День триффидов. Джон Уиндем

чтение

А впереди, пугая взгляд,
Пустыни Вечности лежат.

Эндрю Марвелл, “К стыдливой возлюбленной”

Что-то меня никак не отпускает жанр научной фантастики. Следующей книгой после “Страны багровых туч” братьев Стругацких стал роман постапокалиптического содержания английского писателя-фантаста Джона Уиндема “День триффидов” в переводе Аркадия Стругацкого (скромно скрывшегося за псевдонимом С. Бережков).

Есть такая категория книг, которые, обладая изрядной долей ускорения и способностью увлечь и захватить внимание читателя, оставляют возможность оставаться чуть в стороне от повествования и где-то даже вступать в спор с автором, размышлять на темы, не касающиеся непосредственно сюжета, но вытекающие из него. “День триффидов”, как и почти все книги братьев Стругацких, относится к этой категории книг (во всяком случае для меня).

Апокалипсис: конец света или откровение о жизни?

Во все времена умы людей очень занимают возможные перспективы развития человечества и, как вполне закономерный вариант этого развития: апокалипсис, конец света, глобальная и чудовищная по своим размерам катастрофа навсегда изменившая ландшафт земли/численность людей посредством эпидемии/нашествия чудовищ/инопланетян/войны (нужное подчеркнуть).

Так вот, книги на подобную тему ни в коем случае не подразумевают фактический конец существования человеческой расы, а на все лады рисуют возможные варианты выживания уцелевших, переосмысления прежних моральных и иных ценностей, мировоззрения, осознания ответственности перед человечеством (как бы пафосно это ни звучало). В “Дне триффидов” Джон Уиндем прежде всего размышляет именно на эти темы.

Нужно отдать должное автору – он мыслит и глубоко и широко, затрагивая многие и многие совсем не очевидные и не интересные современным читателям и писателям темы. Еще в середине 20 века писателей заботил не только и не столько экшн, крутизна героев, секс, драки и чудовища, сколько размышления о том, кто же такой человек, что им движет, какова цена его идеалам, готов ли он на равных противостоять стихии и неизвестности, насколько велика в человечестве воля к жизни?

Устами разных персонажей Джон Уиндем озвучивает противоположные мнения: от полного отказа в условиях постапокалипсиса от прежних ценностей: моногамии, сострадания в привычном понимании, понятия человечности, до твердой убежденности, что только сохранение неких базовых ценностей – любовь, способность ставить чьи-то интересы выше своих, стремление к познанию поможет людям остаться людьми.

Небольшое отступление от темы (о религии)

Стоит отметить, что религия (о вере речь вообще не идет) практически никем из думающих и творческих людей с 19 века и до сегодняшнего дня не принимается всерьез, а, напротив, жестоко высмеивается, Джон Уиндем не стал исключением. Ну что ж… тут трудно спорить, религия пожинает плоды собственной узколобости, невежества, законничества и высокомерия.

Нужно быть честными и не винить во всех бедах и грехах только лишь прародителя зла. Верующие сами “постарались” и во многом собственными руками дискредитировали себя в глазах общества: шутка ли – апокалипсис букв. означающий откровение Иисуса Христа (откровение о жизни и искуплении) превратили в историю о конце всего живого…

Все последствия использования людьми данного им Богом при сотворении великого дара свободной воли, свободы познания и творчества, свободы человека строить жизнь по своему усмотрению на планете Земля – войны, болезни, разные виды зла, – с молчаливого согласия религии, люди лихо возложили на Бога, на все лады упрекая Его в бесчеловечности, жестокости и глупости.

Религия оказалась неспособной внятно объяснить Писание, рассказать о Боге, о живой вере, о бесценном даре свободной воли и владычества над Землей, который также налагает на человечество великую ответственность, о которой оно благополучно забыло. Ведь это так естественно – натворить дел и поскорее найти виноватого. Но зато важно на каждом углу кричать о высоком уровне развития цивилизации, в то время как человечество остается в вопросах ответственности сущими детьми.

Маленький сюжетный спойлер

Во “Дне триффидов” глобальная катастрофа сделала бОльшую часть людей на планете слепыми, что естественно парализует и отправляет в небытие привычный уклад жизни. Оставшиеся зрячими персонажи романа решают для себя сложный вопрос – стоит ли взваливать на себя бремя заботы о недееспособных и обреченных на неминуемую гибель или же бросить их погибать, спасая свои жизни, и, тем самым, будущее всего человечества.

Джон Уиндем показывает, как кризисная, пиковая ситуация обнажает самое нутро человека, безжалостно срывая маски, навязанные социальными и моральными нормами. Нет лучшей лакмусовой бумажки, теста на собственную вшивость/ценность, чем кризисная ситуация (и совсем не обязательно, чтобы это была катастрофа вселенских масштабов).

Интересные факты

Кстати, некоторые писатели фантасты заимствовали триффидов и переселяли их в свои произведения. Например, триффиды (только более добрые и мирные) есть в сборнике рассказов “Девочка, с которой ничего не случится” Кира Булычова.

“День триффидов” неоднократно экранизировали, но, экранизации (особенно современные) меня точно не привлекают, потому что представляют из себя, как правило, экшн-боевик, вперемежку с хорором и спецэффектами с практически нивелированным смыслом.

Posted in читаю (проза). Tags: . Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)