Загадка геттиера: почему знание так сложно?

Слайд 2907/31/2019Выводы1. Философская теория познания имеют вполне конкретное содержание и представляет систему

запрограммированных субъектно-объектных отношений и действий на основе разработанного с целью добывания знания, проверки его истинности, обработки, хранения и трансляции.2. Философская концепция познания выступает общей методологической основой познания конкретных наук и обыденно-практического познания.3. Основной проблемой познания является проблема истины, представляющей единство абсолютного и относительного знания, объективного по форме и субъективного по содержанию.4. Постижение истины – сложный и противоречивый процесс, сопряженный с заблуждениями и ошибками, а иногда, и с ложью. В этом процессе особо важна вера в познаваемость мира и способность человека получить достоверное знание.

Слайд 1007/31/20191.3. Чувственный уровень познанияУровни и формы познанияВ структуре познания выделяют уровни

познавательной деятельности – чувственный и рациональный, являющиеся по сути не ступенями познания, а как бы «сообщающимися сосудами», которые дополняют друг друга знаниями, с одной стороны, полученными посредством органов чувств, а с другой – посредством мышления. Человек может также познавать действительность и самого себя с помощью интуиции как непоследовательного обнаружения истины, минуя чувственное и абстрактно-логическое познание. Человек может познавать мир и и себя и на грани осознанно-психического и неосознанно-психического (рефлекторного, инстинктивного).

Сила убеждений в мире истины

Убеждения играют непомерно важную роль в нашей жизни. Они направляют наши действия и формируют наши ценности. Наше восприятие мира и наше поведение в значительной степени зависят от того, во что мы верим.

Истина — это объективное отражение действительности, в то время как вера — это субъективное убеждение в чем-то. И все же, сила убеждений может быть настолько велика, что они воздействуют на саму реальность.

Многие успешные люди и лидеры истории полагались на свои убеждения, чтобы преодолеть трудности, достичь великих целей и изменить мир. Их уверенность в себе и глубокая вера в свои идеалы идеально демонстрируют, насколько сильной может быть сила убеждений.

Убеждения могут иметь огромное влияние на решения, которые мы принимаем, и на наше личностное развитие. Они могут помочь нам преодолеть любые преграды и преодолеть свои страхи. Они дают нам силу и мотивацию двигаться вперед, когда все кажется безнадежным и безвыходным.

Однако, следует помнить о том, что вера не всегда соответствует истине. Мы можем быть убеждены в чем-то, но это не делает это истинным

Важно иметь критическое мышление и анализировать свои убеждения, чтобы быть более объективными в восприятии мира

Сила убеждений может как сплачивать людей вокруг общих идей и ценностей, так и создавать разделение и конфликты. Разные люди могут иметь разные убеждения, и это нормально

Важно найти баланс и уважать различия между нами

Какие бы убеждения мы ни придерживались, они определяют нашу реальность и влияют на нашу жизнь. Вера в себя может помочь нам достичь успеха, вера в других может помочь нам построить крепкие отношения, а вера в лучшее в мире поможет нам работать вместе для создания лучшего будущего.

И в конце концов, истинность убеждений может быть субъективной и зависеть от индивидуального опыта и восприятия. Но сила этих убеждений и их влияние на нас и на мир вокруг нас нельзя недооценивать.

Поэтому, позвольм себе быть открытыми для новых истин, готовыми переосмысливать свои убеждения и уважать мнения и веру других. Это открытость и понимание помогут нам создать более толерантное и справедливое общество, основанное на истине и взаимном уважении.

Вера и религия

В нашем сознании неразделимо существует ассоциация веры с религией. Но это не значит, что, говоря о вере, мы говорим и о религии. Например, в английском языке можно встретить два слова: faith и belief

При изучении английского важно отмечать такие лексические особенности, как употребления слов с одним значение, но разной смысловой нагрузкой. Это касается и вышеприведенных слов

Так, faith означат веру религиозную, а слово belief, определяет веру как теоретическое убеждение. 

Философия дает более широкое понятие веры. В этом случае, она не обладает сакральным, содержанием. Обычный пример из жизни, когда вы наблюдает, как ребенок хорошо лазает по деревьям, и верите, что в будущем он станет известным альпинистом. Разве в этой ситуации вы считаете себя пророком? Конечно, нет. Но ваше убеждение, что этот ребенок должен стать альпинистом, покоится на определенной настроенности души. Это и есть вера.

«Верить» не является тем же, что и «признавать что-либо за истину». Вера это что-то более творческое и жизненное. 

Многие вещи мы считаем истинными. Как, например, геометрические теоремы, таблицу умножения, географические данные, различные формулы, установленные исторические факты, законы логики. Мы абсолютно уверены, что они отличаются достоверностью. Они спокойно используются нами в жизни. Впрочем, мы это и делаем уверенно и успешно. Мы путешествуем, строим дома, наблюдаем природу, спорим, доказываем, составляем графики и принимаем лекарства!..

В итоге кажется, что все можно подтвердить. В данной ситуации рано говорить о вере. Русский философ И. А. Ильин утверждал, что под словом «верить» нужно понимать что-то большее, чем признание истины. О вере идет речь тогда, когда истина воспринимается глубиной души человека. Вера там, где на нее отзываются могучие и творческие источники духа.

Многие духовные способности формируются одновременно с внутренним миром человека, с человеческой субъективностью. Одной из таких способностей является дар познания, другой – готовность верить, третьей – ощущение нравственного отношения к реальности. 

Согласно мнению И. Канта, каждый из таких элементов самостоятелен, для философии стоит задача в то, каким образом освободить каждую способность от другой. В реальности знание может оказаться ущербным так, как к нему добавляют веру, маскирующуюся под знания или нравственность, она ищет основания в утилитарной рассудительности, и т.д.

Каждая способность должна проверяться исходя из ее собственного критерия. Знание проходит проверку на научность, нравственность – на безусловную обязательность, вера – на способность обнадеживать нравственность. В результате этого можно составить вопросы, как: подлинно ли я знаю, подлинно ли обязан, подлинно ли верю?

Духовный опыт человека выступает как основа веры. Святыню невозможно приобрести, ее также нельзя взять напрокат. Ее обладание, это результат страданий. Глубокие переживания, жизненная практика подтверждают прозрение человека. 

Трудно представить, например, Жанну д’Арк отрекающейся от идеалов спасения Франции. Можно ли рассуждать о декабристах, что они обесценили судьбу родной страны? Способен ли великий ученый отрицать ценность знания? Однажды приобретя святыню, человек никогда больше от нее не отречется. Она остается с ним в любой ситуации, в пустыне, в тюремной одиночке, в снежной буре, на смертном одре. Лишение человека веры — это равнозначно его убийству. Нельзя отторгнуть то, что является сердцем человека.

Слайд 1707/31/2019Объяснение Теория познания различает следующие виды объяснения: 1) структурные, отвечающие на

вопрос, как устроен объект, например каков состав и взаимосвязь элементарных частиц в атоме; 2) функциональные, отвечающие на вопрос, как действует и функционирует объект, например животное, индивидуальный человек или определенный производственный коллектив; 3) причинные, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление, почему именно данный набор факторов привел к такому-то или другому следствию, и т. д. В процессе объяснения используются уже имеющиеся знания для объяснения других. Объяснение есть переход от более общих знаний к более конкретным, интерпретация новых знаний известной ранее и понятной (по смыслу и значению) знаковой системой. Одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции или парадигмы положены в основу объяснения. Какое из этих объяснений более правильное, решают конкретные науки. Философская же задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются «объясняющим». В качестве объясняющего могут выступать не только законы, но и отдельные факты. Знания, которые ими обосновываются, называются «объясняемым». В качестве объясняемого могут выступать не только факты, но и законы меньшей общности. Процесс объяснения во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы; во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предвидения в общем сходна.Отличие же заключается в том, что объяснение относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем.

Слайд 2407/31/2019Абсолютное и относительное в истинеЗнания о предмете познания могут быть различной

глубины и полноты. Абсолютность истины означает:- полное, всеобъемлющее знание о предмете познания. Такой истины достичь никогда нельзя, т.к. предметы и явления постоянно изменяются и развиваются, а также потому, что наши способности в познании ограничены;- достоверное знание, не требующее уточнения или углубления.Относительное в истине – это всегда неполнота, неточность информации о предмете познания.Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин. Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Однако достижение абсолютной истины в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат. В науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.Под относительной истиной понимают знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Другими словами, относительная истина – это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности. В реальном познании ученый всегда ограничен некоторыми условиями и ресурсами: приборной техникой, логическим и математическим аппаратом и т.д. В силу своего неполного соответствия объекту относительная истина и выступает как приблизительно верное отражение действительности. Относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.Истина относительна по объёму и точности знаний о предмете познания и абсолютна с точки зрения достоверности этих знаний, этой информации.

Вера и знание

Одной из важнейших дилемм современной философской мысли является соотношение веры и знания. Тем не менее, данная проблематика возникла еще в первобытном обществе, когда человек имел мифологический тип мировоззрения. Данный период характеризовался отсутствием научного, рационального знания, вследствие чего доминирующей чертой общества длительный период оставалась вера.

Впервые в философии проблема веры и знания встречается в период античности греческими мыслителями, которые разделили чувственное и рациональное познания. Вследствие этого люди начали осознавать, что не все видимое есть истинным. Мифологическое мышление является уникальным по своей сути. Миф – это не сказка, а реальный тип мировоззрения человека первобытного периода, когда все видимое принималось и субъективно интерпретировалось.

Сейчас, проблема веры и знания вызвана непосредственно религиозными конфессиями и прививанием определенной веры обществом. С рождения в отечественной традиции человека крестят, так как «это принято и правильно». Тем не менее, ребенок даже не имеет возможности узнать, что с ним происходит, зачем это нужно, вследствие чего возникает рефлексия уже в более осознанный период жизни.

Замечание 2

Человек выбирает, быть ли ему верующим, или принимать лишь то, что доказано. Именно это главное отличие и определяет наше современное общество.

Связь между знанием и верой

Мы можем говорить о связи между знанием и верой с двух точек зрения. Во-первых, может ли существовать идея, которая не только способствует вере и идеалам, но в то же время поддерживается логикой, или любое мышление, основанное на науке и философии, противоречит вере, духовной привязанности, надеждам и счастью человека? Во-вторых, мы должны рассмотреть влияние науки, с одной стороны, и веры “с другой стороны, на каждого человека. Действительно ли наука требует одного, а Вера-другого? – что-то противоположное?” Или наука и вера дополняют друг друга другие? создает одну половину человека, а Вера-другую?

В таком случае, что дает нам вера и что дает нам наука?

Наука дает нам просветление, силу и веру. – любви, надежды и тепла; наука создает средства, и вера цель; наука дает скорость, а Вера указывает цель; наука есть такая возможность, а вера определяет правильный желание; науки, он показывает, что действительно есть, а веры вдохновляет то, что должно быть сделано.; наука является внешним революции, а вера-это внутренняя революция; наука повороты мир вокруг нас в мир человека, а вера придает душе человечества; наука создает природу, а вера – человека.

И Наука, и вера дают человеку силу, но сила науки дробна и рассеяна, а сила веры непрерывна. И в науке, и в вере есть красота, но наука есть красота ума, а вера есть красота души, наука-это красота мысли, а вера-это красота чувств. Наука дает вам внешнюю безопасность, а вера дает вам внутреннюю безопасность. Наука защищает от болезней, наводнений, землетрясений и бурь, а вера защищает от беспокойства, одиночества, чувства беспокойства и бессмысленности существования. Наука примиряет человека с миром, а Вера приспосабливает его к себе.

Очевидно , что наука не может заменить веру, которая дает не только просветление и силу, но и любовь и надежду, повышает уровень наших желаний, не только помогает нам достигать наших целей, но и освобождает нас от тех целей и стремлений , которые в силу естественных инстинктов находятся в сфере индивидуализма и эгоизма. Вместо этого вера дает нам идеалы, основанные на любви и духовной привязанности. Вера также является инструментом, который может быть использован в качестве инструмента, чтобы помочь другим. мы можем изменить его сущность. С другой стороны, вера не может заменить науку и дать нам возможность понять природу и ее законы, а точнее понять законы природы. и мы сами тоже.

Там, где нет знания, Вера невежд, хотя и благочестивая, становится орудием в руках умных лицемеров, но наука без веры подобна клинку в руках пьяницы, светильнику в руках полуночного вора, который помогает ему лучше выбирать, что украсть. Поэтому сегодняшний знающий, но не верующий человек ничем не отличается от вчерашнего невежественного человека по сути и характеру своих действий.

Психологические аспекты веры и истины

Вера может быть основана на личных убеждениях, религиозных представлениях или жизненном опыте. Она позволяет нам доверять, что что-то является истинным или возможным, несмотря на отсутствие конкретных доказательств. Вера может быть источником вдохновения, мотивации и надежды, способствуя нашему саморазвитию и достижению целей.

Однако вера также может ограничивать наше мышление и восприятие мира. Она может приводить к предвзятости, стереотипам и дискриминации, если она не открыта для новых идей и мнений. Вера может создавать у нас ощущение комфорта и безопасности, но она также может подавлять нашу способность критически мыслить и размышлять.

Истина, с другой стороны, стремится к объективности и объективному пониманию реальности. Она основана на доказательствах, фактах и логическом мышлении. Истина позволяет нам понять и оценить мир вокруг нас, осознать свои сильные и слабые стороны, принять решения на основе объективного анализа.

Тем не менее, истина также может быть относительной и подвержена искажениям. Каждый человек имеет свою субъективную перспективу и ограничения в понимании истинности. Многообразие точек зрения и мнений может приводить к различным истинам, которые противоречат друг другу.

Понимание психологических аспектов веры и истины позволяет нам осознать и оценить свои убеждения, сформировать собственное мнение и быть более открытыми к разнообразию мнений. Это помогает нам развить критическое мышление, снизить предубеждения и принимать осознанные решения на основе объективности и собственных ценностей.

Слайд 1307/31/20192. Мышление как высшая форма отражения действительности 2.1. Понятие мышления.Мышление есть высшая

форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в пронозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем. Существенным моментом мышления является проблема объяснения и понимания.Мышление человека протекает в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплён и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества. Отправляясь от чувств, опыта, мышление преобразует его, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному чувственному познанию. Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, «язык искусства»). Элементы этих систем используются для основных операций мышления – абстрагирования, обобщения и других.Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими науками: – теорией познания (в плане анализа соотношения субъективного и объективного в мышлении, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического и др.); – логикой (наукой о формах, правилах и операциях мышления); – кибернетикой (в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций в форме «искусственного интеллекта»); – психологией (изучающей мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на цели, которые имеют личностную значимость); – языкознанием (в плане соотношения мышления и языка); – эстетикой (анализирующей мышление в процессе созидания и восприятия художеств, ценностей); – науковедением (изучающим историю, теорию и практику научного познания); – нейрофизиологией (имеющей дело с мозговым субстратом и физиологическим механизмами мышления); – психопатологией (вскрывающей различные виды нарушений нормальных функций мышления); – этологией (рассматривающей предпосылки и особенности развития мышления в животном мире).

Слайд 1207/31/2019Чувственный уровень познанияНа чувственном уровне познания предполагается непосредственная связь субъекта с

объектом, объект воспроизводится в наглядно-предметной форме, отражает его внешние стороны, не отделяя сущность от явлений. На рациональном, или логическом, уровне предполагается отрыв субъекта от непосредственного созерцания объекта, осуществляется переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от внешнего к внутреннему, от описания фактов к установлению закономерности, от явления к сущности. На чувственном уровне отражение действительности происходит в форме ощущений, представлений, восприятий.Ощущение – это непосредственное отражение какой-либо одной качественной стороны предмета определенным органом чувств.Специфической особенностью ощущений является их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (либо о звуке, либо о цвете и т.п.). Органы чувств, поэтому, называют анализаторами человека, поскольку они расчленяют целостные свойства внешнего предмета на отдельные, составляющие его стороны.Восприятие возникает на основе совместной работы нескольких органов чувств и является целостным, синтетическим чувственным образом внешнего предмета. Представление – чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление – это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, – в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. В представлении в первую очередь синтезируются те стороны предмета, которые интересуют человека конкретно и практически.Все чувственные образы не существуют без человека и вне его, и в этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Знание-это красота ума, а Вера-красота души

Знание и вера – слова, которые мы употребляем довольно часто,-это понятия, отражающие основы взаимоотношений между миром и человеком, не устаревающие и не изменяющие своего значения и ценности в зависимости от настроения общества. Эти понятия многогранны и могут рассматриваться с разных точек зрения, но не как независимо существующие вещи, которые живут своей собственной жизнью. Их изначальное значение говорит не о знании вообще или об абстрактной единичной вере, а о воззрениях конкретного человека, группы людей или даже всего человечества. Каждый из нас это знает что-то и верит во что-то одновременно. Один и тот же факт для одного человека может выступать как элемент знания, а для другого-как часть веры.

Импульсивность и воздействие убеждений

Убеждения играют ключевую роль в нашей жизни, определяя наши поступки и поведение. Они формируются в результате опыта, взаимодействия с окружающим миром и влияния различных факторов, таких как образование, культура, религия и социальное окружение. Некоторые убеждения могут быть осознанными, тогда как другие складываются подсознательно.

Импульсивность является одним из факторов, влияющих на наши убеждения и их воздействие на нашу жизнь. Импульсивное поведение означает принятие решений на основе эмоций и мгновенных внешних впечатлений, не всегда учитывая долгосрочные последствия.

Импульсивность может быть причиной формирования некоторых убеждений, так как частые моментальные реакции на различные ситуации помогают нам определить, что для нас правильно или неправильно. Однако, такое поведение не всегда является надежным и может приводить к принятию неверных суждений или ошибочных убеждений.

Существует связь между импульсивностью и влиянием убеждений на нашу жизнь. Импульсивные люди, склонные действовать без размышления и анализа, могут принимать решения на основе убеждений, не осознавая всех аспектов ситуации. Это может приводить к неправильным выборам и последующим негативным последствиям. С другой стороны, убеждения, в которые верят идеалисты, могут стать для них источником мотивации и веры в свои силы.

Однако, важно помнить, что убеждения не всегда являются объективной истиной. Иногда наши убеждения могут быть ошибочными или искаженными, и их влияние на нашу жизнь может быть негативным

Поэтому важно разбираться в своих убеждениях, быть осознанными и критически мыслящими, чтобы не стать рабами своих собственных заблуждений.

Импульсивность может влиять на формирование наших убеждений.
Импульсивные решения могут приводить к неправильным убеждениям.
Убеждения могут мотивировать нас и давать веру в себя.
Ошибочные убеждения могут иметь негативное влияние на нашу жизнь.
Важно быть осознанными и критически мыслящими в отношении своих убеждений.

Формирование проблемы познания

Вопрос о знании, его формах, типах и границах был поставлен в начале XX века. Центральное место во всей мировой истории. – философская традиция. Становление проблемы познания традиционно относят ко времени возникновения древнегреческой философии. Платон позиционировал знание как одну из важнейших человеческих способностей и выделял два его вида-истинное знание и промежуточное знание между наукой и невежеством – мнение. Далее проблема познания полученного им была развита в трудах Аристотеля, который впервые систематизировал методы рассуждения и сделал их предметом философского анализа. Он подчеркивал знание “предварительное”, которое необходимо для изучения, а также общие и частные знания, указывая на различие между знанием и мнением.

Ряд аспектов проблемы познания изучался древними учеными Греческие философы были актуальны и в Новое время: Р. Декарт искал универсальный метод получения истинного знания. Локк, исследуя непосредственную данность элементов знания в опыте, рассматривал проблему познания на основе теории врожденных идей. Значительный вклад в разработку интересующей нас проблемы внес и. Кант, открывший, что существуют два способа формирования знания и, соответственно , два его типа – Опытное и эмпирическое. неопытный. Таким образом, в эпистемологии была поставлена новая проблема – априорное знание, включающее такие положения науки и философии, как принципы, аксиомы и законы. Л. Витгенштейн разработал проблему познания на логико- лингвистическом уровне. В своих работах он открыл особый вид знания-эмпирические суждения, принятые на веру и переданные традицией. 

Слайд 2307/31/2019Объективное и субъективное в истинеОбъективное в истине – это те свойства,

признаки, закономерности и другие характеристики объекта познания, которые отражены в данном знании. Объективность истины определяется объективностью (наличностью) предмета познания.Субъективное в истине есть результат деятельности сознания познающего субъекта, закрепленный в конкретных формах чувственного познания или мышления.Таким образом, истина представляет собой единство объективного и субъективного, истина объективна по содержанию и субъективна по форме, способу выражения.Если предмет познания отсутствует как реальный элемент объективного мира или проявления человека, такое знание является только субъективным (умозрительным, т.е. на основе доводов мышления) и истиной называться не может (заблуждение или ложь).Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия (т.е. познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта. В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания

Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины.Необходимо уяснить важное гносеологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека

Истина есть человеческое знание, а не сама реальность. Истина – это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

Слайд 2007/31/20192.5. Мышление и творчествоПроцесс понимания состоит не только в усвоении уже

выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.Говоря о мышлении, следует ответить, что оно тесно связано с творческой деятельностью человека, предполагающей многократные процедуры распредмечивания и опредмечивания объекта. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой конструирование научных образов изучаемого объекта.Создание научного образа не является копированием, подобным снятию кальки с чертежа. В случае подобного копирования предполагается, что в наличии есть чертеж, а калька как бы удваивает его, повторяет в дубликате все его элементы. Когда говорят о творчестве, то совершенно справедливо указывают на важную роль воображения и интуиции. Творчество невозможно без активной роли сознания. Вообразить – значит – во-обра-зить, войти в образ. Но поскольку образ в отличие от изучаемой реальности не существует объективно, а должен возникнуть на основе конструктивной функции сознания, то «вхождение в образ» означает его созидание, в буквальном смысле сотворение. Поэтому научное творчество является, прежде всего, изобретением образа. Таким образом, можно сказать, что научное познание не исключает творчества, а предполагает его. Однако это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту.

Слайд 2607/31/2019Практика как критерий истиныВопрос о путях достижения истины тесно связан с

вопросом о ее критериях. Под критерием истины понимают обычно некоторый эталон или способ ее проверки, который должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) он должен быть независимым от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его.В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В ней люди изменяют вещи. Что бы ни думал человек о вещах, в ходе предметной деятельности он может заставить их изменяться только согласно их собственной природе.В то же время осуществление практической деятельности зависит от знаний. Всякая практика основывается на некоторых сведениях о свойствах преобразуемых вещей, она исходит из определенной цели, разворачивается по определенному плану, т.е. ясно, что практика носит продуманный, осознанный характер.Поэтому значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Отсюда, всегда существуют научные теории, которые не могут быть проверены практикой в данный момент.

Сравнительная таблица

Параметры сравнения знание  Веря 
Определение  Знать означает воспринимать что-то непосредственно. Это относится к знанию, в котором вы уверены и уверены.  Верить означает принимать что-то за истину и иметь твердую убежденность. 
Элемент сомнения Знание не включает сомнений, потому что оно исходит изнутри. Это часть существования человека.  Вера предполагает, по крайней мере, некоторую степень сомнения, потому что она исходит извне. Это может быть или не быть частью существования человека. 
Долговечность  Знание вечно, потому что оно не связано с неопределенностью. Человек уверен в том, что он знает.  Вера преходяща, потому что она включает в себя некоторую степень сомнения. Человек может быть не уверен в том, во что он верит. 
Район Знание находится в физической области. Он включает в себя физические упражнения.  Вера находится в ментальной области. Он включает в себя умственные упражнения. 
Уполномочивает/ограничивает Знание наделяет человека силой благодаря отсутствию сомнений. Это позволяет человеку быть уверенным в себе.  Вера ограничивает человека из-за наличия некоторой степени сомнения. Это не делает человека уверенным в себе. 
Комфорт/Хаос Знание приносит комфорт в жизни человека. Это позволяет человеку быть спокойным и собранным.  Вера может внести хаос в жизнь человека из-за неопределенности мнений. 

Слайд 607/31/20191. Сущность, структура и функции познания. 1.1. Сущность познанияПознание есть специфический вид

духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Познание есть процесс получения и накопления знаний обществом. Знание является человеческой информацией о мире. Оно с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления.Знание всегда есть идеальный образ действительности. Знать что-либо – значит иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Специфика философского подхода к познавательной деятельности:1) Философия ставит и изучает вопрос о познавательности мира, об отношении сознания человека к объективному миру.2) Философия изучает диалектику объекта и субъекта в процессе познания.3) Философия анализирует процесс познания, его черты и специфику в отличие от других видов деятельности человека.4) Важнейшим философским вопросом в познании является проблемы истинности в познавательной деятельности.5) Философия рассматривает методологию и методы познания, особенности научно-теоретического познания.6) Философия разрабатывает общие критерии познавательной деятельности.

Познание и знание различаются как процесс и его результат.

Like this post? Please share to your friends: