Крейцерова соната. Лев Толстой (часть 1)

крейцерова соната

Итак, я открыл в себе закон:  каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло. Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне. Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого  смертоносного тела!

Послание к Римлянам апостола Павла 7:21-24

Предварение

Мой брат, рядом с которым я чувствую себя не то что амебой или инфузорией, а чем-то намного мельче, как-то сказал мне, что весьма самонадеянно и глупо говорить фразы вроде: “Я не люблю Чехова (Толстого, Достоевского)”. Все дело в том, что эти писатели просто не случились в твоей жизни – ты внутренне не дорос до их мыслей, вопросов, которые они поднимают в своих произведениях.

Чехов, к сожалению, еще не случился в моей жизни. Но Толстой и Достоевский понемногу случаются, душа моя оказывается способной услышать, прикоснуться к гармонии в мощном потоке звуков симфонического оркестра.

На днях открыла для себя “Крейцерову сонату”. Сначала посмотрела фильм, снятый Софьей Милькиной и Михаилом Швейцером. Фильм меня просто поразил и ошеломил – режиссерская и операторская работа, маститые актеры, блестяще сыгравшие крошечные эпизодические роли, особенно Александр Трофимов, которого я знала лишь по роли кардинала Ришелье в фильме “Д’Артаньян и три  мушкетера”, так, как он молчал весь фильм – это нечто… Ну и, конечно, Олег Янковский, сыгравший главную роль – Позднышева.

После фильма сразу взялась за оригинал – хотелось сравнить впечатления, есть ли разница между фильмом и повестью, вникнуть глубже, попытаться понять…

Повесть

Перечитывая недавно “Войну и мир”, восхищалась масштабом личности и таланта Льва Николаевича, широте и глубине его мыслей, способности обобщать, простоте и ясности изложения.

“Крейцерова соната” поразила меня полным отсутствием диалогов – эта повесть один большой монолог. Обычно я с трудом воспринимаю долгий монолог, но Толстой смог придать ему такое ускорение, что просто диву даешься. Читала с непрерывающимся интересом, скользила вслед за нитью повествования легко и непринужденно.

В “Крейцеровой сонате” автор откровенно и глубоко размышляет о физической стороне любви, задает вопросы и дает на них ясные ответы: какова природа влечения мужчины к женщине, как должно выглядеть супружество, в чем его смысл? С ответами Толстого можно соглашаться или не соглашаться, но, на мой взгляд, гораздо важнее вопросы, которые он задал. Знаете, есть такой вид вопросов, которые ошеломляют, выдергивают за волосы из теплого болотца обыденности, ставят на возвышенность, залитую солнцем и обдуваемую всеми ветрами.

Жизненный опыт

Эту повесть Льва Николаевича вряд ли поймет человек молодой, не познавший “радостей” супружества. Что скрывать, в нашем мире нет ничего более негармоничного и столь далекого от идеала, чем отношения между мужчиной и женщиной.

История, описанная в “Крейцеровой сонате”, в известном смысле – гипербола, для усиления смысла сделана более выпуклой, преувеличенной. Ну, во всяком случае, очень хочется на это надеяться. Ведь, не все женщины в мире – истерички, и, наверное, не все в мире мужчины ставят во главу угла сексуальное желание (хотя… кто знает).

Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах – разговорами, а что нужно мужчине тело и все то, что выставляет его в самом заманчивом свете; и это самое и делается.

Вы говорите, что женщины в нашем обществе живут иными интересами, чем женщины в домах терпимости, а я говорю, что нет, и докажу. Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию жизни, то это различие непременно отразится и во внешности, и внешность будет различная. Но посмотрите на тех, на несчастных презираемых, и на самых высших светских барынь: те же наряды, те же фасоны, те же духи, то же оголение рук, плеч, грудей и обтягивание выставленного зада, та же страсть к камушкам, к дорогим, блестящим вещам, те же увеселения, танцы и музыка, пенье. Как те заманивают всеми средствами, так и эти. Никакой разницы. Строго определяя, надо только сказать, что проститутки на короткие сроки – обыкновенно презираемы, проститутки на долгие – уважаемы.

Но все-таки становится не по себе от того, как тонко и точно подмечены неприглядные сцены из семейной жизни, мотивы и мысли мужчин и женщин во все времена. Эпизоды семейной жизни нарисованы столь же красочно, сколь и правдоподобно… Да, я узнавала миллион историй из жизни знакомых мне супружеских пар, да что там… даже из своей собственной.

После совместного просмотра фильма, я достала своего задумавшегося мужа вопросами: “Ну я же не такая уж и истеричка? Ведь правда? Правда?” Слишком уж неприглядна и страшна была картина, нарисованная Толстым и режиссерами. Признаюсь, это был чуть ли не единственный раз, когда я была до смерти рада тому, что я чистый меланхолик-интроверт, т.к. истерички – преимущественно экстраверты-холерики.

Немного биографии

Половая страсть, как бы она ни была обставлена, есть зло, страшное зло, с которым надо бороться, а не поощрять, как у нас. Слова Евангелия о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею, относятся не к одним чужим женам, а именно – и главное к своей жене.

Лев Николаевич – чрезвычайно смелый и откровенный человек. Так честно описать то, о чем все предпочитают умалчивать или делать вид, что ничего особого не происходит, мало кто решится. Всю жизнь он боролся с тем, что сам назвал страшным злом. Злом он это считал по той простой причине, что никак не мог управлять этой страстью своей волей и поэтому чувствовал себя в плену у нее. Читая “Крейцерову сонату”, остро ощутила ее сходство со знаменитой, вызывающей столько споров, 7  главой Послания к Римлянам апостола Павла.

Спор состоит в том – является ли описанное в 7 главе окончательным и бесповоротным диагнозом человека или нет:

Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне.

На мой, сугубо личный взгляд, в этом и заключалась трагедия Толстого, как человека, – он так и не смог выйти за пределы 7 главы Послания к Римлянам (и это совершенно не вопрос силы воли или ума или морали), чтобы сказать:

…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Рим.8:2)

Женский вопрос

Плюс, конечно, этот конфликт и глобальное непонимание, граничащее с презрением, по отношению к женщинам, которое сквозит во многих произведениях Толстого. Но все же я бы воздержалась называть Льва Николаевича женоненавистником. Наверное, это гигантски трудно жить и осознавать, что женщины, по воспитанному обществом убеждению, должны быть ангельскими и возвышенными существами, а на самом деле являются примитивными самками-клушками. А те из них, кто строит из себя умных или образованных, на деле все равно не способны видеть и понимать дальше своего носа. В самом начале повести есть блестящий эпизод, характеризующий большинство женщин:

…по привычке многих дам отвечая не на слова своего собеседника, а на те слова, которые она думала, что он скажет.

Небольшое отступление от “Крейцеровой сонаты”, но не от темы. В одном из интервью у Бродского спросили, как он относится к движению за права женщин, на что он весьма показательно ответил:

Как вы относитесь к движению за освобождение женщин?
Отрицательно. В России мы все это имеем. Есть женщины — судьи, инженеры, врачи и так далее. Они воспользовались всеми возможностями, предоставленными мужчинам.
Автоматически?
Да, по конституции. И этот принцип не работает. Потому что так нельзя, всех под общую гребенку. Некоторые женщины действительно талантливы. Они хотят работать и делают это. Но этот общий закон, общее правило, согласно которому женщина имеет равные с мужчиной права, в том числе и на работу. И что произошло? Она имеет те же права, но не обладает теми же качествами, тем же чувством ответственности, той же энергией, преданностью делу и прочим. Что получилось? У нас и так много людей по ошибке занимают свои места, зачем же увеличивать их число? Бессмысленно настаивать, чтобы такое правило касалось всех подряд. Освобождение женщин открывает им дорогу к занятиям мужским делом. Но мужские дела — не такая уж соблазнительная штука. Сами убедятся, когда добьются своего.

Рубрика: читаю (проза). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)