Эпоха постправды: истина под угрозой

Достоверность, истина, мнение. | философский штурм

Введение

Вопрос истины – главный вопрос эпистемологии. Все человеческие знания ориентированы на постижение истины. В первом приближении вопрос истины кажется чрезвычайно простым, но эта простота обманчива.  

Даже Аристотель считал, что истина – это знание, содержащее верное суждение о конкретной реальности. Другими словами, истина – это соответствие мысли реальности. Но соответствие мысли действительности можно понимать по-разному.  

Для Платона истина состоит в соответствии знания вечным и неизменным идеям, поскольку для него идеи являются изначальной реальностью. Что касается чувственного материального мира, знание о нем не может быть истиной, поскольку этот мир изменчив. В нее, как и в реку, нельзя войти дважды. Он появляется на время, но исчезает навсегда.   

Материалисты, напротив, считали, что истина – это соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело так думать, а другое – устанавливать это соответствие. Чувство – не лучший свидетель этого соответствия, и разум может ошибаться.  

И тем не менее только разум имеет необходимые, хотя и недостаточные, основания для установления истины, потому что только он обеспечивает принцип гносеологического совпадения мышления и бытия, только он воплощает творческую направленную активность гносеологического отношения в субъекте-объекте. система.

Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверена практикой. 

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Изд-во: ТК, 2007.  
  2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Учебник / Под ред. II Калны. 3-е изд., Стер. – СПб., 209.     
  3. Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Ред. Фирма РАН, 1991.  
  4. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1998.
  5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2015.  
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2012. 
  • Реферат на тему: Философия эпохи Просвещения
  • Реферат на тему: Эволюция семьи в работе Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства
  • Реферат на тему: Особенности философии техники и науки как раздела философского знания
  • Реферат на тему: Диалектика и метафизика как методы познания
  • Реферат на тему: Структура и функции общественного сознания
  • Реферат на тему: Роль интернета в современном мире
  • Реферат на тему: Критический рационализм К. Поппера и его принцип фальсификации
  • Реферат на тему: Элейская школа философии
  • Реферат на тему: Идеи И. Канта в наше время
  • Реферат на тему: Работа И.Канта ответ на вопрос: что такое просвещение?
  • Реферат на тему: Утопия Фрэнсиса Бэкона
  • Реферат на тему: Мифология древняя и современная

Классификация

Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:

  • Относительная: приближенное к действительности зна­ние, соответствующее определённому уровню развития об­щества, который определяет способы получения этого знания, это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
  • Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.

При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие. Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий. В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.

Взаимосвязь относительной и абсолютной истины

Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.

Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.

В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.

Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии. И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события. Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.

Объективная истина

Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций. Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).

При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев. Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели». Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.

Определение

Первую четкую формулировку этому понятию дал еще Аристотель, но она стала популярной. Он назвал истиной единство бытия и мышления. То есть когда то, что мы знаем о предмете, соответствует его содержанию. Это определение впоследствии стало основным и используется многими учеными.В быту истину часто отождествляют с правдой, однако это не совсем верно. Понятие “правда” более практично, к тому же, довольно субъективно. Иногда в одной истине для разных людей может быть своя правда.
Рис. 1. Понятие “истина”С развитием философии представители разных направлений выдвигали теории о природе истины:

  1. Эмпирическая – ее автором является Ф. Бэкон. Он определил этот концепт как всезнание, которое было составлено на опыте людей.
  2. Сенсуалистическая – автор Юм. Он утверждал, что она доступна для восприятия только через личные ощущения, созерцание.
  3. Рационалистическая – автор Декарт. Он говорил, что истина уже находится в разуме личности, ее нужно лишь извлечь оттуда.
  4. Агностическая – автор Кант. Определил истину как неопознаваемую “вещь в себе”.
  5. Скептическая – автор Монтень. Он утверждал, что истины не существует, что мы не можем получить какие-либо правильные знания о действительности.

Теории истины и их критерии оценки

Выделяют несколько теорий, каждая из которых дает свое определение этому понятию и имеет свои критерии оценки (табл.1).

Таблица 1. Теории истины

Концепция Определение Критерий оценки
Классическая аналогичность мыслей и реальности четкость, практический опыт
Когерентная знания, которые согласованы друг с другом единство с общей системой знаний
Прагматическая знание, которое доказало свою практическую пользу насколько она практична и эффективна
Конвенциональная результат соглашения соответствие элементов  всей системе

Чтобы определить является то или иное утверждение истинным, его нужно проверить. Для этой проверки были выделены особые критерии или параметры:

  • Она должна соответствовать законам логики;
  • Она должна соответствовать законам и теориям, которые были доказаны ранее;
  • Она должна быть простой и иметь формулировку, которая будет понятна каждому;
  • Она должна соответствовать фундаментальным законам;
  • Она должна быть парадоксальной;
  • Она должна быть доказана на практике.

Так как каждый из этих критериев не идеален и не может подойти для оценки в каждом конкретном случае, их можно оценивать как дополняющие друг друга. В современной науке принято брать за основу мнение, что истина в любом случае должна быть:

  • объективна
  • конкретна
  • процессуальна (постоянно развивается)

Истина является отправной точкой в проведении исследований, целью духовных поисков человека и основой его развития. То, что мы принимаем как истинное, становится стержнем, вокруг которого формируется личность. Она имеет огромное влияние как на деятельность каждого отдельного человека, так и на общество в целом. Чтобы еще глубже рассмотреть эту сложную тему, советуем также просмотреть предложенное видео.

Заключение

Истина – это правильное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Само знание (содержание знания) или сама познанная реальность можно назвать истиной. Вообще истина – это универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного знания. Истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.      

Но человечество редко достигает истины, кроме как через крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается за истину. Ошибки тоже отражают, хотя и односторонне, объективную реальность, имеют реальный источник. Любая фантастика содержит нити реальности. Заблуждения возникают из-за различных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т. д.    

Ошибки имеют как эпистемологические, психологические, так и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как морально-психологического явления. 

Истина и заблуждение не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Оценочный аспект характерен для другой пары близких им понятий правда и ложь. Истина понимается как истина, содержащая моральную оценку; правдиво не только верно, но и правильно, честно, справедливо. Противоположность истине – это ложь.    

Ложь – это искажение реального положения вещей с целью кого-то обмануть. Ложь может быть как выдумкой о том, чего не было, так и сознательным сокрытием того, что было. Логически неверное мышление также может быть источником лжи.  

Like this post? Please share to your friends: