Типология текстов: основные принципы и классификация

Определение, сущность, характеристики

Обмен мнениями и диалог представляет собой процесс взаимодействия людей, в рамках которого они обмениваются своими мыслями, идеями и точками зрения. Это важный инструмент коммуникации и социального взаимодействия, который позволяет людям выражать себя, выслушивать других и строить взаимопонимание.

Сущность обмена мнениями и диалога заключается в том, чтобы достичь взаимоотношений, основанных на искреннем понимании и уважении мнений других людей. Целью диалога является не просто выражение своей позиции, но и открытое обсуждение, поиск компромисса или нахождение решения вместе.

Характеристики обмена мнениями и диалога:

Интерактивность: Обмен мнениями и диалог предполагает двустороннюю коммуникацию, где каждая сторона может активно высказывать свои мысли и слушать другую сторону. Взаимодействие и обратная связь играют важную роль в достижении взаимопонимания.

Открытость: Чтобы обмен мнениями и диалог был продуктивным, необходимо быть открытым для различных точек зрения и готовностью пересмотреть свои позиции. Это поможет создать атмосферу взаимного уважения и поощрения идей.

Взаимопонимание: Цель обмена мнениями и диалога — достижение взаимопонимания и необходимого уровня согласия

Для этого важно уметь слушать, анализировать и сопоставлять разные точки зрения и искать общие позиции.

Умение вести диалог: Умение вести диалог, включая навыки эффективного общения, критического мышления и построения аргументации, играет важную роль в эффективном обмене мнениями и диалоге. Ключевыми навыками являются умение выслушивать, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Обмен мнениями и диалог играют важную роль в современном обществе, способствуя развитию демократических ценностей, толерантности и сотрудничеству. Они позволяют нам лучше понимать других людей, искать решения проблем и существенно влиять на принятие важных решений.

Ответ эксперта

К речевым стилистическим средствам следует отнести
 (*ответ*) тропы – эпитет, метафора, метонимия, гипербола, синекдоха
 эмоционально-экспрессивные слова и фразеологические единицы
 сложные предложения
 типы текстов
К стилистическим средствам языка относятся
 (*ответ*) эмоционально-экспрессивные слова и фразеологические единицы
 сложные предложения
 типы текстов
 художественные произведения
Классическая форма речевого общения — это
 (*ответ*) диалог
 беседа
 монолог
 история
Кодификация нормы возможна только применительно только к языку
 (*ответ*) литературному
 разговорному
 просторечному
 жаргонному
Комплексная абстрактизация является признаком стиля
 (*ответ*) научного
 официально-делового
 разговорного
 публицистического
Манеру повествования, способ исполнения конкретных речевых жанров писателя называют стилем
 (*ответ*) индивидуально-авторским
 языка
 речи
 функциональным
Наличие письменности является одним из главных факторов, подтверждающих существование языка
 (*ответ*) литературного
 разговорного
 просторечного
 жаргонного
Научная разработка вопросов стиля и стилистики в России была начата
 (*ответ*) М.В.Ломоносовым
 Д.С.Лихачевым
 В.В.Виноградовым
 А.М.Пешковским
Не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность языка от другой
 (*ответ*) язык художественной литературы
 разговорная разовидность языка
 научный стиль
 публицистический стиль
Неофициальные письма, записки, дневники, реплики персонажей в пьесах относятся к
 (*ответ*) разговорному стилю
 языку художественной литературы
 научному стилю
 публицистике
Неполнота конструкций, эллиптичность – это одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких отличий
 (*ответ*) разговорной разновидности языка
 языка художественной литературы
 научного стиля
 публицистики
Непринужденность, непосредственность и неподготовленность являются признаками
 (*ответ*) разговорной разновидности языка
 языка художественной литературы
 научного стиля
 публицистики
Неявный, скрытый смысл сказанного называют
 (*ответ*) подтекстом
 контекстом
 интертекстуальностью
 узусом
Обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины — это
 (*ответ*) спор
 беседа
 диалог
 монолог

Литература

В ли­те­ра­ту­ре Д.: 1) раз­го­вор ме­ж­ду дву­мя или бо­лее пер­со­на­жа­ми в про­из­ве­де­нии. Со­став­ля­ет ос­но­ву дра­мы, в про­зе яв­ля­ет­ся од­ним из главных ти­пов по­ве­ст­во­ва­ния, встре­ча­ет­ся так­же в по­эзии, осо­бен­но в эпических и ли­ро­-эпических жан­рах, напр. в бал­ла­де («Лес­ной царь» И. В. Гё­те, 1782); 2) литературная фор­ма, со­бе­се­до­ва­ние или спор (пре­имущественно в про­зе, ред­ко – в сти­хах) на фи­лософскую, мо­раль­ную, ре­лигиозную, по­ли­тическую, эс­те­ти­че­скую и др. те­мы. Ос­но­во­по­лож­ник фи­лософии Д. – Пла­тон, у ко­то­ро­го ин­тел­лек­ту­аль­ная бе­се­да ста­но­вит­ся ме­то­дом со­вме­ст­но­го дос­ти­же­ния ис­ти­ны. В диа­ло­ге «Пир» Пла­тон вы­сту­пил ос­но­ва­те­лем жан­ра за­столь­ной бе­се­ды – сим­по­сио­на. В римской литературе фор­ма Д. встре­ча­ет­ся у Ци­це­ро­на («Тус­ку­лан­ские бе­се­ды»), ко­то­рый раз­вил вос­хо­дя­щую к Ари­сто­те­лю тра­ди­цию т. н. пе­ри­па­те­ти­че­ско­го диа­ло­га (в нём ка­ж­дый из уча­ст­ни­ков про­из­но­сил отдельную речь с обос­но­ва­ни­ем сво­ей точ­ки зре­ния), а так­же у Та­ци­та («Диа­лог об ора­то­рах»), Се­не­ки и др. Лу­ки­ан со­че­тал в сво­их Д. («Раз­го­во­ры бо­гов», «Раз­го­во­ры ге­тер», «Раз­го­во­ры в цар­ст­ве мёрт­вых») чер­ты фи­лософского дис­пу­та и ме­нип­по­вой са­ти­ры. В ран­не­хри­сти­ан­ской литературе в фор­му Д. об­ле­ка­ют­ся по­ле­мические и ди­дак­тические со­чи­не­ния (Ми­ну­ций Фе­ликс, Ав­гу­стин, Гри­го­рий Нис­ский и др.). В сред­ние ве­ка ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись сти­хотворные Д. – «спо­ры» ду­ши с те­лом, ве­ры с ра­зу­мом и др. (см. Де­бат). Эпо­ха Воз­ро­ж­де­ния оз­на­ме­но­ва­на рас­цве­том Д. На ци­це­ро­нов­ские об­раз­цы ори­ен­ти­ро­ва­лись Ф. Пет­рар­ка, Л. Вал­ла, Эразм Рот­тер­дам­ский и др. Д. лу­киа­нов­ско­го ти­па пред­став­ле­ны в твор­че­ст­ве П. Аре­ти­но, У. фон Гут­те­на, позд­нее – Б. Фон­те­не­ля, Ф. Фе­не­ло­на. В 17–18 вв. фор­ма Д. ис­поль­зо­ва­лась в литературно-эс­те­тической по­ле­ми­ке («Па­рал­ле­ли ме­ж­ду древ­ни­ми и но­вы­ми» Ш. Пер­ро, 1688–97). По­след­ний пик по­пу­ляр­но­сти Д. свя­зан с эпо­ха­ми Про­све­ще­ния и ро­ман­тиз­ма, ко­гда к Д. при­бе­га­ли для по­пу­ляр­но­го из­ло­же­ния фи­лософских и эс­те­тических идей (И. Г. Гер­дер, Г. Э. Лес­синг, А. В. и Ф. Шле­гель, К. В. Ф. Золь­гер, Ф. В. Шел­линг). В 19–20 вв. фор­ма Д. из­ред­ка ис­поль­зо­ва­лась в про­из­ве­де­ни­ях главным образом эс­сеи­стического ти­па (А. Жид, П. Ва­ле­ри, Г. фон Гоф­ман­сталь, Г. Бенн и др.).

В Рос­сии к сти­хотворному Д. в сер. 18 в. об­ра­тил­ся М. В. Ло­мо­но­сов («Раз­го­вор с Анак­ре­он­том», 1758–61, опубл. в 1771); про­заи­че­ские Д., в т. ч. в ду­хе лу­киа­нов­ских «раз­го­во­ров в цар­ст­ве мёрт­вых», пи­сал А. П. Су­ма­ро­ков. Фор­ма Д. встре­ча­ет­ся в русской литературной кри­ти­ке 1-й пол. 19 в.: ста­тьи «О кри­ти­ке» В. А. Жу­ков­ско­го (1809), «Раз­го­вор ме­ж­ду из­да­те­лем и клас­си­ком с Вы­борг­ской сто­ро­ны или с Ва­силь­ев­ско­го ост­ро­ва» П. А. Вя­зем­ско­го (1824), «Рус­ская ли­те­ра­ту­ра в 1841 го­ду» В. Г. Бе­лин­ско­го (1842) и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных русских по­эти­че­ских Д. – «Раз­го­вор кни­го­про­дав­ца с по­этом» А. С. Пуш­ки­на (1824), «Жур­на­лист, чи­та­тель и пи­са­тель» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1840), «По­эт и гра­ж­да­нин» Н. А. Не­кра­со­ва (1856).

Варианты речевого общения

Как уже говорилось выше, речь представляет из себя уникальный и единственный вариант вербальной коммуникации для человека. Однако, помимо этого, она является также универсальный инструмент с огромным функционалом. Так, например, общение человека может быть не только направленным внешне на взаимодействие с другими индивидами, но также быть внутренними.

Все существующие варианты речевого общения тесно взаимосвязаны. Например, одной из ярких черт любого вида вербальной коммуникации человека является произнесение речи, слов, про себя или же вслух, чтобы донести осмысляемую информацию до окружающих.

Чаще всего, любые варианты общения с помощью речи классифицируют по применяемым индивидами техникам взаимодействия между собой и поставленным задачам. Таким образом, общение может быть формально-ролевым, светским, так называемым «контактом масок», межличностным, деловым, или даже манипулятивным.

Достаточно сложным и нежелательным вариантом общения между людьми принято считать контакт масок

Он представляет собой сугубое столкновение интересов, развитие беседы, в ходе которой отсутствует желание уразумения и принятия во внимание некоторых индивидуальных особенностей, характера и индивидуальности собеседника

Светская беседа, в первую очередь, характерна своей беспредметностью. Если сформулировать данное определение более упрощенно, то светская беседа – это ведение индивидами диалога не о том, о чем они думаю или желали бы говорить, а о том, о чем положено и принято говорить в данной коллективе или на данном мероприятии.

Формально-ролевая коммуникация – это установка регламента и регулирование отношений. Ведущую роль в данном общении играет. В первую очередь, социальный статус собеседников и их положение в коллективе, обществе, занимаемая ими ступень иерархии.

Деловое общение характеризуется. Главным образом. В стремлении участников к некоторому общему результату, достижению, с целью чего и совершается процесс обмена строго необходимой и исчерпывающей информацией.

Межличностная форма коммуникации или, иначе говоря, интимно-личностное общение – это именно та форма коммуникации, в ходе которой происходит раскрытие личных черт собеседников, их глубинные чувства и эмоции. Что касается манипулятивного общения, то оно характеризуется желание одного из участников контролировать путем общения другого индивида.

Специфика речевого общения

На сегодняшний день речь продолжает существовать и развиваться, становясь все более и более важным механизмом взаимодействия между представителями человеческого вида. Непосредственный процесс коммуникации с помощью речи можно представить с помощью простейшей схемы, где в наличии имеются два субъекта и связывающее звено.

Первым субъектом выступает говорящий индивид, который располагает определенной информацией и передает ее второму субъекту, которым выступает слушающий его индивид или группа людей. Связывающим звеном в данной системе выступает сама речь, которая является универсальным инструментом формулировки.

Передачи, и принятия любой формы информации, доступной для человеческого сознания. Специфика речевого общения заключается в его универсальности, обширному спектру целевых задач, которые оно может преследовать. Это подчеркивает также факт того, что речевой контакт пребывает в очень тесном сплетении с потребностью человеческого существа во влиянии на окружающих.

Примером может быть банальное желание заставить кого-то что-то сделать, вызвать определенные эмоции и чувства у окружающих, убедить их в чем-либо. В виду этого, одним из основных составляющих аспектов речи всегда является нравственность индивида, которая в зависимости от своего уровня исключает намеренную ложь, обман и заведомом неправдивую информацию.

  • https://studopedia.net/13_37511_usloviya-uspeshnogo-rechevogo-obshcheniya.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/verbalnoe-neverbalnoe-obshchenie-ehto-lyudmi.html
  • https://studopedia.ru/7_57797_psihologicheskie-osobennosti-rechevogo-obshcheniya.html
  • https://studopedia.ru/5_118494_osnovnie-edinitsi-rechevogo-obshcheniya.html
  • https://psytheater.com/obshenie-s-pomoshu-rechi.html

Устные жанры разговорной речи

К устным жанрам разговорной речи относят — беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю

Беседа

Это жанр разговорной речи, при которой происходит:

а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:

Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!

в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:

Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.

Традиция вести беседу складывалась веками

Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог

 Комплимент

Это  речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.

При создании комплимента нельзя забывать о  необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть

Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести  в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания

Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой

(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).

Разговор

Это еще один жанр такой речи, отличающийся  от беседы  своей целенаправленность — недаром в языке существует выражение:

«У меня к тебе есть разговор».

Тип разговора, как правило, определяет первая реплика.  Разговоры могут быть:

  • информативными,
  • предписывающими
  • и направленными на выяснение отношений.

а) Информативный разговор — первая реплика заключает в себе  вопрос.  Один из участников  разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.

б) Предписывающий разговор — один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники  разговора имеют разные социально-ролевые характеристики:  отец — сын, взрослый – ребенок.

в) Разговор, направленный на выяснение отношений —  такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.Стратегией  ведения такого типа  разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.

Спор

Это диалог, цель которого —  обмен мнениями,  ради принятия решения  или выяснения  истины. Стратегия   ведения спора в разговорной речи  определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы.

 Рассказ

Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое.   В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя   и  оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель)  поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.

Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой   (см. «Наша Библиотека»)

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

» alt=»»>

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика (что это?). Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том

Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

  1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
  2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
  3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
  4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
  5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Значимость обмена мнениями и диалога

Обмен мнениями и диалог — важные элементы взаимодействия и общения между людьми. Они позволяют выразить свои идеи, увидеть позиции других людей и найти общий язык для дальнейшего сотрудничества.

Важность обмена мнениями и диалога проявляется во многих аспектах нашей жизни:

  • Образование: обмен мнениями и диалог позволяют студентам и учащимся активно участвовать в учебном процессе, выражать свои мысли и задавать вопросы. Это способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления.
  • Работа: обмен мнениями и диалог позволяют участникам команды лучше понимать цели и задачи проекта, обсуждать возможные решения и согласовывать действия. Это способствует эффективности работы и достижению лучших результатов.
  • Социальная сфера: обмен мнениями и диалог позволяют людям высказывать свою позицию по важным общественным вопросам, дискутировать, находить компромиссные решения и влиять на принятие решений. Это способствует развитию демократических процессов и улучшению качества жизни граждан.

Обмен мнениями и диалог также способствуют развитию личности и повышению культуры общения. Они помогают развивать навыки эмпатии, умение слушать и аргументированно выражать свою точку зрения

Это важно для установления гармоничных отношений с окружающими людьми и улучшения качества общения в различных сферах жизни

Таким образом, обмен мнениями и диалог играют важную роль в нашей жизни, способствуя развитию общества, формированию толерантного отношения к различным точкам зрения и повышению качества общения.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Средства речевого общения

Между тем, речь и язык также играю познавательную функцию. Это выражается в том, что именно посредством речи сознание человека способно выражать специфику своей деятельности и благодаря ей же – воспринимать окружающий мир. Также стоит подчеркнуть аккумулятивную функцию речи – именно посредством речи и языковых систем выполняется сохранение определенных знаний и жизненного опыта. Человек черпает познания различного характера и всех жизненных сфер из тех же книг, дневников, памяток, которые создаются. В свою очередь, посредством письменной речи.

Также речь играет конструирующую функцию, поскольку именно в виде речи человек формирует свои мысли и рассуждения, даже если он осуществляет это в виде внутреннего монолога. Также существует эмоциональная функция речи, заключающаяся в выражении субъектом чувств и эмоций, и контактоустанавливающая, делающая доступным установление контакта между несколькими индивидами.

Невербальное общение — это мы унаследовали

Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.

Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).

» alt=»»>

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией

Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Похожие термины:

  • одна из форм учебной дискуссии, на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (обычно четыре-шесть учащихся, с заранее назначенным председателем), а затем они излага

  • коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

  • дискуссия или совместная работа не в реальном масштабе времени.

  • метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы. (Основные понятия и термины системы обр

  • целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, суждениями в группе ради поиска истины, причем каждый из присутствующих посвоему участвует в организации этого обмена идеями.

  • Обсуждение проблемы на предложенную тему, часто на основе прочитанного / прослушанного текста, направляемая преподавателем и в значительной степени предсказуемого характера. Учащимся дается общ

  • Форма публичного полилога, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения на обсуждаемую проблему. На занятиях по практике языка Д. с. может быть видом комму

  • состоит в разработке абстрактной (по отношению к конкурирующим т.зр.) точки зрения, конкретизация (различная для прилагаемых точек зрения) которой позволяет найти то, с чем можно согласится и остав

  • приемы организации обмена мнениями в учебном процессе. К их числу относятся: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.

  • 1) организация совместной коллективной деятельности, цель к-рой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических до

  • приемы и способы организации обмена мнениями при групповой работе между участниками в обучении. К основным формам дискуссий относятся: дебаты, заседание группы экспертов, круглый стол, организац

  • тип учебной деятельности, заключающийся в выявлении и сопоставлении точек зрения, позиций, в подборе и предъявлении аргументации. См. Дискуссия.

  • от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, диспута, полемики, дискуссии, когда сталкиваются противополо

Б (сердито): Еще не ходила.

Смысл этого диалога ясен лишь участникам диалога: А просит у Б книгу, которую та должна была взять в библиотеке.

Показателем того, какую большую роль в речевом общении играет совместный житейский опыт, знание собеседниками предситуации, является то, что на один и тот же лаконичный (но типичный для русской разговорной речи вопрос) Ну как?

могут быть получены совершенно различные ответы:Пятерка! (если сдавал экзамен);Поправляется! (если кто-то был болен);Приехал! (если кто-то должен приехать);Единогласно! (если кто-то защищал диссертацию);Теплая! (если человек ходил купаться и сообщает, какая в море вода).

Итак, русская разговорная речь – это речь носителей литературного языка, функционирующая в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для этой речи характерны: устная форма (как основная форма реализации); неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию.

Формы вербального общения и барьеры не его пути

Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

  1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
  2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
  3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
  4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
  5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

  1. Монолог (один человек):
    1. выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
    2. отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
    3. доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
    4. лекция – подача полезной информации для аудитории.
  2. Диалог (двое или более людей):
    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. диспут – это дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.

Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:

Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п…
Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию

Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента

После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Разговорный стиль кардинально отличается от книжных стилей выбором языковых средств. Важную роль в его звуковом оформлении играет фонетическая сторона речи: интонация, паузы, ритм и темп речи, логическое ударение, индивидуальное произношение звуков и слов.

В разговорной речи отметим быстрый темп речи, меньшую тщательность артикуляции звуков, результатом чего является неотчетливое произношение и искажение (редукция) звуков. Некоторые слова произносятся с другим ударением, отличающимся от акцентологической нормы литературного языка:

  • зво́нит, зво́нишь вместо звони́т, звони́шь;
  • кухо́нный вместо ку́хонный;
  • ба́ловать вместо балова́ть;
  • по́няла вместо поняла́ и т.д.

В непринужденном общении говорящие не стремятся подбирать слова и обороты речи. Для разговорного стиля характерен непреднамеренный выбор лексических средств языка.

Такой подход обусловил специфику лексики разговорного стиля:

  • сочетание нейтральной и разговорной лексики;
  • употребление просторечных слов и выражений (стырить, нафиг, влипнуть);
  • конкретные слова преобладают над абстрактными существительными;
  • использование слов с суффиксами субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением или преувеличения, неодобрения (старушка, худющий, холодище, старикан, вечерком);
  • употребление метафор («винегрет», «каша» вместо «путаница», «кисель» о бесхарактерном, вялом человеке);
  • усечение слов (препод, безнал, маг, напряг);
  • замена словосочетаний одним словом (электричка, маршрутка, сгущёнка).

На морфологическом уровне разговорного стиля отметим

  • наличие особых звательных форм (Лен, Петь, Саш, Людк);
  • использование существительных с окончанием -у (из дому, в отпуску) и -а (договора́, бухгалтера́, плинтуса́);
  • употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (пять грамм,  ящик мандарин, апельсин, помидор);
  • использование приставочных форм сравнительной степени наречий с суффиксами -е, -ей (получше, посмелей, побыстрей);
  • преобладание глаголов, личных местоимений, междометий, частицы в качестве сказуемых (пойду скажу, сидит пишет, же, ну, вот);
  • отсутствие причастий, деепричастий, кратких форм прилагательных.

В построении фраз и предложений разговорного стиля чётко прослеживается стремление к экономии языковых средств. Это проявляется следующими особенностями:

  • неполные предложения;
  • преобладание простых предложений над сложными;
  • употребление отглагольных междометий вместо глаголов в качестве сказуемых (Кошка шмыг из кухни. Мальчишка шасть в огород!)
  • безличные предложения;
  • вопросительные и побудительные предложения.

В качестве иллюстрации приведем пример широкого использования в разговорном стиле речи неполных предложений:

Итак, разговорный стиль обладает ярким своеобразием языковых черт, иногда выходящих за рамки нормированного литературного языка. Этот стиль служит убедительным доказательством того, что в нем могут быть отступления от нормы литературного языка из-за употребления слов и оборотов речи со сниженной, грубой, просторечной окраской. Но разговорная речь образованных людей является частью литературного языка, книжные стили которого связаны строгими нормами.

Роль в развитии общества, укрепление отношений, принятие решений

Обмен мнениями и диалог являются неотъемлемой частью развития общества. Они играют важную роль в формировании коллективного интеллекта и принятии решений, оказывая влияние на укрепление отношений между людьми.

Обмен мнениями позволяет людям выразить свои взгляды, идеи и опыт. В процессе диалога люди обмениваются информацией, анализируют различные точки зрения и ищут возможные решения проблем. Благодаря этому, общество получает больше вариантов подходов к решению сложных задач и проблем, что способствует его развитию и совершенствованию.

Диалог также играет важную роль в укреплении отношений между людьми. Он позволяет лучше понять друг друга, увидеть сходство и различия во мнениях, взглядах и ценностях. Взаимное уважение и понимание, возникающие в процессе диалога, помогают укрепить связи, разрешить конфликты и создать гармоничное общество.

Кроме того, обмен мнениями и диалог способствуют принятию общественных решений

В процессе дискуссии люди могут выявить проблемы, оценить их важность и предложить возможные пути их решения. При участии различных сторон и целей, принятие решений становится более объективным и справедливым

Необходимо поддерживать и развивать культуру диалога и обмена мнениями в обществе. Это поможет создать условия для взаимного обучения, роста и развития каждого индивида, а также прогресса общества в целом.

Like this post? Please share to your friends: