Агностицизм: основные принципы и понятия

Истина и ее критерии - умскул учебник

Белинский В. Г.

Гений никогда не упреждает своего времени, но всегда только угадывает его не для всех видимое содержание и смысл.

У гения всегда есть инстинкт истины и действительности.

Ученый должен быть рыцарем истины…

Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.

Если на свете так много глупых умников, ханжей и изуверов, которые смотрят с ненавистью на всякое преуспеяние, на всякий шаг вперед, то утешимся мыслью, что на том же белом свете бывают и люди, твердые волею, светлым умом и благословенные провидением на выполнение и осуществление его благих преднамерений… И да будут честны и славны из рода в род имена таких людей.

Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знаний, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом «разум».

Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.

Печальные опыты доказали, что в деле истины познания и глубокая ученость не одно и то же с беспристрастием и справедливостью.

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень с своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.

…В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки! Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей — сор для голов и памяти.

Кто верует в разум и истину, тот не испугается никакого отрицания.

Подметить ошибку в деле еще не значит доказать неправость самого дела.

Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины.

Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.

Слово истины не падает даром.

Сказал как отрезал:

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Цель объективного познания в социальных науках

Объективное познание в социальных науках основывается на систематическом исследовании, анализе и интерпретации фактов и явлений социальной реальности

Важно отметить, что в отличие от естественных наук, в социальных науках объектом познания являются социальные явления, которые зависят от действий и выборов людей

Однако, именно объект социальных наук — общество и социальные явления — обладает высокой сложностью и многообразием. Изучение социальных явлений требует анализа множества факторов, таких как история, культура, политическая система и экономические отношения

В этом контексте объективное познание особенно важно для выявления общих закономерностей и причинно-следственных связей

Однако, достижение объективной истины в социальных науках остается сложной задачей. Возможность подвергнуть спору, разные интерпретации и субъективное восприятие социальной реальности существенно осложняют процесс познания

Важно понимать, что объективное познание в социальных науках может быть лишь приближенным, так как оно зависит от множества факторов и субъективных интерпретаций

Тем не менее, важность стремления к объективному познанию в социальных науках неоспорима. Только путем систематического анализа и интерпретации социальной реальности мы можем получить надежную информацию о процессах, протекающих в обществе, и развить эффективные стратегии для улучшения его функционирования

Объективное познание позволяет нам лучше понять социальную действительность и принимать осознанные решения в области социальной политики, экономики и культуры.

Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины (В.Г. Белинский)

  • Школьникам: Сотка, Фоксфорд, Тетрика, Skysmart, Алгоритмика.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Уроки легенд, Skypro.

Своим высказыванием автор раскрывает суть истины. Истина существует сама по себе. Независимо от того, знаем ли мы о ее существовании или нет, понимаем ее правильно или неправильно. Ошибочное или ложное понимание не может уничтожить истину, но может, в некоторых случаях, уничтожить людей, которые не хотят ее понимать.

Я согласен с мнением автора в том, что истина останется истиной, независимо от того как ее понимают. Например, Земля не перестанет быть круглой даже если все вокруг будут говорить, что она плоская. Данная проблема актуальна в современных условиях, потому что сегодня человечество имеет неограниченный доступ к информации. На людей воздействуют средства массовой информации, навязывая со всех сторон свои мнения. Простому человеку трудно абстрагироваться от навязанных мыслей и поставить границы между истинным и ложным. Современное человечество привыкло полагаться на науку, но научные революции показывают, что мы по-прежнему далеки от объективной истины.

Рассмотрим высказывание с философской точки зрения. Истина – это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценки окружающих. Истина всегда правдива, подлинна и точна. Она является противоположностью лжи. Если кто-то не признает данной истины, повлиять на неё он все равно не может, так как не может оспорить ее своими фактическими аргументами. Поэтому истина – это то, что существует вне оценки общества и человека. Истина бывает 2 видов: 1) Абсолютная – полное знание о чем-либо, которое не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки; 2) Относительная – знание, которое постепенно дополняется. Происходит это из-за того, что человек на данном этапе развития еще не способен дойти до конечной сути изучаемого предмета или явления. Например, сначала наука выяснила, что вещества состоят из молекул, потом из атомов, а позже узнали об элементарных частицах. На каждом из этапов истина была относительной (неполной).

Обратимся к примерам из истории

Молодой студент Пизанского университета Галилео Галилей обратил на себя внимание профессоров не только умными суждениями, но и своими изобретениями. Наблюдая за небесными светилами, он доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как думали все ученые того времени

Но это открытие противоречило догматам церкви. Галилео был верующим, но не мог отказаться от своих суждений, ведь их подтверждали законы физики. Позиция молодого ученого возмутила церковнослужителей. В результате на Галилея поступил донос, где его обвиняли в ереси. В 1633 году над ним состоялся суд, где после оглашения приговора Галилей произнес знаменитую фразу: «А всё-таки она вертится!». Ему запретили публиковать свои работы, производить эксперименты. Но, несмотря на это, Земля до сих пор продолжает вращаться вокруг Солнца, и эта истина является абсолютной.

Примеры из жизни. В современном мире люди стремятся покупать продукты натурального происхождения. Однако пометка «Без ГМО» всё  равно не внушает доверия. Человек покупает данный продукт, но подсознательно думает, что все же «напичкан» синтетическими компонентами. Однако это неверие не может уничтожить истину. То есть, производитель изготовил действительно натуральный продукт и из-за недоверия покупателей, продукт не перестаёт быть натуральным. Это и есть истина, как бы о ней не думал потребитель.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что неправильное понимание истины не может уничтожить ее сути. Истина всегда остается истиной, как бы ее не интерпретировали окружающие.

Литература[]

В Викицитатнике есть страница по темеИстина

Батищев Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФРАН, 1994.

Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи

Бердяев Н. А. Истина Православия на портале «Философия в России»

  • Блинов А. К. Дефляционная теория истины
  • Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: ИФРАН, 1998.

Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины

Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.

Даммит М. Истина на портале «Философия в России»

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке

Желнов М. В. «Cущность свободы как истина» и «Сущность истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале «Философия в России»

Куликов, С. Б. Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины (на материале западной философии). Автореферат дис. … канд. филос. наук. 09.00.01 — Томск, 2004. — 16 с.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины

Остин Дж. Истина на портале «Философия в России»

Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.

Стросон П. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.

Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОСПЭН, 1999.

Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики / Пер. А. Л. Никифорова.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине; Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.

Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности в библиотеке Максима Мошкова

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. С. 255—275 .

Подходы к пониманию истины

Несмотря на объективный характер истины, предельность ее содержание, само определение понятия истины представляет собой философскую проблему. В настоящее время существует целый ряд подходов, которые предлагают различное понимание истины. К основным из них относят:

  • корреспондентский,
  • когерентный,
  • прагматический.

Корреспондентский подход является классическим, он восходит к определению, сформулированному еще Аристотелем.

Определение 3

Истина есть соответствие знания объективной реальности.

Хотя данное определение представляется универсальным, лаконичным и четким, оно имеет ряд недостатков, которые выражаются через различные парадоксы, наиболее знаменитым из которых является «парадокс лжеца». Так высказывание человека «Я лжец», невозможно оценить ни как истинное, ни как ложное, поскольку в обоих случаях это будет приводить к противоречию. Если оно истинное, то человек не может быть лжецом, поскольку говорит правду, а если оно ложное, то оказывается, что человек соврал, что приводит к замыканию круга.

Когерентный подход к истине базируется на соблюдении принципов согласованности и непротиворечивости в логической структуре знания. Каждый вывод должен истекать из истинной посылки, а вся система знания не иметь противоречий. Однако данный подход тяготеет к высокой степени абстрактности знания, теряется его связь с объективной реальностью.

Прагматический подход понимает истину как полезность, эффективность получаемого знания. Главным критерием истины выступает практика. Если знание подтверждается в практической деятельности и приносит пользу – оно истинное, если знание «не работает», то оно ложное. При этом недооцениваются теоретические, фундаментальные, философские исследования.

Определения[]

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Классификация ошибок

Логические

Так как обычно вывод может быть выражен в силлогистической форме, то и всякий софизм может быть сведён к нарушению правил силлогизма. Наиболее типичными источниками логических софизмов являются следующие нарушения правил силлогизма:

1. Вывод с отрицательной меньшей посылкой в первой фигуре: «Все люди суть разумные существа, жители планет не суть люди, следовательно, они не суть разумные существа»;

2. Вывод с утвердительными посылками во второй фигуре: «Все, находящие эту женщину невинной, должны быть против наказания её; вы — против наказания её, значит, вы находите её невинной»;

3. Вывод с общим заключением в третьей фигуре: «Закон Моисеев запрещал воровство, закон Моисеев потерял свою силу, следовательно, воровство не запрещено»;

4. Особенно распространённая ошибка quaternio terminorum, то есть употребление среднего термина в большой и в меньшей посылке не в одинаковом значении: «Все металлы — простые тела, бронза — металл: бронза — простое тело» (здесь в меньшей посылке слово «металл» употреблено не в точном химическом значении слова, обозначая сплав металлов): отсюда в силлогизме получаются четыре термина.

Терминологические

Грамматические, терминологические и риторические источники софизмов выражаются в неточном или неправильном словоупотреблении и построении фразы (всякое quaternio terminorum предполагает такое словоупотребление); наиболее характерные:

1. ошибка гомонимия (aequivocatio), например: реакция, в смысле химическом, биологическом и историческом; доктор это как врач и как учёная степень.

2. Ошибка сложения — когда разделительному термину придается значение собирательного. Все углы треугольника больше 2 π в том смысле, что сумма меньше 2 π.

3. Ошибка разделения, обратная, когда собирательному термину дается значение разделительного: “все углы треугольника равны 2 π” в смысле “каждый угол равен сумме 2 прямых углов”.

4. Ошибка ударения, когда подчёркивание повышением голоса в речи и курсивом в письме определенного слова или нескольких слов во фразе искажает её первоначальный смысл.

5. Ошибка выражения, заключающаяся в неправильном или неясном для уразумения смысла построении фразы, например: сколько будет: дважды два плюс пять? Здесь трудно решить имеется ли в виду 2*2+5=9 или 2*(2+5)=14.

· Более сложные софизмы проистекают из неправильного noстроения целого сложного хода доказательств, где логические ошибки являются замаскированными неточностями внешнего выражения. Сюда относятся:

1. petitio principii: введение заключения, которое требуется доказать, в скрытом виде в доказательство в качестве одной из посылок. Если мы, например, желая доказать безнравственность материализма, будем красноречиво настаивать на его деморализующем влиянии, не заботясь дать отчет, почему именно он — безнравственная теория, то наши рассуждения будут заключать в себе petitio principii.

2. Ignoratio elenchi заключается в том, что мы, возражая на чье-нибудь мнение, направляем нашу критику не на те аргументы, которые ей подлежат, а на мнения, которые мы ошибочно приписываем нашим противникам.

3. A dicto secundum ad dictum simpliciter представляет заключение от сказанного с оговоркой к утверждению, не сопровождаемому этой оговоркой.

4. Non sequitur представляет отсутствие внутренней логической связи в ходе рассуждения: всякое беспорядочное следование мыслей представляет частный случай этой ошибки.

Психологические

Психологические причины софизмов бывают троякого рода: интеллектуальные, аффективные и волевые. Во всяком обмене мыслей предполагается взаимодействие между 2 лицами, читателем и автором или лектором и слушателем, или двумя спорящими. Убедительность софизма предполагает два фактора: α — психические свойства одной и β — другой из обменивающихся мыслями сторон. Правдоподобность софизма зависит от ловкости того, кто защищает его, и уступчивости оппонента, а эти свойства зависят от различных особенностей обеих индивидуальностей.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это – истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации – когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Like this post? Please share to your friends: