Философия древней Греции: истоки и развитие

Единство противоположностей

Единство Гераклита — это не только то, что сливается с противоположным, так как противоположности принадлежат самим себе. Единство Гераклита — это гармония противоположностей. Один — это не просто быть единым целым. Одно — это каждая вещь. «Все едино: божественное неделимо, рожденное — нерожденное, смертное — бессмертное, Логос — вечный, Отец — Сын, Бог — Справедливость». «Соединения: целое и неполное, совпадающее и расходящееся, согласующееся и расходящееся, и из всего — одно, из всего — все». «Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Ибо изменилось то, и наоборот, изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то». «День — это ночь, зима — это лето, война — это мир, изобилие — это голод (все противоположности)». Путь вверх и вниз один и тот же».

Поскольку каждая вещь представляет собой единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет собой состояние их борьбы, ведущее к переходу в противоположное состояние. «Холод согревает, тепло охлаждает; мокрое высыхает, сухое увлажняет». Молодые стареют, живые умирают и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трем фрагментам, даже формулирует общий закон: «Враг объединяет, из разных возникает самая прекрасная гармония, и все происходит через борьбу». «Война — отец всего и царь всего; она предназначала одних быть богами, других — людьми; она сделала одних рабами, третьих — вольными»; следует знать, что война — это всеобщая, а истина — это борьба, и что все обязательно происходит через борьбу.

Но не менее важным, чем борьба за Гераклит, является объединение противоположностей, их гармония. Он говорит о самой прекрасной гармонии, возникающей в результате расхождения. Каждое слияние — это гармония, и везде гармония является результатом временного равновесия противоборствующих сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры: «Они не понимают, как расходящееся гармонирует с самим собой: возвращаясь к самому себе, гармония подобна луку и лире». Единство сужения и расхождения формирует древнейшее оружие — лук, а музыкальный инструмент — лиру. До тех пор, пока существует гармония, единство напряженности и напряжения, есть целое.

Таким образом, Гераклит излагает важнейший диалектический закон движения: Поскольку единство делится на противоположные части, стороны, моменты, а каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется борьбой противоположностей и одновременно является переходом в противоположное состояние. В то же время говорить об изменении данной вещи можно только при наличии гармонии ее противоположностей. Это понятие диалектической закономерности сконцентрировано Гераклитом в понятии логоса, порядка всего, что происходит в мире. Поэтому неверно, что гармония — это всегда и везде позитивный и созидательный подход, а борьба — исключительно негативный и разрушительный. Вопреки общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что «справедливость — это борьба» и что все обязательно происходит через борьбу. Борьба универсальна. Борьба — это источник жизни, ее постоянное обновление. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создает новую гармонию, которая в то же время является возобновлением борьбы. Борьба вечна. Изменение вещей вечно. Вечность космической борьбы определяет вечно обновляющуюся молодость мира.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Школы философии Древней Греции

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:

он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя

Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.

  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Критика софистов и их понимание истины

Философское понимание истины у софистов стало предметом критики со стороны многих философов и мыслителей того времени. Софисты утверждали, что истина относительна и зависит от мнения каждого отдельного человека. Они считали, что каждый индивидуум воспринимает мир по-своему и не существует абсолютной истины, доступной всем.

Критики софистов, в частности Сократ и его последователи, не соглашались с этим утверждением. Они утверждали, что истина существует независимо от наших субъективных представлений. Истина должна быть объективной и общей для всех людей.

Сократ проводил диалоги со сторонниками софистов, в ходе которых доказывал, что есть общие правила и законы, которые справедливы для всех людей. Он также критиковал софистов за их стремление к манипуляции языком и алогичное мышление. Сократ утверждал, что истина может быть достигнута через диалог, критическое мышление и поиск аргументов.

Таким образом, софисты и их понимание истины стало предметом обширной критики со стороны философов того времени. Однако, философская концепция софистов все же оказала влияние на развитие некоторых аспектов мышления, включая отношение к истине и релятивизму.

Примеры критики софистов:
Сократ утверждал, что истина существует независимо от наших представлений и может быть достигнута через диалог и критическое мышление.
Платон критиковал софистов за их поиск денежного вознаграждения и стремление к манипуляции языком.
Аристотель отрицал релятивизм софистов и утверждал, что истину можно достичь через доказательства и логические рассуждения.

Жизнь и личность Гераклита

Гераклит (ок. 544-483 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, известный как основатель диалектики. Согласно многочисленным рассказам, он родился в полисе Эфеса и принадлежал к семье основателей города, Василия, который даровал ему царское и священническое общественное положение. Но Гераклит добровольно отказался от привилегий своего рождения в пользу брата, что, по мнению ученых, было результатом его протеста против демократии, которая царила в Ефесе.

Гераклит очень негативно относился к порядку в городе и относился к своим согражданам и народу в целом с презрением, считая, что они сами не знают, что делают и что говорят. По словам биографов, он некоторое время жил в храме, как и многие философы того времени, но не занимал священнических должностей. По словам Диогена из Лаэртаса, «он ненавидел людей и ходил в горы, чтобы питаться травами и дикими животными».

По некоторым рассказам, «Гераклит приказал размазать себя навозом и умер, лежа так». По словам Марка Аврелия, он умер от водянки и намазался навозом в качестве лекарства.

Из всего этого можно сделать вывод, что Гераклит вел очень необычную для тогдашних философов жизнь, что повлияло на темы и содержание его учения.

Гераклит, по мнению современников, был очень необычным человеком. По многим рассказам, он был довольно необщительным человеком, презирающим общество и придерживающимся пессимистических взглядов, за что его современники прозвали Гераклита «Скутинос», что означает «Темный» или «Мрачный».

Основным источником информации о философских учениях Гераклита является его единственное произведение «О природе». Он широко цитировался древнегреческими философами, такими как Сократ и Аристотель, и, таким образом, более полно сохранился, чем аналогичные работы Анаксимена и Анаксимандера. Его тематика была шире, чем у других философов того времени: она включала размышления о Вселенной, политике, государстве и Боге. Книга также была написана в полумифологическом стиле, не характерном для стиля авторов того времени.

Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал ни к какой школе и не имел учеников, но был знаком с творчеством Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учениями философов Милета. Его взгляды тесно переплетены с взглядами философов милетической школы (Фалес, Анаксимандер, Анаксимены). Однако учение Гераклита нельзя считать частью милетической школы, так как оно противоречит ему во многих центральных пунктах.

Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили глубину мысли его современников.

Гераклит жил в напряженное и критическое для греческой истории время. Ожесточенная борьба демоса против родовой аристократии, приведшая к свержению ее власти, была борьбой за освобождение мелкого азиатского греческого полиса и всех эллинов против Персидской империи за их независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) «отцом» всего, «царем» всего.

Философия Гераклита была наиболее передовой доктриной в период зарождения рабовладельческого способа производства в Древней Греции. История древнегреческой философии — это история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и элементарной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, история науки против религии. Вместе с начальным материализмом древних греков возникла и развилась их стихийная диалектика, некоторые ее зачатки встречаются у материалистов милетовской школы, она особенно ярко представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита было одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Он защищал ионический материализм и спонтанную диалектику от идеалистических и антидиалектических течений. Гераклит развивал свою прогрессивную философскую доктрину в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских доктрин Пифагора, Ксенофана, Гекафея.

Периодизация древнегреческой философии

По мере того, как древнегреческие философы сменяли друг друга и становились представителями новых учений, в каждом веке ученные находят яркие отличия в изучении науки. Именно поэтому периодизацию развития философии Древней Греции принято делить на четыре главных этапа:

  • досократовская философия (4-5 вв до н.э.);
  • классический этап (5-6 вв до н.э.);
  • эллинский этап (6 век до н.э-2 век н.э.);
  • римская философия (6 век до н.э.-6 век н.э.).

Досократовский период-это время, которое было обозначено в 20 веке. В этот период существовали философские школы, которые вели философы до Сократа. Одним из них был мыслитель Гераклит.

Классический период-это условное понятие, которое обозначало расцвет философии в Древней Греции. Именно в это время появились учения Сократа, философия Платона и Аристотеля.

Эллинский период-это время, когда Александр Македонский образовал государства в Азии и Африке. Для него характерно рождения стоического философского направления, рабочая деятельность школ учеников Сократа, философия мыслителя Эпикура.

Римский период-это время, когда появились такие известные философы, как Марк Аврелий, Сенека, Тут Лукреций Кар.

Философия в Древней Греции появилась и усовершенствовалась в период появления рабовладельческого общества. Тогда такие люди делились на группы рабов, которые занимались физическим трудом, и на общество людей, которые занимались умственным трудом. Философия не появилась бы, если своевременно не произошло развитие естествознания, математики и астрономии. В античное время естествознания никто ещё не выделял как отдельную область для человеческого познания. Каждое знание о мире или о людях включалось в философию. Поэтому древнегреческую философию прозвали наукой наук.

Жизнь — это движение и деятельность

Гераклит, как один из основоположников диалектики, учил: «Новые воды вливаются в одну и ту же реку», «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы существуем и не существуем». В Гераклите образ постоянно текущей реки символизирует постоянно меняющийся мир, постоянно обновляющееся существо. Используя в качестве примера запоминающийся образ реки, Гераклит показал, что природа вещей очевидна, а сущность бытия активна. Мир — это процесс, поток вещей. Сама жизнь — это движение и деятельность. Все, что движется, все, что движется, все, что движется. Все «бессмертное» движется вечно, все «смертное» временно. «Смертельная природа» не может быть поймана дважды в том же состоянии, что и человеческая жизнь.

«Ибо то, что было в прошлом; то, что будет приближаться, является настоящим, удаляется». Жизнь и смерть, рождение и смерть, и вообще противоположности прихода и ухода, связаны друг с другом, обусловливают и предполагают друг друга. Поэтому «живые и мертвые — одно и то же». Смерть не чужда жизни, она не вводится в жизнь откуда-то извне. Это неотъемлемый аспект жизни. И так, в едином потоке жизни и бытия, мы «входим и не входим, существуем и не существуем». И действительно, то, что возникает, одновременно проходит; то, что существует одновременно, не существует. Процесс появления и исчезновения, сближения и растворения, пребывания и ухода связан со временем и напоминает настоящее время, которое как неуловимая граница между прошлым и будущим. Приближающееся будущее становится настоящим; становление настоящего в то же время отдаляет его от прошлого. Все «сейчас» одновременно является «не сейчас».

Образ реки у Гераклита, символизирующий и мир, и космос, выражает два противоположных аспекта бытия — всеобщий поток вещей и всеобщий относительный покой. Река, конечно, всегда находится в движении, но это не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного и неизменного. Для Гераклита река остается той же самой, хотя каждый раз в нее вливается новая вода. Более того, ничто не постоянно, как река, которая всегда течет, и солнце, которое всегда светит. Главной идеей Гераклита была идея стабильности, он использовал реку, потому что тождество сохраняется не в каждом изменении, а только в постоянном и размеренном течении реки: вода течет равномерно и одно количество воды последовательно сменяет другое. В то же время, тот же принцип измерения проявляется в самом течении воды, как и в мировых процессах: Космический огонь загорается по меркам (порциями) и гаснет по меркам. Преобразование огня в море происходит по мере того, как море получает свою меру в той же пропорции, в какой оно было до образования земли. Только наблюдая эти меры, части, т.е. количественные материальные пропорции трех элементов мира, могут, согласно Гераклиту, сохранить космос, существующий миропорядок. Каждое физическое изменение, затем, происходит в соответствии с определенной нормой и ритмом, известной количественной пропорции, т.е. в соответствии с «мерой», которая является одним из аспектов всеобъемлющего Логоса.

В своем диалоге «Кратылос» Платон дает главную мысль философии Гераклита. Платон сообщает: «Где-то Гераклит сказал, что все в движении и ничто не отдыхает, и сравнивая бытие с течением реки, он говорит, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку». Впоследствии обе части этого отрывка «слились» в одну формулу — «все течет — панта рея», чего нигде нет в текстах самого Гераклита. Движение — самая общая черта жизни в мире; оно относится ко всей природе, ко всем ее объектам и явлениям. Тезис универсальности движения в равной степени относится и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к возникающим вещам, которые движутся временным движением. Вечное движение — это в то же время вечная перемена. По словам Аристотеля, Гераклит сказал: «Не только солнце каждый день новое, но и солнце постоянно обновляется».

Понятие познания в философии

Познание является неизменным спутником философии на протяжении сотен лет. Дело в том, что философия и познание зародились одновременно из жажды понять и изучить окружающий мир. Отрасль философского знания, направленная на изучение познания, называется гносеологией. Неоднородность трактовки познания в философии связана прежде всего с тем, что ведутся споры о том “познаваем ли мир, а если познаваем, то насколько?”.

О природе познания спорили античные философы, философы средневековья, нового времени. В новейшей философии понимание познания все еще за гранью четкого понимания.

В настоящее время отношение к теории познания существенно разнится в отечественной и зарубежной философии. Следует отметить, что в российской философии теория познания не самая популярная сегодня область.

События

01.04.2024 06:46

* * *

Обновлена статистика по продажам книг из Коллекции Jaaj.Club.

В статистике добавился новый магазин Bookstore Jaaj.Club, который в марте показал довольно высокий результат.

* * *

17.02.2024 09:49

* * *

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, где анонсируются самые интересные авторские работы и жизнь издательского агентства Коллекция Jaaj.Club.

* * *

04.02.2024 07:46

* * *

Начался
V Международний Писательский Турнир
На Вылет

ТУРНИРНЫЕ БИТВЫ

ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА

Пользователям от 15 писательского уровня доступен дополнительный функционал турнирного жюри.

КАБИНЕТ ЖЮРИ

Кроме того, каждый просмотр, комментарий и зрительская симпатия увеличивают шансы на победу вашего любимого автора!

* * *

Эмпедокл

Философ Эмпедокл был не только мыслителем, но и несомненно обладал мистическими способностями и поэтическим даром. Ученик Пифагора, Эмпедокл хотел быть пророком и творить чудеса. Когда ему была предложена царская власть, он отверг ее со словами: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, но совсем не царь».

Однако в своем стремлении сравниться с богами он мог соперничать с самым властным из царей. Философ облачал себя в пурпурный плащ, носил золотую тиару на голове и медные сандалии. Когда в городе Олимпии его колесница одержала победу на ежегодных состязаниях, Эмпедокл принес в виде традиционной благодарственной жертвы быка, сделанного из медового теста и приправленного пряностями — будучи страстным поклонником Пифагора, Эмпедокл свято чтил запрет на убийство животных.


Эмпедокл. (wikipedia.org)

Желая доказать всему миру свое избранничество и сходство с богами, Эмпедокл решил сжечь себя в жерле вулкана Этна, чтобы подобно Гераклу, войти в божественный пантеон.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Исторический контекст возникновения философской концепции

Философская концепция софистов возникла в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. В это время происходили значительные социальные и политические изменения, которые повлияли на развитие философской мысли. Греческое общество переживало переход от полиисов к единому государству, что привело к изменениям во всех сферах жизни. Социальная мобильность возросла, и стало актуальным приобретение новых навыков, включая риторические и аргументативные.

Софисты — это преподаватели, которые предлагали свои услуги по обучению риторике и аргументации. Однако, они также подвергались критике со стороны других философов, особенно Сократа и Платона. Софисты были обвинены в отсутствии моральных принципов и безысходности, в отрицании объективных истин и признании только относительной истины.

В целом, исторический контекст возникновения философской концепции софистов включает значительные изменения в социально-политической ситуации Древней Греции и оппозицию со стороны других философских школ. Этот контекст оказал значительное влияние на формирование и развитие идей софистов и их понимание истины.

Like this post? Please share to your friends: