Свободная мысль: философия пятигорского

E.tvorogov • критика «феноменологии духа» (на основе предисловия и введения)

“Абсолютная идея”

Гегель называл свою философскую систему “абсолютным идеализмом”. Он утверждал, что категории – суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. “Абсолютная идея”, таким образом, – это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Процесс самопознания “абсолютной идеи”, “мирового разума” включает три этапа:

На первом этапе
Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий.

В философии Гегеля логика подразделяется на учение о бытии, о сущности и о понятии. Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея – это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом “чистом бытии” наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д.

От бытия как явления Гегель переходит к сущности, а после этого – к понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.

Второй этап
развития Абсолютной идеи – ее “отчуждение” в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.

Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы.

Третий этап
– это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории (“в духе”), так называемая философия духа. Познавшая свое “инобытие”, Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология, феноменология и психология); учение об объективном духе – это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии.

Таким образом, движение “абсолютной идеи”, а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития “абсолютной идеи”, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится “абсолютным духом”, является философская система самого Гегеля.

Отныне восходящее движение “абсолютной идеи” прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

Система философии Гегеля – это система объективного идеализма: Абсолютная идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: тезис – антитезис – синтез, что придает ей логическую стройность. Все категории в системе не постулируются, а выводятся одна из другой. И вместе с тем завершенность системы как бы противоречит самому главному ее принципу существования – развитию.

Системность здесь приходит в столкновение с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых.

Понимание свободы и нравственности в философии Гегеля

Свобода как основа нравственности

В философии Гегеля свобода является ключевым понятием, которое определяет нравственность. Гегель считал, что свобода человека не ограничена внешними факторами, а является внутренним качеством, свойственным каждому человеку. Только когда человек обладает свободой, он может принимать нравственные решения и осуществлять свой духовный потенциал.

Свобода у Гегеля не означает безраздельную власть над другими людьми, а скорее возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Свободный человек должен проявлять заботу и ответственность к своим сородичам, создавая благоприятные условия для их развития и процветания.

Нравственность как высшая форма развития духа

В философии Гегеля нравственность стоит на вершине ступеней развития духа. Она представляет собой высшую форму самореализации и самоутверждения человека, способствующую достижению абсолютной истины и гармонии между индивидом и обществом. Нравственность не является простым набором правил и запретов, а скорее сложной системой ценностей, которые формируют основу человеческой культуры и общественного развития.

Гегель считал, что нравственность может быть достигнута только через активное участие человека в жизни своего общества и принятие его нравственных норм и законов. Но при этом необходимо сохранять свою личность и индивидуальность, не становясь просто копией общественных устоев и норм.

Заключение

Таким образом, понимание свободы и нравственности являются ключевыми понятиями в философии Гегеля. Свобода дает человеку возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Нравственность представляет собой высшую форму развития духа и способствует достижению гармонии между индивидом и обществом.

Диалектика как метод познания в философии Гегеля

Диалектика — это метод познания, который Гегель использовал в своей философии. Он основывается на идее, что истина достигается через противоречия и конфликты. Гегель считал, что все в мире находится в движении и развитии, и каждое противоречие необходимо для достижения нового уровня истины.

Диалектика Гегеля состоит из трех частей: тезиса, антитезы и синтеза. Тезис — это начальное утверждение, а антитеза — противоположное ему утверждение. Синтез — это усовершенствованное утверждение, которое возникает из противоречия между тезисом и антитезой.

Гегель считал, что диалектика является ключом к пониманию мира и истины. Он использовал ее для исследования религии, искусства, науки, истории и философии. Диалектика Гегеля является важным элементом его философии и имеет сильное влияние на современную мысль.

  • Достоинства диалектики Гегеля: дает возможность понимать истины, которые заключены во взаимопротиворечиях, и дает возможность понимать мир как процесс постоянного развития;
  • Недостатки диалектики Гегеля: некоторые критики считают, что диалектика Гегеля не позволяет достичь объективной истины, а скорее строит субъективные утверждения на основе противоречия.

В целом, диалектика Гегеля играет важную роль в философии и является одним из основных методов познания в мире абсолютной истины.

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух — это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – это один ярких представителей немецкой классической философии. В соответствии со взглядами Гегеля, мировой процесс – это процесс становления мирового духа, или абсолютной идеи. Принцип субстанциональности Мирового духа – один из базовых принципов объективного идеализма Гегеля.

Гегель на первое место ставил тождество бытия и мышления. Мышление включает три уровня:

  • рассудочный;
  • диалектико-разумный;
  • спекулятивно-разумный.

Рассудок всегда в поиске конечного определения, но часто сталкивается противоречиями. Диалектический разум занимается поиском тождества в этих противоположностях, взаимопереходах конечных противоположный определений. Спекулятивный разум несет ответственность за мировоззрение, отличающееся от создаваемого системой наук.

В системе объективного идеализма Гегеля, важную роль играет сформулированный им же диалектический метод, универсальный закон развития, принципы и категории диалектики. А также категории качества и количества. Качество – та черта, без которой объект просто не может существовать. Количество до определенного предела безразлично объекту. Количество и качество вместе являются мерой.

Статья: Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Известно три закона диалектики Гегеля:

  1. Единство и борьба противоположностей, указывающие на источник развития;
  2. Взаимопереход качественных и количественных изменений – демонстрирует механизм развития;
  3. Отрицание – указывает на направленность развития. Голое отрицание является ничем иным как идущим после рассматриваемого объекта, полным его уничтожением.

В случае диалектического отрицания сохраняется что-то от первого объекта, но он воспроизводится уже другом качестве. Например, вода, превратившаяся в лед или пар. Так, смолотить зерно – это голое отрицание, посадить зерно – это диалектическое отрицание. Развитие идет по спирали. принципы диалектического мышления, которые разработал Гегель, состоят из принципов восхождения от абстрактного к конкретному и принципа совпадения исторического и логического.

У Гегеля есть выстроенная концепция философии истории, состоящая из нескольких ступеней:

  • 1 ступень – восточный мир, главным критерием является то, что человек не осознает своей свободы;
  • 2 ступень – античный мир – часть людей осознали свободу, появились рабы и свободные;
  • 3 ступень – германский мир – все люди осознают свою свободу и получают право частной собственности.

Замечание 1

Исторической заслугой Гегеля в философии является то, что он впервые четко сформулировал понятие диалектики.

Философское наследие Гегеля и его значение для современности

Философия Гегеля как основа современной науки

Философское наследие Гегеля имеет огромное значение для современной науки. Он возглавил течение, которое носит имя «абсолютный идеализм», истоки которого находятся в работах немецких философов. Гегель разработал идею о миропонимании, согласно которой общественная жизнь и сознание неразрывно связаны. Его теория об идеальности бытия, в которой он рассматривает мир как целостное начало, является основой для многих отраслей науки, в том числе для философии, социологии, психологии и политологии.

Гегель и этика

Философское наследие Гегеля стало основой современной этики. В его идеализме основной принцип – дух (Geist) – высшее начало бытия и реализуется в морали и истории. Согласно Гегелю, стоящей в центре этой системы этики являются свобода и ответственность. Именно благодаря Гегелю была разработана теория этики как науки, как дисциплины, которая рассматривает моральные верования и нормы, которые определяют поведение людей.

Современность и абсолютный идеализм

Сегодня теория Гегеля вновь стала востребованной в нашей системе образования. Идеи абсолютного идеализма используются для формирования принципов мировоззрения современных студентов. Эта дисциплина обучает людей критически мыслить и логически анализировать различные явления и процессы в мире

Все больше ученых и философов в последние годы обращают внимание на теорию Гегеля и делают попытки применить его методы в своих исследованиях

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Форма познания в философии Гегеля

Философия Гегеля представляет не просто теорию познания, а целую систему философского учения, которое представляет собой единую философскую картину мира, вызывающую у человека особое отношение к реальности. В основе познания Гегеля лежит убеждение о том, что объективность мира не выражается в сингулярных сущностях, а в их абсолютной истине.

Форма познания в философии Гегеля – это особый метод диалектического мышления, который представляет собой систему научного познания, связанного с пониманием мира в его целостности. Философия Гегеля строится на диалектике, которая позволяет выйти за рамки каждой сущности и увидеть мир в целом.

Сущности. Гегель различает три основные формы сущности: сущность тождества, сущность различия и сущность противоречия. Каждая сущность имеет свою ценность и выражает основные свойства объектов и их отношения друг к другу.

Отношения

В философии Гегеля большое внимание уделяется именно отношениям между объектами. Он считает, что объекты не могут существовать вне своих взаимосвязей, ищет в отношениях истину сущности объектов, их общность и различия.

Системность

Гегель ставит перед собой задачу построения целостной системы, в которой каждая сущность имеет свое место, свою функцию. Системность, пожалуй, является главным критерием познания и истины для Гегеля.

Сложность понимания философии Гегеля заключается в необходимости мысленной абстракции при построении сущностей и отношений. Но, несмотря на это, метод и формы познания Гегеля выступают как частный случай системы научного познания и принципиально не различаются от иных научных методов, но лишь дают дополнительные возможности для понимания мира в его целостности и взаимообусловленности сущностей.

Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Абсолютная истина, см. В ст. Истина. Абсолютное и относительное,

категории
материалистич. диалектики. Абсолютное
— безусловное, само по себе сущее,
несотворимое, вечное, всеобщее (в этом
смысле абсолютна материя). Относительное
(релятивное) — условное, зависящее от
тех или иных условий и, следовательно,
преходящее, временное. Понятия А. и о.
первоначально толковались как выражение
единства и противоположности мира
видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей основы. Абсолютное в
др.-греч. философии определялось как
сторона совершенства, завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось
в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».

У Аристотеля
относительное выступает как нечто,
зависящее от другого или относящееся
к другому.

В ср.-век. философии
господствовало религ. толкование
абсолютного как «божественного»,
противостоящего относительному —
«земному», «мирскому». В философии
нового времени (в особенности в нем.
классич. идеализме) выделяются различные
аспекты А. и о., к-рые раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого»,
«для себя», «само по себе» и т. п. В целом
для метафизики характерен отрыв
абсолютного от относительного. Релятивизм
исходит из понимания относительного
только как релятивного, исключающего
момент абсолютности. Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка
абсолютного в отрыве от его противоположного
момента релятивности; абсолютное
понимается в качестве самодовлеющей
сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич.
диалектики противоположность А. и о. не
исключает, а предполагает их единство.
С одной стороны, абсолютное включает в
себя момент относительности, реализуется
в относительном и через относительное.
Формой этой реализации выступает
бесконечное как выражение неисчерпаемости
абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного
вскрывает относит, моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как
полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем самым характеризует
данное абсолютное как относительно
абсолютное. Так, абсолютность материи
реально раскрывается посредством
бесконечности её преходящих, относит,
форм существования. С др. стороны, в
относительном (релятивном) есть абсолютное
как момент самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному,
непреложному. Об абсолютной и относительной
истине см. в ст. Истина.

Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и
«о.» в историко-филос. освещении, «Уч.
зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии.
8», 1965, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и
«о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, №
5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

Вопрос-ответ:

Кто такой Гегель и каковы принципы его философии?

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий философ, один из самых влиятельных мыслителей XIX века. Основоположник гегельянства — философского направления, которое строится на понятии абсолютной истины и развитии Бытия через противоречия. Принципы Гегеля включают в себя диалектику, духовный мир и теорию истории.

Какова связь между Гегелем и Кантом?

Гегель был очень зависим от Канта, которого он называл «величайшим философом всей познавательной способности». Однако, у Гегеля был другой подход к философии, нежели у Канта. Гегель утверждал, что истина не может быть найдена в мышлении, тогда как Кант улучшил эту идею, утверждая, что все признания являются результатами наших восприятий. Гегель сконцентрировался на основе реальности, в то время как Кант сосредоточился на природе познания.

Как Гегель определяет понятие «дух»?

Для Гегеля, «дух» — это основное понятие. «Стадия духа» представляет собой развитие цивилизации как процесс развития осознанного сознания. Процесс этот выражается как становление идеи свободы. Гегель считал, что дух может познать и преобразовывать свой мир, что и отличает его от иных философских позиций.

Как диалектика влияет на Гегелеву философию?

Диалектика — это постоянное изменение и противоречие между двумя взаимосвязанными понятиями или идеями. Философия Гегеля строится на диалектическом методе, который объединяет оппозиционные элементы в синтез, будучи одним из этапов развития истины.

Каково значение истории в философии Гегеля?

Гегель считает, что развитие цивилизации является процессом, связанным с историей. Согласно его теории, история — это процесс приближения к идеалу свободы и правды. История в Гегелевом подходе не только обобщает прошлое, но и предугадывает будущее, через знание которого можно получить наилучший курс действий во благо людей.

Как Гегель считал, что человек может развиваться?

Гегель считал, что человеческий дух имеет способность к постоянному развитию и преобразованию своего окружения. Человек, по мнению Гегеля, может учиться на опыте прошлого, что позволяет ему развиваться и улучшать свой мир. Это связано с диалектикой, которая определяет, что каждая идея имеет противоположность, а ее разрешение приводит к прогрессивному синтезу.

Как Гегель объясняет понятие «Бог»?

Бог в философии Гегеля рассматривается как абсолютный дух, отражающий процесс развития всего сущего. Бог — это не личность, а процесс вселенской истории, которая развивается через участие в Божественном действии. Это человек, который отражает Божественный разум, и является путеводителем в процессе развития.

Как можно применить теорию Гегеля в повседневной жизни?

Философия Гегеля имеет применение в повседневной жизни в терминах более глубокого понимания происходящего. Человек может использовать диалектический метод в принятии решений — выявлении противоречий в ситуации и поиске компромиссного решения, которое учитывает оба взгляда. Это также может усилить нашу возможность понимать прошлое через понимание истории и помочь в принятии решений на будущее.

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части

Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.

Like this post? Please share to your friends: