Путь к истине: знание, мнение и припоминание

знание и истина знание и мнение

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология

Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

источники

  •  Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры = Ékdosis akribès tēs Orthodóxou Písteōs / пер. А. Бронзова. — СПб., 1894.
  •  Марк Ефесский, св. Первое слово об очистительном огне // Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. — Jordanville, N.Y.: The Holy Trinity Monastery, 1963.
  •  Платон. Теэтет // Сочинения. — М.: Мысль, 1993. — Т. 2.
  •  Liddell, Henry George; Scott, Robert. A Greek-English Lexicon. — Oxford: Clarendon Press, 1940.
  •  Voegelin, Eric. Plato and Aristotle // Order and History. The collected works of Eric Voegelin / edited with an introduction by Dante Germino. — Columbia, Mo, London: University of Missouri Press, 2000. — Vol. 16. — 322 p. — ISBN 0-8262-1245-X.

Сноски

Дайте наиболее полное и развернутое определение понятия истина

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021 запись закреплена

Разбираем тему «Понятие истины, её критерии»

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Абсолютная истина —

Относительная истина —

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение. Ложь. Человек осознаёт, что его знание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное Заблуждение. Человек принимает ложное за истину.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику. Но существуют явления, истинность которых нельзя проверить при помощи практики. (Например, мистические и трансцендентальные знания)

25.1 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине − одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины.

25.2 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины − одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

25.3 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о любом критерии истины − одно предложение, раскрывающее конкретность истины.

Источник

Теоретическое познание

Теоретические знания наиболее полно и адекватно выражаются в мышлении.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляемый в процессе практической деятельности и позволяющий раскрыть ее основные закономерные связи (на основе сенсорных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня аргументации:

  • Рассуждение — первый уровень мышления, на котором работа абстракций осуществляется по неизменной схеме, шаблону; это умение последовательно и четко заключать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать факты, строго систематизировать;
  • Разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретических знаний, который характеризуется прежде всего творческой операцией абстракций и сознательным изучением собственной природы.

Следует отметить, что рассуждения — это обычное мирское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, сосредотачиваясь на форме знания, а не на его содержании.

С помощью разума человек понимает природу вещей, их законы и противоречия. Главной задачей разума является объединение коллектора и выявление причин и движущих сил исследуемых явлений. Логика разума — это диалектика, представляемая как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы. Процесс развития предполагает взаимосвязь разума и понимания и их взаимные переходы от одного к другому и наоборот.

Разум и понимание происходят как в живом созерцании, так и в абстрактной мысли, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Разум и понимание представляют собой особый срез познавательного процесса, когда мышление является либо рассуждающим и ориентирующе-адаптивным, либо понимающим и креативно-конструктивным.

Эмпирическое познание

Скорее, живое созерцание — это не когнитивная способность, а результат реализации этих способностей, или реальный процесс познания подразумеваемой стороны объекта.

Выделяются три взаимосвязанные формы живого созерцания:

  • Сенсация — отражение в сознании человека отдельных аспектов, свойств объектов, прямое воздействие на органы чувств;
  • Восприятие — это полная картина объекта, непосредственно представленная в живом созерцании и совокупность всех его аспектов, синтез отдельных ощущений;
  • Восприятие — это обобщенный смысловой образ объекта, который в прошлом действовал на чувства-органы, но в настоящее время не воспринимается.

Восприятия делятся на зрительные (наиболее важные), слуховые, вкусовые и т.д., в соответствии с органом чувств, через который они получены. В целом, ощущения являются неотъемлемой частью восприятия.

Проводится различие между памятью и воображением. Как правило, изображения получаются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но в них, как правило, выделяются наиболее важные особенности объекта и отбрасываются несущественные.

Когнитивные способности человека связаны с органами чувств.

Человеческий организм имеет экстерцептивную систему, направленную во внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.), и интерцептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Все эти факультеты сгруппированы в группу под названием «способность чувственно отражать реальность». В связи с многочисленными значениями слова «чувство», правильнее разделить на сенсорно-эмоциональное и сенсорно-сенсорное.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина

Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Познание[править]

Формы познанияправить

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Отдельно выделяют философское познание мира.

Научноеправить

Основная статья: Научный метод познания

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Мифологическоеправить

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры.

Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни.

Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозноеправить

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность.

Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философскоеправить

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.

Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках.

В его состав входят: гносеология, онтология и этика.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Декарт как представитель рационализма

Рационализм (соотношение — разум) как целостная система эпистемологических воззрений начал складываться в XVII-XVIII вв. в результате «триумфа разума» — развития математики и естественных наук, хотя его истоки можно найти и в греческой философии, например, Парменид различал знание «по истине» (полученное с помощью разума) и знание «по мнению» (полученное в результате чувственного восприятия).

Культ разума в целом характерен для 17-18 веков. — Только то, что вписывается в определенную логическую цепочку — правда. Обоснование безусловной достоверности научных принципов математики и естественнонаучного рационализма пытается решить вопрос: каким образом знания, полученные в процессе познавательной деятельности, становятся объективными, универсальными и необходимыми. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание с этими логическими свойствами достижимо через разум, который выступает его источником и критерием истины как таковой. Например, рационалист Лейбниц добавляет к основному тезису сенсационистов «нет ничего в разуме, чего раньше не было в здравом уме»: «Кроме самого разума».

Тривиализация роли чувств и восприятий, в форме которых реализуется связь с миром, приводит к отделению от фактического объекта знания. Призыв к разуму как единственному источнику научного знания привел рационалиста Декарта к выводу о существовании врожденных идей. Хотя с точки зрения материализма это можно назвать «генетическим кодом», передаваемым из поколения в поколение. Вслед за этим Лейбниц указал на существование предрасположенностей (предусловий) мышления.

Наука, по мнению Декарта, строит гипотетический мир, и этот (научный) вариант мира равен любому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте, поскольку именно Бог является «строителем» всего существа, и он мог бы использовать этот (научный) вариант построения мира для реализации замыслов. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин отменяет различие между естественным и искусственным. (Завод является тем же самым эквивалентным механизмом, что и часы, разработанные человеком, с той лишь разницей, что искусственность пружин часов настолько же уступает заводу, как искусство Верховного Творца отличается от конечного создателя (человека). Впоследствии аналогичный принцип был включен в теорию моделирования мышления, кибернетики: «Ни одна система не может создать систему более сложную, чем сама по себе».

Таким образом, если мир — это механизм, а наука о нем — механика, то процесс познания — это построение определенной версии машины мира из простейших начал, которые есть в человеческом сознании. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод, основанный на следующих правилах:

Начните с простого и очевидного. Путем вычитания, получите более сложные утверждения.

Действуйте таким образом, чтобы не пропустить ни одного звена (непрерывность цепочки выводов), что требует интуиции, которая видит первые принципы, и дедукции, которая дает последствия от них.

Как истинный математик, Декарт сделал математику основой и моделью метода, оставив в понятии природы только те определения, которые вписываются в математические определения — расширение (размер), фигура, движение.

Наиболее важными элементами метода были измерение и порядок. Декарт вытеснил понятие цели из своего учения, потому что он исключил понятие души (как посредника между неделимым разумом (духом) и делимым телом).

Декарт определил ум и душу и обозначил воображение и эмоции как методы работы ума. Уничтожение души в ее прежнем понимании позволило Декарту сопоставить две субстанции природы и разума, сделать природу мертвым объектом для человеческого познания (конструирования) и использования, но это поставило серьезную проблему в философии Декарта — связь между душой и телом, а поскольку все является вопросом механизма — он попытался решить ее механически: в «шишковидной железе» (где, по словам Декарта, находится сосуд души) механические эффекты, передаваемые чувствами, достигают сознания.

Декарт был последовательным рационалистом, даже когда думал о категориях этики — он видел аффекты и страсти как результат телесных движений, которые (до тех пор пока не озарялись светом разума) приводят к заблуждениям ума (а значит, и к злым поступкам). Источником заблуждений является не разум, а свобода воли, которая заставляет человека действовать там, где разум еще не имеет ясного (т.е. божественного) сознания.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Like this post? Please share to your friends: