Философский путь Леонида Дымченко: основы и принципы

Философская концепция даосизма — Студопедия

Философская традиция даосизма

 
 

Схема 25. Философская традиция даосизма

Философская концепция даосизма строится на нескольких ключевых понятиях.

Таблица 9

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
Дао
(путь)
Безличный мировой закон, путь постижения при­роды и ее закономерностей, основной вселен­ский принцип. Дао — это ничто, начало и ко­нец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, толь­ко дао (небытие) вечно, всё остальное прехо­дяще. Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени;называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделялидао противоре­чивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством

Окончание таблицы 9

Дэ
(проявленная мощь)
Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем мож­но говорить, называется дэ. Это понятие де­монстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения
Ци
(дыхание)
Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматрива­ется как движущая сила Вселенной
Чан
(извечный закон)
Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в про­явленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости миро­здания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где всё меняется, возникает искушение определить некую постоянную ве­личину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настояще­го момента и пытается интерпретировать со­бытия в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исклю­чительно на настоящем моменте времени
Мин
(просветле­ние)
Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную ес­тественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и, не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддий­скому просветлению
Естественность и простота Мир таков, каков он есть, и если существует со­вершенство, оно вокруг нас, а не в нашем вооб­ражении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к со­вершенству возможен с помощью отхода от не­естественного в сторону естественного. Дао­сизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций
Инь
(темное/жен­ское) и
Ян
(свет­лое/мужское)
Изначальные силы, воплощающие Дао в мате­риальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета, и наоборот; думать иначе — значит про­являть безрассудство

Многие из этих идей восточной философии будут впослед­ствии развиты многими западными философами.

Где же рождается истина?

Рождение истины в споре маловероятно уже хотя бы потому, что каждая из сторон-участниц не заинтересована в выяснении правды, а стремится отстоять свое мнение. По сути, спор представляет собой попытку каждого участника доказать свое превосходство над прочими, при этом поиск истины обычно отходит на второй план. Если к этому добавить те негативные эмоции, которые зачастую сопровождают жаркие споры, станет понятно, что дело вовсе не в истине или заблуждении. Если вы собираетесь спорить, стоит изучить ораторские приемы ведения дискуссий, так как вооружившись ими вы, вероятнее всего, сможете доказать свою правоту более уверенно.С другой стороны, если перевести спор в дискуссию или диалог, быть готовым встать на сторону собеседника или признать собственную неправоту, можно получить довольно много пользы. Во-первых, вы научитесь аргументировать свою позицию, искать логические связи, делать выводы и умозаключения. Во-вторых, вы узнаете точку зрения собеседника, его аргументацию, представление об обсуждаемом вопросе, что поможет вам расширить границы собственного мировоззрения. В-третьих, стараясь сделать любой спор конструктивным, вы в значительной степени усовершенствуете свои навыки по контролю эмоций. Кроме того, дискуссия, а тем более диалог, предполагают совместный поиск наиболее верного решения, что намного дальше продвинет вас по пути поиска истины, чем самый яростный спор.

Биография Сократа

Итак, автора фразы «в спорах рождается истина» мы осветили. Кратко расскажем о биографии философа.

Сократ жил в V веке до нашей эры в Афинах. Он считается основателем греческой философии классического периода. Сам он никогда ничего не писал. Его философию и биографию восстанавливают по другим сочинениям. Сократ является учителем другого знаменитого философа древности – Платона

Личность и философские учение героя нашей статьи ученые воссоздавали очень осторожно, так как разные античные авторы (Ксенофонт, Плутарх, Платон, Аристотель и другие) приписывали ему свое видение мира, используя его авторитет

Сократ не только ничего не писал, но и мало говорил. Он любил собирать вокруг себя молодежь в гимнасиях и вел с ними продолжительные беседы. В отличие от софистов – профессиональных мудрецов античности – Сократ не брал деньги за свои беседы, так как считал непристойным торговать мудростью. Себя он называл не софистом — мудрецом, а философом — любителем мудрости. Современное значение философии не дает нам, потомкам, понять его скромность. Представим, что какой-нибудь академик, преподающий в МГУ исторические дисциплины, будет себя называть не историком, а любителем истории. Это будет корректное сравнение.

В чем суть истины и как ее распознать?

Однако, определить истину является сложной задачей, которая требует особого подхода. Различные философы, ученые и мыслители предлагали различные методы распознавания истины, которые можно применять в разных ситуациях.

Отсутствие ошибок и искажений – одно из основных признаков истины. При проверке информации, необходимо устанавливать ее надежность и достоверность. Для этого можно использовать проверенные источники, проводить исследования и проверки, а также основываться на авторитетных мнениях и экспертных заключениях.

Наука также является мощным инструментом для распознавания истины. Она использует различные методы, эксперименты и наблюдения, чтобы получить объективные и достоверные данные. Научное знание обновляется и уточняется на основе новых открытий и исследований.

Критическое мышление – еще один важный способ распознавания истины. Оно предполагает анализ и оценку предлагаемых утверждений и доводов

Важно задавать себе вопросы, проверять факты, искать логические ошибки и обоснования приходящихся на пути. Только такой подход позволит избежать принятия ложных утверждений и мнений

Также, для распознавания истины важно учитывать контекст и различные точки зрения. Иногда истина может быть относительной и зависеть от ситуации или взглядов людей

Поэтому важно смотреть на вопрос с разных сторон, учитывая различные аргументы и мнения.

Метод Описание
Проверка источников Оценка достоверности и надежности информации
Научный метод Использование экспериментов, наблюдений и доказательств
Критическое мышление Анализ и оценка утверждений и доводов
Учет контекста и мнений Рассмотрение различных точек зрения и аргументов

В конечном счете, распознавание истины требует активного участия и критического мышления. Главное – не принимать утверждения однозначно и без анализа, а всегда стремиться к получению полного и объективного понимания ситуации. Истину можно достичь, но это требует постоянного поиска и открытости к новым знаниям и идеям.

Беда Достопочтенный

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Мудрость кротка, когда она, обладая вышним, умеет любить. Эта добродетель святых проповедников противостоит глупости горечи и раздора и объединяет себя в любви, мире и согласии со всяким ближним.

О семи Кафолических посланиях.

Это и есть та мудрая кротость, которую следует иметь, как выше наставлял апостол (см. Иак. 3:13). Ей чужды горькая ревность, соперничество и глупость. У святых проповедников она соединяет добродетель с учением в согласии мира и любви. Она, говорит апостол, во-первых, целомудренна, затем мирна. Целомудренна – потому что мыслит чисто, мирна – потому что никогда по высокомерию не удаляется от общения с ближними. А скромна, уступчива и в согласии с добром – потому что мудрый всегда соглашается с увещаниями к добру, подобно Петру, который в смущении согласился с обличениями Павла. Поучение же нечестивых мудрый отвергает изо всех сил – и словом, и жизнью. Полна милосердия и добрых плодов. А это и есть то достойное поведение, которое ранее апостол призывал показать, обращаясь к мудрым и сведущим (см. Иак. 3:13). Конечно, он призывал быть милосердными и приносить плоды милосердия в делах благочестия. Судящая без лицемерия (Не осуждающая, без лицемерия – Vlg.). Если эту добродетель обнаруживает исключительно чистая мудрость, то сварливая и злословная полностью её лишена. Ведь у того, кто жаждет оказаться учёнее и лучше других, очень много забот: ему нужно ловко суметь и ближнего опорочить как неуча, и своим лицемерием прикрыть обычные для него злословие и дурные поступки.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 17-18 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир

Здесь показывает великий брат Божий, отдельно, особенности свыше премудрости, по толкованию святого Митрофана. Как свыше премудрость отличается от человеческой и бесовской, так и плоды, одной и другой разные. И как земной, душевной и бесовской премудрости плоды, были уже показаны выше, горькая зависть, споры, нестроение и всякая гнилая вещь, потребно показать и плоды божественной свыше премудрости, которые, все есть противоположные: чистота, мир, кротость, благопокорность, богатая милостыня, несомненность или неколеблющаяся вера и надежда т.е. которая не имеет никаких сомнений и колебаний, нелицемерие, поскольку по слову Господню «всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит» (Матф. 7:17). Сказав же, божественный Иаков, что свыше премудрость исполнена плодов благих, этим словом показал, что она имеет не только те плоды, которые он перечислил, но и все другие, которые он не перечислил. А то, что сказал здесь, чтобы «несуменна» и с твёрдой верой возделывалась благая премудрость, сказал в противоположность тому что пишет Павел говоря: «А сомняяся, (т.е. колеблющийся и сомневающийся) аще яст, осуждается, зане не от веры» (Рим. 14:23), и сам Иаков сказал в первой главе «Да просит же верою ничтоже сумняся» (1:6). Подобно и нелицемерной назвал премудрость, потому что, она не содевает добродетели по лицемерию и человекоугодию, но с чистым и истинным расположением. Так и Павел употребил это понятие обращаясь к Тимофею, да и в других местах «Конец же завещания есть любы от чиста сердца совести благия и веры нелицемерныя» (1Тим. 1:5). А, «плод же правды в мире сеется творящим мир» такой имеет смысл: плод, говорит, правды т.е. общей добродетели, если должен сеяться чтобы принести плоды, для пользы творящих её и для слушающих, подобает обязательно, чтобы он сеялся в мире и тишине и только. Тогда по истине бывает плод правды, для любящих приносить плоды в мире. И если кто-то совершает посты, бдения, коленопреклонения и другие добродетели, не печётся же о состоянии мирном и немятежном, но соблазняет и смущает своих братьев, то не будет он приносить плод правды и добродетели, но неправды и злобы. Поскольку смятением, которое он приносит братии, преступает закон любви. Без любви же, бесполезен и суетен весь перечень добродетелей, как показывает Павел в 13-ой главе к Коринфянам первого послания.

Святой Феофилакт нерассуждающей назвал, свыше премудрость, так как она не рассуждает и не наблюдает обрезания и субботы, омовения и прочие плотские наблюдения ветхого закона.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Тестовый контроль «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях»

1. Какие формы правления Аристотель считал.дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию;

б) олигархию;

в) крайнюю демократию;

г) все указанные выше.

2. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало

древнегреческой философии.

а) Демокрит, Сократ;

б) Фалес, Солон;

в) Гераклит, Пифагор.

3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление

лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

4. Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном

государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего

Востока?

а) Китай;

б) Индия;

в) Вавилон.

5. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?

а) аристократию;

б) ремесленников;

в) земледельцев.

6. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки?

Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила

факел свободной личности» (Л. Лосев)!

а) благодаря особым природно-климатическим условиям;

б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных

занятий;

в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным

культурным связям с Египтом и Азией.

7. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»?

а) все указанные ниже;

б) монархию;

в) аристократию;

г) политию

8. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?

а) монархия; б)тирания; в) полития.

9. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм.

10. Что означало слово «демократия» у древних греков?

а) власть народа;

б) равные права;

в) равные возможности.

11. Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась

европейская философия?

а) Афины;

б) Милеты;

в) Микены.

12. Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:

а) в ненасилии;

б) недеянии;

в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;

г) безмолвии;

д) спонтанности;

е) стремлении к старине как социальному идеалу.

13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:

а) к следованию пути предков;

б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;

в) послушанию старшим;

г) подчинению социальной иерархии.

14. Легисты во главу угла ставят:

а) мораль;

б) любовь;

в) следование заветам предков;

г) закон,

15. Определите два правильных ответа. Монеты убеждают следовать:

а) любви;

б) выгоде;

г) закону;

д) морали;

е) предкам.

16. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры

относятся:

а) Махабхарата;

б) Книга песен;

в) Веды;

г) Книга перемен;

д) Упанишады;

е) Эпос о Гильгамеше.

17. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:

а) веданта;

б) йога;

в) буддизм;

г) джайнизм;

д) даосизм;

е) легизм.

18. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической

последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества

представлена следующими Варнами:

а) ванны;

б) брахманы;

в) общинники;

г) кшатрии;

д) вайшьи;

е) шудры.

19. Для религии индуизма характерно:

а) метемпсихоз;

б) представление о единственности земной жизни человека;

в) утверждается вечность души;

г) утверждается ее смертность.

20. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:

а) дао:

б) логос;

в) брахман;

г) небо.

21. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

г) Древнем Египте.

22. Конфуцианство — это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

г) сборник мифов.

23. Первой стадией развития по Платону была:

а) олигархия;

б) аристократия;

в) плутократия;

г) династия.

24. Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее

развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба неверны.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?

  • финансирование из государственного бюджета создания единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
  • реализация технологии обучения учащихся средней школы.
  • Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.
  • финансирование международных грантов для обмена опытом в сфере образования
  • обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для обеспечения образовательного процесса
  • увеличение учебных платформ
Вопрос 2

Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.

  • учёт индивидуальных особенностей школьников
  • сокращение учебного времени на музыкальное образование
  • компьютеризация образовательного процесса
  • преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
  • повышение внимания к изучению иностранных языков
  • введение дополнительного курса по истории культуры
Вопрос 3

Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

увеличение количества учебных предметов
сокращение времени изучения естественных наук
ориентация на интересы и склонности ученика
применение технологий, сберегающих здоровье
особое внимание нравственному воспитанию
компьютеризация образовательного процесса

Вопрос 4

На телевизионном канале часто демонстрируются последние открытия в науке, популяризируются научные достижения. Что из передач иллюстрирует прогностическую функцию науки?

  • Экологи предупредили об опасности вырубки лесов в средней полосе России.
  • Ученые разработали новую конструкцию 3D принтера, что позволяет организовать его серийное производство.
  • Аналитики высказали предположения о развитии финансовой системы на ближайшие годы.
  • Фермер закупил семена новой пшеницы, устойчивой к засухе.
  • Метеорологи высказали предположение, что из-за изменения течения Гольфстрима зима в Скандинавии будет холоднее обычной.
  • Ученые высказали новую гипотезу по проблеме исчезновения динозавров.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни.

  • Результат научного исследования зачастую субъективен, так как зависит от личностных особенностей ученого, его приверженности той или иной теории.
  • Научные исследования нужно рассматривать относительно того времени, когда они были сделаны.
  • Наука направлена на выработку теоретического обоснования законов развития природы и общества.
  • Научные убеждения могут базироваться на убеждениях или вере.
  • Под основой научной деятельности можно понимать единство эмпирических и теоретических методов.
Вопрос 6

Ученые высказали предположение, что в стране Z утвердилась одна из мировых религий. Какие факты лежат в основе этого предположения?

  • вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения
  • глава государства был объявлен сыном бога
  • в стране преследовали людей, которые высказывали сомнения в силе божества
  • религию государства исповедовали представители различных этносов и социальных групп
  • в государстве существовали только религиозные школы
  • люди поклонялись множеству богов
Вопрос 7

Какие положения отражают регулятивную функцию мусульманской религии?

  • запрет на употребление алкоголя
  • соблюдение поста в месяц Рамадан
  • почитание Мухаммеда как последнего пророка
  • вера в единого Бога
  • признание Корана священной книгой
  • обязанность жертвовать средства в пользу бедных
Вопрос 8

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

  • Заявление о принятии к исполнению судебного приказа о взыскании алиментов на работу

      

  • Налоги в системе государственного регулирования экономики презентация

      

  • Как доказать нетрудоспособность в суде

      

  • Разрешается ли на судне использование насоса для обеспечения питьевого

      

  • Как сделать весы правосудия своими руками

Тестовый контроль — Студопедия

1. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию;

б) олигархию;

в) крайнюю демократию;

г) все указанные выше.

2. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало

древнегреческой философии.

а) Демокрит, Сократ;

б) Фалес, Солон;

в) Гераклит, Пифагор.

3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление

лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

4. Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном

государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего

Востока?

а) Китай;

б) Индия;

в) Вавилон.

5. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?

а) аристократию;

б) ремесленников;

в) земледельцев.

6. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки?

Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила

факел свободной личности» (Л. Лосев)!

а) благодаря особым природно-климатическим условиям;

б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных

занятий;

в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным

культурным связям с Египтом и Азией.

7. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»?

а) все указанные ниже;

б) монархию;

в) аристократию;

г) политию

8. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?

а) монархия; б)тирания; в) полития.

9. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм.

10. Что означало слово «демократия» у древних греков?

а) власть народа;

б) равные права;

в) равные возможности.

11. Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась

европейская философия?

а) Афины;

б) Милеты;

в) Микены.

12. Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:

а) в ненасилии;

б) недеянии;

в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;

г) безмолвии;

д) спонтанности;

е) стремлении к старине как социальному идеалу.

13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:

а) к следованию пути предков;

б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;

в) послушанию старшим;

г) подчинению социальной иерархии.

14. Легисты во главу угла ставят:

а) мораль;

б) любовь;

в) следование заветам предков;

г) закон,

15. Определите два правильных ответа. Моисты убеждают следовать:

а) любви;

б) выгоде;

г) закону;

д) морали;

е) предкам.

16. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры

относятся:

а) Махабхарата;

б) Книга песен;

в) Веды;

г) Книга перемен;

д) Упанишады;

е) Эпос о Гильгамеше.

17. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:

а) веданта;

б) йога;

в) буддизм;

г) джайнизм;

д) даосизм;

е) легизм.

18. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической

последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества

представлена следующими Варнами:

а) ванны;

б) брахманы;

в) общинники;

г) кшатрии;

д) вайшьи;

е) шудры.

19. Для религии индуизма характерно:

а) метемпсихоз;

б) представление о единственности земной жизни человека;

в) утверждается вечность души;

г) утверждается ее смертность.

20. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:

а) дао:

б) логос;

в) брахман;

г) небо.

21. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

г) Древнем Египте.

22. Конфуцианство — это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

г) сборник мифов.

23. Первой стадией развития по Платону была:

а) олигархия;

б) аристократия;

в) плутократия;

г) династия.

24. Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее

развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба неверны.

Лопухин А.П.

Ст. 17-18 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир

Для плодотворного и спасительного учительства нужна мудрость, сходящая свыше, т. е. от Бога (1:17). По изображению Апостола Иакова, мудрость эта, прежде всего, чиста, agnh: чистота и святость суть основные свойства истинной мудрости. Затем следующие три качества ее составляют противоположность ревности и сварливости ложной мудрости: истинная мудрость: а) мирна, eirhnikh, – распространяет вокруг себя только мир; б) кротка или скромна, epieikhV; в) послушлива, уступчива, eupeiqhV. Далее следует самое положительное свойство истинной мудрости: полна милосердия и добрых дел – богата делами благотворительной любви, составляющей существенное свойство благочестия (I:27). Наконец – беспристрастна и нелицемерна, adiakritoV c. apokritoV – чужда сомнений в истинах веры и абсолютно искренна, прямодушна.

«Таким образом, указано семь качеств божественной мудрости: она представляет собою как бы семицветную прекрасную радугу, все цвета которой суть разложения одного основного цвета мудрости – ее чистоты и святости» (еп. Георгий).

В заключительном, 18, стихе главы указывается, что плодами истинной мудрости – в противоположность пагубным плодам мудрости ложной (ст. 16) – являются праведность и мир как у проповедников истинной мудрости, так и у приемлющих слово их проповеди. «Человек, одаренный истинною премудростию и призванный к проповеданию Евангельского учения, возвещает его, наблюдая приличное христианской вере спокойствие и согласие с теми, которые семя слова Божия кротким и спокойным сердцем приемлют и к плодотворению себя доброю землею оказывают» (иеромон. Феоктист).

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Путь к истине

Сын повивальной бабки говорил о необходимости постижения истины. Но как найти этот путь к истине? Он начинается с осознания того, что истина существует и она доступна для каждого из нас. Наш мир полон заблуждений и ложных убеждений, но истина всегда скрывается где-то рядом, ждущая своего исследователя.

Путь к истине требует от нас открытости и готовности взглянуть на вещи с другой стороны. Мы должны бросить предрассудки и стереотипы, которые нас окружают, и подойти к проблеме с чистым листом. Истину невозможно найти, если мы не готовы к переменам и не жаждем знания.

Для постижения истины необходимы исследования и самоанализ. Мы должны активно изучать новые темы, читать книги, слушать лекции, обсуждать с другими людьми. Но при этом мы не должны принимать вслепую то, что нам говорят. Нужно уметь сравнивать информацию, проверять факты и анализировать аргументы.

Важно помнить, что истина не всегда приятна и не всегда соответствует нашим желаниям и ожиданиям. Иногда мы можем открывать для себя неприятные факты или осознавать, что наши убеждения были ошибочны

Но только принимая это, мы сможем продвигаться на пути к истине.
Истина — это процесс, а не конечный результат. Мы никогда не достигнем абсолютной истины, но каждый новый шаг приближает нас к ней. Важно держать в голове, что наше понимание истины может изменяться с течением времени и накопленного опыта.
Не бойтесь сомневаться и задавать вопросы. Сомнения — это не признак слабости, а признак активного поиска истины. Задавая вопросы, мы расширяем свой кругозор и углубляем свои знания. Быть настойчивым и непоколебимым в своем стремлении к истине — это настоящая мудрость.

Путь к истине может быть трудным и запутанным, но награда — сама истина — стоит всех усилий. Истинное познание помогает нам лучше понять мир, себя и свою роль во вселенной. Это неотъемлемая часть нашего развития как личности и способа создания лучшего будущего для себя и для других.

Основы философии Валерий Викторович Дмитриев

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) — древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство

Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела

Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды, как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

Тесты по теме 2

Античная философия

Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба — отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

А. Эпикур

Б. Анаксимандр

В. Гераклит

2. Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

А. Сократ

Б. Гиппократ

В. Фалес

3. Платон утверждал, что философ должен изучать:

А. Мир природы

Б. Мир идей

В. Самого себя

4. Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

А. Левкипп

Б. Сократ

В. Гиппократ

5. Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина — тело от страданий»:

А. Фалес

Б. Гален

В. Гиппократ

6. Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

А. Гиппократ

Б. Левкипп

В. Демокрит

7. Сказал, что Вселенная — четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух:

А. Эпикур

Б. Эмпедокл

В. Фалес

8. Первым назвал себя философом:

А. Анаксимен

Б. Фалес

В. Пифагор

9. Утверждал, что все состоит из воздуха, разрежающегося и сгущающегося:

А. Анаксимен

Б. Фалес

В. Гераклит

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

11. Создал учение о взаимопереходе противоположностей, их единстве: «добро и зло — одно»:

А. Фалес

Б. Гераклит

В. Эмпедокл

12. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — утверждал:

1 … 7 8 9 10 11 12 13 14 15 … 18 >>

Что на самом деле говорил Сократ?

На самом деле Сократ отрицал тот факт, что истина может рождаться в споре, противопоставляя ему диалог равных людей, ни один из которых не считает себя умнее другого. Только в таком диалоге, по его мнению, и возможен поиск истины. Для того чтобы понять, где именно выясняется правда, нужно различать разные виды коммуникации: спор, дискуссию, диалог. В принципе, различие между ними довольно условно, однако оно существует. Спор – это просто попытка каждой из сторон убедить остальных в верности своей точки зрения. Такое обсуждение редко бывает конструктивным и аргументированным, во многом базируясь на эмоциях. Что касается дискуссии, то это вид обсуждения спорного вопроса, при котором каждая сторона выдвигает свои аргументы в пользу той или иной точки зрения. Диалог же представляет собой обмен мнениями без попыток переубедить собеседника. Исходя из этого, можно сказать, что спор является наименее перспективным способом поиска истины. Сократ считал, что если один из оппонентов считает себя умнее, то он должен помочь другому найти истину. Для этого он рекомендовал принять позицию оппонента и вместе с ним доказать ее ошибочность.

Познание истины: какие задачи стоят перед нами?

Во-первых, познание истины требует активного исследования и систематизации знаний. Мы должны стремиться к постоянному обновлению информации, изучать различные источники истинного знания — научные работы, философские трактаты, художественную литературу.

Во-вторых, для познания истины необходима аналитическая мысль и логика. Мы должны уметь критически мыслить, разбирать факты на составляющие, выявлять причинно-следственные связи. Только так можно распознать и определить истину.

Также важным аспектом познания истины является эмоциональная и духовная готовность. Нужно быть открытым для новых идей, готовым изменить свои убеждения, если они не соответствуют действительности. Познание истины требует от нас терпения, самокритики и готовности к постоянному развитию.

Кроме того, познание истины требует постоянного совершенствования своих навыков коммуникации. Мы должны уметь вести диалог с другими людьми, обмениваться знаниями и идеями, учитывать разные точки зрения. Только в таком открытом обмене мы можем приблизиться к истине и добиться всеобъемлющего понимания.

Исследование и познание истины — непрерывный и динамичный процесс. Мы не можем сказать, что истина окончательно и полностью открыта перед нами. Но задача познания истины заключается в постоянном стремлении к пониманию мира и самого себя, в расширении своего кругозора и развитии личности.

Like this post? Please share to your friends: