Тайны начала: исследование главы i бытия

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. формы бытия мира и человека - основные философские подходы к пониманию бытия

Формы бытия

Бытие охватывает всю реальность во всех ее проявлениях, а потому имеет множество форм:

  • бытие вещей,
  • бытие человека,
  • бытие социального.

Бытие вещей или материальных тел охватывает природу, т.е. ту часть бытия которая существует независимо от человека, параллельно с человеком и продолжит свое существование если человечества в какой-то момент не станет. При этом бытие вещей подразделяется на естественную природу и искусственную. Особенностью последней выступает то, что человек создал ее предметы или явления.

Рассматривая бытие человека можно отметить, что с одной стороны он существует как природная вещь в мире вещей, т.е. удовлетворяет свои естественные потребности необходимые для физического существования, а также существует специфическим, лишь одному человеку присущим образом – социально. Социальное существования своим продуктом имеет вторую природу человечества – культуру со всем многообразием ее материальных и нематериальных объектов, идей, понятий, теорий, когда создаются и накапливаются человечеством.

Социальное бытие – это сам процесс существования и воспроизводства общества.

Проблема развития бытия

Вопрос о началах бытия и законах его существования также разрешается в философии в рамках конкурирующих традиций. Так метафизическая философия видит своей главной задачей поиск первоначал бытия.

Определение 2

Первоначала – это субстанции, абсолютно независимые и неизменные начала, которые лежат в основе всего бытия, и к которым это бытие можно свести.

В качестве первоначал могут рассматриваться как материальные (стихии, атомы, вещество), так и идеальные (бог, разум) субстанции. При этом в рамках метафизики предполагается, что поскольку первоначала вечны и незыблемы, то видимое изменение мира не более чем иллюзия. В действительности характер бытия определяется лишь самими первоначалами, а поскольку их свойства неизменны, то и само бытие стабильно. Изменения носят лишь косметический характер, перемещения элементов бытия в пространстве, которое не способно изменить его конечную сумму.

Диалектический подход исходит из представления о том, что мир находится в состоянии постоянного движения и развития. Под развитием понимается такое движение которое ведет к качественным и необратимым изменениям, т.е. хотя в основании мира и лежит некая субстанция, например, материя, в ходе ее развития свойства самой субстанции качественно меняются и ее уже невозможно свести к изначальному состоянию.

Материальный мир как единая система

С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.

Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.

Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.

Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.

На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.

Развитие онтологии и подходы к ней

Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке

Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке

Статья: Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего. Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность. Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.

Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия. В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.

Хайдеггер рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество. Для Сартра бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота. Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.

Сколько видов реальности существует в философии

Философия бытия включает в себя все в сознании человека, природе и обществе. Поэтому его категории – абстрактное понятие, объединяющее по общему признаку разнообразные явления, предметы и процессы.

Выделяют две категории:

  1. Объективная реальность существует вне зависимости от человеческого сознания.
  2. Субъективная реальность состоит из того, что принадлежит человеку и без него не существует. Сюда относятся психические состояния, сознание и духовный мир человека.

Существует иное распределение бытия как совокупной реальности:

  • Природное. Разделяется на то, что существовало до появления человека (атмосфера) и та часть природы, которая преобразована человеком. Сюда можно отнести селективные сорта растений или промышленную продукцию.
  • Человеческое. Человек как объект и субъект, подчиняется законам природы и в то же время является социальным, духовно-нравственным существом.
  • Духовное. Разделяется на сознание, бессознательное и сферу идеального.
  • Социальное. Человек как личность и как часть общества.

Реальное и идеальное бытие[]

Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.

  • Реальное бытие часто называют существованием,
  • идеальное бытие — сущностью.

Реальное бытие — то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н.Гартман).

Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие.

От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

Противоречие движет миром, Политические

«Война – отец всех…» . «Гомер, молясь, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятие на рождение всех » (ибо они рождаются вследствие противодействия, – приводя эти слова Гераклита, проницательно добавляет Плутарх ).

«Дóлжно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно » . Гераклит хочет этим сказать, что вещи не возникают из ничего. Возникновение всякой вещи логически означает вытеснение из реальности какой-либо иной вещи, чью долю бытия она как бы берет «взаймы» и, в свою очередь, прекращая свое существование, возвращает этот заём третьей вещи. Бытие не дается вещам даром, а лишь «за счет другого». Им приходится отстаивать своё бытие в бесконечной взаимной «вражде», посредством которой утверждает себя высшая гармония мироздания, Логос.

6 стр., 2674 слов

Диалектика Гераклита

… здесь тоже обитают боги» (Аристотель, «О частях животных»). гераклит диалектика философский мышление 2. ТРУДЫ ГЕРАКЛИТА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО СТИЛЯ Главный труд Гераклита – книга «О природе» … м», и все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «логосом». 3.2 Логос – всеобщий закон мира Гераклит определил новое философское понятие – логос (слово, мысль, разум, …

Гераклит – яростный противник греческой демократии, которая решает своим проблемы не разумом, а числом голосов. Он презрительно третирует чернь, которой обычно принадлежит численное большинство: люди «поют мелодии толпы, того не ведая, что многие – дурны, немногие – хороши». «Один мне – тьма, если он наилучший» (предание гласит, что эти слова были высечены на гробнице Гераклита).

Правление надлежит передать в руки умнейших. Однако правители обязаны руководствоваться общими законами: «Своеволие надо гасить пуще пожара. Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену ». А человеческие законы должны быть составлены в соответствии с «божественными» законами Природы. Здесь не место ходячим предрассудкам насчет равенства и справедливости: «Для бога всё прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым».

За этими словами Гераклита угадывается его аристократическое происхождение и горький политический опыт. Недовольный демократическими порядками, Гераклит отказался от немногих сохранившихся за андроклидами привилегий в пользу младшего брата и удалился от общественной жизни. Его близкий друг, Гермодор, раздражавший граждан Эфеса своим умственным превосходством, был отправлен ими в изгнание. В свое время Гераклит припомнил это эфесцам: в ответ на их просьбу составить для города свод законов, он в свойственной ему ядовитой манере предложил принять для начала закон, предписывающий перевешать всех взрослых эфесцев.

Гераклит Эфесский остаётся самым загадочным и остроумным мыслителем античности. Его диалектическое учение послужило источником множества разнообразных философских течений: Гераклита признавали своим наставником софисты и стоики, Гегель и Ницше

Но только очень немногие философы умели мыслить столь же независимо и решительно, как Гераклит, и, что не менее важно, жить в безупречном согласии с собственной философией

В метафизике[]

Для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является:

  1. или всеобъемлющим понятием, т. е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака «существования»;
  2. или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.

Что думали о мироздании философы

Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.

Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.

Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.

Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека — бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.

Все философы сходятся в мыслях, что мироздание существует. Некоторые считают его основой материю, некоторые – идеи. Интерес к этой теме неиссякаем: вопросы бытия интересуют людей на всех этапах развития человечества, потому что однозначный ответ еще не найден, если его все же можно найти.

Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских традициях

Спиноза сделал центральной темой своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование любого другого начала, и, таким образом, как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно разнообразных индивидуальных вещей, он понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции.
Качественную характеристику субстанции Спиноза раскрывает в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя ограниченный человеческий разум может обнаружить только два из них — протяженность и мышление.

В своем натуралистическом взгляде на человека как часть природы Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы в силу онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Спиноза сочетает этот взгляд с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесности обнаруживается, по Спинозе, на стадии чувственного познания. Чувственное познание, по мнению Спинозы, часто приводит к заблуждению; будучи неадекватным отражением объекта, оно в то же время содержит элемент истины.

Рационализм Спинозы был наиболее силен, когда он противопоставлял понимание как единственный источник достоверной истины чувственному познанию.

Важной особенностью концепций бытия в новое время является то, что для них характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неразрушимая, неизменная субстанция бытия, его предельное основание) и производные от субстанции акциденции (свойства), преходящие, изменчивые. С различными модификациями все эти особенности в понимании бытия встречаются в философских системах Ф

Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), французских материалистов, физике Р. Декарта

С различными модификациями все эти особенности в понимании бытия встречаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), французских материалистов, физике Р. Декарта.

Но метафизика Декарта является истоком другого способа интерпретации бытия, в котором бытие определяется в русле рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или в русле понимания бытия через призму человеческого бытия, культурного бытия, социального бытия.

Тезис Декарта «cogito ergo sum» — мыслить, следовательно, существовать, означает: бытие субъекта постигается в акте самопознания.

Главная особенность философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек — это реальное соотношение бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души на первое место он ставил волю. Конечную задачу познания Декарт видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в совершенствовании самой человеческой природы. Он ищет безусловно надежный исходный пункт для всякого знания и метод, с помощью которого можно, исходя из этого исходного пункта, построить столь же надежное здание всей науки.

Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.

Подходы к пониманию природы бытия

С древнейших времен сформировалось два основных подхода к пониманию природы бытия:

  • идеалистический,
  • материалистический.

Идеалистический подход предполагает, что источником бытия является некая нематериальная субстанция. В различных философских системах она получает разное обозначение – Число, Мировая Душа, Абсолют, Бог и т.д. Данная субстанция есть главная и подлинная реальность – окружающий же мир – ее производное. В зависимости от особенностей той или иной концепции материальный мир может быть, как реальностью сотворенной Абсолютом, так и псевдореальностью, искаженным отражением подлинного идеального существования. Для концепций субъективного идеализма характерно полное отрицание реальности окружающего бытия, его восприятие как персонального мифа, который конструируется сознанием самого человека – единственной, настоящей реальностью.

Материалистический подход рассматривает в качестве источника и единственной сущности бытия материю. Материя способна принимать различные формы, благодаря чему реализуется видимое многообразие мира, а также подчиняется некоторым законам, которые детерминируют способы ее проявления. Как правило в качестве основной формы реализации материи указывается движение. Материальное бытие находится в процессе постоянного изменения, развития которое может быть, как линейно, так и циклично, либо проходить по диалектической спирали.

С течением времени в философии и науке менялось представление о сущности материи. В античности материя отождествлялась с атомами и структурами из них состоящими. При этом сами атомы подчинялись определенных закономерностям движения, часто основанным на их различной природе и потенциях. В Новое время складывается понимание материи как вещества, которое в своем движении подчиняется законам механики. Наконец в марксистской философии складывается представление о материи не как конкретной форме объекта, но как о философском понятии, под котором подразумеваются любой, реально существующий, т.е. доступный для регистрации человеком, способ бытия мира. На данном этапе развития науки можно выделить два основных вида материи – это вещество и энергия, которые способны взаимно превращаться друг в друга. При этом существует светящееся, т.е. видимое вещество, и темное, т.е. недоступное для регистрации имеющимися средствами, равно как обычное и темное излучение.

Помимо идеалистических и материалистических в истории философии возникали и дуалистические подходы, к которым можно отнести концепции Аристотеля, Декарта и др. В своей картине мира они отражают два равноправных и действующих начала – материю и дух (материю и форму), которые независимы друг от друга и оба являются в равной степени истинным бытием. Однако рассматривая данные концепции более подробно можно отметить, что автор в конечном итоге рассматривает одну из сущностей как более преобладающую по отношению ко второй. Так, Аристотель отмечает, что без материи форма существовать не способна, а Декарт выводит обе субстанции из более высокой субстанции бога.

Как философы открывали для себя мироздание

Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид —древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.

Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.

Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.

Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.

Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.

Диалектик

«Враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры».

«У лука (biós) имя – жизнь (bíos), а дело – смерть».

«Совместны у {окружности} круга начало и конец».

«У чесала путь прямой и кривой один и тот ж е»

«Эон – ребенок, играющий в пессейю, ребенку принадлежит царская власть».

Мысль Гераклита предельно ясна: общий закон природы осуществляется посредством своей противоположности – уникального и случайного, как бросок игральных костей в пессейе, стечения событий. Красота и порядок мироздания «прячутся» за хаотическими движениями единичных вещей, отчего космос выглядит словно слиток золота, «отлитый как попало».

Л. Витгенштейн

Вигенштейн отрицал понятие о
бытии. Наиболее общим понятием, при помощи которого
автор характеризует мир, является понятие действительности. Она
(действительность) имеет три составляющих:

1мир («все то, что имеет
место», или в другом переводе «все, что происходит»),

2мышление человека, суть которого в том, что оно представляет собой картину мира, «модель
действительности»

3язык (система знаков) как то общее, что объединяет оба предшествующих
«слоя».

Действительность становится «миром» лишь в той мере, в какой мы ее знаем (то, о
чем мы не знаем, для нас и не существует).
Но что значит «знать»? Знаем мы лишь то,
что мы обо-зна-чаем. Лишь, будучи обозначенным, т.е. включенным в языковую систему, любой предмет, любая
вещь становится фактом, т.е. приобретает действительный статус бытия, «единицы» мира. Витгенштейн специально
оговаривается: «Мир есть совокупность фактов, а не вещей». А с другой
стороны, язык «объединен» с мышлением. Язык – «совокупность предложений», а
«мысль — осмысленное предложение». Итак,
язык «сопричастен» и миру, и мысли.

Глубинной связью мира и мышления, субстанцией
действительности является логика. Законы
логики — это и законы мышления
(картины мира) и законы самого мира. Витгенштейн говорит даже о
существовании «закона проекции», благодаря которому одни явления могут переводиться в другие, не имеющие с ними ни
малейшего видимого сходства (напр. связь нотной записи музыки и звуков).

Предмет, переведенный в языке в
знаковую форму, т.е. став фактом, подпадает
под действие логических правил, и тогда с ним происходят удивительные превращения; он приобретает особые
черты, становится объектом. Объект не некая самостоятельная сущность, а элемент системы, подчиняющийся ее
правилам. Объект прост (как единица, «атом» системы), он устойчив («Устойчивое,
сохраняющееся и объект суть одно и то же»), включает в себя возможность
всех ситуаций, в которые он может попасть (т.е. число таких возможностей
конечно). Наконец, объекты, по утверждению
Витгенштейна, бесцветны. Но самое главное в объектах это то, что они образуют субстанцию мира: «Субстанция есть то, что
существует независимо от того, что имеет место». Однако субстанция Витгенштейна сильно отличается от
принятого в классической философии
соответствующего понятия. Поскольку речь идет не о материальной или духовной субстанции, определяющей суть
явлений, а об особой логической субстанции, обусловливающей устойчивость и
однозначность фактов, эта субстанция определяет,
по словам Витгенштейна, только форму, а не материальные (т.е. содержательные) свойства.

Итак, мир Витгенштейна — это
весьма специфический мир. Он тождественен с языком. Философ пишет: «Границы
моего языка
означают границы моего мира», затем повторяет: «То, что мир
является моим миром, обнаруживается в том, что границы особого языка (того языка, который мне только и понятен) означают границы моего мира». Отсюда следует,
что то, что мы знаем, мы можем сказать, а если сказать нельзя ,следовательно,
оно не существует.

Последовательно проводя мысль о
том, что все три «слоя» действительности объединяются законами логики.
Витгенштейн заходит так далеко, что заявляет
о сходстве структуры предложения
и структуры события, предмета: «В
предложении должно распознаваться столько же разных составляющих,
сколько и в изображаемой им ситуации». Пожалуй, из философов прошлого только
Спиноза, утверждал нечто Подобное, правда, у Спинозы шла речь о соответствии порядка вещей и порядка идей.

Поскольку
субстанцию мира Витгенштейна составляет логи­ка, постольку этот мир
весьма специфичен. Он конечен: «Объекты заключают в себе возможность всех
ситуаций». В нем царствует необходимость, в
нем нет случайностей: «Если даны все объекты, то тем самым даны и все возможные
события». Или еще более ярко: «В логике
нет ничего случайного: если предмет может появляться в некоем
со-бытии, то возможность этого события уже заложена
в нем». Этот мир, пожалуй еще рациональнее, чем мир Гегеля. Витгенштейн
провозглашает; «Что мыслимо, то и возможно».
Верно и обратное утверждение: то, что нельзя мыслить, не может и существовать, ибо оно нелогично.
Философ утвержда­ет: «Нелогичное немыслимо, ибо в противном случае нужно было бы мыслить нелогично». Но если невозможно мыслить
нелогич­ное, то невозможно и сказать. Как выглядел бы «нелогичный
мир» (т.е. нелогичное нельзя выразить в языке). С точки зрения Витгенштейна, требование представить себе
нелогичный мир было бы таким же абсурдом, как и Требование представить
себе круглый квадрат в виде наглядного
образа.

К. Маркс

К.
Маркс признает существование бытия. Сущность бытия – материя. Рассматривая
материальность мира и его бытие как понятия тождественные, диалектический
материализм отвергает идеалистическое представление о бытии, как существующим
до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести бытие
из акта сознания. С другой стороны, недостаточным является подчеркивание только
объективности бытия, так как в таком случае остается невыясненным вопрос о
материальном и идеальном характере бытия. Признавая бытие первичным, а сознание
вторичным, диалектический материализм трактует сознание не как пассивное
отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.

К Маркс разделяет общественное
бытие (экономические отношения, производственные силы) и общественное сознание
(совокупность теорий и человеч. Отношений.)

Like this post? Please share to your friends: