Философия Парменида: путь к истине

Природа бога в понимании августина блаженного

Введение 2.1. Цель работы

Введение.
Философия – древнейшая наука, и в то же время молодая, потому что её знания и идеи никогда не устаревают. Одной из двух крупнейших ветвей философии, а именно античной, является – древнегреческая философия. Она возникла в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовала до самого конца античности. Одними из выдающихся философов того времени были представители школы элеатов, занимавшиеся философией бытия. К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Мне показались очень интересны размышления Парменида о бытие, и я решила рассмотреть его идеи более подробно.
Цель работы: выявить суть идеи бытия предложенного Парменидом на примере сочинение «о Природе» её актуальность для специалиста по связям с общественностью
Задачи:
• изучить сочинение Парменида «о Природе»;
• проанализировать критическую литературу по данной теме;
• структурировать материал;
• оформить результаты исследования.
Объект исследования – идея бытия Парменида
Предмет исследования –сочинение «О природе»

Диоген Лаэртский О Пармениде

Слушателем Ксенофана был Парменид Элейский, сын Пирета (а сам Ксенофан – слушателем Анаксимандра, как сказано в “Обзоре” Феофраста). Однако хотя он и учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию, сыну Диохета (так говорит Сотион), человеку бедному, но прекрасному и благородному; и ему он следовал гораздо ближе, а по смерти его воздвиг ему святилище, так как сам был родом знатен и богат: Аминий, а не Ксенофан обратил его к душевному миру.

Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине. Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум – одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в “Физике”, где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое – на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте:

…Все тебе должно уведать:
Истины твердое сердце в круге ее совершенном,
Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды 12.
Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, – говорил он, – точности нет. Вот его слова:

Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный
Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным,
И языком, – будь лишь разум судьей многоспорному слову!
Потому и Тимон говорит о нем:

Высокоумную мощь Парменида, чуждателя мнений,
Освободившего мысль из обманного воображенья.
Это о нем написал Платон диалог, озаглавленный “Парменид, или Об идеях”.

Расцвет его приходится на 69-ю олимпиаду. По-видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда одно и то же светило
(так говорит Фаворин в V книге “Записок”; иные приписывают это Пифагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагорово).
Говорят, что он и законы дал для сограждан (так сообщает Спевсипп в книге “О философах”),
и первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе (так сообщает Фаворин в “Разнообразном повествовании”).

Был также и другой Парменид – ритор, сочинитель учебника.

Книги:

“”

Главная

Античная философия:
Размышления Марка Аврелия |

История и государство |
Греко-римские мифы |
Древние языки |
Книги

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений об учении Парменида:

На русском языке: философия греческого мудреца Парменида;

На английском языке: Parmenides.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец – Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 22.03.2024

Концепция Парменида

Что касается философского учения Парменида, то его хорошо отражает тезис: «Бытие есть – небытия нет». Сам Парменид говорил о тождественности того, что реально существует и того, что только лишь мыслится. Есть мнение, что своей философией Парменид хотел опровергнуть философские тезисы о противоречивости мира и его
сущности. Парменид утверждал, что противоречие невозможно. И опровергал всякие гипотезы о множественности или скоротечности бытия. Парменид, как и большинство философов Древней Греции полагал и провозглашал факт рациональности дающей истинное знание, а фактор чувственности отвергал, как критерий получения истинного знания.

Концепция бытия Парменида

Парменид строит глубокий философский конструкт, основная идея которого – бытие. Парменид способом логики, дедуктивным методом откидывает неверные положения встречающиеся ему на пути к истине. Сначала он говорит, что есть либо бытие либо небытие, позже уже утверждает, что есть только бытие, а небытия нет. Но тем не менее, еще позднее говорит, что бытие – свет в системе небытия.

Парменид создал фундамент древнегреческой онтологии в общем. Мысль, согласно Пармениду, есть путь мысли к самой себе. В этой связи Парменид отождествляет понятие мысли с ее сущностной значимостью. То есть, мысль есть то, о чем она.

Некоторые современники и критики, изучающие философские учения Парменида, полагают, что его учение о бытии, как и большинство составляющих в его философии противоречат некоторым элементам его же учения. Мало того, Парменида некоторые относят к материалистам, говоря о том, что мышление в философии Парменида определяется не только, как некий критерий существования всего, но и как тождество сторон, то есть мышление и существование.

Так же, бытие философ определяет, как неподвижное, определенное в пространстве и телесное, следовательно, – материальное (как можно было бы подумать). Все же, Парменид ставит на первое место мышление, его понятийно-бытийный аспект. И в этой связи Парменид – больше идеалист, нежели материалист. По поводу последнего утверждения философское сообщество ведет споры.

Космологическое и физическое учение Парменида сродни аналогичным учениям представителей : Анаксимандра и Анаксимена. Земля – центр всего, о ней напрямую не говорится, а лишь вскользь упоминается, в середине расположено частично огненное кольцо, сверху кольцо из чистого огня и снизу кольцо тьмы. Все остальные аспекты космологического и природного учений – суть являют лишь в большей степени чисто гипотетическую составляющую из догадок и предположений философа.

Но тем не менее, необходимо сказать, что Парменид первым предложил гипотезу о том, что Луна лишь отражает свет Солнца и самостоятельно не способна излучать его. Так же, Парменид утверждал, что наше внутреннее состояние в какой-то степени зависит от физического, т.е. нашего здоровья и от состояния в котором находятся наши внутренние органы. Парменид считал что, что вещество и пространство неотделимы друг от друга.
Парменида иногда называют отцом греческой метафизики.

Парменид старался четко разграничивать «Путь Истины» (Путь знания) и «Путь мнения».

О бытии (по следам Парменида)

Систематизация и связи

Онтология

Натурфилософия

Не преследуя цели исследовать философское наследие Парменида, в качестве отправной точки для размышления о бытии (и небытии) будут кратко рассмотрены некоторые тезисы, изложенные на странице Вики, посвященной великому древнегреческому философу. 

«Бытие есть, а небытия — нет». Долгие годы регулярных рефлексий над главными онтологическими понятиями привели меня к выводу о том, что данная формулировка — наилучшая, и никаких иных смыслов небытия, кроме этого, абсолютного, нет. Небытие, как ноль, можно формально добавлять в любом количестве к чему угодно, но это не изменит ничего. И все, что отлично от полного небытия, является и бытием, и непосредственным доказательством бытия одновременно («помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём»).

Из основного тезиса также очевидно следует и то, что «Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее». С вечным настоящим бытия (иными словами, абсолютное стоячее время бытия) вполне можно согласиться, так как здесь речь идет не о времени каких-либо физических объектов, больших и малых, а об абстрактном бытии, то есть о вместе взятой совокупности любых объектов реальности. Однако далее следует весьма спорное (для нашего времени, разумеется) предположение, что бытие «неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара», так как здесь уже прослеживается переход к сугубо физическим свойствам. В связи с этим возникают некоторые нижеследующие соображения.

Почему вообще идея реальной бесконечности нам кажется куда более противоречивой или неестественной, чем представление о конечности? Когда мы воображаем сущее как нечто конечное, мы неминуемо принимаем утверждение о его границах. Но что это за границы и что находится за ними? Мы автоматически постулируем ту область, которой не можем дать никакого содержания. Некое недо-небытие, которое не может являться истинным небытием, а значит может быть только ино-бытием. Если «Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»), то все, что мы помыслим за границами утверждаемого бытия, так же будет бытием, ибо было помыслено. Таким образом, при всей невозможности осознания нами бесконечности, она остается наиболее логичным следствием абсолютности бытия. Кроме того, принятие бесконечности (Мультиверс) в перспективе как раз снимает проблему «тонкой настройки» и вероятности возникновения жизни.

Другие заявленные Парменидом свойства бытия также требуют отдельного внимания. Если мы ничего не можем сказать о степени совершенства бытия, так как у нас нет ни критериев, ни шкалы, ни других объектов для сравнения для соответствующего вывода, то постулат о неподвижности все же можно принять на том основании, что бытие является понятием с предельным содержанием, поэтому если какая-то часть бытия и перемещается относительно другой части, то относительно самого себя бытие перемещаться не может, ибо если ему есть куда перемещаться, то следовательно там тоже бытие, и перемещались только части относительно друг друга.

Что касается однородности бытия, то здесь, на мой взгляд, тоже не все так просто. С одной стороны, бытие безусловно однородно в плане своего первородного свойства — быть («Бытие одно, и не может быть двух и более «бытий»), и при таком понимании утверждения с ним можно согласиться. С другой стороны, утверждение, что «Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если бытие имеет части, значит части отграничены друг от друга — Небытием (его нет)», вызывает некоторые возражения.

Отчего формы бытия не могут быть разнородны до неслиянности и выступать той самой границей друг другу без участия небытия? Более того, мне кажется, что только существование как минимум двух предельно разнородных форм единого бытия является условием того, что мир представлен большим числом качеств, чем просто «быть». Разнородность бытия может быть представлена, например, пространством и энергией нашего мира. Однако если смотреть на «проблему двух бытий» глазами Парменида, то его претензия к требованию границы в форме небытия является ровно той же, что и претензия к одному ограниченному (чем же?) бытию, что возвращает нас к вопросу о бесконечности. 

PS Комментарии читаю все, но отвечаю выборочно и по возможности. 

Latifa_Schwalbe, 24 Ноябрь, 2023 – 20:59

Влияние философии Парменида

Об учении Парменида о бытии:

«Бытие есть, небытия нет».

«Бытие неподвижно, недвижимо, его никто не создавал, оно было всегда, однородно, совершенно, ограничено и имеет форму сферы».

В более приземленном смысле бытие определяется как наше мышление обо всем. Например, есть стол и есть бытие стола (т.е. наше представление о данном объекте на некотором расстоянии от себя).

Влияние философии Парменида ощутили Зенон, Платон и Мелисс. Парменид, как уже говорилось, открыл новую эру в изучении знания; аналогию с его концепцией бытия часто можно увидеть в работах выдающихся мыслителей современности. Сам Парменид находился под влиянием философии Ксенофана.

Что касается философской доктрины Парменида, то она хорошо представлена тезисом «Бытие есть — небытие не есть». Сам Парменид говорил о тождестве того, что действительно существует, и того, что только мыслится. Считается, что Парменид в своей философии воспринял философский тезис Гераклита Эфесского о противоречивой природе мира и его и сущность мира. Парменид утверждал, что противоречие невозможно. И он опроверг все гипотезы о множественности или непостоянстве существования. Как и большинство древнегреческих философов, Парменид принимал и провозглашал тот факт, что рациональность дает истинное знание, и отвергал чувственность как критерий получения истинного знания.

Начало истины: откровение Парменида

Парменид отвергал идею изменчивости и множественности бытия. По его мнению, мир состоит из непрерывного и неразделяемого единства, вечно неизменного и запретного для нашего мышления. Все существующее является одновременно и неподвижным, и совершенным. Он утверждал, что абсолютная истина доступна только разуму и не может быть познана нашими чувствами.

Согласно учению Парменида, путь к познанию истины лежит через логику и разум. Только через анализ мышления и размышления мы можем понять, что все эти противоречивые и множественные вещи – это лишь мир проекций и иллюзий, а истина скрыта в неподвижности и нераздельности.

Следуя этой концепции, Парменид ввел понятие «Бытие» – неизменную реальность, которая противоположна понятию «Не-Бытие» или «несуществование». Каждая вещь или идея существует только в определенном статусе «Бытия», иначе она просто не существует.

Таким образом, откровение Парменида заключается в том, что истины не может быть доступна для нашего ощущения, но может быть открыта разумом, через логику и размышление. Способ существования бытия – это путь постижения абсолютной истины, которая скрыта за иллюзиями и противоречиями мира.

2.3. Основной источник информации по теме

«Фрагменты ранних греческих философов» (часть 1)
Эта книга интересна и написана весьма на понятном языке. Она может быть познавательна и полезна как научному деятелю в области философии, так и рядовому читателю. Если ранее человек не обладающий специальной филологической подготовкой сталкивался с трудностями поиска фрагментов в многообразии литературы, то в этом сборнике воедино собрана практически вся информация. В основу положены популярные собрания Дильса – Кранца и пополнены за счет включения в собрание большого числа нового материала.
Так же большим плюсом для книги является большое число косвенных свидетельств. Но тут же и минус в том, что эти свидетельства весьма не равнозначны по своей ценности и сталкиваешься с проблемой не совпадения фактов и, следовательно, происходят затруднения с окончательным вариантом.

3.1.2 Текст части

С Парменида “началась философия в собственном смысле этого слова” (Гегель).
ПАРМЕНИД Элейский (вторая половина 6 — начало 5 в. до н.э.)
одна из важных фигур в истории древнегреческой философии.
Парменид родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Родом из южно-италийского города Элея. Данные связанные с его рождением достаточно противоречивы. Существуют упоминание о том, что его акмэ приходится на 504-501 гг. до н.э., т.е. следовательно Парменид оказывается практически ровесником Гераклита. Так же, Платон сообщает, что 65-летний Парменид беседовал с юным Сократом, а это означает, что Парменид был намного моложе и Гераклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 г. до н.э

Мнение Платона подтверждает и свидетельство о том, что Парменид был одно время учеником Ксенофана.
Не маловажно, что он был представителем элейской школы. Эта школа древнегреческой философии 6—5 вв

до н. э. Основатель — Ксенофан Колофонский. Элейская школа впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувственному восприятию (и чувственно-воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Элейская школа впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. Оно понимается Элейской школой как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение. В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.
Так же, помимо философии Парменид, занимался законодательством.
Созерцательная жизнь не мешала Пармениду участвовать в политических делах и даже установить такие законы в Элее, что “власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида” (Плутарх).

Критерии познания

Парменид противопоставляет бытие («есть») и небытие («не есть») и особенно нападает на тех, кто не делает различия между этими двумя видами бытия и утверждает, что «то, что не есть, есть». В этом контексте он утверждал, что «мышление возможно только в отношении того, что есть; истинное знание возможно только в отношении истинного бытия, в котором мышление обретает свое истинное содержание». В некотором смысле, истинно мыслить — значит быть истинным существом. «Само бытие есть истинное бытие, открытое только для истинного знания», — утверждал он.

К заслугам элейского мыслителя следует отнести то, что он первым четко сформулировал критерии познания: бытие только познаваемо и критерии самого бытия, каким оно должно быть, чтобы мы могли познать его в истинном смысле. Отвергнув свидетельства органов чувств как иллюзию, ненадежные и колеблющиеся мнения смертных как заблуждение, Парменид и его последователи встали на путь метафизики. Они стали утверждать: только разум ведет к надежной и неизменной истине. Метафизика Парменида должна была стать одной из методологических основ в развитии социально-философской и политической мысли Платона.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия древнего востока о человеке
  2. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  3. Западники
  4. Понятие «априори» в философии Канта
  5. Милетская школа и проблема первоначала
  6. Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
  7. Философия религии М. Шеллера
  8. Наука и философия
  9. Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры
  10. Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае

Философия Парменида: основные принципы и идеи

Философия Парменида, древнегреческого философа из Элеи, основана на двух основных принципах — непрерывности и единстве бытия.

По учению Парменида, реальность существует как неизменное, неподвижное и неделимое целое. Он утверждал, что мир представляет собой единство, где нет места для изменений, движения и разделения. В его представлении, ничего нового не может возникнуть, а все существующее уже существует вечно.

Важным аспектом философии Парменида является его понимание времени. Он утверждал, что время, как и пространство, несуществующие. По его мнению, прошлое и будущее также не реальны, так как они не существуют в настоящем. В его представлении, вселенная является статичной и неизменной в своей сущности.

Также Парменид утверждал, что познание разделено на истинное познание и ложное мнение. Истинное познание основано на рациональном мышлении и способно раскрывать истину о бытии. Ложное мнение, с другой стороны, основано на чувственных впечатлениях, которые могут быть иллюзорными и ошибочными.

Философия Парменида имеет значительное влияние на наш мир, так как она представляет основы разумного мышления и позволяет нам понять, что все чувственные впечатления могут быть искажены и вводить в заблуждение. Она способствует развитию критического мышления и поиску истинности в мире, помогая нам видеть за видимостью и обращаться к истине.

Заключение 4.1 Текст заключения

Таким образом, учение Парменида было важным этапом в развитии древнегреческой философии.Он предопределил основную проблематику софистики, деятельность Сократа, и положил камень в фундамент грандиозного здания платоновской философии.
Для специалиста по связям с общественностью актуальна данная поэма, так как в ней используются различные метафоры, эпитеты и красноречие.Не секрет что древние мыслители владели хорошим ораторским искусством. Что весьма полезна для профессии, так как специалисты по связям с общественностью пишут различные спич, пресс-релизы и просто тексты для публичного выступления.

Like this post? Please share to your friends: