особую регламентацию: философ отказывается от деторождения, не участвует в обществ. делах, найти причину одного явления для него ценнее, чем получить персидский престол, он – гражданин мира.

В области политики Д. даёт гл. обр. практич. наставления. Бедность при демократии настолько же предпочтительнее богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства. Интересы полиса – превыше всего, т. к. при его гибели гибнет всё. Законы благотворны для людей, только если они добровольно им подчиняются: как чисто внешнее принуждение, закон не может запретить грешить втайне. Отсюда постоянные апелляции Д. к нравств. воспитанию граждан, к совести, «стыду перед собой», к «закону в душе», запрещающему «совершать неподобающее». Богатые должны делиться с бедными, бедные – не завидовать богатым, т. к. «согласие» граждан – залог общего спасения. Зависть приводит к революциям и гражд. войнам, но в гражд. войне не может быть победителей, т. к. выигравшие её проигрывают наравне с побеждёнными. Т. о., достигший состояния эвтюмии (и свободный от зависти) становится не только источником радости для самого себя, но и залогом социального мира.

Связанные цитаты

По соглашению сладкое — это сладкое, по соглашению горькое — это горькое, по соглашению горячее — это горячее, по соглашению холодное — это холодное, по соглашению цвет — это цвет. Но на самом деле есть атомы и пустота. То есть предметы чувств предполагаются реальными и их принято считать таковыми, но на самом деле они не таковы. Только атомы и пустота реальны.

Сладкий существует по условности, горький по условности, цвет по условности; но на самом деле существуют только атомы и пустота

«По условности есть цвет, по условности сладость, по условности горечь, а на самом деле есть атомы и пустота», — провозгласил Демокрит. Вселенная состоит только из атомов и пустоты; все остальное — мнение и иллюзия. Если душа и существует, то она тоже состоит из атомов.

Демокрит иногда устраняет то, что кажется чувствам, и говорит, что ничто из этого не является согласно истине, но только согласно мнению: истина в реальных вещах состоит в том, что есть атомы и пустота. «Условно сладкий, — говорит он, — условно горький, условно горячий, условно холодный, условно цветной, но на самом деле атомы и пустота».

По условности есть сладкое и горькое, горячее и холодное, по условности есть порядок. На самом деле есть атомы и пустота.

Я вижу себя бесцветным. Я могу играть роль мужчины. Я могу покрасить лицо в белый цвет, если захочу, и играть роль белого. Я могу играть зеленым, могу быть фиолетовым. Я думаю, что у меня есть такая структура и такое отношение, когда я могу играть животное. Если вы думаете в цвете, то все вокруг вас будут думать в цвете, и это накладывает ограничения на то, как вы думаете. Я так не думаю. Многие роли, которые я играю, — это роли, которые может сыграть мужчина или человек любого цвета кожи.

Я думаю, что жизнь слишком сладка, чтобы быть горькой.

Помните также: за неугомонно текущим электричеством жизни стоит конечная реальность — Пустота. Ваше собственное сознание, не сформированное ни во что, имеющее форму или цвет, по своей природе пусто. Последняя Реальность. Все хорошо. Все Мирное. Свет. Сияние. Движение — это огонь жизни, из которого мы все произошли. Присоединяйтесь. Это часть вас.

Проповедник, говорящий, что сладкая жизнь состоит из горьких частей, более или менее говорит тем, кто пришел оплакивать подростковое самоубийство, что это всего лишь один горький ингредиент в сладости, предопределенной благожелательным богом. На что мне хочется потрясти кулаком и сказать: в этом нет ничего сладкого. Это только горько.

Несмотря на все разговоры о горечи и предвзятости в американской политике, действительно ли она такая ожесточенная и предвзятая? Подумайте об американской истории. Вспомните Джозефа Маккарти. Подумайте о новых левых. Вспомните Макговерна. Вспомните Рейгана. Вспомните Джорджа Уоллеса. У нас было ужасно много настоящего экстремизма на обоих флангах.

Мое понимание (конечно, я не философ и не ученый) аспекта теории цвета Гете состоит в том, что он чувствовал, что цвет возникает из напряжения между светом и тьмой. Я думаю, что это очень уместно, когда вы думаете о цвете, который я снимаю.

Все вещи пусты. Так как же могут быть какие-то омрачения, если все пусто, когда ты сам пуст? Есть только пустота. В пустоте есть только сияющий, совершенный ясный свет реальности.

Я думаю, что рецензенты сексисты… Это не должно звучать горько, но я думаю, что вы, скорее всего, получите критический удар, если вы женщина. Я просто думаю, что это факт. Я действительно думаю, что женским голосам вообще придается меньшее значение.

Я тоже часто сморщу серые клочки, Нюхаю их и думаю, и снова нюхаю, и пытаюсь Еще раз подумать, что это я вспоминаю, Всегда напрасно. Я не могу любить этот запах, Но лучше я откажусь от других, более сладких, Без смысла, чем от этого горького.

Я думаю, что есть место для аутентичной соул-музыки с изюминкой. Я думаю, что есть люди, выросшие на Motown и Стиви Уандере, которые до сих пор могут ценить Future, Drake и все эти разные вещи, но и для этих людей не должно быть пустоты.

Опыт жизни очень горький. это сладко только в воображении. В реальности он очень горький. Он сбежал из дворца, и от женщин, и от богатства, и от роскоши, и от всего.

Эпистемология

Д. движется в русле выдвинутой элейской школой дихотомии мнения и знания и гераклитовского релятивизма в отношении феноменального мира. Противопоставлению того, что существует «доподлинно», «в реальности», тому, что существует лишь в субъективном представлении, или «условно», соответствуют два вида познания – «подлинное» (или «законнорождённое», γνώμη γνησίη) и «тёмное» (или «незаконнорождённое», γνώμη σϰοτίη), т. е. теоретич. разум и чувственное восприятие, причём разум выступает как шестое чувство, которое видит и слышит там, где ощущения слепы. Разум даёт «точное знание», ощущения – лишь «привтекающее мнение», обусловленное психофизич. состоянием индивида. Все чувственные качества субъективны, следовательно, картина мира, передаваемая ощущениями, – театральная декорация или бредовое наваждение (обыденное сознание как «сумасшествие»), «человек отрезан от реальности», «истина погребена в глубине». Но в отличие от скептиков Д. не сомневается в том, что «истинная реальность», скрытая за феноменами, существует и познаваема: это атомы и пустота. Возможно, позднее эмпиризм ионийской школы взял верх в Д.: в более позднем, чем «Каноны» (осн. логико-эпистемологич. трактат), соч. «Преодоления» ощущения дают «подтверждения» или «удостоверения» того, что постигается разумом.

Литература[править]

Тексты и переводыправить

  • Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. — Баку, 1946.
  • Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. 664 стр.

Исследованияправить

  • Асмус В. Ф. Античная философия
  • Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
  • Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208.
  • Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук. — 1918. — С. 2285—2306.
  • Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180.
  • Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947.
  • Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201.
  • Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302.
  • Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э. Ис

Атомы и пустота

Согласно Аристотелю, атомистич. учение Д. возникло в ответ на аргументы элейцев против движения и множества. Элейцы утверждали, что движение и множественность бытия (понимаемого как «полное») невозможны без разграничивающей его пустоты, отождествлявшейся ими с небытием. Согласно сформулированному Д. принципу равновероятности, или исономии, бытие (полное) ничуть не более реально, чем небытие (пустое). Вместо единого сущего Парменида имеется бесконечно много сущих в бесконечной пустоте, причём каждая частица бытия «неделима» (атомон). Атом неделим в силу своей физич. плотности и непроницаемости (отсутствия в нём пустоты). Атомы вечны (безначальны и неуничтожимы), не подвержены изменениям, лишены чувственных качеств, их субстанция («природа») абсолютно однородна. Они различаются только величиной, формой, а также (в соединениях) «контактом» и «поворотом» (или «порядком» и «положением», по Аристотелю). Атомы могут механически соединяться между собой путём «сцепления» или «переплетения» и временно «сопребывать», пока внешняя необходимость (ананкэ) не рассеет их. Согласно сформулированному Д. закону сквозной причинности, «ничто не происходит беспричинно (или «спонтанно», μάτην), но всё в силу некоторого основания и под действием (внешней) необходимости» (у Иоанна Стобея этот фрагмент приписывается Левкиппу). Подобно тому как из одних и тех же букв можно составить трагедию или комедию, так всевозможными комбинациями атомов порождается всё многообразие чувственного мира. По-видимому, атомы обладают «весом», пропорциональным их величине, но не обладают «тяжестью», которая побуждала бы их «падать» в пустоте (как атомы Эпикура). Т. о., атомам скорее всего свойственно беспорядочное движение во всех направлениях, обусловленное исключительно соударением и отскакиванием («распрей», по выражению Д.). Пространство Д. отождествлял с пустотой, а время считал субъективной фикцией.

Like this post? Please share to your friends: