Леди Макбет Мценского уезда. Н. Лесков

леди макбет

Илья Глазунов”Катерина Измайлова” (иллюстрация)

Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета.

Н. Лесков, “Леди Макбет Мценского уезда”

Небольшой очерк. Но он буквально сбил меня с ног, прямо во время чтения. Я счастлива, что не читала в свои 16 лет “Грозу” Островского и “Леди Макбет Мценского уезда” Лескова. Потому что, боюсь, навсегда возненавидела бы этих замечательных писателей и точно не стала бы перечитывать их в 38 лет.

Предисловие

Аня попросила меня прочитать “Леди Макбет Мценского уезда” и выразить свое мнение, так как в школе у них развернулась жестокая полемика,  и часть решила, что все это бред, а другая часть, что “все мужики сволочи”.

Вообще, для меня сейчас наступили “золотые времена”: дочь выросла, и мы можем с ней делать то, что я люблю больше всего на свете – говорить о литературе, читать одну и ту же книгу одновременно (пусть даже в рамках школьной программы) и делиться впечатлениями. Хотя на самом деле я теперь благодарна школьной программе – обсуждаем то мы и размышляем не над какими-нибудь “Голодными играми”, а над русской классической литературой, которая на самом деле, без патетики, великая.

Вчера, по здравом размышлении, или, точнее, поглядев на себя со стороны, поняла – никакой я не молчун. Я люблю говорить, а молчу лишь только потому, что нет собеседников, желающих поддержать интересующие меня темы.

Вот представьте такую картину, бегаю я по дому с горящими глазами и всклокоченной шевелюрой (волосы еще не выпрямила) с поварежкой в руке (ужин то сам не сготовится) и громким голосом с дочкой обсуждаю “Леди Макбет Мценского уезда”. Николай Лесков на самом деле талантливый писатель, потому что в небольшой очерк ему удалось вложить нечто такое, чему я до сих пор не могу дать название.

Это не детектив и не про мужиков, которые сво

Конечно же, эта душераздирающая и страшная история – не детектив, не страшилка в духе Кинга и совсем не история любви. Лесков ставил себе несколько другую задачу. Он хотел показать один из типичных женских русских характеров в образе Катерины Львовны Измайловой. Чем-то он мне напомнил Некрасовскую: “Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет” – цельная женская натура, страстная, горячая, не знающая полумер.

Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере.

В этой истории важны не сами поступки, которые всем понятно, что ужасны, а понять характер персонажа, что он из себя представляет. Мне посчастливилось не раз быть лично знакомой вот с таким русским женским характером, я его сразу узнала (хотя, разумеется, мои знакомые никого никогда не убили и слава Богу) – он ни хорош, ни плох, он просто типичен и никого не оставляет равнодушным.

Еще одна линия

Лесков был глубоко верующим человеком, не религиозным, а именно верующим. Он разделял для себя эти два понятия: религию и веру, чего не делают очень многие и многие из нас. Меня глубоко поразило то, что он написал в письме к знакомой (спасибо Википедии за информацию):

…я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.

Это, знаете ли, сильно похоже на Мартина Лютера, когда он прибил к дверям храма свои тезисы. И это похоже на голоса “вопиющих в пустыне” прямо в глаза официальной религии заявляющих: “Порождения ехиднины (что в переводе означает, “змеиные отродья”).

Повесть “Леди Макбет Мценского уезда” замечательна тем, что показывает, каким именно образом человек приходит к таким страшным поступкам в своей жизни. Они происходят совсем не вдруг, не из-за внезапно случившегося аффекта или случая.

Есть расхожая фраза из Библии “нет ничего тайного, что не сделалось бы явным”, что трактуется большинством, как проявление вышней справедливости – “обман, мол, всегда на правду выйдет”. Но на самом деле, это место Писания означает то, что начало абсолютно каждого дела или поступка в жизни человека – это мысль, рождающая желание и вырастающая в поступок. И в общем-то, вся история человечества со времен Адама доказывает этот простой закон.

Мысль – это семя, которое, упав в землю, начинает расти, развиваться под землей, невидимое глазу, и только через некоторое время показывается росток и созревает плод, который и показывает природу и суть семечка. В послании Иакова есть такие строки:

…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Иак.1:14,15)

На мой взгляд, история, рассказанная Лесковым, наглядная иллюстрация этих стихов Библии. И, опять же, это не вопрос социальных проблем, положения женщины в обществе и проч. и проч., это вопрос индивидуального выбора каждого человека.

Лесков был человеком не просто набожным, он понимал духовный мир, поэтому так здорово описал, что происходит с человеком, которого одолевают бесы. Видения Катерины: в виде бесплотного сластолюбивого кота, или в конце, когда в волнах реки стали видеться ей убитые ею люди, – это не просто художественный прием, примененный чтобы красочно показать голос совести, это реальность, духовная реальность.

Послесловие

…трагедия совершается в самом языке. Вы ее слышите.

Я думаю, что роль писателя и художника — показать людям истинное положение вещей.

Иосиф Бродский

Вчерашний вечер и сегодня весь день я думаю об этих словах Бродского. В этом что-то есть… Вся русская классическая литература глубоко трагична. Интересно, я вспомнила, что почти все мои школьные сочинения по русским классическим произведениям назывались: “Трагедия главного персонажа”.

И, конечно, я буду дальше знакомиться с творчеством Николая Лескова. В планах цикл “Праведники”.

Опубликовано читаю (проза). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)