Платон: истина и мнение в философии

Философия Платона и идея познания

Философия Платона развивает уникальное понимание процесса познания, которое базируется на его учении о мире и идеях. Согласно Платону, знание имеет объективный и универсальный характер и может быть достигнуто только через развитие души и осознание существования вечных идей.

Основное положение философии Платона заключается в том, что мир чувственного восприятия является лишь отражением идеального мира идей. Идеи являются абстрактными и существуют независимо от материального мира, они являются некими определенными прототипами для вещей и понятий в мире сенсорного опыта.

Согласно Платону, знание возможно только через вспоминание и размышление о идеях. Он представлял познание как процесс возвращения к памяти о прежних знаниях, которые душа пережила в мире идей до своего воплощения в теле. Таким образом, познание — это акт осознания уже известного идейного мира.

Для того чтобы достичь истины и познания, Платон разработал свою теорию о различных уровнях познания. Он разделял знание на мнение, восприятие и понимание. Мир признавал только идеальный и вечный, воспринимая материальный мир как иллюзию и переменчивость.

Идея познания для Платона тесно связана с этическими и нравственными принципами. Познание, согласно его учению, вызывает извлечение душой благ и идеалов, и тем самым помогает осуществить знание о добре и совершенстве. Таким образом, познание становится необходимым условием для духовного и нравственного развития личности.

В целом, философия Платона и его идея познания предлагает особую систему представлений о процессе познания и его ценности

Она акцентирует внимание на необходимости углубленного размышления, воспоминания, и обращение к идеям в поисках истины и совершенства. Платоновская философия и идея познания оказала значительное влияние на развитие западной философии и научного мышления в целом

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита – Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.
Рис. 1. Платон – копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой АкадемииУже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Три уровня познания в философии Платона

Философия Платона предлагает три уровня познания, которые представляют различные ступени осознания истины. Эти уровни выражены в его «Пещерной аналогии».

1. Мир чувственного опыта (Мир видимого)

На первом уровне познания находятся те, кто живет исключительно в мире чувственного опыта. Это люди, которые полностью погружены в материальный мир, ориентируются на внешние явления и опираются только на свои чувства и ощущения. На этом уровне люди ограничены познанием поверхностного и видимого мира. Они неспособны воспринять истины, которые лежат за пределами их собственных ощущений и физической реальности.

2. Мир идей (Мир мысленного)

Второй уровень познания представляет собой мир идей или эйдосов. Согласно Платону, идеи существуют отдельно от реального мира и являются абсолютной истиной. Этот уровень познания доступен только тем, кто способен отвлечься от внешнего мира и обратиться к своему внутреннему разуму. Только через активное мышление и постижение абстрактных принципов можно достичь истины, которая не подвержена временным и изменчивым условиям.

3. Мир идеальных форм (Мир сущего)

Третий уровень познания — самый высший и сложный. На этом уровне достигается идеальное знание, соприкосновение с самой сущностью реальности. В этом мире находятся формы, которые являются идеальными архетипами всего сущего. Но достичь этого уровня познания очень трудно, так как он требует полного осознания истинной природы реальности и отказа от материальных стремлений и чувственных наслаждений.

В своей философии Платон придерживался идеи, что наивысшая истина не может быть достигнута через чувственный опыт и должна быть найдена в реальном понимании мира и его абсолютных принципов.

Представление Души у Платона

В человеческом сознании душа – это самая существенная, глубокая и важная идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все Души уже созданы Великим Творцом в момент сотворения мира, их количество определено количеством звезд во Вселенной. Это связано с тем, что каждая звезда отвечает за определенную Душу, пока она проходит воплощение на Земле. Перед земной жизнью Душа находится в измерении чистых идей, и от того, какую идею она принесет с собой на Землю, зависит, какое тело ей достанется и какие испытания суждено ей пройти. После смерти Душа попадает на Страшный суд, по решению которого праведники попадают на Седьмое небо, а грешники – в недра земли. Через тысячу лет ссылки она снова проходит испытание жизнью, и та Душа, которая несколько раз подряд воплощается в теле философа или мудреца, заканчивает свои перерождения и удостаивается Божественного покоя. Остальные – продолжают приходить на землю на протяжении десятков тысяч лет, и не всегда в тела людей.В диалогах “Тимей” и “Федр” описывается, что Душа состоит из трех частей:

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Государство Платона

Мыслитель идеализировал в юности кастовый строй Древнего Египта, по сути, он являлся консерватором. Однако все свои социально-реформаторские идеи Платон поместил в вымышленное идеальное государство и называл его Атлантидой. Совершенство этого Государства основано на трех уровнях Души в его представлении, где каждая часть стремится к своей добродетели:

  • Разумная – к мудрости;
  • Волевая – к смелости и отваге;
  • Чувственная – к воздержанию.

Когда все эти составляющие находятся в Гармонии возникает Справедливость – высшее проявление Блага. Идеальное Государство, подобно Душе, состоит из отдельных сословий, которые трудятся на общее Благо. Вот эти касты.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все – от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

Особое внимание уделялось воспитанию воинов, которое вмещало в себя два направления:

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Основная задача: сохранить истинное знание в лице правителя и аристократии, и соблюдать баланс между крайними кастами.
Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Биография

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”

Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети – родителей.
Один из самых великий мыслителей всех времен запомнился в истории как противник чрезмерного проявления эмоций и страстей. Он был уверен, что такое поведение сбивает с истинного пути в постижении идей и содержит в себе вредное начало. Платон скончался в день своего рождения в 347 году до н.э., и его ученики считали, что это знак того, что он перешел на высший уровень божественного покоя.Для более детального представления об учении Платона посмотрите это видео.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры.Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи.Сама же идея является истинной сутью вещей.
Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска

Учения Платона

Добро пожаловать! > Философия Платона > Учения Платона

Философские источники учения об идеях

* Учение Сократа о всеобщем как основе этики.
* Учение элеатов об истинном, едином и неподвижном бытии.
* Пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.
Сущность учения об идеях
* Идеи есть абсолютные, всеобщие духовные сущности вещей.
* Каждой чувственной вещи или родам вещей соответствует своя идея.
* Идеи объединены в мир идей, который образует истинное бытие.
* Вторичным, производным от мира идей, является мир чувственных вещей.
* Мир идей иерархичен, на вершине его Платон поместил идею Блага .
* Отношения между миром идей и миром чувственных вещей строятся по принципу того, что вещи подражают идеям, или идеи присутствуют в вещах.

Диалектики Платона

Основные значения термина у Платона
* Диалектика есть способ познания сущности предмета через столкновение спорящих позиций и мнений.
* Диалектика – это способность возводить к единой идее то, что разрознено. Эта способность еще называется восхождением.
* Диалектика понимается и как умение разделять все на виды. Иначе это еще называется нисхождением.

Натурфилософия и космология Платона

* Космос есть творение Бога – Демиурга, овеществленного в материи.
* Космос у Платона – это живое тело, наделенное душой.
* Физический космос состоит из 4-х стихий: земли, огня, воздуха и воды.
* Космос один, он конечен, представляет собой шар, в центре которого Земля, а вокруг Земли вращаются планеты, приводимые в движение их душами.
* Мир чувственно воспринимаемого космоса развивается целесообразно, а в качестве цели выступает идея.

Учение Платона о познании

* Платон является рационалистом в теории познания. Только разуму, утверждает он, доступна истина. Чувства могут дать лишь мнение.
* Классификация познавательных способностей по Платону: идеи являются предметом мышления; числа – предметом размышления; природные вещи – предметом доверия.
* Истинное познание – “воспоминание” бессмертной души о созерцании ею мира идей еще до её вселения в смертное человеческое тело.
* Знание не может быть передано одним человеком другому, а должно быть получено из первоисточника.
* В зависимости от того, как успешно души созерцали идеи, определяется и их иерархия на Земле: на первом месте стоит философ, на последнем, 9-м – тиран.
* Цель занятий философией – возбудить в душе воспоминания об идеях.
* Главный метод пробуждения воспоминаний – диалектика.

Этическое учение Платона

Главное в этике Платона
* Этика Платона опирается на его учение о душе, состоящей из 3-х частей: разумной, волевой и чувствительной.
* Разумное сочетание этих трех частей дает начало добродетели справедливости.
* Нравственная жизнь – это стремление к высшей цели добра и справедливости.
* Нравственность бывает истинной, положительной и отрицательной. Первая доступна немногим избранным. Вторая, называемая моралью подчинения – удел толпы.

Политическая философия Платона

Политический проект Платона
* Цель политики – совершенствование граждан в государстве путем воспитания.
* Государство возникает потому, что человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности.
* Идеальное государство есть сообщество: землевладельцев и ремесленников, производящих все необходимое для жизни; воинов и стражей, охраняющих безопасность; философов – правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление.
* Классификация государственных форм по Платону – от лучших к худшим: Аристократия; Тимократия; Олигархия; Демократия; Тирания.

Эстетическое учение Платона

Главное в эстетике Платона
* Эстетика – это учение о бытии прекрасного. Ей посвящены диалоги Платона: “Пир”, “Федр”, “Гипий Больший”.
* Основой эстетики является учение об идеях.
* Объектом эстетики являются не конкретные проявления прекрасного, а его сущность, идея.
* Прекрасное воспринимается не чувствами, а посредством интеллектуальной интуиции.
* Идея прекрасного воплощается в чувственно осязаемых вещах: статуях, картинах и т.п.
* Прекрасными могут быть не только предметы, но и произведения искусства. Искусство есть подражание, мимесис.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной ( «золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Like this post? Please share to your friends: