Теория культурно-исторических типов по Данилевскому: основные аспекты

Реферат на тему: теория культурно-исторических типов н.я. данилевского

Введение

Николай Яковлевич Данилевский – известный русский ученый. Его судьба довольно драматична. В культурологии его имя всегда стоит рядом с такими мыслителями, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Все они придерживаются концепции культурно-исторической типологии, в основе которой лежат принципы разнообразия локальных цивилизаций и цикличности развития культуры. В то же время важно отметить, что Данилевский первым применил такой подход к истории мировой культуры.          

К сожалению, его теория мало изучена, хотя за рубежом она приобрела большую популярность. Его труд Россия и Европа был переведен на иностранные языки, и большое количество публикаций о нем подтвердили его концепции в научном мире. 

В России произведения Н.Я. Данилевские долгое время не переиздавались, в результате стали библиографической редкостью. И только в 1991 году книга Россия и Европа снова встретила читателя.   

Какие типы выделял Данилевский

В первой версии ученым были определены следующие типы:

  • китайский;
  • египетский;
  • ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;
  • иранский;
  • индийский;
  • греческий;
  • еврейский;
  • римский;
  • европейский или романо-германский;
  • ново-семитический или аравийский.

Позже он дополнил список перуанским, мексиканским и «будущим славянским» типами.

Примечание

В изданном труде, а также в вышедших позже статьях содержалось упоминание о некоем «этнографическом материале», «периферии цивилизации» — так Данилевский определил финнов и кельтов, ушедших, по его мнению, в историческое небытие.

Список литературы

  1. Бобахо, В.А. Культурология: Программа основного курса, хрестоматия, терминологический словарь / В.А. Бобахо, С.И. Левиков. – М.: ЯРМАРКА-ПРЕСС, 2003. – 400 с.         
  2. Введение в культурологию: Учебник. пособие для вузов / Под. изд. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.        
  3. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконников. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.       
  4. Оганов, А.А. Теория культуры: Учебник для вузов / А.А. Оганов. – М.: ЯРМАРКА-ПРЕСС, 2002. – 384 с.       
  5. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебник / В. М. Пиво. – М.: Гаудеамус; Академический проект, 2005. – 564 с.         
  6. Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к немецко-романскому, Москва, 1992.      
  • Реферат на тему: Философия и науки
  • Реферат на тему: Космологизм античной философии
  • Реферат на тему: Философские проблемы науки и техники
  • Реферат на тему: Истина и ответственность ученых 
  • Реферат на тему: Эволюцию представлений о структуре атома в конце XIX-XXI вв.
  • Реферат на тему: Становление и достижения отечественной философии науки
  • Реферат на тему: Биоэтика в химиотерапии
  • Реферат на тему: Научная картина мира, роль науки в современной жизни
  • Реферат на тему: Предметная сфера философии науки
  • Реферат на тему: Бог-мир-человек в учении Фомы Аквинского
  • Реферат на тему: Психоаналитическая философия. З. Фрейд о структуре личности (Оно, Я, Сверх-Я)
  • Реферат на тему: Философия и частные науки

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Проблема культурного взаимодействия

Культура уникальна по своей природе, в ней есть индивидуальная неповторимость, что является ее истинной ценностью. Эти особенности культуры формируют ее духовный образ. Их потеря, искажение, разрушение лишают культурно-исторический тип внутреннего стержня. Но это не значит, что цивилизации не влияют друг на друга, остаются закрытыми и изолированными от мира. Народы только самостоятельно развивают культуру, но это не исключает взаимодействия культур.    

Данилевский называет несколько путей распространения цивилизаций. Самый простой – пересадка с одного места на другое путем колонизации. Так греки передали свою культуру Южной Италии и Сицилии, англичане – Северной Америке и Австралии. Еще одна форма передачи цивилизации – прививка. Александрия была такой греческой срезкой на египетском дереве, но при этом культура Египта не утратила своеобразия. Другой способ – улучшенное питание, когда собственное развитие дополняется внешней помощью.      

Таким образом, во всех случаях влияние одной культуры на другую можно считать плодотворным, если соблюдается принцип сотрудничества, использования новых техник, обмена опытом, но при сохранении собственной уникальности.

Будущее славянской культуры 

Центр славянской культуры принадлежит России, имеющей обширную территорию, язык и письменность, православие и политическую независимость, литературу и искусство, хозяйственное устройство и быт, традиции и обычаи, особенности национального характера.

Религия занимает главное место в духовной жизни славян. Православие соответствует национальному характеру россиян, так как оно наполнено религиозной терпимостью, мягкостью, почтением и смирением. Это основа практической морали, поддерживающая убеждение людей в безусловном религиозном авторитете церкви, необходимости сохранять традиции, соборность и общинность жизни. По мнению Данилевского, религиозная сторона культурной деятельности составляет духовную основу славянского культурного типа, особенно в России. Это его неотъемлемое свойство как с точки зрения психологической структуры составляющих его народов, так и потому, что они получили хранилище религиозной истины. 

Православие – главная черта славянского культурно-исторического типа.

Еще одно условие определения идентичности цивилизации – наличие политической независимости. В этом отношении Россия – огромное государство со стабильной политической структурой и организацией. В нем общественное здание стоит на стойкости крестьянского надела и общинного землепользования. Эта особенность социально-экономического строя России определяет перспективы славянской цивилизации. Кроме того, в национальном характере русских и других славян отмечаются такие черты, как верность и преданность государственным интересам, простота, умеренность в использовании свободы, расчетливость и повиновение власти.       

Несмотря на то, что в состав Российского государства входит около сотни других народов, они не отличают себя от русского народа, но продолжают рассматривать его интересы как свои интересы, они не формируют новых центров русской жизни, а лишь расширяют единый, неделимый его круг.

Эти отношения способствуют благоприятному единству и целостности Российского государства.

Как отмечает Данилевский, эти свойства и качества русского народа составляют внутреннюю причину того, что в России никогда не было политической революции. Как известно, этот прогноз не сбылся, и Россия потерпела политическую катастрофу. 

Данилевский возлагал большие надежды на организацию Всеславянского союза на основе федерации, что способствовало бы росту исконно славянской культуры. Такой союз не означал бы никаких претензий на мировое господство, не был бы угрозой для других народов, но имел бы оборонительное значение не только в интересах славян, но и всей Земли. 

Итак, мировое господство одного культурно-исторического типа, независимо от его внутренней политической структуры, опасно и вредно для прогрессивного хода истории. Чтобы культурная сила не иссякла, необходим постоянный процесс обновления, чтобы его носителями были новые народы с другой ментальной структурой, другими образовательными принципами и другим историческим образованием. 

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Like this post? Please share to your friends: