лицом к лицу. о смерти

18a367767a0b4004c089e60a66de9ccf

С ветром доносится песня паромщика,
близится срок.
Счет неудачам своим завершу
и оплачу сполна.
В странствиях встретил срединные годы,
а путь мой далек.
Грусти оставшейся след набежавшая
смоет волна.

Евгений Ю (у переправы)

Один из самых уникальных опытов этого года – встреча со смертью лицом к лицу. Я раньше никогда не воспринимала смерть всерьез. Большинство близких мне людей, свидетелем чьей смерти я была, умерли в (и от) почтенной старости.

Как свойственно всем многим людям, не имеющим реального опыта, я имела четкое убеждение и представление о смерти.  Мне казалось, что как верующий человек, я к ней равнодушна. Не стану скрывать, что с долей презрения относилась к людям (опять же, верующим), отчаянно цепляющимся за жизнь, не готовым “с достоинством” принять факт собственной кончины.

Реальность очень сильно приземляет, приводит в чувство без всякого достоинства. И когда мне пришлось лицом к лицу столкнуться с реальностью собственной смерти, я поняла, что не хочу умирать. Смерть – то, что не было изначально предназначено для человека.  Да, сейчас смерть является частью жизни, но так было не всегда, и внутри каждого из нас живет эта древняя память – человек не был создан для того, чтобы умирать.

Наверное, я потрясающий тормоз, но меня ошеломило осознание того, что я совсем не хочу умирать. Выйдя от врача, я разрыдалась, что случается со мной крайне редко. В первое время, оставшись наедине с собой, не могла сдержать слезы. Ехала в автобусе и плакала, стоя под душем, проливала слезы, словно мне нужно было время оплакать саму себя, свое нежелание умирать.

В такие моменты люди часто мыслями обращаются к Богу. Мне пришел в голову вопрос: изменится ли мое отношение к Богу, если я все-таки умру? Этот вопрос, словно диковинную вещицу, так и эдак крутила в мыслях. И вдруг на память пришла одна из моих любимых историй, описанных в Библии. Это история о юношах Седрахе, Мисахе и Авденаго, которые нарушили приказ царя Навуходоносора и не стали поклоняться золотому изображению этого царя. Когда “доброжелатели” донесли царю о неповиновении, разгневанный Навуходоносор призвал юношей к себе и под страхом смерти приказал поклониться истукану, на что они ему ответили:

Но Шадрах, Мешах и Авед-Него  отвечали царю Навуходоносору: «Нет нам нужды отвечать на это. Если наш Бог, которому мы служим, может вызволить нас, Он нас вызволит и из пылающей печи, и из твоих рук, о царь. Но даже если и нет — все равно, царь, знай: твоим богам служить мы не станем и золотому идолу, которого ты поставил, не поклонимся.

Вот это “даже если и нет” всегда не давало мне покоя, будоражило и волновало. Именно в этой фразе, на мой взгляд, средоточие самого главного в этой удивительной истории. Не в чудесном спасении от огня, и даже не в явлении ангела посреди раскаленной печи, а в этой простой и незамысловатой фразе: “даже если и нет”.

И я поняла, что оказалась лицом к лицу с, возможно, одним из самых важных вопросов в жизни. Дело тут совсем не в пораженческой позиции, а в чем-то неизмеримо более глубоком.

Я рада, что этот опыт случился в моей жизни. Не скажу, конечно, что он всем так прям необходим, но мне он был действительно нужен, потому что:

Смерть – это проверка всех моих идеалов, всех моих чувств. Это проверка моей любви к людям, к Богу. И поэтому я пользуюсь смертью как лакмусовой бумажкой, которая показывает – если в сравнении со смертью что-то имеет значение, значит, это на самом деле имеет значение.

Мне кажется, в этом есть какая-то красота и достоинство человечества – смотреть смерти прямо в глаза. 

Кшиштоф Занусси, док. фильм “Тайны смерти”

Рубрика: diary. Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)