Гроза. А.Н. Островский

гроза

Прочность человеческого духа, думал я, определяется его отношением к хрупким вещам. Чем сильнее человек – тем более хрупким представляется ему мир, и тем осторожней он с этим миром обращается. Сила проявляется в трепетном отношении; слабость же, напротив, груба и невнимательна.
Настоящий художник отражает не красоту мира, но его хрупкость.

Смешно получается: все мы жалуемся, мол, из жизни уходят красота и волшебство, мир обесцвечивается. Но… проблема в том, что красота никогда не уходит сама; чтобы она ушла, нужно быть равнодушным к ней – перестать бороться за нее. Или обменять ее на практичность.

Алексей Поляринов. Пейзаж с падением Икара.

Предисловие

С “Белого парохода” Чингиза Айтматова практикую чтение книг в рамках программы по литературе вместе с дочкой, чтобы потом обсуждать их вместе, оказывая посильную помощь в первых шагах понимания хороших литературных произведений, коими изобилует школьная программа.

Для меня огромная загадка – по какой причине включено то или иное произведение в школьную программу. Особенно непонятно как определяется возраст, в котором великое (а в программе в основном они – великие) литературное произведение будет понято учениками средней (жаль, что не великой) школы. На мой взгляд, система образования – яркое доказательство того, что все самое прекрасное и хорошее, обретая черты системы (организации) превращается в нечто невообразимо ужасное.

В конце октября пришел черед изучения пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Признаюсь, каким-то образом она прошла мимо меня в школе (может, я болела в то время). Помню только набившее оскомину “Катерина – луч света в темном царстве”, и что она протестует против чего-то там плохого в империалистическом строе.

Анечка нервно сказала, что вообще не может понять эту Катерину, и в чем вообще суть проблемы? А еще поведала,  что кто-то из учениц взялся изучать историю Катерины с точки зрения библейских 10 заповедей, т.е. они стали считать какие именно заповеди нарушила бедная Катерина и, кажется, какие наказания ей полагались по Закону Моисея… Я просто ужаснулась – что там в головах у этих бедных детей?

Поэтому однажды вечером взяла в руки изрядно потрепанный томик произведений Островского.

Впечатления

Небольшая пьеса. Читается легко и на одном дыхании. Но после прочтения я сидела и думала: о чем же она? И дело не в том, что сюжет непонятен. Напротив, обезоруживает то, насколько хорошие книги живут вне времени. Меняются декорации, политические режимы, борьба за права женщин, технический прогресс шагает семимильными шагами, а истории, описанные классиками, продолжают происходить с завидным постоянством.

Девушка выходит замуж не по любви, но и не силком, а просто потому что надо выходить замуж. Предложение сделал человек из порядочной семьи, и маменька, естественно, дала согласие – время такое было. Обыкновенно не приходило в голову людям задумываться о том, подходят ли парень с девушкой друг другу, любят ли, брак был, скорее, финансовым мероприятием. И вот эта девушка искренне старается любить мужа, быть хорошей снохой и т.п. Ну а потом она влюбляется в другого человека (лучше ли он или хуже мужа – не совсем очевидно). Она ему тоже нравится. Они встречаются. Потом под давлением совести и своей веры она признается во всем мужу и свекрови. И, не выдержав давления прежде всего внутри самой себя – заканчивает жизнь самоубийством. Все.

Обычная история. Но вот это странное чувство недоумения вызывает сама Катерина (центральный персонаж) – что ж она все так близко к сердцу принимает?! Зачем не скрыла роман свой, а пошла и призналась, обрекая тем самым, на большие проблемы не только себя, но и своего возлюбленного Бориса, мужа, свояченицу Варвару. В конце концов, коли совесть замучила совсем, можно было разорвать связь и все. Зачем вещать об этом всему миру?

И вот читатель сидит недоуменно и думает: “Эх, Катерина, зачем же ты все слишком близко к сердцу принимаешь? Ведь не по здравому смыслу это…” А по здравому смыслу этому живут миллионы людей испокон веков: мужья изменяют женам, жены – мужьям, вера – больше как традиция, главное – чтоб шито-крыто и не принимать все слишком всерьез, даже собственную жизнь. Не по здравому смыслу это.

А меня вот удивляет другое. Как так получается, что среди миллионов, живущих по здравому смыслу, рождаются такие души, задающиеся вопросом: “Отчего люди не летают так,  как птицы?” Люди, воспринимающие все всерьез: и веру, и любовь, и жизнь. И происходит в них это не от великого ума, совсем нет. Просто души такие.

И даже не хочется кого-то осудить в данной истории: ни свекровь Катерины (как бы ужасна она ни была), ни мужа ее слабовольного, ни Варвару, ни Бориса. В общем-то, по большому счету, никто из них не виноват в ее смерти. Просто очень уж она отличается и не подходит к этой жизни, к ее объективной реальности. Вот простой диалог между Борисом и Катериной, где они признаются друг другу в любви – насколько диаметрально противоположный взгляд у них обоих:

Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня. Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Эпилог

Хорошие книги о жизни оставляют в нас эти вопросы… Иногда их трудно сформулировать, даже взрослым людям, имеющим жизненный опыт (про подростков я вообще молчу). Основная задача этих вопросов – не немедленный логичный ответ, а процесс, работа души. Потому что иногда ответам тесно в рамках наших вопросов. Ведь мир много шире и просторнее, чем мы привыкли думать.

Мой вопрос, который задала мне “Гроза” А.Н. Островского – откуда и зачем приходят в наш мир такие люди, которые спрашивают себя:

Я говорю, отчего люди не летают так,  как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и  тянет лететь. Вот так бы  разбежалась, подняла руки  и полетела. Попробовать нешто теперь?

А перед глазами вот уже несколько дней картина Питера Брейгеля “Пейзаж с падением Икара”.

пейзаж с падением икара

Рубрика: читаю (проза). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

6 отзывов на Гроза. А.Н. Островский

  1. Ирина пишет:

    Про Катерину иногда ещё говорят, что её “среда заела”. Всё-таки средняя школа мастерски научилась делать монстров из классических произведений. Сейчас даже поговаривают о том, что надо бы убрать из программы всё “устаревшее”. Но проблема в том, что нет в современной литературе произведений, равноценных “Мёртвым душам”, например. Или “Евгению Онегину”. Или “Войне и миру”. Именно классическая литература даёт необходимую теоретическую духовную основу, потому что содержит ответы на все вопросы, разыгрывает перед глазами читателя все жизненные ситуации. Бери и пользуйся, когда начнётся практика, когда из зрителя превратишься в главного героя. Но машина заработает только в том случае, если её завести. Предметник не будет этого делать, ему не надо, у него другие задачи. А наставник будет, учитель будет. Только в средней школе с наставниками негусто.

    • yuol yuol пишет:

      Да, вчера с мужем обсуждали “Грозу”, он тоже вспомнил, что в школе им объясняли про то, что Катерина восстала против домостроя.
      Соглашусь с тем, что если уж включать великие литературные произведения в школьную программу, то поручать это великое в руки наставников, которые сами любят то, что преподают, и никак уж не предметников, ориентированных на тесты.

      Я помню, что в старших классах сильно нервничала, когда мы проходили “Вишневый сад ” Чехова, как я не могла понять, в чем, собственно, суть проблемы, и чего это все накинулись на Лопахина. А объяснить моему горячему подростковому максимализму никто особенно и не стремился. Теперь, спустя годы, думаю перечитать эту пьесу. Уверена, многое увидится по-другому, не столь прямолинейно.

  2. злата пишет:

    ваши мысли после прочтения?

  3. Ирина пишет:

    Интересно, а почему Кабаниха не выгнала из дома Катерину после измены? Как вы думаете? Она же могла ее не принижать. ни корить, просто избавиться от нее выгнав из дома и все. И сына заставить развестись с ней. Ведь за измену в то время в церкви развенчивали.

    • Ksenia пишет:

      как почему? а зачем выгонять из дома хорошую работницу, которая теперь еще и виновата во всем, головы поднять не смеет? настоящая рабыня!
      А выгонять, развод (даже если возможен, в чем сомневаюсь) – это скандал, то, чего больше всего ненавидит Кабаниха.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)