Философия Лейбница: взгляды и идеи

Лекция 2. истина: определение, теории, распознание — викиверситет

2.5 Как отличать истину от лжи? Практические советы неискушенным людям[править]

Во-первых, Иисус предупредил, что в последние времена истинные Божьи пророки не будут творить никаких знамений и чудес (Мф. 24:24). Не доверяйте разного рода экстрасенсам – снимают ли они порчу или страхи, вызывают ли духов, изгоняют ли бесов, предсказывают ли будущее. Все это – не от Бога.

Во-вторых, Иисус открыл, что истинная информация не должна противоречить Библии. Всем, кто сомневался в Его словах, Иисус советовал более тщательно изучать Писания: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Подражая Иисусу, мы бы хотели подчеркнуть, что истинная информация должна соответствовать тому, что говорили и делали Иисус, Его первые ученики и последующие передовые святые подвижники.

В-третьих, Иисус показал, что признаком истины являются дела Божии, которые творит человек: «Если я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:37-38). Как свидетельствуют многие Божьи пророки, святые последнего времени не будут творить чудес и знамений. Их духовная работа будет заключаться в духовной брани с сатаной и обретении одного из важнейших качеств верующего – смирения и послушания Богу(более детально этот вопрос освещен в разделе 3.3 Лекции 3).

В-четвертых, Апостол Павел подчеркивал, что пророки должны работать сообща, чтобы защититься от ложной информации: одни пророки должны проверять то, что говорят другие: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14:29). Так что мы приглашаем всех пророков проверить то, что изложено в этом курсе.

В-пятых, всем, кто обладает сверхспособностями, будь то ясновидение, яснослышание, автоматическое письмо или ченнелинг, мы советуем начать «испытывать духов», как практиковал это Апостол Иоанн: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4:1-3). Как работает эта духовная технология? Спрашивайте тех, кого вы видите или слышите, кто водит вашей рукой или вкладывает вам мысли, исповедуют ли они Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Если это нечистый дух, то под личиной «Ангела света» (2 Кор. 11:14) обнаружится сущность с рогами и копытами. Наш опыт показал, что у Христиан, достигших уровня пророков, этот метод действует безотказно. Мы попросили Бога помочь всем людям, обладающим экстраординарными способностями, если они захотят использовать эту технологию. Бог обещал рассмотреть нашу просьбу.

Итак, источником истины является Триединый Бог – Бог-Отец, Его Сын Иисус Христос и Дух Святой. А пророки Божии – это единственные представители рода человеческого, которым Триединый Бог может открывать Его истину. Поэтому только пророки могут формировать истинные знания в духовности и в общественных науках, а иногда даже в естествознании – там, где нет пока что технических и технологических возможностей для проведения прямых экспериментов.

В то время как человечество имеет существенные пробелы в знаниях о Вселенной и человеке, истинные знания определяют, по какому сценарию будет происходить дальнейшая эволюция рода человеческого. Как показывает Библия, именно «недостаток ведения» является причиной гибели целых цивилизаций (Ос. 4:6). А мы стоим на пороге очередных глобальных потрясений и преобразований. И только познание истины может принести человеку спасение, сделать его свободным и способным принять участие в дальнейшей эволюции(1 Тим. 2:3-4; Ин. 8:32):

  • «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6);
  • «Ибо это… угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3-4);
  • «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

О каком спасении идет речь? От чего или от кого человеку нужно освободиться? И какие новые способности и навыки он должен приобрести для этого? Ответить на эти вопросы мы попытаемся в следующей лекции.

Материя как расширение

Как на логическом уровне истины факта совпадают с истинами разума, так и на уровне материальности Лейбниц намеревается показать, что его истинная природа есть дух .

Новые физические открытия позволяют Лейбницу выработать новую концепцию мира , уже не понимаемую механистически . На самом деле то, что всегда остается в механических явлениях, — это не импульс , а «живая сила», протяженность и движение которой недостаточны для объяснения явлений .

Понятие материи традиционно ассоциируется с понятием протяженности. Все, что занимает протяженное пространство , является материей. Однако определение материи как протяженности уже породило полемику между древними философами, плюралистами , теми, кто пытался найти компромиссное решение в споре между противоположными тезисами бытия элит , и теми, кто поддерживал реальность становления . . Анаксагор , исходя из понятия материи как протяженности, утверждал бесконечную делимость материи, так как даже очень малая, но минимальная материальная частица, будучи протяженной, предполагала ее дальнейшую делимость. С другой стороны , Демокрит утверждал, что конечные протяженные тела не могут появиться из бесконечности, и поэтому мы должны предположить, что существует очень маленькая материальная частица, которая больше не делится: атом . Понятие протяжения, примененное к материи, поэтому не является наиболее подходящим для понимания ее природы, поскольку оно порождает неразрешимую антиномию , как это отмечал и Кант в своей трансцендентальной диалектике .

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Позиция Канта по проблеме аналитических и синтетических суждений в логике и философии

Критическая философия И. Канта стала попыткой преодоления пропасти между двумя направлениями, проявившимися в философии Нового времени:

  • эмпиризмом,
  • рационализмом.

При этом были сохранены и обоснованы принципы и идеалы рациональности, сложившиеся в эпоху просвещения. И. Кант утверждал, что существуют априорные структуры сознания, упорядочивающие и систематизирующие все данные интуитивного (чувственного) познания. Поэтому ответ на один из ключевых вопросов философии Нового времени о том, как возможны достоверные необходимые суждения, в соответствии с линией Канта можно ответить, что не все истинные суждения сводятся к аналитическим.

Кант разделял все суждения на две категории:

  • аналитические,
  • синтетические.

Чтобы определить истинность аналитического суждения, нужно применить логический анализ, а чтобы определить истинность синтетического – провести эмпирическую проверку. Однако, по мнению Канта, выделяются априорные синтетические суждения. Для определения их истинности служат не эмпирические данные, а априорная структура сознания. К этой категории относятся, в частности:

  • математические суждения, которые опираются на чистые на чистые формы чувственности;
  • суждения теоретического естествознания, которые опираются на априорные структуры возможного опыта.

Одним из достижений Канта можно считать то, что он систематизировал различия:

  1. Различие аналитических и синтетических высказываний:

    • для аналитических высказываний характерно содержание понятия-предиката в понятии-субъекте, например: «неженатый человек – это мужчина» (о женщинах говорят «не замужем»). В высказывании отсутствует новое знание, его истинность обеспечивается тождественностью (в современной терминологии – «синонимией») терминов;
    • для синтетических высказываний характерно, что содержание предиката не принадлежит понятию-субъекту, к примеру: «холостяки светловолосы». В таком случае в высказывании имеется новая информация, и его истинность строится не на тождественности терминов.
  2. Различие априорных и апостериорных суждений:

    • познание априорных суждений производится независимо от конкретного чувственного опыта. Априори должно быть все, что мы можем знать как необходимо истинное и всеобщее;
    • познание апостериорных суждений происходит на основании опыта, эксперимента, наблюдения. Апостериорные знания не необходимо истинные и не всеобщие.

На основе описанных различий, Кант выделяет четыре разновидности суждений:

  • априорные аналитические суждения (истинны в силу тавтологии),
  • апостериорные синтетические суждения (истинность проверяется опытным путем),
  • апостериорные аналитические суждения (категорически отвергаются, поскольку, зная аналитическую истинность суждения, уже не нужно обращаться к опыту),
  • априорные синтетические суждения (обоснованию их возможности Кант посвятил много внимания: такие высказывания должны быть необходимо и всеобще истинными, а значит, выходить за рамки нашего опыта, но в истинности этих суждений невозможно убедиться простым анализом понятий).

Итак, позиция Канта состоит в том, что аналитические суждения истинны по определению, а синтетические суждения истинны только на основе опыта. Он также предложил, что существуют синтетические суждения, которые истинны по определению, но они являются тавтологиями, то есть они просто повторяют одно и то же с разными словами.

Необходимо отметить, что проблема аналитических и синтетических суждений остается актуальной в философии и логике, и исследования в этой области продолжаются. Исследователи относят ее к числу «вечных проблем философии», т. е. вопросов, неизменно сохраняющих свою актуальность, постоянно проявляющихся в различных философских теориях на разных этапах развития.

2.3 Главные истины Бога в отношении Вселенной и человека[править]

Во-первых, Вселенную и человека как ее часть создал Бог: «Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16).

Во-вторых, Бог создал Вселенную для Самого Себя, то есть для того, чтобы она служила Ему – Его воле, Его целям: «…престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

В-третьих, Бог предусмотрел свод законов, согласно которым должны развиваться созданные Им Вселенная и человек: «Господь – законодатель наш» (Ис. 33:22); «Един Законодатель и Судия» (Иак. 4:12). Когда Вселенная развивается в полном соответствии с законами Бога, она как раз и служит Ему, служит достижению Его целей. Эти законы можно разделить на 3 группы, составляющие в своей совокупности Единую науку Создателя:

  • законы духовности;
  • законы развития общества или законы обществознания;
  • законы развития природы или законы естествознания.

В-четвертых, поскольку источником истины является только Триединый Бог – Его слово, Его закон, Его заповеди (см. раздел 2.2), составляющие Единую науку, то только законы Единой науки являются истинными знаниями. Все остальные субъективные гипотезы, теории и мнения, не соответствующие представлениям Самого Бога, не имеют никакой ценности. Поэтому они должны быть исключены из образовательных и научных программ, если, конечно, мы стремимся к гармоничному и процветающему мироустройству.

Иерархия монад

Каждое тело есть монада, и все, что происходит и касается человеческой монады, происходит и касается всех других монад. В чем отличие монады человека от всех остальных монад? Репрезентативная жизнь не совпадает с сознательной жизнью , восприятие отличается от замечания, т. е. мы должны отличать восприятие высших монад от восприятия менее возвышенных, т. е. менее сознательных монад. В конце концов, между нами и камнем разница только в совести. Но и в нас не все сознательно. Лейбниц утверждает, что у нас есть «маленькие восприятия», которые мы бессознательно усваиваем именно потому, что они очень малы. А сознательное восприятие есть результат суммы мелких восприятий.

« Из тысячи признаков мы можем быть уверены, что в нас в каждый момент имеется бесчисленное множество восприятий без апперцепции… более действенных, чем они кажутся… и даже воспринимаемые восприятия происходят постепенно из тех, настолько малых, что их невозможно воспринять »

Так что шум моря на дне есть результат шума маленьких волн , которые, будучи маленькими восприятиями, мы усваиваем бессознательно.

«И чтобы дать дополнительные разъяснения относительно небольших восприятий, которые мы не могли различить в целом, я обычно использую пример рева или шума моря, который поражает человека, когда он находится на пляже. Чтобы услышать этот шум так, как он слышен, нужно также услышать части, составляющие целое, т. е. шум каждой волны, хотя каждый из этих маленьких шумов дает о себе знать только в спутанном целом всех других, и он заметен только в том случае, если волна, его производящая, не одинока. На самом деле необходимо немного поразиться движению этой волны и иметь некоторое восприятие каждого из этих шумов, какими бы слабыми они ни были; в противном случае у нас не было бы ста тысяч волн, так как сто тысяч ничего не могут произвести. ”

Таким образом, существуют сознательные монады и бессознательные монады, чьи восприятия настолько спутаны, что кажутся внешне инертными, но на самом деле они тоже являются центрами силы и имеют очень бессознательную, но реальную репрезентативную жизнь. Таким образом, каждая монада отлична и чужда другим, но поскольку все они имеют репрезентативную жизнь, в конце концов они составляют универсальное единство даже во множественности.

Литература[править | править код]

В Викицитатнике есть страница по темеИстина

  • Батищев Г. С. // Познание в социальном контексте. — М.: ИФРАН, 1994.
  • Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи
  • Бердяев Н. А. Истина Православия на портале «Философия в России»
  • Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: ИФРАН, 1998.
  • Гадамер Х. Г. // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30‒37.
  • Даммит М. Истина на портале «Философия в России»
  • Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке
  • Желнов М. В. «Cущность свободы как истина» и «Cущность истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале «Философия в России»
  • Остин Дж. Истина на портале «Философия в России»
  • Стросон П. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.
  • Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности в библиотеке Максима Мошкова
  • Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. С. 255—275 .
  • Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.

Философская система Г. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист и лингвист.

Он оказался блестящим умом во многих областях. Например, 20-летний Лейбниц, на два столетия опередивший свое время, задумал проект по математизации логики. Он предложил создать универсальный язык (Universalsprache; Latin lingua generalis), язык, систему понятий, строго и однозначно определенных и, следовательно, допускающих чисто формальные операции над собой. Такой язык заменил бы все логические рассуждения на математическое исчисление, выполняемое как алгебраическое исчисление над словами и символами этого языка, однозначно отражающими понятия. Концепция формулировки была предложена Лейбницом. Он также пытался его создать.

Лейбниц писал: «…тогда спор между двумя философами будет не более необходимым, чем спор между двумя бухгалтерами». Достаточно будет взять сланцы и, сидя за досками, сказать друг другу: «Давайте посчитаем», чтобы разрешить противоречия».

Теорию будущего (которую он так и не закончил) он назвал «универсальной характеристикой». В нем содержались все логические операции, свойства которых он четко представлял себе. Лейбниц завершил свой вариант математического анализа, тщательно продумав его символику и терминологию, которая отражала суть дела. По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от Ньютона, в высшей степени подходит для обозначения множественной дифференциации, частичных производных и так далее.

В 1700 г. Лейбниц основал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. Избран иностранным членом Французской академии наук.

В 1697 году, во время европейских гастролей Петра I, русский царь познакомился с Лейбницом. Их общение впоследствии привело к тому, что Петр одобрил создание Академии наук в Санкт-Петербурге, что стало началом развития научных исследований в России по западноевропейским направлениям. От Петра Лейбниц получил звание тайного советника и пенсию в 2000 флоринов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с ее уникальным географическим положением, таких как изучение магнитного поля Земли, поиск маршрута из Северного Ледовитого в Тихий океан. Лейбниц также предложил проект движения по объединению церквей, которое должно было быть основано под эгидой российского императора.

Его основные философские работы — «Дискуссия по метафизике», «Новая система природы», «Новые эксперименты на человеческом разуме», «Теодицея» и «Монадология».

Несколько лет он стоял на позициях механистического материализма, но затем, почувствовав его неадекватность (материя пассивна), он эволюционировал в сторону идеализма, признания решающей роли энергетического духовного начала в мире. Вообще, его мировоззрение оценивается как объективно-идеалистическое, «монадологическое». Он считал, что материя не может быть веществом, потому что она делима; вещество должно быть абсолютно простым и «живым». Он установил доктрину множественности веществ.

Основой философской системы Х. Лейбница является доктрина монадов. В своей работе «Монадология» он объяснил материальные явления проявлению неделимых, простых духовных сущностей — монад. Монады вечны и нерушимы, и их свойством является активность, движение и восприятие. Хотя ни одна монада не оказывает никакого влияния на других, тем не менее, движение и развитие каждой монады находится в полной гармонии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в структуре мира, установленной Божественной Волей. Монаду называют душой, если у нее есть чувство, и духом, если у нее есть ум. Невидимые монады составляют суть всей природы.

Монады отличаются своим состоянием сознания, Лейбниц выделил три типа монад:

«Низкоуровневые» монады с пассивными факультетами восприятия формируют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неодушевленной природе. Это минералы.

Концепция двух истин

Понятие «истины разума» и «истины факта» объясняют природу свободы, творчества и структуру Вселенной. Истины разума — это те, чья противоположность содержит в себе противоречие, например, 2 + 2 = 4, потому что очевидно, что сумма 2 и 2 не равна 4. А истины на самом деле — это те, чья противоположность не содержит противоречий, как, например, все эмпирические истины: Если книга передо мной черная, то я не говорю правду, когда говорю, что она желтая, но это не следует из самого утверждения: «У меня передо мной желтая книга», что я лгу. Другими словами, истины разума — это те истины, которые могут быть сведены к идентичным утверждениям за конечное число шагов, а истины факта — это те истины, которые потребовали бы бесконечного числа шагов для приведения к тождеству. Различие двух истин и, соответственно, двух видов достоверности позволяет Лейбницу избежать спинозизма, т.е. «геометрической» необходимости, которая исключает всякую свободную волю, в том числе и божественную.

Создавая мир, Бог смог создать любой из бесконечного числа возможных миров. Но руководствуясь критерием оптимальности (максимальная простота с наибольшим количеством созданных существ), Бог, в соответствии со Своей собственной доброй природой, выбирает лучшее из всех возможных для существования миров. Таким образом, Бог творит по Своему разуму, но Он также руководствуется Своей доброй природой в выборе лучшего, потому что по условию, Он мог бы выбрать другой мир, а не тот, в котором мы находимся. В этом случае сотворенный мир является единым, ибо в противном случае существа самой страшной вселенной будут обречены на несправедливые страдания. И каждый существующий, по словам Лейбница, может быть уверен, что он живет в лучшем из всех бесконечно многих мыслимых миров. Таким образом, в творчестве остается место для свободной воли Бога, которая, хотя и определяется вечными истинами, но не полностью исключается, как показывает Спиноза, который определяет причину и волю и тем самым устанавливает, что любое понятие о добром Боге — это просто человеческое изобретение.

Остается вопрос: человек, конечное мыслящее существо, способное к свободному выбору или только произвольному? Ведь свобода — это свобода выбирать то, что действительно лучше, а не то, что мы считаем лучшим по нашей прихоти. Способны ли мы к свободным и рациональным действиям? Лейбниц не дает окончательного ответа на этот вопрос, но он все же дает надежду на то, что свобода, понимаемая таким образом, все еще возможна для человека. Чтобы ответить на вопрос, какие из наших возможных действий в конечном итоге приведут к хорошему результату, мы должны рассмотреть бесконечный ряд причин и следствий, поскольку на собственном опыте мы имеем дело с истинами факта. По словам Лейбница, открывшего дифференциальное исчисление, он видит, что в математике бесконечности сводятся к целочисленным значениям. Следовательно, мы можем рассчитывать с теми же успехами в повседневных рассуждениях, что и в математике. Нужно только, по замыслу Лейбница, создать такой язык, который оперирует не внешними именами, а такими именами, которые обозначают сущность вещей, чтобы, когда мы что-то определяем, мы могли математически выразить это определение. А потом, когда возникают споры, «достаточно взять ручки в руки, сесть у их счетных щитов и сказать друг другу (как в дружеском приглашении), давайте считать!».

Виды относительной истины[править | править код]

Относительность истины — утверждение о том, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм). Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.

Случайная истина и Необходимая истина.

Разновидностью относительной истины является правда.

Комбинаторные искусства

Среди различных интересов Лейбница есть также изучение языка, на котором, по его мнению, может быть основана новая наука: « Ars combinatoria »: символизация мысли, с помощью которой можно выполнять логико – математические вычисления .

Аристотель уже заметил эту возможность в « Аналитике », своем труде по формальной логике, где простые понятия обозначались буквами греческого алфавита . Тот же самый проект был реализован Раймондо Луллием (1235–1315) с его « Ars Magna » (« Ars compendiosa inveniendi veritatem seu ars magna et maior ») и Шарлем де Бовелем (1475–1566) с его Ars oppositorum : синтетическая техника для открыть правду . Используя лингвистические символы , а также диаграммы и рисунки, можно было составлять логические комбинации, которые приводили к универсальным истинам. Луллианское искусство было забыто в Средние века и вместо этого было заново открыто в эпоху Возрождения , где оно использовалось в алхимии и астрологии . Джордано Бруно , например, считался знатоком этой техники. Еще в 600-х годах « арс магна » нашла таких поклонников, как Пьер Гассенди , но прежде всего Томас Гоббс и его последователи пытались развить ее и применить во всех областях знания.

Концепция Гоббса о знании как исчислении значительно повлияла на учение Лейбница.

Фактически он отметил, как можно свести сложные понятия к небольшому числу примитивных понятий, каждое из которых характеризуется знаком .

Установив классификацию первобытных понятий, он считает возможным установить своего рода универсальное символическое письмо и с его помощью решить логические проблемы, а также решить алгебраические проблемы .

Как только это будет сделано, при возникновении споров между двумя философами будет не больше необходимости в дискуссии, чем между двумя компьютерами. В самом деле, достаточно будет взять перо в руки, сесть за стол и сказать друг другу (называемый, если угодно, другом): «Давайте посчитаем». ”

В 1666 году он опубликовал De arte combinatoria , в котором предлагает арифметизацию логики ( mathesis universalis ), которая приведет его к открытию исчисления бесконечно малых . Тот же самый подход будет применен к его философии , привитой к спору о субстанции , начавшемуся с Декарта и поставившего под сомнение субстанциальную двойственность реальности (res cogitans и res extensa). Бесконечно малая редукция истин действительно возвращала материальную сущность сущности мысли.

« Но достаточное основание должно быть найдено также в случайных или фактических истинах, то есть в ряде вещей, разбросанных по вселенной творений; в них разрешение отдельных причин может быть доведено до бесконечности благодаря огромному разнообразию вещей природы и делению тел до бесконечности.

Like this post? Please share to your friends: