Проблема истины: философский анализ

Классическая концепция истины и диалектический материализм. диалектика-материалистическая концепция истины процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением

Виды истины

Истина это знание, которое может быть исчерпывающим или неполным, в зависимости от доступности объекта изучения, от наличия материальной базы, имеющихся знаний, уровня развития науки и так далее. Если о конкретном явлении или предмете уже всё известно, последующие научные открытия не могут такой файт опровергнуть, то это – абсолютная истина, абсолютной истины на самом деле не очень много, потому что практически все сферы науки развиваются, наши знания об окружающем мире постоянно пополняются. И нередко – трансформируются.

Если говорить об абсолютных истинах, то ярким примером могут стать такие утверждения: человеческое тело смертно, живым организмам нужно питаться, планета Земля движется вокруг своей оси. В большинстве случаев критерием истины практика стала, хотя далеко не всегда. Солнечная система во многом изучалась сначала аналитически, расчётами, а потом факты уже подтверждались эмпирически.

Ещё обществоведы рассматривают такое понятие как относительная истина. В качестве примера можно привести устройство атома, которое постоянно уточнялось. Или же человеческую анатомию: врачи с определённого момента перестали заблуждаться по поводу работы большинства органов, но они не всегда ясно представляли себе те или иные внутренние механизмы. Заметно, что здесь очень помогла диалектика, потому что только практикой критерии истины в медицинской сфере устанавливались. Что очень наглядно демонстрирует, как сугубо теоретические и прикладные сферы могут пересекаться. Другие истории на эту тему можно найти в Сети, если поискать данные на тему «практика критерий истины».

Также стоит разобраться с тем, что является объективной истиной. Ее принципиальное отличие – независимость от человека, его сознания и деятельности. В целом, можно остановиться и на перечисленных трех разновидностях. Есть и другие классификации, но с этими видами обязательно нужно ознакомиться (этого требует план). Впрочем, если вы хотите уточнений, выберите понятие истины ее критерии в Интернете. Сегодня не составит труда найти более развёрнутую информацию по любому из философских учений и высказываний на обсуждаемую тему.

Решение:

С
точки зрения диалектического материализма
основными формами истины являются
абсолютная и относительная. Под абсолютной
истиной понимается полное, исчерпывающее
знание об объекте, которое рассматривается
как цель познания. Конкретные достижения
науки оцениваются как относительные
истины – неполное знание предмета.

Многообразие подходов к пониманию истины

Проблема истины возникла в философии одновременно с первыми онтологическими и гносеологическими концепциями. Если в рамках мифо-религиозного мировоззрения вопрос истинности представлений как таковой не ставился, в силу их высокого авторитета и традиционности, то в рамках философских теорий, когда образ мира конструировался на основании абстрактных размышлений философов о его сущности, которые у различных мыслителей закономерным образом не сходились, возник вопрос о степени истинности этих представлений, их права на отражение реальности.

Одним из первых наиболее полно и обстоятельно вопросы истины рассмотрел Аристотель, дав ее классическое определение: истина – это соответствие теории реальности. Аристотелевское понимание истины оставалось доминирующим на протяжении многих веков, оно используется и в настоящее время, однако признать его конечным и исчерпывающим не представляется возможным. Во-первых, определение вызывает соответствующий вопрос о том, что есть реальность. И если научно-материалистическое понимание мира определяет реальность как многообразие форм бытия движущейся материи, что предполагает существование объективных способов ее изучения, то объективно и субъективно идеалистические концепции, дополняют материальное бытие идеальными структурами, подтвердить или опровергнуть существование которых не представляется возможным, либо и вовсе отрицают объективную реальность в пользу субъективных представлений, уникальных для каждого индивида.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Не меньше вопросов вызывает понятие соответствия, которое должно быть установлено между теорией и реальностью. Какими методами должно устанавливаться соответствие, каковы его критерии, и что оно предполагает само по себе, ведь представление о яблоке, не есть само яблоко, а значит между знанием и реальностью есть различие, и должна быть определена его допустимая мера.

Несовершенство классического подхода, а также сложность его применения в областях гуманитарного (юриспруденции, социологии, экономике и т.д.) и абстрактного (математика, логика) знания привели к формированию различных подходов к пониманию истины. Основными из них являются:

  • прагматический,
  • конвенциальный,
  • когерентный,
  • позитивистский,
  • марксистский.

Прагматический подход рассматривает истину с позиции критериев пользы и блага. Если знание приносит пользу, дает положительный результат – это знание истинное. Если же оно не работает, т.е. не приносит ожидаемых плодов, то такое знание бесполезно, а значит и бессмысленно.

Конвенциальный подход понимает истину как соглашение, учитывающее мнение и традиции в понимании определенного объекта как можно более широкого числа сторон. Данный подход наиболее часто используется в абстрактных дисциплинах (для определения не существующих в реальности понятий, таких как «ноль», «материальная точка» и т.д.).

Когерентный подход рассматривает истину как отсутствие противоречивости внутри теории, системы знания. Однако данный критерий достаточно узко применим, так как ложная система представлений вполне может быть непротиворечивой и убедительной.

Позитивистский подход в качестве критерия истины выделяет опыт. Знание, подтверждаемое опытным путем является истинным, знание которое невозможно свести к опыту или проверить в эксперименте не может считаться таковым. В рамках марксизма в качестве критерия истины признается общественно-историческая практика. Знания и теории, имеющие истинность находят свою реализацию в процессе развития общества, ложные же отсеиваются.

Литература

Основополагающие работы

  • Ленин, В. И.
    Конспект «Науки логики». Учение о понятии // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 29.
  • Ленин, В. И.
    Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 18.
  • Ленин, В. И.
    Марксизм и ревизионизм // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 17.
  • Ленин, В. И.
    Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm. Eine Antikritik // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 23.
  • Ленин, В. И.
    Философские тетради // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 29.
  • Ленин, В. И.
    Фридрих Энгельс // Полное собрание сочинений: в 55 т.
    / Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1965–75. – Т. 2.
  • Ленин, В. И.

История диалектического материализма

Появившись в порядке отмежевания от философского материализма и первого позитивизма (Анти-Дюринг) в дальнейшем диалектический материализм прошёл в своём развитии несколько этапов .

Критика второго позитивизма

В начале XX столетия некоторые русские марксисты попытались совместить марксистское учение с гносеологией неокантианцев , Э. Маха , Р. Авенариуса . Эти попытки были жёстко раскритикованы В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм » как отступление от метода. Пол Томас полагает, что Ленин считал подходы Энгельса и Плеханова дополнением к собственной теории отражения . Как писал историк советского марксизма Джордж Лихтайм , ленинская теория отражения

Полемика «деборинцев» и «механицистов»

В 1920-е годы возникло острое соперничество «диалектиков» и «механицистов» в СССР, завершившееся победой «диалектиков» во главе с A. M. Дебориным в 1929 году.

Новое философское руководство

По мнению [где?

] таких исследователей, как П. Тиллих , К. С. Льюис , В. В. Шмидт , В. М. Сторчак, на основе диалектического материализма была создана догматически -начётническая , квазирелигиозная парадигма мышления, даже имевшая своё «священное писание» – труды «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были универсальными и неопровержимыми аргументами в любой научной дискуссии, а практически каждая серьёзная научная публикация (диссертация , монография и т. п.) в предисловии содержала отсылки на труды «классиков» и/или решения очередных съездов либо пленумов правящей партии. Эта тенденция усилилась в маоистском Китае и в КНДР .

В 1950-е годы начался распад диалектического материализма. Это происходило вследствие сопротивления советских учёных, боровшихся против идеологического вмешательства в науку , а также благодаря усилиям ряда советских философов (Э. В. Ильенкова , А. А. Зиновьева , М. К. Мамардашвили и др.), решивших заняться возрождением «подлинного марксизма».

Виды истины

Можно выделить четыре вида истины, которые находятся между собой в диалектической взаимосвязи:

  • объективная,
  • конкретная,
  • относительная,
  • абсолютная.

Под объективной истиной понимается такое знание, содержание которого не зависит от самого субъекта. Т.е. объективная истина – это знание об объектах реальности, которое соответствует этим объектом и получено от самих объектов. Конкретная истина является частью объективной и ее высшим проявлением. Конкретная истина предполагает подлинное и всестороннее знание об отдельном ограниченном объекте или участке реальности, учитывающем все многообразие его сторон, свойств и связей с другими объектами.

Относительная и абсолютная истина связаны между собой. Относительная истина является неполным, ограниченным знанием о каком-либо явлении реальности, в то время как абсолютная представляет собой полное и окончательное знание. Все знания мира представляют собой относительные истины, поскольку по мере развития научного прогресса, они опровергаются или уточняются и дополняются. Однако по мере совершенствования относительной истины наука движется к абсолютной истине, в тоже время отодвигая ее потенциальный предел.

Примечания

  1. Диалектический материализм в Британнике
    .

  2. Ойзерман, Т. И.
    Диалектический Материализм
    // Новая философская энциклопедия / Представитель научно-редакционного совета В.С. Степин . – Москва: «Мысль», 2000. – ISBN 978-5-244-01115-9 .

  3. Филатов, В. П.
    Диалектический Материализм
    // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин . – Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 188-189. – 1248 с. – 800 экз.
    – ISBN 978-5-88373-089-3 .

  4. Thomas, Paul.
    Dialectical Mater // William A. Darity, Jr., editor in chief.
    International encyclopedia of the social sciences. 2nd edition. – Detroit,etc.: Macmillan Reference USA, 2008. – Vol. 5. – P. 21-23. – ISBN 978-0-02-866117-9 .

  5. Грицанов A. A.
    Диалектический материализм // Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов .
    История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 315-316
    . – ISBN 985-6656-20-6 .

  6. Tony Burns.
    Joseph Dietzgen and the History of Marxism // Science & Society. – 2002. – Vol. 66, № 2
    . – P. 202-227.

  7. Rob Beamish.
    Dialectical Materialism
    // The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Edited by George Ritzer. – Malden, MA: Blackwell Pub., 2007. – ISBN 9781405124331 .

  8. , с. 100.
  9. , с. 274–276.
  10. Г. Лукач
    История и классовое сознание

  11. Корш К.
    Марксизм и философия

  12. Graham L. R. Science in Russia and the Soviet Union. A Short History. Series: Cambridge Studies in the History of Science. Cambridge University Press , 2004 ISBN 978-0-521-28789-0

  13. Александров В. Я.
    Трудные годы советской биологии

  14. Поппер К. Р.
    Что такое диалектика? // Вопросы философии : Журнал. – М. : , 1995. – Вып. 1
    . – С. 118­-138
    . – ISSN 0042-8744 .

  15. Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 84.

  16. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С. 51.

  17. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1967. Т. I, с. 175.

  18. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
    Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, утвержденные приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274
    (8 октября 2007 г.).

  19. Лобовиков.
    Диалектический материализм в «цифровом формате» // Социум и власть. – М. , 2014. – С. 127-138
    . – ISSN 1996-0522 .

Происхождение наименования

К. Маркс не использовал термин «диалектический материализм». В 1887 году этот термин впервые употребил Иосиф Дицген в своей работе «Экскурсии социалиста в область теории познания» , однако заметную роль в марксизме это понятие начало играть только после его использования Плехановым в работе 1891 года, посвящённой 60-летней годовщине со дня смерти Гегеля . С точки зрения В. И. Ленина, Иосиф Дицген использовал данный термин, чтобы отделить «современный» материализм диалектиков от «старого» механического материализма, как их именовал Энгельс.

В «Анти-Дюринге» Энгельс писал, что «современный» материализм отличается от «старого» материализма как отрицание отрицания , то есть дополняет материализм идеями, выработанными в ходе длительного развития преимущественно идеалистической философии, естествознания и самой истории, но при этом сохранив его непреходящую основу – первенство материального бытия. С точки зрения Энгельса тем самым «современный» материализм перестал быть философией и стал мировоззрением:

  1. Не нуждающимся в особой философской науке наук, подобной гегельянству.
  2. Преодолевающим философию по форме – как стоящую над науками философию, но сохраняющим ее по полезному содержанию – как метод познания.
  3. Подтверждающим свое превосходство перед другими мировоззрениями в достижениях частных наук.

С точки зрения современного исследователя Пола Томаса, главная роль в создании понятия диалектического материализма принадлежит Энгельсу, который пытался соединить философию и науку и совместить взгляды Маркса и теорию эволюции Дарвина . Согласно Томасу, Энгельсу, как и многим в викторианскую эпоху, было трудно принять случайный и нетеологический характер принципа естественного отбора по Дарвину. Энгельс считал социальную или историческую эволюцию одним из аспектов биологической эволюции, поэтому и социально-исторические, и биологические изменения подчинялись в его понимании одним и тем же «диалектическим законам» .

В русскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл Г. В. Плеханов . В. И. Ленин активно использовал термин, называя диалектический материализм “философией марксизма” и говоря, что это утверждение принадлежит Энгельсу.

Практика как критерий истины

В
диалектико-материалистической
гносеологии общест-

венно-историческая практика выступает
критерием исти-

ны
потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Практика соединяет и соотносит объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью о нем. Именно в практике проявляется действительность и мощь нашего мышления. Не случайно Карл Маркс отмечал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический
вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 1). Еще более убедителен Фридрих Энгельс: «…мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 284). Практика является одновременно и абсолютным
(в смысле фундаментальности), и относительным
критерием истины. Как основной критерий истины практика позволяет нам бороться против идеализма и агностицизма
. Практика является относительным критерием, так как она носит конкретно-исторический характер. И это не позволяет нашим знаниям превратиться в «абсолют». Практика в этом случае направлена против догматизма
. В то же время, когда знание (теория) расходится с

практикой, надо отнестись критически не только к знанию,

но и
к практике.

Практика является не только определенным критерием истины, но и критерием определенности
познания и знания. Именно она задает им определенность. Соотнесенность понятий, знания с практикой наполняет их конкретным содержанием и устанавливает пределы учета в принципе бесконечной связи познаваемого объекта с другими объектами. И в пределах, установленных практикой (уровнем ее развития, практическими потребностями и задачами), соответствие знания действительности становится достаточно определенным и может быть в этом смысле исчерпывающим. В противном случае мы будем оставаться на позициях абсолютного релятивизма
и не сможем решить даже простой познавательной задачи обыденной жизни типа шутки «Сколько надо на зиму дров?». Философский смысл указанной шутки легко улавливается из ее содержания. Один молодой человек, городской по своей природе житель, переехал в сельскую местность и решил уточнить у своего сельского приятеля: сколько надо на зиму дров? Приятель обладал не только житейским опытом деревенской жизни, но и юмором, поэтому на вопрос он ответил вопросом:


Это смотря какая изба? Городской пояснил какая. Первый снова спросил:


Это смотря сколько печей? Второй ответил сколько. Вновь последовал вопрос:


Это смотря какие дрова?


Березовые, – сказал городской.


Это смотря какая зима? – рассуждал деревенский.

И диалог продолжался. И мог продолжаться без конца.

S:
«Всё действительное разумно, всё разумное
действительно» – это высказывание…

+:
Г.В. Ф. Гегеля

S:
Укажите правильную формулировку трёх
законов диалектики в философском учении
Гегеля:

+:
закон отрицания отрицания, перехода
количественных изменений в качественные,
единства и борьбы противоположностей

S:
Укажите формулировку категорического
императива И. Канта:

+:
«Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла стать всеобщим законом»

S:
Представители классической немецкой
философии -…

+:
К.Маркс, Ф. Энгельс

S:
Антропологическим материализмом
называют учение, которое создал…

+:
Л. Фейербах

S:
Гуманисты эпохи Возрождения -…

+:
Николай Кузанский, Николай Коперник

S:
Представитель рационализма в философии
Нового времени -…

+:
Р. Декарт

Проблема истины в философии: концепции истины

Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Но истина — это не только конечная цель человеческого познания, но и предмет исследования в философии.

Истина тесно связана с сущностью философии как науки — она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.

Получается, истина не одна, а их несколько?

Почти что так. Истина — это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.

Проблема истины в философии — это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного.

Концепции истины в философии:

  • Классическая: истина — это соответствие теории и действительности.
  • Когерентная: истина — это согласованность, последовательность знаний.
  • Прагматическая: истина — это практически полезное знание.
  • Конвенциональная: истина — это высшая точка соглашения.

Критерии истины в философии

Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.

Критерии истины:

Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.
Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.
Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.
Конвенциональная: всеобщее согласование истин.

Относительная и абсолютная истина в философии

Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).

Относительная истина — это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.

К примеру:

  • Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;
  • Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависит от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.

Влияние материальных условий на сознание:

Марксистская теория утверждает, что материальные условия играют ключевую роль в формировании человеческого сознания. Согласно марксистскому подходу, формирование и развитие сознания происходит под влиянием экономических отношений и условий общества.

Согласно марксистской теории, сознание не является независимой сущностью, а является результатом взаимодействия людей с их материальной средой. Материальные условия, такие как способы производства, экономические отношения, политическая система и культура, определяют структуру общества и влияют на сознание его членов.

Маркс утверждал, что идеология, мировоззрение и ценности, которые люди приобретают, являются не просто результатом их индивидуальных предпочтений, но отражают доминирующие в обществе интересы и ценности. Он считал, что сознание людей формируется и определяется не только их личным опытом, но и их социальным статусом и положением в обществе.

Таким образом, основной критерий истины в марксизме заключается в связи между материальными условиями и сознанием. Марксисты считают, что для понимания и изменения общества необходимо исследовать и анализировать материальные условия, которые формируют сознание людей.

  • Материальные условия на производство.
  • Экономические отношения и способы производства.
  • Культура и идеология общества.
  • Политическая система и законы.
  • Социальный статус и положение в обществе.

В чем суть марксизма?

Согласно марксистской концепции, производительные силы общества, развиваясь, создают новые социальные отношения, которые становятся устаревшими и противоречивыми. Это приводит к социальным конфликтам и революционным перемещениям, которые ведут к установлению нового социально-экономического порядка.

Ключевые понятия марксизма – это классовая борьба, пролетариат, буржуазия, средства производства, товарно-денежные отношения, эксплуатация. Марксизм рассматривает экономику как основу общества, определяющую его политическую и идеологическую сферы.

Марксизм также предлагает анализировать общественные процессы на основе диалектического и исторического материализма. Диалектический материализм утверждает, что мир развивается через противоречия и конфликты, а исторический материализм исследует законы развития и преодоления исторических формаций.

Одной из основных целей марксизма является достижение коммунистического общества, у которого нет классового деления, государства и частной собственности на средства производства. Коммунистическое общество базируется на принципах справедливости, равенства и свободы.

Суть марксизма заключается в критике капитализма, раскрытии его противоречий и предложении альтернативной социально-экономической системы. Марксизм имеет большое влияние на различные области знания, включая экономику, социологию, политологию и культурологию.

Субъективная диалектика

Субъективная диалектика – метод познания объективной реальности. Диалектика применяется для приближения к пониманию объективной истины, которое необходимо для практического осуществления в жизни объективно достижимых целей – выявленных и избранных осознанно.

По форме субъективная диалектика представляет собой очерёдность определённых по смыслу и однозначно понимаемых вопросов, на которые даются такие же – однозначно понимаемые и определённые по смыслу ответы, которые в свою очередь порождают новые вопросы. Именно поэтому вне связи с жизнью субъективной диалектики не существует – при оторванности от потока конкретных жизненных обстоятельств человек просто не сможет понять, какие именно вопросы и в какой последовательности и до каких пределов нужно поставить и какие ответы следует на них дать, чтобы выявить истину.

Кроме того, практическая диалектика не заключается в формальных процедурах типа «вопрос – ответ – новый вопрос, формально логично проистекающий из первого ответа либо тоннельного варианта рассмотрения проблематики – новый ответ, не выходящий за ограниченные рамки вопроса и т.д.». Диалектика – не схема, в которую можно втиснуть всё разнообразие жизни. Это навык, работоспособный тем более, чем более нравственность и мировоззрение человека, в которых выражается его понимание жизни, соответствуют объективной реальности. В противном случае диалектический метод перестаёт быть самим собой и превращается в опасное упражнение в логике, нежизнеспособное и не имеющее к реальности никакого отношения. Пример этому – «диалектический» материализм марксизма.

Стоит отметить также взаимную связь ДОТУ и диалектического метода. Владение диалектическим методом позволяет развернуть ДОТУ, владение же хоть в какой-либо мере работоспособной теорией управления содержит в себе в скрытом виде и владение диалектическим методом. И эффективные управленческие навыки – жизненное выражение диалектики, свойственной как минимум бессознательным уровням психики индивида.

Основной критерий истины:

Марксизм отвергает идеализм, который утверждает, что идеи или сознание первичны по отношению к материальной действительности. Согласно марксизму, материальные условия существования, общественно-экономическая база и классовые отношения определяют идеологию, мышление и сознание.

Для определения истинности какой-либо теории или суждения в марксистской философии существует проверка диалектической материальной практикой. Это означает, что истинность любой теории или суждения определяется их соответствием или противоречием действительности, основываясь на эмпирических данных и опыте.

Марксизм утверждает, что истина является исторически обусловленной и относительной, поскольку она зависит от конкретных социальных и экономических условий. Истина не является абсолютной и постоянной, она меняется вместе с изменением общественного развития и условий существования.

Основной критерий истины в марксизме — это не только идейное описание объективной действительности, но и практическое преобразование этой действительности в интересах прогресса и освобождения человечества от эксплуатации и угнетения.

Догматизм и релятивизм

Еще одна грань восприятия истины заключается в диалектическом противостоянии догматического и релятивистского подходов к ее пониманию.

Догматизм предполагает существование абсолютной истины, как реально существующей аксиомы, на которую можно опираться при построении онтологическое картины мира. Догматизм успешно реализуется в самых различных сферах человеческой культуры. Самые яркие примеры догматизма характерны для религии – любое религиозное утверждение представляет собой безусловную догму, истинность которой не может быть оспорена или опровергнута, равно как и подтверждена. Однако научное мировоззрение также не чуждо догматизму. Так представление Демокрита об атомах, как о мельчайших и неделимых частицах материи, было непреложной догмой на протяжении более чем двух тысяч лет. И ее опровержение в начале двадцатого века вызвало настоящий мировоззренчески-филосфский кризис в научных кругах, поскольку истина на которой строилась вся наука была опровергнута.

Релятивизм исходит из представления, что абсолютная истина невозможна и недостижима, в то время как любая истина относительна. Любое знание имеет границы своей применимости, любое этическое или правовое положение характерно лишь для определенной культуры, общества, любое мировоззрение – это всего лишь частное мнение. Однако релятивизм сам основывается на догматическом положении об относительности любой истины, которое не может подвергнуть сомнению – в противном случае релятивизм превратится в абсурд.

Like this post? Please share to your friends: