Философия: искусство мышления и бытия

Истина

Когерентная концепция истины

Существуют два варианта когерентной теории истины. Один из них вводит новое понятие истины, как когерентности знаний, которое предполагается вместо прежнего понятия истины, как соответствия знаний действительности. Другой вариант утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.

Одним из основоположников первого варианта когерентной теории принято считать Канта. По Канту существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые и определяют содержание и мысли истины.

В XX в. когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, например О. Нейратом. Эта версия исходит из того, что только метафизика может пытаться сравнивать предложения с реальным миром.

Истинность научного знания заключается, по Нейрату, не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности является там референтом, к которому относится понятие истины.

И стоками второго варианта можно считать философию элеатов. Парменид и Зенон принимали понятия истины как соответствие знаний действительности. Однако они считали, что это соответствие может быть удостоверено не путем наблюдений, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. Вместе с тем непротиворечивость идеи гарантирует правильное описание его реального положения вещей.

Следуя этой рационалистической установке, Парменид утверждал, что мыслью о существовании в природе пустоты, «небытия» является ложной, т. е. несоответствующей действительности. Ее ложность состоит в ее внутренней противоречивости. Если мы мыслим «небытие» как нечто реальное, то оно в силу этого перестает быть «небытием». Идея «небытия» есть невыразимая в мыслях идея, а потому ей ничего не соответствует в реальном мире.

Этот вариант когерентной теории истины принимается некоторыми современными мыслителями и философами.

Функционирование когерентной теории истины, как определяющей критерии истины Ремер представляет себе следующим образом: «Цель когерентной теории заключается в том, чтобы отделить истинные высказывания от неистинных. Ключ к решению этой проблемы состоит в нахождении во множестве М подмножества N когерентных высказываний. «Кандидаты в истинное» – уточняет Ремер – квалифицируются как истинное, благодаря выявлению их современности с как можно большим числом других эмпирических высказываний».

Когерентная теория не только не преодолевает трудности классической теории, но, наоборот, усугубляет их, сталкиваясь и с другими нерешенными проблемами.

Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако проблема непротиворечивости, как логическая проблема чрезвычайно сложна. Она неразрешима в достаточно сложных логических исчисления. Когерентность рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний. Ремер пишет: «Когерентность», рассматриваемая в когерентной теории, рассматривается как внутреннее свойство, касаемое вопроса об отношении одних высказываний к другим, но она не касается вопроса «когерентности» с реальностью или фактами действительности». Очевидно, условие непротиворечивости не является достаточным условием истинности, поскольку не всякая противоречивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру. Это условие применительно к естественным наукам не всегда оказывается и необходимым. Противоречивость какой – либо теории не означает ее ложность. Она может быть показателем временных трудностей.

Сторонники когерентной теории истины обратились к когерентности как к способу избавиться от трудностей, с которыми столкнулась классическая концепция истины. Но путь, который они выбрал, сопряжен с еще большими трудностями.

Доказательство, объяснение и понимание

В процессе познания для установления истинности утверждений могут использоваться такие методы как доказательство, объяснение и понимание.

Определение 2

Доказательство – это метод логики для обоснования истинности одного суждения, за счет использования друг заведомо истинных суждений.

Основными составляющими доказательства является тезис, т.е. то суждение истинность которого обосновывается и основания, т.е. те суждения которые используются для этого. При этом доказательство может принимать различные формы, т.е. строится по разным схемам, среди которых выделяют:

  • прямое, когда основания напрямую подтверждают тезис;
  • косвенное, когда основания опровергают антитезис;
  • разделительное, когда опровергаются все возможные варианты суждения кроме одного – тезиса.

Объяснение представляет собой метод познания, который направлен на раскрытие сущности и генезиса познаваемого объекта, при этом объект может объясняться комплексно с точки зрения различных научных дисциплин и сфер знания. Однако использование одного лишь объяснения не является исчерпывающим для изучения объекта, поскольку объяснения не вскрывает ценностного момента объекта по отношению к познающему субъекту. Это становится возможным за счет понимания, которое представляет собой метод познания значения и смысла познаваемого объекта

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М .: Эра, 2000
  2. Блинов А.Л. Аналитическая философия. Уфа: Гилем, 2009
  3. Вахтомин Н.К. Теория научного познания Иммануила Канта. М .: Наука, 1991
  4. Данилян О.Г. Философия. М .: ЭКСМО, 2007
  5. Жариков Е.С. Научный поиск. Логика научного исследования. М .: Инфра-М, 2003  
  6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 50 томах, т. 18.М .: Издательство политической литературы, 1970.   
  7. Мамардашвили М.К. Стрела знаний. М .: Гнозис, 1991
  8. Микешина Л.А. Новые образы знания и действительности. М .: РОСПЭН, 192 
  9. Рабиндранат Тагор. Стихи. Рассказы. Гора. М .: Художественная литература, 1987
  • Реферат на тему: Всестороннее изучение этических воззрений
  • Реферат на тему: Объективность в современных финансах
  • Реферат на тему: Познание, его основные ступени и элементы
  • Реферат на тему: Декарт об идеях в сознании человека
  • Реферат на тему: Религиозная философия Г. Марселя
  • Реферат на тему: Фантастика и научно-технический прогресс
  • Реферат на тему: Эмпиризм и ассоцианизм
  • Реферат на тему: Общая характеристика философии Платона
  • Реферат на тему: Управление как наука и искусство
  • Реферат на тему: Рационализм и проблема бюрократизма в финансовой экономике
  • Реферат на тему: Идеалы и нормы научного исследования
  • Реферат на тему: Гуманизм эпохи Возрождения. Основные идеи и основные представители

Проблемы классической концепции

Классическая концепция истины в своей сути опирается на интуитивно ясное предположение о том, что воспринимаемый человеком мир, как окружающий, так и внутренний, представляет собой объективную действительность, которая независима от самого наблюдателя. Однако по мере развития философского и научного знания, стало понятно, что вопрос действительности представляет собой настоящую проблему.

Субъективный характер чувственного восприятия окружающего мира отмечали еще древнегреческие философы. Преодоление предвзятости восприятия предполагалось совершить за счет категорий рациональности, которые в конечном итоге оказались еще более субъективным, а также за счет категории опыта и факта, в рамках эмпирических теорий. Однако даже сама концепция научного факта представляет собой сложный продукт деятельности человеческого сознания, его обобщения познавательного опыта и отображаемых элементов действительности.

Другой не менее сложной является проблема соответствия, поскольку не только действительность представляет собой достаточно сложный продукт, но и сама мысль может быть выражена и сформулирована крайне разнообразными способами. Решение проблемы соответствия производилось путем ограничения форм выражения мысли, а именно было постановлено, что истинная мысль может быть выражена лишь в виде повествовательного суждения.

Проблема соответствия получила свое развитие в попытках демаркации науки позитивистами, логическими атомистами, за счет процедур верификации и фальсификации, которые предполагали работу с научными теориями как набором повествовательных предложений, истинность или ложность каждого из которых необходимо оценивать отдельно, что не позволяло представить теорию в качестве целостного образования.

Наконец привязанность классической концепции к рационалистической логике, также является ее ограничением и проблемой, которой приводит к рождению различных парадоксов, одним из наиболее показательных среди которых является «парадокс лжеца».

Пример 1

Если человек произносит фразу «Я лжец», то она одновременно является и истинной, и ложной, т.к. с одной стороны если она соответствует действительности, то является истиной, но в тоже время, раз человек говорит правду, то он не может быть лжецом, а потому ее истинность мгновенно приводит к ложности суждения.

Виды относительной истины[править | править код]

Относительность истины — утверждение о том, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм). Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.

Случайная истина и Необходимая истина.

Разновидностью относительной истины является правда.

Истина — это знание

И в прошлом, и в современности три великие ценности остаются высоким мерилом человеческих поступков и самой жизни — их служение истине, добру и красоте.

Первый обозначает ценность знаний, второй — нравственные основы жизни, а третий — служение ценностям искусства. Истина, если хотите, это фокусная точка, в которой соединяются хорошее и прекрасное.

Истина — это цель, к которой стремится знание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, знание — это сила, но только при непременном условии, что оно истинно.

Истина — это знание. Но все ли знания являются истиной? Знания о мире и даже отдельные их фрагменты в силу ряда причин могут содержать ошибки, а иногда и намеренное искажение истины, хотя ядром знаний является, как уже говорилось, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? В ходе развития философии предлагается ряд ответов на этот важнейший вопрос эпистемологии. Аристотель предложил свое решение, основанное на принципе соответствия: истина — это соответствие знания объекту, реальности.

Р

Декарт предложил свое решение: самое важное свойство истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина — это согласие разума с самим собой, потому что знание — это откровение духовного, рационального разума мира

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.

Конвенциональный взгляд на истину рассматривает истинное знание (или его логические основы) как результат конвенции, соглашения.

Отдельные эпистемологи считают истинным то знание, которое вписывается в определенную систему знаний. Другими словами, в основе этой концепции лежит принцип когерентности, то есть сводимости высказываний либо к определенным логическим постулатам, либо к данным опыта.

Позиция прагматизма сводится к тому, что истина заключается в полезности знания, его эффективности.

Спектр мнений достаточно широк, но наибольшим авторитетом и наибольшим признанием пользуется классическая концепция истины, которая идет от Аристотеля и сводится к соответствию, согласию знания с объектом.

Что касается других позиций, то, хотя они и содержат определенные положительные моменты, в них есть фундаментальные недостатки, которые позволяют нам не соглашаться с ними и признавать их применимость в лучшем случае в ограниченной степени. Что касается этих недостатков, то их устранение зависит от самих студентов.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным тезисом диалектико-материалистической философии о том, что знание — это отражение действительности в сознании человека. Истина с этой позиции — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, его вынесение в том виде, в каком он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существуют различные формы истины: повседневная или житейская истина, научная истина, художественная истина и моральная истина. В целом, существует почти столько же форм истины, сколько типов профессий. Особое место среди них занимает научная истина, которая характеризуется рядом специфических черт. Прежде всего, это ориентация на раскрытие сущности в отличие от обычной истины. Кроме того, в научной истине различают системность, порядок расположения знаний в ней, и обоснованность, доказательность знаний. Наконец, научную истину отличает повторяемость и всеобщность, интерсубъективность.

Главной особенностью истины является ее объективность. Объективная истина — это содержание нашего знания, которое не зависит от человека или человечества.

Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе — это объективная истина.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
  2. Наука как социальный институт
  3. Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины
  4. Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих
  5. Понятие как основная форма рационального познания
  6. Пьер Абеляр
  7. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  8. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии
  9. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время
  10. Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия

Объективная, абсолютная и относительная истина.

Трудности, возникшие в связи с определением истины, приводили к релятивизму: кому как кажется, так и есть на самом деле. То есть истина у каждого своя, и, таким образом, общей, объективной истины не существует. Однако параллельно с релятивизмом существовала традиция утверждения объективности истины. В IV в. до н. э. Аристотель сформулировал тезис об объективности истинности: «…тот прав, кто считает разделенное -разделенным, а соединенное – соединенным; а в заблуждении тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам. Надо иметь ввиду – не потому ты бел, что мы правильно считаем тебя белым, а потому, что ты бел, мы утверждающие это, правы.

Согласно Аристотелю, истина не зависит от мнения отдельных людей, она существует объективно.

Определение Аристотеля предполагает объективность истины, однако, оно не раскрывает само понятие объективности. Это было сделано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпиризм». В.И. Ленин называет объективной истиной такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человека…

Здесь речь идет о содержании человеческого знания. Вне знания невозможно ставить вопрос об истине. Истина не природа, а наши знания о природе.

В. И. Ленин отмечает, что проблема истины содержит в себе два основных вопроса:

1) Существует ли объективная истина

2) Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, абсолютно или же только приближенно, относительно?».

Те трудности, которые были показаны в связи с критикой наивно – реалистической точки зрения, свидетельствуют о том, что истины, с которыми мы встречаемся в науке носят относительный характер. По мере развития науки каждая из таких истин уточняется, конкретизируется, выясняются границы ее приемлемости.

Но значит ли это понятие абсолютной истины бессмысленность? Нет, не значит. Рассмотрим тенденцию развития некоторых относительных истин. В новой истине всегда есть нечто от старой, которая, как говорят философы, сохраняется «в снятом виде». В динамическом материализме это фиксируется в положении о том, что абсолютная истина складывается из относительной.

Если проанализировать различные точки зрения по тому иди иному вопросу, то чаще всего выясняется, что каждая из спорящих сторон отражает какой-то момент абсолютной истины: каждая точка зрения представляет собой относительную истину, в которой содержится зерно истины абсолютной. Трудность с том, что мы не знаем, в чем состоит это зерно.

Относительность истины нельзя отождествлять с ее субъективностью. Истина относительна потому что она неполна, приблизительна.

Относительные истины, как и абсолютные, являются объективными в том смысле, что в них есть свое содержание, которое не зависит от познающего человека.

Истина содержит и момент абсолютного и момент относительного. Абсолютная истина складывается из истин относительных. Чем больше будет собрано относительных истин о предмете, тем ближе мы подойдем к истине абсолютной о нем; однако никакая сколь угодно большая совокупность относительных истин ни на каком этапе познания не дает нам абсолютную истину.

Like this post? Please share to your friends: