лирика Пушкина (печальное)

pushkin1

Пушкин мечтает в садах Юсупова (1968), Рушева Надя.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

А.С. Пушкин, “Пророк”

Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там.

Харуки Мураками, “О чем я говорю, когда говорю о беге”

С годами все больше и больше меня начинает мутить от всего, что имеет черты “человеческой системы”. У меня стойкая аллергия на все казенное: чиновников, чиновничий аппарат, чиновничий образ мыслей. Сколько горькой правды заключено в словах , сказанных апостолом Павлом более двух тысяч лет назад: “буква убивает”. Система всеобщего образования – то, что губит личность, и за одно то прекрасное, живое, что пытается “всеобще” преподать.

Конечно же, я не за революцию, и я против того, чтобы насильно насаждать добро, и я не хочу чтобы повсеместно позакрывали школы и распустили учеников и учителей по домам. Но сердце кровью обливается, глядючи на мучения девятиклассников, готовящихся к экзаменам. Дочка выбрала литературу. Ее отношения с классикой такие же трудные и мучительные, как у меня с современной литературой.

Вчера она мучила себя, меня и лирику Пушкина, которую нужно было разобрать на примере трех стихотворений “Пророк”, “Деревня” и “Я вас любил”. Анечка принесла мне черновик сочинения. Признаюсь, я была расстроена – сплошь какие-то казенные фразы, как Аня сообщила мне, продиктованные учителем на консультации.

Терпеть не могу всякие разборы и анализы, всякую критическую литературу, потому что это пахнет (прости, Господи) мертвечиной. Взаимодействие читателя и поэта (писателя) – это всегда живой отклик, отзыв, эхо. Для этого не нужно быть знатоком, литературоведом, букварем, ботаником. Все, что нужно – быть живой душой, и позволить поэзии произвести в тебе свою работу, неминуемым результатом которой будет живой отклик.

Язык не средство поэзии; наоборот, поэт — средство или инструмент языка, потому что язык уже существовал до нас, до этого поэта, до этой поэзии и т. д. …Поэзия, в сущности, высшая форма лингвистической, языковой деятельности.

Поэзия, и вообще литература, безнадежно семантична (семантика – смысловое значение). Можно сказать, что поэзия — это наивысший род семантики, наиболее сфокусированный, энергичный, законченный вид семантической деятельности.

Иосиф Бродский

Меня нельзя назвать поклонником и знатоком творчества Пушкина, но меня пленяет его дар, красота языка, ускорение, которое он придает своим стихам. Люблю “Евгения Онегина”, потому что, периодически перечитывая этот роман, замечаю, как внутри меня все говорит языком Пушкина.

В поэзии Александра Сергеевича завораживает необыкновенная, почти детская, внутренняя чистота, о чем бы он ни писал. Так редко удается с течением жизни, утратив наивность и иллюзии, сохранить по-детски чистый и ясный взгляд на мир. Быть может, это и есть человеческий гений (дух)?

Поэзия Пушкина лирична, он пропускает глубоко через себя саму жизнь. Лирика Пушкина полна любви, эта любовь – живой отклик на красоту и гармонию окружающего мира. Мне кажется, это великий дар – смотреть на мир неравнодушным, внимательным, чутким взглядом и видеть в нем именно красоту и гармонию…

Любовь

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

“Я вас любил…”

На мой взгляд, творческий дар, гений – это нечто такое, что способно отразить суть вещей, явлений, и это особенно касается языка. Дар способен привычному до избитости придать иное, особое звучание.

Любовь – основная тема поэзии всех времен и народов. Любовную лирику Пушкина отличает легкость (не путать с легковесностью или легкомыслием) и, может, это покажется странным, чистота. Поэт был очень влюбчивой натурой, но, мне кажется, эта влюбчивость не была признаком испорченности или развращенности, а была все тем же живым откликом на красоту и прелесть – в данном случае женскую.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

К ***

Пушкин пишет о любви: счастливой, несчастной, настоящей и ушедшей, – легко, почти невесомо и бесконечно красиво. Его любовь благородна, предмет любви – это всегда объект поклонения и восхищения. Наверное, в реальной жизни такой любви не бывает, но ведь поэт и не должен бесстрастно отражать действительность, напротив, он словно бы заново создает мир и любовь между мужчиной и женщиной.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (“Деревня”)

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

“Деревня”

Поэт хорошо знал, что красоту и гармонию трудно найти среди суеты и сутолоки городской ярмарки тщеславия. Три месяца, вынужденно проведенные в Болдино вдалеке от городского шума, справедливо считаются самой продуктивной порой в творчестве Пушкина. В тишине приходит ясность и способность видеть мир и себя в нем единым гармоничным целым. И только внутренняя тишина позволяет проявиться дару, услышать тихую песнь музы.

“Я погрузил сосуд моего сердца в молчание этого часа, и он наполнился песнями”.

Р. Тагор.

Мне кажется, что Александр Сергеевич не был борцом за права человека и не выступал против крепостного права, во всяком случае цели такой себе не ставил при написании стихотворения. Просто как думающий человек, остро чувствующий гармонию, не мог не понимать, что существующее положение вещей разрушительно как для барствующих, так и для рабов:

На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Поэт не выступает против, как политический деятель или как рупор “народных масс” (какое ужасное словосочетание) или борец за права и свободы угнетенных. Поэт – это голос обращенный не к умам, а прежде всего к сердцам:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Пророк

“Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.”

“Пророк”

“Пророк” был написан в 1826 г., в это время были наказаны участники декабрьского восстания, многие из которых были друзьями Пушкина. Некоторые считают, что это стихотворение было откликом на трагические события, в своем роде, протестом. Что ж… может оно и так. Но вообще, “Пророк” – поэтический пересказ, при чем довольно точный, 6 главы книги пророка Исаии.

Я согласна с теми, кто считает, что “Пророк” – это не просто сильное эмоционально и по смыслу стихотворение, но и представление Александра Сергеевича о предназначении поэта и творческого человека вообще.

Дар – пламенеющий огонь, приносящий откровение прежде всего самому носителю дара, он меняет его изнутри, позволяя видеть и слышать все необыкновенно, ясно и далеко за пределами зрения и слуха…

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Но откровение, пламенеющий дар никогда не остается сам в себе, его назначение – звать, тревожить людские сердца, будить в них истинно человеческое, открывать им их истинное назначение, рисовать прекрасные картины, другую реальность.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Творческий человек – это всегда пророк, человек, который “глаголом жжет сердца людей”. Он светильник, сияющий в темном месте, открывающий путь за пределы зрения и слуха. Мне кажется, принципиально важно понять, что пророк – не тот, кто выступает против, указывая человечеству на его язвы и пороки. Для того, чтобы это увидеть, совсем не нужно быть пророком или поэтом или писателем. Пророк – это человек, который видит и способен открыть другим то, кем все мы можем быть, кем мы были сотворены быть от начала…

Опубликовано diary, читаю (поэзия). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

2 отзывов на лирика Пушкина (печальное)

  1. Ирина пишет:

    Самое грустное, что школьники, поднаторевшие к старшим классам во всевозможных “разборах”, понятия не имеют, чем стихи отличаются от прозы.
    Одно из самых чудовищных изобретений человечества – экзаменационный тест по литературе.
    А что касается Александра Сергеевича… Ему никогда легко не было – ни при жизни, ни после неё.

    • yuol yuol пишет:

      Да, Ирина, это очень грустно… Скорее бы уж кончились все эти экзамены, тесты, и начались каникулы с чтением книг не по программе. И если уж написанием текстов, то исключительно от сердца – никаких разборов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)