Философия до Сократа: история досократической эпохи

Содержание

Парменид Элейский (ок. 515 – 450 до н. э.) был греческим философом-досократиком, родившимся в Элее, греческом городе на южном побережье Италии. Сообщается, что он был учеником Ксенофана, учителем Зенона Элейского и крупным мыслителем элейской школы.

Более ранние досократические философы отождествляли высший принцип мира с его элементами («вода» в Фалесе; «воздух» в Анаксимене; «число» у Пифагора) или неопределенный элемент «неопределенный» в Анаксимандре). Парменид понял как экзистенциальные, так и логические характеристики этого принципа и сформулировал их как философское учение. Ранее досократики предполагали, что этот принцип логически идентичен самому себе (принцип самоотождествления) и существует сам по себе (самосуществование) как неизменное, неподвижное, вечное существо. Хотя более ранние мыслители неявно предполагали эти онтологические и логические характеристики принципа, они никогда не концептуализировали и не представляли их в явной форме.

Парменид концептуализировал самосуществование и логическую самоидентификацию как первый принцип философии. Другими словами, Парменид установил саморефлексию и самодостаточность истины. Истина существует сама по себе без изменений вечно. Он приписывал совершенство и постоянство качествам истинного существа или существования. Оценивая этот критерий, Парменид дисквалифицировал всех существ, подверженных изменениям и чередованию, как небытие или простую видимость, а не истинное существование.

Он охарактеризовал высшую реальность как «единое целое». Согласно Пармениду, индивидуальности и разнообразие, которое мы испытываем в феноменальном мире, являются иллюзорным восприятием смертных. Его понимание самосуществования вечного существа как высшей реальности также может быть сопоставимо с идеей о Боге как самосуществующем существе в монотеистических традициях.

Парменид разделил философские исследования на два направления: «Путь истины» и «Путь видимости или мнения». Первая – это область онтологии и логики, постоянной и неизменной, доступной только разуму. Последнее – это сфера явлений, изменений и изменений, доступная для органов чувств и обычного восприятия. Только «Путь истины» – это путь к истине, а «Путь видимости» ведет к ложным убеждениям, иллюзиям и обману. Парменид интерпретировал предыдущих философов как принадлежащих ко второму пути.

Резкое различие между миром неизменной истинной реальности и миром изменяющихся явлений было заменено такими философами, как Платон и Демокрит. Платон отождествлял неизменную, постоянную истинную реальность с идеями, а Демокрит – с атомами. Концепция Парменида о существовании как о постоянстве резко контрастирует с концепцией Гераклита, который понимал существование как поток или процесс. Его мысль довольно односторонняя и радикальная, но она также вызывающая и провокационная. Позже Аристотель попытался прояснить различные смыслы бытия, что привело его к формированию метафизики, центральной темой которой является вопрос бытия.

Парменид известен как первый философ, который выдвинул вопрос об онтологии и логике на передний план философских исследований.

Эпистемология

Путь Истины и Путь Мнения

Тезисы, изложенные Парменидом, выглядят противоречащими нашему повседневному опыту: мы наблюдаем как движение, так и множественность объектов. Согласно Элеату, наши чувства могут быть обманчивы, и мы должны доверять не ощущениям, но сознанию. Разум доставляет нам достоверное и истинное знание, в то время как чувственное восприятие сообщает нам ложь: ведь из существования движения или различия, согласно Пармениду, с необходимостью будет вытекать существование небытия.

Человек, опирающийся на разум, идет, как выражается Парменид, “Путем Истины” (др.греч. ἀλήθεια), доверяющий же чувствам находится на “Пути мнения” (др.греч δόξα). Элеат – первый философ, вводящий оппозицию между чувствами и разумом, отдавая при этом предпочтение второму. Стоит отметить, что традиция классической Европейской философии, развивавшаяся после Парменида, приняла это разделение и также отдала предпочтение доводам разума. Некоторые исследователи считают, что Парменид стоял перед своеобразным выбором между опорой на разум и доверием к чувствам и то решение, которое он принял, оказало большое влияние на дальнейшее развитие философии.

Таким образом, парадоксальность тезисов Парменида снимается: движение и множественность мира являются лишь обманом нашего восприятия, которому мы не должны верить. Человек должен полагаться на свой рассудок, который и указывает ему путь к истине.

Мыслить и быть – одно и то же

Парменид утверждает, что любой помысленный объект существует в действительности, так как в противном случае мы мыслили бы небытие, что не возможно.

Быть чем-то вечным

Парменид также устанавливает, что понятие бытия обязательно связано с представлением о вечности. Аргумент, объясняющий это, состоит в том, что если существо трансформируется во что-то еще, тогда его больше нет, оно перестает быть, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.

Затем, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто есть, всегда одно и то же во всей своей протяженности и строении.

Что касается рождения бытия, Парменид размышляет над этим, устанавливая, что бытие не могло быть создано, потому что это подразумевает, что было время, когда его не существовало, а если чего-то не существует, то это не так.

Напротив, Парменид дает бытию вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это означало бы, что этого не должно быть.

Парменид.

Парменид – италиец из г. Элеи в Южной Италии. Расцвет жизни 475 год до н.э. Две поэмы «Путь истины» и «Путь мнения».

Парменид.

Учение Парменида.

У Парменида нет следов пифагорейской религии и заботы о душе, и его концепция природы бытия отлична. Древнегреческие историки философии рассматривали систему Парменида как производную от системы Ксенофана из Колофона, жившего во 2-ой половине 6 века до н.э., у которого Бог был одним действующим целым, неподвижным и управляющим вещами силой мышления. Однако доказательств, что Парменид находился под влиянием Ксенофана нет. Точка соприкосновения между ними в том, что бытие едино, но понимали они единство по-разному.

Парменид – первый греческий философ, который рассуждает, есть логика, аргументы. Из логики Парменида разовьется платоновская диалектика, аристотелевская логика и вся западная традиция философского рассуждения.

Главное утверждение Парменида: «То, что есть, не может не быть». Это «Путь истины». Абсолютное не-существование является абсолютно немыслимым, мысль не может следовать пути не-бытия. Чувственный опыт, что вещи «есть и не есть», что есть изменение и новые формы появляются, а старые уходят, отвергнут как заблуждение.

Все предшествующие философы утверждали, что ничего не может происходить из ничего и что мир происходит из какого-то вечного принципа. В этом смысле действительность была для них единой.  Парменид принимает это утверждение, но его первичное Единое вечно неизменное и недвижимое, т.к. для него «есть» означает «существовать целокупно, законченно, так как оно есть сейчас – все вместе.

Характеристики Единого Парменида.

Его Единое не может уменьшаться, увеличиваться или делиться. Парменид логически доказывается, что Единое не появляется, не погибает, не движется, не изменяется, что оно однородно и неделимо, является непрерывным и равным во всех частях, и что оно ограничено и имеет форму сферы, занимающей все пространство. Нет никакой пустоты.

Единое Парменида – это геометрическое тело, не обладающее материальными или духовными качествами, но лишь математическое и логическое. Он называет Единое божественным (что оно вечное и неизменное), но не придает ему религиозного значения.

Предпочтение единства, покоя и границы, внечувственный процесс логического рассуждения – противоположность Гераклиту.

Гераклит и Парменид. Философия.

Вывод. Парменид приходит к отрицанию существования или даже логической возможности мира, открытого нам через чувства. Для него мир явлений, открывающийся через наши органы чувств – странный вселенский мираж. Движение также иррациональная иллюзия чувств. Однако Парменид видит существующий разрыв между единым бытием и многообразными, меняющимися явлениями, и они не сводимы друг с другом.

Парменид четко поставил проблему Единого и Многого.

23

В “Тимее” Платона есть целое рассуждение о разных видах существующего
. Один – свойственный мышлению, никуда не входящий, не рождающийся, вечный, невидимый, не чувствуемый, т. е. подвластный знанию. Второй – тоже относящийся к области мышления, но уже рожденный, доступный чувствам, подвижный, являющийся, исчезающий – подвластный мнению. Третий – пространство, вместившее в себя бесконечность материи, доступное недостоверному суждению, которое убеждает нас на основании чувств (а они тоже недостоверны), что “все существующее должно неизбежно находиться в каком-нибудь месте и занимать какое-нибудь пространство”. Однако, по Платону, идеи не могут вмещаться в материальное пространство, они не постигаются чувствами в отличие от материальных вещей, занимающих какое-то пространство.

Концепция Парменида

Что касается философского учения Парменида, то его хорошо отражает тезис: «Бытие есть – небытия нет». Сам Парменид говорил о тождественности того, что реально существует и того, что только лишь мыслится. Есть мнение, что своей философией Парменид хотел опровергнуть философские тезисы Гераклита Эфесского о противоречивости мира и его
сущности. Парменид утверждал, что противоречие невозможно. И опровергал всякие гипотезы о множественности или скоротечности бытия. Парменид, как и большинство философов Древней Греции полагал и провозглашал факт рациональности дающей истинное знание, а фактор чувственности отвергал, как критерий получения истинного знания.

Концепция бытия Парменида

Парменид строит глубокий философский конструкт, основная идея которого – бытие. Парменид способом логики, дедуктивным методом откидывает неверные положения встречающиеся ему на пути к истине. Сначала он говорит, что есть либо бытие либо небытие, позже уже утверждает, что есть только бытие, а небытия нет. Но тем не менее, еще позднее говорит, что бытие – свет в системе небытия.

Парменид создал фундамент древнегреческой онтологии в общем. Мысль, согласно Пармениду, есть путь мысли к самой себе. В этой связи Парменид отождествляет понятие мысли с ее сущностной значимостью. То есть, мысль есть то, о чем она.

Некоторые современники и критики, изучающие философские учения Парменида, полагают, что его учение о бытии, как и большинство составляющих в его философии противоречат некоторым элементам его же учения. Мало того, Парменида некоторые относят к материалистам, говоря о том, что мышление в философии Парменида определяется не только, как некий критерий существования всего, но и как тождество сторон, то есть мышление и существование.

Так же, бытие философ определяет, как неподвижное, определенное в пространстве и телесное, следовательно, – материальное (как можно было бы подумать). Все же, Парменид ставит на первое место мышление, его понятийно-бытийный аспект. И в этой связи Парменид – больше идеалист, нежели материалист. По поводу последнего утверждения философское сообщество ведет споры.

Космологическое и физическое учение Парменида сродни аналогичным учениям представителей милетской школы: Анаксимандра и Анаксимена. Земля – центр всего, о ней напрямую не говорится, а лишь вскользь упоминается, в середине расположено частично огненное кольцо, сверху кольцо из чистого огня и снизу кольцо тьмы. Все остальные аспекты космологического и природного учений – суть являют лишь в большей степени чисто гипотетическую составляющую из догадок и предположений философа.

Но тем не менее, необходимо сказать, что Парменид первым предложил гипотезу о том, что Луна лишь отражает свет Солнца и самостоятельно не способна излучать его. Так же, Парменид утверждал, что наше внутреннее состояние в какой-то степени зависит от физического,  т.е. нашего здоровья и от состояния в котором находятся наши внутренние органы. Парменид считал что, что вещество и пространство неотделимы друг от друга.
Парменида иногда называют отцом греческой метафизики.

Парменид старался четко разграничивать «Путь Истины» (Путь знания) и «Путь мнения».

Концепция Arche

В течение многих лет греческие философы размышляли о происхождении всего сущего и назвали этот изначальный элемент архе. Каждый философ связывал эту архею с определенным элементом: для одних это был единственный активатор, а для других – соединение элементов.

Для Парменида арха была не внешним элементом, а самой способностью быть, существовать, что было общей характеристикой всех существ. Этот подход был новаторским, поскольку другие интерпретации арха были подвержены влиянию внешних элементов, исходящих от природы.

Вместо этого Парменид предложил определить происхождение вещей, одинаковое для всех существ, с гораздо более рационального видения, оставив в стороне традиционное натуралистическое видение того времени.

Итак, Парменид указал, что все существующее есть; с другой стороны, то, что не существует (например, темнота или тишина), не существует. Согласно Пармениду, то, что существует, вечно и неисчерпаемо, и это не может происходить из небытия, в основном потому, что оно не существует.

Факт «бытия» подразумевает, что все единицы бытия равны; Парменид утверждал, что только небытие может отличаться друг от друга, потому что это то, что создает разрывы и прерывания внутри себя. Бытие не может создать эти разрывы, потому что тогда оно станет небытием.

Более того, Парменид установил, что существо, по сути, не может двигаться или изменяться, потому что это было бы небытием. По этой причине этот философ считает бытие неизменным.

Осмысление бытия

С первых моментов зарождения философии идея бытия является логическим средством, выражающим представление мира в виде целостного образования. Философия сформировала категории, выражающие существенные свойства действительности. Главное, с чего начинается осмысление, – это бытие, широкое по объему, но бедное по содержанию понятие.

Впервые на этот философский аспект обращает внимание Парменид. Его поэма «О природе» положила начало метафизическому античному и европейскому мировоззрению

Все различия, которые имеет философия Парменида и Гераклита, базируются на онтологических открытиях и путях постижения истин мироздания. Онтологию они рассматривали с разных сторон.

Мир после Парменида

Противопоставляя истинный путь профанному восприятию окружающей действительности, философ указал на разделение между чувственным и рациональным мышлением. Прибегая к логической необходимости, он, по мнению некоторых исследователей, открывает принцип непротиворечия, поскольку его бытие не может одновременно быть и не быть. Налицо метод убеждения Парменида, который позже получил название reductio ad absurdum, то есть, доказательство несостоятельности точки зрения оппонента путем выявления противоречивых следствий этой точки зрения. Рассуждая о бытии, Парменид ищет свой абсолютный принцип, а значит, восходит к абстракции или идее. Поэтому идеалистическая тенденция в творчестве философа не менее важна, чем его материалистическое понимание мира. Из Элейской школы Парменида вырастает Платон. Из Платона вырастает Аристотель, хотя он и спорит с учителем. Из Платона и Аристотеля вырастает христианское богословие во всей своей сложности и красоте.

Мы ничего не знаем о смерти философа, хотя наговорил (и написал) он не на одну смертную казнь. Возможно, Элея была не таким ханжеским городом, как тогдашние Афины. А может быть, Парменид не торопился рассказывать о своих идеях первому встречному, как это делал Сократ. И поэтому умер своей смертью, дожив до почтенного возраста. Перед нами первая небожественная теория реальности в истории мысли. Критерием истины Парменид назвал разум – так говорит античный историк Диоген Лаэрций, а вслед за ним русский историк античности Алексей Лосев. Европейская философия состоит из множества кирпичей, и чем ближе кирпич к основанию, тем важнее его значение. Парменид и его вера в разум является тем фундаментом, без которого прекрасное здание нашей культуры мысли выглядело бы иначе.

Какие аргументы Гераклита против философии Парменида нам известны?

Гераклит относится к ионийской школе философии Древней Греции. Он считал первоначалом всего сущего стихию огня. В представлении древних греков огонь представлялся наиболее легкой, тонкой и подвижной материей. Огонь Гераклит сравнивает с золотом. По его словам, все в мире обменивается подобно золоту и товарам. В огне философ видел основу и начало всего сущего. Космос, например, возникает из огня путем вниз и вверх. Есть несколько версий космогонии Гераклита. По Плутарху, огонь переходит в воздух. В свою очередь, воздух переходит в воду, а вода в землю. Затем земля снова возвращается в огонь. Климент предложил версию возникновения из огня воды, из которой, как из семени мироздания, образовывается все остальное.

По Гераклиту, космос не вечен: недостаток огня периодически сменяется его избытком. Он оживотворяет огонь, говоря о нем, как о разумной силе. А мировой суд олицетворяет с мировым пожаром. Гераклит обобщил идею меры в понятии логоса как разумного слова и объективного закона мироздания: что для чувства огонь, то для ума логос.

Вклад в философию

При общности фундаментальных понятий рассуждения Зенона содержали целый ряд дополнительных положений и аргументов, которые он изложил более строго. На многие вопросы Парменид сделал лишь намек, а Зенон смог их подать в развернутом виде.

Учение элеатов направляло мысль на разделение интеллектуального и чувственного познания вещей, изменяющихся, но имеющих в себе особую неизменную составляющую – бытие. Введение понятий “движение”, “бытие” и “небытие” в философии, принадлежит именно Элейской школе, основателем которой был Парменид. Вклад в философию этого мыслителя трудно переоценить, хоть его взгляды и не получили слишком много приверженцев.

Зато Элейская школа представляет существенный интерес для исследователей, очень любопытна, так как является одной из древнейших, в учении которой философия и математика тесно переплелись.

Мысль (философия)

Философия Парменида имеет довольно рациональный подход, что сделало его одним из первых философов, который подошел к разумному мышлению.

Одним из главных столпов мысли Парменида является то, что реальное существо может быть воспринято только разумом, а не чувствами. То есть, только рациональное знание может быть доступно эффективным и правдивым путем рациональности, а не ощущений..

Благодаря этой концепции считается, что Парменид был философом, породившим идеализм, предложенный Платоном. Согласно Пармениду, существо постоянно и уникально. Этот философ указывает, что внутреннее противоречие мешает направленной мысли к поиску бытия.

Пути достижения знаний

Мысль Парменида подчеркивает, что есть два пути достижения знания; путь истины, называемый Алетейя; и образ мышления, называется Doxa.

Парменид утверждает, что единственный способ достичь знания – это первый путь, и указывает, что второй путь полон противоречий и знаний, которые не реальны, а лишь кажутся.

У мышления есть отправная точка в небытии; то есть в элементах, которые не реальны, не истинны, которые не существуют. Согласно Пармениду, принятие пути мнения подразумевает принятие небытия, которое считается неуместным.

С другой стороны, путь истины постоянно стремится относиться к бытию, называть его и придавать ему всю необходимую важность. Из-за этого Парменид указывает, что это единственный способ приблизиться к реальным знаниям

Затем философ утверждает, что мысль и реальность должны сосуществовать гармонично, без каких-либо противоречий и возражений..

Разум как основа восприятия

Для Парменида следует учитывать только восприятие, основанное на разуме, которое позволяет нам более плодотворно подходить к знаниям..

Парменид указал, что когда восприятие реагирует на чувства, можно будет достичь только дестабилизирующих элементов, потому что они отражают только постоянно меняющийся контекст.

Итак, реальность, которая проявляется в результате восприятия через чувства, на самом деле не существует, это иллюзия. Это просто видимость реальности, но не о реальности как таковой.

Быть как что-то вечное

Парменид также утверждает, что понятие бытия обязательно связано с понятием вечности. Аргумент, объясняющий это, заключается в том, что если существо превращается во что-то другое, то оно перестает существовать и перестает существовать, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.

Итак, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто всегда одинаково во всем своем расширении и строении..

Что касается рождения существа, Парменид размышляет над этим, устанавливая, что существо не могло быть создано, потому что оно подразумевает, что было время, когда оно не существовало, и если что-то не существует, оно не.

Напротив, Парменид предлагает существу вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это будет означать, что он перестанет быть.

неделимость

Точно так же, согласно Пармениду, бытие неделимо. Для этого философа разделение подразумевает существование пустоты; то есть небытия. Следовательно, невозможно, чтобы существо было делимым, но оно должно рассматриваться как единое целое.

Чтобы объяснить эту концепцию, Парменид определяет бытие как сферу, в которой все пространства состоят из одинаковых, имеют одинаковый размер и одинаковые составляющие элементы. Тогда его можно рассматривать как нечто, что невозможно отделить и которое равно себе во всех его областях..

Другим важным элементом этой сферы является ее ограничение. Парменид утверждает, что существуют пределы, которые охватывают бытие, как следствие понятия, что бытие не подвержено изменениям и трансформациям, но соответствует единству.

Реальность и внешний вид

Различие между Путь Истины и Способ казаться это первая попытка греческой философии провести различие между реальностью и явлением или сущностью и феноменом, которая оказала длительное влияние на последующую историю западной философии.

в Путь истины, Парменид представил свою онтологию: реальное существо вневременное, неподвижное, неизменное, постоянное, нерожденное, нетленное, одно и целое. Парменид не обсуждал какие это было, которое существует постоянно, но выдвинуло на первый план факт существования как истину.

Остается только одно описание оставшегося пути, а именно то, что Что такое. На этом пути очень много указателей: у этого Существа нет возникновения и разрушения, потому что оно представляет собой целую часть тела, без движения и без конца. И этого никогда не было и не будет, потому что это Сейчас, Целое все вместе, Одно, непрерывное; для чего вы его будете искать?

Следует и говорить, и думать, что Существо Есть; Быть возможно, а Небытие невозможно.

Парменид представлял реальное существо в виде сферы, символа совершенства для греков.

Но поскольку существует (пространственный) предел, он завершен со всех сторон, как масса хорошо закругленной сферы, одинаково уравновешенной от своего центра во всех направлениях; ибо оно вовсе не обязательно должно быть больше или меньше в том или ином направлении.

в Способ казаться, Парменид считал изменения и движение иллюзорными, которые мы воспринимаем как иллюзорные. настоящий в повседневной жизни. Говоря обыденным языком, мы говорим об отсутствии, пустоте, небытии или небытии, как если бы они настоящий. Возникновение воспринимается как процесс от небытия к бытию и исчезновение от бытия к небытию. Для Парменида небытие в подлинном смысле слова – это полное отсутствие или абсолютное ничто, которое в принципе не может быть объектом мысли. То, о чем мы можем думать, существует благодаря тому, что мы думаем. В тот момент, когда человек что-то думает, объект мысли позиционируется как существо. Мышление по своей сути предполагает постулирование объекта мысли.

Думать – это то же самое, что и мысль, что Оно Есть; ибо вы не найдете мышления без Бытия, (относительно) которого есть выражение.

Главные тезисы

Вся философия Парменида (кратко и понятно) может вместиться в три тезиса:

  • существует только бытие (небытия нет);
  • не только бытие существует, но и небытие;
  • понятия бытие и небытие – тождественны.

Впрочем, за истину Парменид признает только первый тезис.

Из тезисов Зенона до наших времен дошло только девять (предполагается, что всего их было около 45). Наибольшую популярность обрели доказательства против движения. Мысли Зенона подвели к необходимости переосмысления таких важных методологических вопросов, как бесконечность и ее природа, соотношение непрерывного и прерывного и других подобных тем

Математики вынуждены были обратить внимание на непрочность научного фундамента, что, в свою очередь, сказалось на стимулировании прогресса в этой научной области. Апории Зенона сопричастны нахождению суммы геометрической прогрессии, являющейся бесконечной

Заключение

Единственный путь истины, к которому София призывает Парменида, — это путь единства и признания лежащей в основе взаимосвязанности всех вещей. Ближе к концу стихотворения, когда он пишет, как «люди решили в своем сознании назвать два принципа» и при этом ошиблись, он подчеркивает то, что, по его мнению, является основной проблемой, с которой люди сталкиваются в восприятии реальности: вера во множественность.

До тех пор, пока человек видит себя отличным от всех остальных, и каждого другого человека как свою собственную сущность, и землю под ногами как отдельную от себя и других, и животных, еще более отличающихся от земли или людей, он будет склонен относиться ко всему, что находится за пределами его «я», как к отдельному, чуждому, оставляя человека одного ориентироваться в мире.

Понимание сущностного Единства реальности — того, что все люди и животные, земля и небо состоят из одной и той же основной субстанции и связаны на самом глубоком уровне, — поощряло полное участие каждого в жизни, потому что каждый кажущийся индивидуум был не одинокой сущностью, а частью всего остального.

https://www.worldhistory.org/article/175/parmenides—the-path-of-truth/

Like this post? Please share to your friends: