Путь к истине: философия и наука

Достоверность, истина, мнение. | философский штурм

Что такое истина и заблуждение

Существуют различные подходы к пониманию данных категорий. Это одни из основополагающих понятий:

  • науки;
  • философии;
  • культуры;
  • религии;
  • истории;
  • обыденного сознания.

Наиболее распространены следующие определения.

Определение

Истина — это:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • адекватное отражение действительности познающим субъектом;
  • гносеологическая характеристика мышления;
  • идеал знания, вид и способ его постижения.

Вопросы о познаваемости мира и возможности существования истинных знаний — центральные в гносеологии (теории познания).

Определение

Заблуждение — это знание, не соответствующее реальности; искаженное отображение действительности.

Источником заблуждений является ограниченность мышления и практического опыта на конкретном историческом этапе.

Заблуждения следует отличать от лжи.

Определение

Ложь — это преднамеренное искажение знания в корыстных целях.

Пример

Примеры отличия: пропаганда в целях дезинформации — это ложь. Идеи средневековых алхимиков, вера в гороскопы — заблуждения.

Заблуждения содержат фрагменты истинного знания и являются необходимой частью познавательного процесса. Они возникают в результате абсолютизации познания и отражают неразвитость гносеологической стороны мышления на том или ином историческом этапе.

Заблуждения могут быть связаны с:

  • ошибками логики (например — софистика);
  • с фактическими ошибками (например — попытки изобрести «вечный двигатель»).

С точки зрения диалектики, заблуждения — необходимый и постоянный спутник истины. Это неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

В русской культуре широко используется понятие «правда». Оно не синонимично философской категории «истина», но имеет с ней тесную взаимосвязь. Правда имеет духовно-нравственное содержание. Она может не соответствовать объективной действительности, но важна для подлинного понимания личностью явлений и процессов, происходящих в мире. Правда выступает в роли мотивирующего фактора. Она заставляет человека действовать согласно его убеждениям. Термин «правда» не имеет точного соответствия в других языках. Но в мировой философии накоплен значительный опыт по осмыслению нравственных основ истины.

Критерии истины и истинного

Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:

  1. Чувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
  2. Соответствие законам логики.
  3. Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
  4. Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
  5. Ясность и отчётливость.
  6. Простота и экономичность формулировки.
  7. Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
  8. Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.

Как можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере. Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении. Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.

Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.

В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.

Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?

Истина: критерии, структура, формы познания

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.

В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Что такое истина?

Слово Божье даёт нам удивительный ответ на этот вопрос. Истина, способная изменить нашу жизнь, прежде всего в том, что Бог послал Своего единородного Сына, Иисуса Христа, который взял на себя наши грехи и умер на кресте. Таким образом, наши грехи могут быть прощены, и мы можем примириться с Богом и наследовать вечную жизнь в Его присутствии. Вот, что такое истина! Эту правду должен услышать весь мир в первую очередь. Правда, которая изменит мир, заключается в Слове Божьем и в чудной вести Евангелия:

Бог желает, чтобы все люди узнали эту истину, которая является ключевой для их спасения.

Говоря людям правду, первым делом стоит думать об их спасении

Как же важно рассказывать каждому Евангелие, чтобы все пришли к покаянию и познанию Божьей истины!. Поздравляю вас с Пасхальными праздниками, и пусть Бог поможет всем нам внимательно следить за тем, что мы говорим, и даст мудрости, чтобы наши слова и правда, сказанная нами, служили созиданию окружающих нас людей и улучшению этого мира!

Поздравляю вас с Пасхальными праздниками, и пусть Бог поможет всем нам внимательно следить за тем, что мы говорим, и даст мудрости, чтобы наши слова и правда, сказанная нами, служили созиданию окружающих нас людей и улучшению этого мира!

Релятивизм

Релятивизм — это методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности эпистемических содержаний.

Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма заключаются в отказе признать непрерывность в развитии знания и преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или доступных логических форм и теоретических инструментов). Релятивисты считают факт развития знания, в ходе которого преодолевается любое достигнутое состояние знания, доказательством его ложности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности знания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая позиция восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей…» следует осознание того, что в основе познания лежит лишь текучая чувственность и не отражает объективных и стабильных явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: показывая неполноту и условность знания, его зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, интерпретирует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма использовались философами XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, М.Монтень, П.Байль) для критики религиозных догм и принципов метафизики. Релятивизм играет еще одну роль в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, возникающая в результате сведения познавательного процесса к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм получил некоторое влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Обращаясь к метафизической теории познания и игнорируя принцип историзма в анализе научного изменения знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знания (Э. Мах, Я. Петцольдт), о его полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).

Познание истина в ЕГЭ: задания по теме

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений;
  2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту;
  3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью;
  4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени;
  5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. знание, выраженное в доступной форме;
  2. знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом;
  3. знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека;
  4. знание, соответствующее интересам субъекта;
  5. знание, имеющее широкие возможности для распространения;
  6. знание, которое разделяет большинство людей.

Ответы

  • 234;
  • 23.

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Like this post? Please share to your friends: