Философия свободы: взгляд Джона Стюарта Милля

Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна: примеры из эпохи античности

Значение истины в жизни

Истина играет важную роль в нашей жизни. Она помогает нам разобраться в мире, понять себя и окружающих. Без истины мы жили бы в мире лжи и обмана, где невозможно было бы доверять другим и строить отношения на основе правды.

Истина способна преобразить нашу жизнь. Она позволяет нам принимать взвешенные решения и делать правильный выбор. Когда мы знаем истину, мы можем действовать осознанно и рационально.

Истина также помогает нам быть собой. Когда мы говорим правду, мы проявляем свою подлинную личность и строим отношения на искренности. Ложь, напротив, только маскирует наши истинные чувства и намерения.

Истина даёт нам свободу. Когда мы говорим правду и следуем ей, мы освобождаемся от груза лжи и обмана. Мы можем быть уверенными в себе и не бояться быть обнаруженными. Истина позволяет нам вести честный и настоящий образ жизни.

Истина не всегда легка нахождении. Она требует от нас смелости и честности. Но только истинная правда способна принести нам настоящую радость и осознание себя.

Заключительно, истинность оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Она позволяет нам быть собой, принимать верные решения и строить доверительные отношения. Истинная правда освобождает нас от лжи и дарит нам свободу. Будьте честными и искренними, истина станет вашим верным компаньоном на пути к счастливой и осмысленной жизни.

Стремление к единому пониманию

В эпоху античности, когда каждая философская школа и каждый мыслитель имели свою собственную точку зрения, стремление к единому пониманию было актуальной проблемой. В то время, когда истина считалась непостижимой и мнения разнородными, подход к нахождению общего знания был предметом глубоких размышлений.

Философы и ученые разрабатывали свои теории и исследования, проявляя стремление к объяснению мира и пониманию его основ. Они искали универсальное объяснение феноменов, которое бы удовлетворяло всем. За каждым открытием и истиной стояли годы поиска, обсуждений и споров.

Пропагандисты философских школ пытались убедить других в правильности истории и объяснений, стремясь создать мнение, которое было бы общим для всех. Они использовали различные методы, чтобы заинтересовать аудиторию и вызвать у нее желание принять их точку зрения.

Стремление к единому пониманию основывалось на вере, что существует истина, которая может быть узнана и принята всех. Хотя каждый человек имел свое собственное мнение, философы верили, что истина существует независимо от наших предпочтений и наблюдений. Они стремились найти ее и поделиться с другими.

  • Открытие истины требовало объективности и независимости мышления.
  • Философы изучали различные точки зрения, чтобы расширить свои знания и подходы.
  • Мнения и обсуждения были неотъемлемой частью поиска истины.
  • Стремление к единому пониманию требовало открытого и диалектического подхода.

Несмотря на разнообразие мнений, философы и ученые античности соглашались в том, что стремление к единому пониманию необходимо для развития истины. Это стремление вносило вклад в философию и науку, позволяя расширять границы человеческих знаний и достижений.

Мнения, истина и познание

Истина — это объективное знание или факт, который соответствует действительности и может быть подтвержден наблюдениями, исследованиями или доказательствами. Истина не зависит от мнений и предпочтений, она существует вне человеческого сознания и доступна для познания.

Познание — это процесс усвоения истин, приобретения знаний о мире. Познание осуществляется через наблюдение, анализ, эксперименты, рассуждения и взаимодействие с другими людьми. Человек в своем познании стремится приблизиться к истине, но полностью ее не достичь, так как познание всегда ограничено объективными и субъективными факторами.

Мнения могут быть ошибочными и не соответствовать истине, поэтому важно проводить критический анализ и проверку фактов, а также учитывать разные точки зрения при формировании собственного мнения. Истина же должна быть основой для принятия решений, чтения и понимания мира

В итоге, мнения и истина тесно связаны друг с другом, но не являются одним и тем же. Мнения могут помочь нам лучше понять истину, но не всегда они с ней совпадают. Познание же позволяет нам приближаться к пониманию истин, но полного понимания не достичь

Важно уважать мнения других, быть открытыми для новых знаний и готовыми изменить свое мнение, если оно не соответствует доказанной истине

Истиной можно назвать только то, что основано на фактах

В мире существует множество мнений, которые могут быть противоречивыми и даже противоположными друг другу. Однако, в отличие от мнений, истина всегда основывается на фактах и объективных данных.

Факты представляют собой информацию, которая может быть проверена и подтверждена независимыми источниками. Они обладают объективностью и независимо от нашего мнения или субъективных ощущений являются неотъемлемой частью реальности.

Когда мы говорим о истине, мы подразумеваем именно основанную на фактах информацию. Это может быть научное исследование, исторические документы, статистические данные или иные достоверные источники.

Однако, важно отметить, что истина не всегда является абсолютной и окончательной. В некоторых случаях, новые факты или открытия могут привести к пересмотру нашего понимания и привести к изменению истинности предыдущей информации

Следовательно, при подходе к вопросам истинности необходимо быть объективным, критичным и аналитическим. Необходимо изучать различные источники информации, проводить собственные исследования и формировать свое собственное мнение на основе надежных фактов и аргументов.

Истина Мнение
Основана на фактах Субъективна
Независима от мнения людей Может меняться
Объективна Связана с личными взглядами и убеждениями
Подтверждается независимыми источниками Не требует подтверждения

Истиной можно назвать только то, что подтверждено общепризнанными авторитетными источниками

В современном информационном обществе мы сталкиваемся с огромным количеством информации. Каждый день мы встречаем новостные статьи, исследования, блоги, социальные сети и множество других источников информации.

Однако, не все из этих источников являются достоверными и авторитетными. Для того чтобы быть уверенными в истинности какой-либо информации, мы должны обращаться к проверенным источникам, которым доверяют эксперты и научное сообщество.

Такие авторитетные источники обычно проходят процесс экспертизы и публикации, прежде чем их можно считать надежными. Это могут быть научные журналы, организации, академические и образовательные учреждения, которые следят за качеством и достоверностью представляемой ими информации.

Подтвержденные авторитетными источниками факты и данные, полученные в результате научных исследований, могут считаться истиной. Например, если научное общество признало, что Земля круглая, то это стало истиной, потому что тысячи экспертов и ученых подтверждают этот факт на основе наблюдений и экспериментов.

Однако, необходимо быть осторожными и критически относиться к информации, которую мы получаем из сомнительных источников. В интернете, особенно, часто встречаются фейковые новости и манипуляция информацией

Поэтому, важно проверять факты и сравнивать их с данными из надежных источников

Таким образом, истиной можно называть только то, что подтверждено общепризнанными авторитетными источниками. Использование таких источников помогает нам различать правду от лжи и принимать осознанные решения в нашей информационной эпохе.

Истина одна, но истина неоднозначна.

Дело в том, что смысл и суть истины заключается в её многогранности. Нашу жизнь нельзя упаковать в рамки математической точности и конкретики. Любой философский, психологический, мистический и другой вопрос, относящийся к нематериальной реальности, имеет множество граней, значений, однако не перестаёт быть собой.

Почему же это так важно для развития нашего общества? Один из самых простых примеров — юношеский максимализм. Когда подросток не желает принимать ничего, кроме того, что ему интересно в данный момент

Когда увлечение какой-то одной субкультурой влечёт за собой отрицание всех остальных с жёстким конфликтным негативом в адрес тех, кто «на другой стороне».

Я помню лет 15 назад мы с друзьями стали увлекаться рок-музыкой. При этом ругали попсу, рэп, а так же не скрывали своего негативного настроя по отношению к сверстникам, слушающих другую музыку

Конечно мы этим переболели и поняли, что неважно, какую музыку слушает человек, важен сам человек. Более того, мы и сами стали находить что-то хорошее в той музыке, которую когда-то не любили

И теперь например я очень люблю и классику и блюз (хотя когда-то считал эту музыку скучной), слушаю и рэп, и поп и т.д., и нахожу в каждом стиле что-то хорошее, НО (!) я не отказался от рока! Навсегда эта музыка будет для меня самой любимой. Просто со временем я понял, что никто не запрещает мне слушать и наслаждаться разной музыкой.

К тому же мнению я пришёл и в вопросе о вере. Да, я православный и верю в Христа, но это ничуть не мешает мне допускать возможность того, что вселенная появилась из-за Большого взрыва, как я могу утверждать в этом вопросе что-то конкретное, если нет единственного верного факта, который исключил бы все остальные версии? Эту тему я развивал в другой статье (Причина верить), тут мы не будем отходить от основного вопроса.

К сожалению замечаю, что многие взрослые солидные люди напоминают как раз тех подростков, которые не хотят даже слышать ничего, что идёт в разрез с их мировоззрением. Принимают в штыки даже не разобравшись в сути.

Важно понимать, что никто не может отобрать у Вас Ваш взгляд на некоторый вопрос. Не менее важно и то, что в нашем обществе  должна быть свобода мнения, и другой человек так же имеет право на свой, отличный от Вашего, взгляд на определённую проблему, ситуацию

У нас  не будет здорового цивилизованного общества, крепких семей, воспитанных детей до тех пор, пока мы не научимся уважать чужую точку зрения. А уважать её возможно лишь в том случае, если человек может допустить, что позиция оппонента может быть так же верна, как и его собственная, сохраняя при этом индивидуальное мнение.

Я считаю, что суть истины в её неоднозначности и многогранности.

3 570

Споры в обществе и политике

Споры могут возникать в обществе в результате различий во мнениях и ценностях. Религиозные, этические, социальные и политические взгляды часто становятся причиной ожесточенных споров. Они могут вызывать страсти и приводить к разобщению общества, но также могут стимулировать развитие и прогресс.

В политической сфере споры суть неотъемлемая часть процесса принятия решений. Политические партии и общественные организации выступают за разные политические и экономические модели, ведут споры о национальных и международных вопросах.

Споры в обществе и политике могут быть полезными, поскольку они позволяют высказывать разные точки зрения, обсуждать проблемы и искать компромиссы. Однако они также могут быть деструктивными и приводить к конфликтам и разладу.

  • Споры о правах и свободах человека. Общество спорит о том, какой должна быть баланс между гарантией прав и свобод и обеспечением безопасности и порядка. Споры о правах ЛГБТ, равенстве полов, свободе слова и выражения становятся все более актуальными.
  • Споры о экономической политике. Экономисты и политики спорят о том, какова должна быть роль государства в экономике, какие должны быть налоги и социальные программы. Мнения о свободном рынке, регулировании и роли государства в экономике сильно расходятся.
  • Споры о международных отношениях. Государства спорят о границах, торговле, экономическом сотрудничестве и политическом устройстве мира. Некоторые страны придерживаются политики изоляции, в то время как другие стремятся к глобальному сотрудничеству.
  • Споры об экологии и климате. Споры о загрязнении окружающей среды, глобальном потеплении и энергетической политике становятся все более актуальными. Они вызывают дебаты о том, как сбалансировать экономический рост и сохранение природных ресурсов.

Споры в обществе и политике могут быть сложными и многоаспектными. Они требуют аргументации, умения выслушивать и уважительного отношения к мнению других людей

Важно помнить, что даже если споры нередко вызывают эмоциональные реакции, они могут способствовать поиску истины и развитию общества в целом

Мнения — это субъективные оценки и взгляды

Мнения играют важную роль в формировании нашего мировоззрения и понимания окружающего мира. Они представляют собой субъективные оценки и взгляды на определенную тему, основанные на личном опыте, убеждениях и восприятии.

Каждый человек обладает собственными мнениями, которые могут сильно отличаться от мнений других людей. Это объясняется тем, что наши взгляды формируются под влиянием множества факторов: образования, культурного и социального окружения, религиозных убеждений и даже нашего характера.

Мнения могут быть положительными или отрицательными, согласующимися или расходящимися с общепринятыми нормами и ценностями. Они могут быть основаны на объективных фактах и исследованиях, а также на субъективных предпочтениях и вкусах

Важно понимать, что мнения не являются объективной истиной, а лишь отражают нашу субъективную точку зрения

В современном обществе мы сталкиваемся с огромным количеством мнений, которые высказываются через различные медиа и социальные сети. Складывается впечатление, что каждый имеет право на свое мнение и может высказывать его публично

Однако, важно помнить, что наше мнение не всегда является истиной и необходимо уметь анализировать информацию, различать факты от мнений и подходить к ним критически

Мнения могут быть спорными и вызывать конфликты, но при этом они также позволяют нам обмениваться идеями, обсуждать проблемы и находить компромиссы. Умение слушать и уважать мнения других людей является важным навыком, который помогает нам развиваться и понимать разнообразие точек зрения.

Персональная правда

В мире существует множество точек зрения, мнения и убеждений. Каждый человек имеет свою собственную правду, основанную на его личном опыте, образовании и взглядах на жизнь. Именно поэтому, понятие «настоящая истина» может быть относительным и подвержено субъективности.

Персональная правда – это набор убеждений, которые индивидуально принадлежат каждому человеку. Она формируется на основе его собственного опыта, взаимодействия с окружающим миром, общения с людьми. Эта правда может отличаться от общепринятых норм и убеждений, и не всегда находить подтверждение в объективных фактах.

Важно отметить, что персональная правда не всегда является истиной. Мы все подвержены влиянию своих предубеждений, стереотипов и чувств, что может искажать наше восприятие и создавать иллюзию правдивости

Кроме того, несмотря на то, что каждый имеет право на свое мнение, некоторые идеи и убеждения могут быть ошибочными или даже опасными.

Настоящая истина может быть достигнута только путем объективного анализа фактов, проведения исследований, диалога и обмена мнениями. Это требует открытого ума, готовности к самокритике и уважения к точкам зрения других людей.

Однако, несмотря на относительность персональной правды, она является важной частью нашей жизни. Она помогает нам определить себя, свои ценности, формировать наши убеждения и принимать решения

Правда каждого человека является неповторимой и ценной, и мы должны уважать ее, вместе со всеми ее нюансами и оттенками.

Глобальная ценность

Глобальная ценность – это то, что признается и ценится всеми людьми независимо от национальности, вероисповедания или политических взглядов. Это универсальные ценности, которые объединяют нас как человечество и отражают наши самые глубокие потребности и стремления.

Одной из ключевых глобальных ценностей является свобода. Свобода мысли, выражения, совести и выбора – это неотъемлемые права каждого человека. Она дает возможность развиваться, творить и осуществлять свои мечты. Свобода создает условия для прогресса и инноваций, позволяя нам стремиться к лучшему.

Еще одной глобальной ценностью является равенство. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Равенство означает отсутствие дискриминации на основе расы, пола, возраста, национальности или других признаков. Это принцип, который лежит в основе справедливости и уважения к каждому человеку.

Справедливость – еще одна глобальная ценность, которая важна для всех. Она означает справедливое распределение ресурсов, возможностей и ответственности. Только справедливость позволяет создать сбалансированное и справедливое общество, где каждый может реализовать свой потенциал.

Глобальная ценность также включает ответственность перед природой и окружающей нас средой. Мы обязаны бережно относиться к природным ресурсам и сохранять их для будущих поколений. Устойчивое развитие и экологическая ответственность – это необходимые аспекты глобальной ценности.

Неважно, каким мнением придерживается каждый человек, глобальная ценность остается неизменной и универсальной. Она строится на основе уважения, справедливости и ответственности

И только признание и соблюдение этих ценностей могут привести к истинному прогрессу и преодолению глобальных проблем.

этимология

от др.-греч. δόξα. Через нем. Ansicht, фр. vue, intuition. Ср. также нем. Anschauung, фр. point de vue, au point de vue, нем. Gesichtspunkt; англ. point of view.

«Слово воззрение в современном языке значит „убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения“ (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30—40-е годы XIX в. в философском лексиконе „любомудров“».

В 1-й трети XIX века «слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким Ansicht».

«В русском литературном языке 20—30-х годов наметились новые оттенки значения в слове воззрение и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: „проникновение мыслью, интеллектуальное познание“. Например, у И. В. Киреевского в „Обозрении русской словесности за 1831 г.“: „Я не знаю ни одного литературного суждения, которое бы можно было принять за образец истинного воззрения на нашу словесность“ (Киреевский 1861, 1, с. 90). Ср. тут же: „В самой действительности открыл он (Баратынский) возможность поэзии; ибо глубоким воззрением на жизнь понял он необходимость и порядок там, где другие видят разногласия и прозу“ (с. 97)…

Переносный смысл слова воззрение все шире начинает распространяться в философском языке 20—30-годов. В слове воззрение выкристаллизовывается значение „внутреннее содержание“, „чувственное восприятие“. Так, в статье „О новейших системах метафизики в Германии“ читаем: „Предлежащее (т. е. субъект. — В. В.) есть начало материи наших представлений, оно дает нам воззрения чувственные (intuitions phenomeniques)“ (Вестник Европы, 1823, июль — август, с. 23 и сл.). „Тогда действием, которое называется умственным воззрением, понимаем абсолютное существо“ (там же, с. 30). „Трансцендентальный идеализм употребляет способ отвлечения и возвращения, дабы достигнуть сего чистого, свободного, творящего действия, которым я замечается само собою; и потом уничтожает само себя, — дабы положить абсолютное существо; и такое действие в сей системе, равно как и в другой, называется умственным воззрением (intuition intellectuelle)“ (там же, с. 35). Ср.: „Натуральная философия думает, что можно не употреблять отвлечения и возвращения, и довольствуется простым взглядом (simple vue)“ (там же, с. 35)… „Тогда поймем умственным воззрением событие единственное, вечное, всеобщее“ (там же, с. 52). „Ощущение нашего бытия есть внутреннее непосредственное ощущение или, говоря языком новой школы, умственное воззрение“ (там же, с. 53)».

«В связи с изменением смысловой структуры слова воззрение (ср. франц. intuition и нем. Ansicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа.

У Тургенева в романе „Отцы и дети“: „Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком: «Ну, говорил он ему: излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России»“… В 40—50-е годы слово воззрение и преимущественно формы мн. числа воззрения в значении „убеждение, образ мыслей“ были типичной принадлежностью интеллигентского словаря».

«Развитию значений слова воззрение содействовало также влияние немецкого языка, особенно языка немецкой философии (ср. употребление слова Anschauung). Любопытно, что в „Лексиконе“ Аделунга (1798) немецкое Anschauung сопровождается таким толкованием: „в философии — воззрение, взглядывание“ (1, с. 95). Симптоматично, что одновременно в 30—40-х годах возникает слово мировоззрение для передачи немецкого Weltanschauung.

Но в том же направлении развивались значения слова воззрение и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения точка воззрения или зрения (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue (ср. исходная точка — point de depart; точка опоры — point d’appui). Ср. нем. Gesichtspunkt; англ. point of view. Гоголь в „Мертвых душах“ иронически писал: „Выписаны были новые преподаватели с новыми взглядами и новыми углами и точками зрения“».

Связанные цитаты

Истина легче возникает из заблуждения, чем из путаницы.

Но, как хорошо заметил Бэкон, истина скорее возникает из-за ошибки, если она ясна и определенна, чем из-за путаницы, и мой опыт учит меня, что лучше придерживаться хорошо понятного и понятного мнения. даже если оно окажется неверным, чем довольствоваться беспорядочной смесью противоречивых взглядов, иногда ошибочно именуемой беспристрастностью, а часто не лучше, чем вообще отсутствием мнения.

Дело только в том, что моя иллюзия для меня более реальна, чем реальность. Так и мы часто строим наш мир на заблуждении и кричим, что вселенная разваливается, стоит только шевельнуть пальцем, чтобы заменить заблуждение истиной.

Ошибка — это предположение, что удовольствие и страдание, что разум, субстанция, жизнь существуют в материи. Ошибка не является ни Разумом, ни одной из способностей Разума. Ошибка есть противоречие Истине. Ошибка – это вера без понимания. Ошибка нереальна, потому что неверна. Это то, что является стеммой быть и не быть. Если бы заблуждение было истинным, его истина была бы заблуждением, и мы имели бы самоочевидную нелепость, а именно ошибочную истину. Таким образом, мы должны продолжать терять знамя Истины.

Пусть ответы будут неправильными, пусть философия ошибается — ошибки ценнее истин: истина принадлежит машине, ошибка жива; правда успокаивает, заблуждение тревожит.

Гораздо легче встретить ошибку, чем найти истину; ошибка лежит на поверхности, и с ней легче справиться; истина сокрыта в великих глубинах, путь поиска не является всему миру.

Мир всегда исходит из предположения, что разоблачение ошибки тождественно открытию истины, что ошибка и истина просто противоположны. Ничего подобного. То, к чему обращается мир, когда он излечился от одной ошибки, обычно оказывается просто другой ошибкой, и, может быть, еще худшей, чем первая.

Мудрость шахматиста больше проявляется в победе над способным соперником, чем над новичком. Мудрость полководца больше проявляется в победе над превосходящей армией, чем в подчинении низшей. Тем более проявляется мудрость Божия, когда Он приносит нам благо и славу Себе от смущения и бедствия, а не от приятных времен.

Истина никогда не опасна для истинного, Ни знание для мудрого; и для глупца, И для лжеца, заблуждения и правды, Ошибка хуже невежества.

Математика дружит с религией, поскольку она очаровывает страсти, сдерживает порывистость воображения и очищает ум от заблуждений и предубеждений. Порок есть Ошибка, Путаница и ложное Рассуждение; и вся Истина более или менее противоположна ему. Кроме того, математические занятия могут служить приятным развлечением в те часы, которые молодые люди склонны тратить на свои пороки; прелесть их в том, что они делают уединение не только легким, но и желанным.

Чем охотнее мы допускаем возможность того, что наши собственные лелеемые убеждения смешиваются с заблуждениями, тем более важным и полезным становится то, что в них правильно; и никакая ошибка не является столь бесспорно фатальной, как мысль о том, что Бог не позволит нам ошибаться, хотя Он и позволил всем другим людям ошибаться.

Заблуждение полезнее истины: истина есть мысль, страдающая атеросклерозом.

Действительно, заблуждение никогда не выставляется напоказ в своем обнаженном уродстве, чтобы, будучи таким образом разоблаченным, оно не было бы сразу обнаружено. Но она искусно украшена красивым одеянием, чтобы по внешнему виду казаться неискушенному более правдивой, чем сама истина.

Оправдание и цель свободы слова не в том, чтобы потакать тем, кто хочет высказывать свое мнение. Это чтобы предотвратить ошибку и открыть истину. Могут быть и другие способы обнаружения ошибок и открытия истины, кроме свободного обсуждения, но пока мы их не нашли.

Каждое мнение, заключающее в себе часть истины, которую упускает из виду общепринятое мнение, должно считаться драгоценным, с каким бы количеством ошибок и путаницы эта истина ни была смешана.

Особое зло замалчивания выражения мнения состоит в том, что оно грабит человеческий род; потомство, а также существующее поколение; тех, кто не согласен с мнением, еще больше, чем тех, кто его придерживается. Если мнение правильное, они лишаются возможности обменять заблуждение на истину: если неправильное, то теряют почти столь же большую пользу более ясное восприятие и более живое впечатление от истины, производимое ее столкновением с заблуждением.

Достоверность, Истина, Мнение.

(Несколько адаптированный текст).

Попробуем разобраться с достоверностью и истиной.

Во-первых, прежде чем их сводить, неплохо было бы дать им

определения по отдельности.

Начнем с достоверности. Смотрим в словарь

Не обращаем внимание на

то, что там достоверность фигурирует как синоним истины – словарь писали не философы

Обращаем внимание на: достоверный – не подлежащий сомнению. Действительно, достоверно то, в чем невозможно усомниться

Например, чувственное восприятие. Первая глава “Феноменологии духа” Гегеля так и называется – “Чувственная достоверность”. Тут следует уточнить, дабы не возникло вопросов, в каком именно смысле невозможно усомниться в чувственном восприятии. Ведь Декарт, например, только и делал, что сомневался. Однако, Декарт (как и любой из нас) мог усомниться в бытии воспринимаемого, но не мог подвергнуть сомнению факт самого восприятия. (Я не знаю, есть ли на самом деле такая вещь как монитор, но я не могу усомниться в том, что сейчас в него смотрю.)

Мы уже видим, что само определение достоверности апеллирует к акту сомнения и к тому, кто этот акт способен осуществить. Иными словами, достоверность – всегда чья-то достоверность. Не бывает “достоверности самой по себе”. Однако, следует оговориться, что есть такая вещь как логика, и логическое претендует на то, чтобы быть достоверным для всякого. Тут следует помнить, что “достоверное само по себе” и “достоверное для всякого” – это не одно и тоже.

Так, в первом приближении разобравшись с достоверностью, мы перейдем к разговору об истине. Из предыдущего рассмотрения уже ясно, как именно нам следует определять истину. Ясно, что истина должна непосредственно относиться к бытию. Для понятности, пойдем в несколько этапов:

1) Классическое понимание истины.

Истина понимается как соответствие. Соответствие высказываемого в суждении действительному положению вещей

Обратим внимание на то, что в классике речь всегда идет о суждении – “место истины в суждении”. Этот факт отражает общее устремление классической мысли на знание

Вообще говоря, не очень ясно в каком смысле и каким образом нечто высказанное в суждении может соответствовать вещам? Что это за соответствие? Вокруг да около этих вопросов разворачивается гносеология. Вне зависимости от конкретного решения этих вопросов ясно, что монитор может либо существовать сам по себе, либо нет. В первом случае то, что было дано мне достоверно оказывается также истинным, во втором случае – неистинным.

2) Несокрытость, истина бытия.

Что бы хотелось, так это элиминировать из нашего определения истины суждение, но при этом, сохранить связь с бытием. Итак, у нас было “место истины в суждении”. Истинным было высказывание. Давайте теперь осуществим такой переворот: скажем, что место истины в бытии, и истинным может быть не суждение, а само положение вещей. Нечто истинно, когда оно есть согласно своей сущности. Вот так, мы перевернули вопрос истины: теперь он состоит не в “как вынести истинное суждение”, а в “как быть в истине, как истинно быть”. Вообще говоря, первый вопрос никуда не делся, он просто вошел в вопрос о том, “как быть в истине”, как его составная часть. И если мы теперь в этой новой перспективе попытаемся ответить на него, то речь и пойдет о несокрытости.

Первый момент, который следует отметить, состоит в том, что мы можем ошибаться только постольку, поскольку нам в принципе доступно не ошибиться. Мы можем быть не в истине только постольку, поскольку в принципе в наших силах быть в истине. Это, если хотите, своеобразная ассиметричная диалектика. Всякое заблуждение есть модус понимания, но не наоборот. Второй момент, раз нам в принципе доступно бытие в его истине, то заблуждение можно понять так, словно нечто загораживает нам эту истину, скрывает ее. Отсюда и понимание истины как несокрытости. Моя бытийная задача состоит в том, чтобы раскрыть то, что скрыто. А это можно сделать только, произведя некие телодвижения самому. Я сам должен, обогнув скрывающие преграды, прийти в место истины. И тогда то, что дано мне достоверно и то что есть, и сам я в своем бытии – будут истинны.

Дополнение: о понятии “мнение”.

Мне не очень нравиться понятие “мнение” по следующей причине. В нем содержится некоторое смешение и неопределенность. Причина этого в том, что мнение может опираться на достоверность, а может быть абсолютно произвольным. То есть, одно дело, когда я имею мнение основанное на достоверно воспринятом, а другое дело , когда я, не имея никакого достоверного основания, изрекаю нечто (и это встречается сплошь и рядом). Поэтому понятие “мнение” кажется мне непригодным для анализа.

см. также:

Связанные материалы Тип
мнение Дмитрий Косой Запись

hanabi, 19 Ноябрь, 2007 – 11:11

Like this post? Please share to your friends: