Майевтика Сократа: путь к истине

Этап 4: Поиск общих утверждений

После того, как участники совместно рассмотрели и проанализировали множество конкретных случаев и примеров, наступает время обобщений. На этом этапе участники сократического диалога стараются выявить общие утверждения и принципы, которые могут быть применимы к различным ситуациям.

Для начала этого этапа, ведущий диалога может задать следующие вопросы:

  1. Какие общие темы или идеи вы видите в рассмотренных примерах?
  2. Есть ли общие утверждения, которые можно сделать на основе этих примеров?
  3. Можете ли вы выделить основные принципы или ценности, которые подкрепляют эти общие утверждения?

Важно помнить, что на этом этапе идет поиск общего понимания и выявление ключевых идей, а не доказательство или установление истинности. Участники обсуждают предложенные вопросы и делятся своими мыслями и наблюдениями

Важно слушать и уважительно относиться к мнению каждого участника, не прерывая и не критикуя. Формулировка общих утверждений и принципов предполагает общую договоренность и согласие участников на основе обсужденных аргументов и примеров

Участники обсуждают предложенные вопросы и делятся своими мыслями и наблюдениями

Важно слушать и уважительно относиться к мнению каждого участника, не прерывая и не критикуя. Формулировка общих утверждений и принципов предполагает общую договоренность и согласие участников на основе обсужденных аргументов и примеров

Пример использования этапа

Предположим, что группа обсуждает этические дилеммы, связанные с использованием новых технологий. В ходе обсуждения, участники рассмотрели множество примеров, таких как использование искусственного интеллекта, генной инженерии и технологий слежения.

На этапе 4, участники могут обобщить свои наблюдения и сделать следующие общие утверждения:

  • С развитием новых технологий возникают этические дилеммы, связанные с конфиденциальностью данных, приватностью и использованием личной информации.
  • Необходимо балансировать потенциальную пользу новых технологий и их возможные негативные последствия с точки зрения этики и законности.
  • Решения, связанные с использованием новых технологий, должны учитывать общественные интересы и ценности, а также взаимодействие между технологиями и людьми.

Таким образом, этап 4 помогает выявить общие утверждения и принципы, которые могут стать основой для дальнейшего рассмотрения и обсуждения темы.

В чём ценность метода Сократа (Диалог)

Метод Сократа, известный также как «майевтика» или «искусство разговора», имеет огромную ценность в познании и постижении истины. Он отличается от прямого преподавания и передачи знаний тем, что выстраивается в форме диалога, где Сократ задает вопросы, пробуждая размышления и самостоятельное мышление собеседника.

Главная цель метода Сократа состоит в том, чтобы помочь человеку самому прийти к пониманию истины, а не просто запомнить факты и утверждения. Сократ полагал, что истинное знание не может быть просто передано извне, оно должно быть обнаружено и осознано самим человеком.

Еще одной ценностью метода Сократа является развитие этического мышления. Во время диалога, Сократ помогает собеседникам проследить логические последствия их убеждений и действий, а также осознать их нравственные принципы. Это позволяет людям лучше понять, что для них значимо в жизни, какие ценности они придерживаются и как они являются авторами своей собственной судьбы.

Сократ также верил, что истинное знание приходит через осознание своей невежественности. Майевтика, как метод, помогает пробудить внутреннюю мудрость, обогатить собственное понимание мира и достичь глубокого самоосознания. Это открытие невежественности позволяет человеку стать более скромным и открытым к постижению новых знаний и истин.

Метод Сократа (майевтика) Ценность метода Сократа (диалог)
Искусство разговора Позволяет прийти к пониманию истины
Развитие критического мышления Помогает анализировать свои убеждения и принимать осознанные решения
Развитие этического мышления Помогает осознать свои нравственные принципы и ценности
Открытие невежественности Позволяет стать скромнее и открытым к новым знаниям

Полное объяснение

Основная ценность метода Сократа и майевтики заключается в том, что они помогают собеседнику осознать свои ошибки логического мышления и преодолеть преграды на пути к истине. Майевтика не предполагает передачу знания, а скорее помогает собеседнику самостоятельно прийти к пониманию истины.

Майевтика может быть полезной во многих областях жизни, включая учебу, работу и личные отношения. Она помогает развивать критическое мышление, способность анализировать информацию, формировать свою собственную точку зрения и обосновывать свои аргументы.

Ключевым элементом майевтики является использование открытых вопросов. Они не ограничены ответами «да» или «нет», а способствуют глубокому рассмотрению темы и поиску новых идей. Это помогает собеседнику узнать больше о себе, своих убеждениях и общественных ценностях.

Однако майевтика также имеет свои ограничения. Она требует от собеседников открытости, честности и готовности к саморефлексии. Некоторые люди могут чувствовать себя неудобно при использовании этого метода из-за своей личной защиты и страха перед изменениями.

В целом, майевтика — это ценный инструмент для достижения истины и развития мышления. Она помогает учиться управлять своими мыслями, анализировать информацию и формулировать свои аргументы. Она также способствует развитию эмоционального интеллекта и пониманию других людей.

Как к нам пришло учение Сократа

Философия Сократа – диалектика – стала основой многих философских течений и направлений. Она сумела стать базой для современных ученых и ораторов, после смерти Сократа его последователи продолжали дело учителя, образовывая новые школы и трансформируя уже известные методики. Трудность в восприятии учения Сократа состоит в отсутствии его сочинений. Мы знаем о древнегреческом философе благодаря Платону, Аристотелю и Ксенофонту. Каждый из них считал делом чести написать несколько сочинений о самом Сократе и его учении. Несмотря на то что оно дошло до наших времен в самом подробном описании, не стоит забывать о том, что каждый автор привнес в изначальную трактовку свое отношение и нотку субъективности. Это легко заметить, сравнив тексты Платона и Ксенофонта. Они абсолютно по-разному описывают самого Сократа и его деятельность. Во многих ключевых моментах авторы кардинально расходятся во мнении, что существенно снижает достоверность изложенной в их трудах информации.

Подсознание

Подсознание играет ключевую роль в методе Сократа – майевтике. Майевтика – это Socratic-стиль постановки вопросов, который помогает людям самостоятельно прийти к новым мыслям и истине, основываясь на их собственном опыте и подсознании. Ценность метода Сократа заключается в том, что он позволяет людям разобраться в своих собственных убеждениях и мыслях, а также осознать свои сильные и слабые стороны.

Подсознание важно, поскольку оно может обнаружить информацию, которая была недоступна нам сознательно. Часто мы принимаем решения или испытываем эмоции, не понимая, почему мы так делаем

Это связано с тем, что наше подсознание оказывает влияние на наши реакции и поведение, независимо от нашего осознания.

С помощью метода Сократа и майевтики, мы можем исследовать свое подсознание и обнаружить скрытые причины и убеждения, которые могут влиять на нашу жизнь. Задавая точные и глубокие вопросы, Сократ помогал людям осознать и выразить свои истинные мысли и убеждения, которые они скрывали или не осознавали.

Использование майевтики позволяет нам получить новые, более адекватные и глубокие знания о себе. Разговор с самим собой или другими людьми, основанный на методе Сократа, может помочь нам расширить наше понимание себя и окружающего мира, а также принять более осознанные и обоснованные решения.

Таким образом, подсознание играет важную роль в нашей психологии и поведении. Метод Сократа и майевтика являются ценными инструментами, которые помогают нам исследовать наше подсознание, выявить наши скрытые убеждения и истины, а также привести нашу жизнь в гармонию с нашими внутренними ценностями и стремлениями.

Практическое применение метода Сократа в бизнесе

Метод Сократа может быть полезным инструментом для бизнеса, помогая решать сложные проблемы, принимать важные решения и развивать критическое мышление у сотрудников. Применение этого метода может помочь улучшить коммуникацию внутри команды, способствовать развитию новых идей и привлекать к обсуждению различные точки зрения.

Этап 1: Формулировка проблемы

На этом этапе необходимо ясно определить проблему или вопрос, который требует обсуждения. Формулировка проблемы должна быть точной и конкретной, чтобы сотрудники могли сосредоточиться на ее решении и предложить конструктивные идеи.

Этап 2: Вопросы и ответы

На этом этапе важно задавать открытые вопросы, чтобы стимулировать критическое мышление и обсуждение различных точек зрения. Сотрудники должны отвечать на вопросы методом рассуждения и анализа, предлагая свои аргументы и примеры

Пример вопроса: Почему мы сталкиваемся с этими проблемами? Какие факторы влияют на ситуацию?

Этап 3: Обсуждение и анализ

На этом этапе сотрудники должны вместе анализировать предложенные ответы и искать общие темы и закономерности. Сократический диалог помогает выявить скрытые причины проблемы и идентифицировать возможные решения.

Этап 4: Формулировка гипотез

На этом этапе сотрудники должны сформулировать различные гипотезы и варианты решений на основе обсуждений и анализа. Гипотезы должны быть конкретными и основываться на фактах, чтобы можно было проверить их на практике.

Этап 5: Тестирование и оценка

На этом этапе необходимо провести тестирование гипотез, используя различные методы и инструменты. Результаты тестирования должны быть оценены и проанализированы сотрудниками, чтобы определить эффективность выбранных решений.

Этап 6: Принятие решения и дальнейшее действие

После проведения тестирования и оценки гипотез, бизнес может принять обоснованное решение и перейти к его реализации

Важно следить за результатами и дальнейшими изменениями, чтобы можно было внести корректировки при необходимости

Применение метода Сократа в бизнесе помогает развить критическое мышление, стимулировать обсуждение и анализ проблем, а также принимать обоснованные решения. Знание основных этапов сократического диалога позволяет эффективно использовать этот метод в бизнес-практике и достигать успеха.

Как метод Сократа применяется в современном образовании

Метод Сократа, хотя и является способом мышления, а не обучения в привычном нам смысле, оказал огромное влияние на педагогику. Так, он положил начало эвристическому обучению, основанному на поиске, экспериментах и открытиях. В свою очередь, принципы эвристики стали основой проблемно-ориентированного обучения, ТРИЗ-педагогики и обучения на основе феноменов. Много общего у сократического метода и с конструктивизмом — концепцией, согласно которой учащийся должен не пассивно усваивать знание, а собирать, то есть конструировать его с поддержкой учителя.


Изображение: гравюра Жака Луи Давида «Смерть Сократа», 1881 г., фрагмент,

Сама сократическая беседа тоже находит применение в современном обучении — хотя, конечно, и не в первоначальном виде, зафиксированном в диалогах Платона.

Пожалуй, ближе всего к нему находится метод коучинга. Работа коуча заключается в том, чтобы с помощью беседы помочь человеку достичь определённой цели — в карьере, образовании или личной жизни. Ключевая техника коучинга — открытые вопросы, благодаря которым клиент рефлексирует о своих обстоятельствах, слабых и сильных сторонах, проясняет свои устремления, выявляет препятствия на пути к цели. Коуч, как и Сократ, не оценивает и не учит клиента, а лишь помогает ему самостоятельно прийти к адекватному решению.

Внедрить сократическую беседу в обучение школьников и студентов уже сложнее. Если разговор заканчивается признанием собеседниками собственного невежества в обсуждаемой теме, это вряд ли удовлетворит студентов, которые пришли получать знания. К тому же сама форма диалога мало подходит для фронтального обучения, в которой преподаватель взаимодействует одновременно с целым классом или аудиторией.

Однако элементы метода Сократа вполне применимы в групповых дискуссиях и методе кейсов и помогают учащимся развивать критическое мышление и коммуникативные навыки. Эти универсальные компетенции актуальны для любого человека, но особенно необходимы специалистам, чья работа напрямую связана с умением задавать правильные вопросы, критически анализировать чужие аргументы и аргументировать свою позицию. Поэтому метод Сократа нередко применяют, например, в юридическом образовании на Западе. Студенты знакомятся с текстом (обстоятельствами дела или судебным решением), затем преподаватель задаёт относящиеся к нему открытые вопросы, фасилитируя дискуссию. А студенты по очереди делятся своими аргументами и критикуют аргументы друг друга.

Из метода Сократа выросло и интерактивное вопрошание — методология мышления, основанная на умении задавать правильные вопросы.

История[править | править код]

Если довериться записям Платона, Сократ обратился к такого рода дискуссиям после того, как Херафонт, который в молодости был другом Сократа, посетил дельфийскую пифию, которая подтвердила, что нет человека на свете мудрее, чем Сократ.

Сократа озадачила столь высокая оценка, которой он удостоился от дельфийской прорицательницы: он не считал себя мудрым, но и не мог допустить, что бог лгал, ибо это «не пристало ему».

После долгих колебаний и раздумий Сократ решает проверить истинность прорицания. Он прибегает к эксперименту, заключающемуся в сравнительном анализе себя и других людей, которые считаются мудрыми или являются мастерами своего дела. В основном он применял свой метод к идеям, которые не имели конкретного определения, например, к основным моральным принципам того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. Такое испытание обличает неявные моральные убеждения собеседника, принося несогласованность и противоречивость в его убеждения.

Сократ вступает в беседу с различными видными людьми Афин, поэтами, ремесленниками, о чём нам повествуют ранние диалоги Платона, например «Евтифрон», в котором Сократ поднимает вопросы морали и эпистемологические проблемы.

В результате эксперимента Сократ свёл прорицание предсказательницы к следующему: «А на самом деле, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

» Иначе говоря, пифия назвала Сократа мудрейшим из людей, потому что он обладает знанием своего незнания, то есть «знает, что ничего не знает» — в то время как остальные не подозревая о своем незнании считают себя мудрыми. сле чего Сократ решил нести это знание в народ: «Ну и что меня касается, то я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать бога и показываю этому человеку, что он не мудр.». К V веку до нашей эры было 2 типа философов: философы и те, кто обучал философии и риторике. К первым относился Сократ, ко вторым — софисты. «Диалектическое искусство» софистов было искусством убеждать, искусством спора, искусством аргументации, направленным лишь на победу в споре, и ни на что иное. Целью же Сократа всегда была истина, а не желание выигрывать спор любой ценой (прав ты или не прав), как это было принято у софистов, скорее не проясняющих, а наоборот, затемняющих предмет обсуждения, дискуссии, спора. Метод, с помощью которого Сократ показывал истину, был назван методом Сократа.

Несколько важных правил

Майевтика, метод сократической беседы, играет ключевую роль в развитии мышления и поиске истины. Однако, чтобы достичь положительного результата, необходимо соблюдать определенные правила, которые помогут эффективно провести диалог.

Первое правило — уважение

Важно уважать собеседника, его мнение и убеждения, даже если они кажутся нам неправильными или нелогичными. Зачастую, приверженность к своим убеждениям не позволяет нам рассмотреть другие точки зрения

Вместо того, чтобы критиковать или нападать, Сократ предлагает быть терпимым и прислушиваться к мнению других.

Второе правило — задавание вопросов. Сократ основывал свой метод на активном задавании вопросов. Это помогает развить критическое мышление и побудить собеседника к самостоятельному поиску ответов. При этом, вопросы должны быть открытыми и не включать в себя предлагаемые ответы. Цель вопроса — помочь собеседнику понять свои мысли и аргументы.

Третье правило — слушание

Важно прислушиваться к мнению и аргументам собеседника. Вместо того, чтобы предполагать, что мы уже все знаем, нужно быть открытым для новых идей и готовым пересмотреть свои взгляды

Слушание поможет нам лучше понять аргументы собеседника и обнаружить возможные логические несоответствия.

Четвертое правило — анализ. Майевтика подразумевает глубокий анализ вопросов и ответов. Необходимо разбираться в предложенных аргументах, анализировать их логическую последовательность и подвергать сомнению принятые истины. Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы.

Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником. Необходимо быть готовым признать свои ошибки, изменить свое мнение, если оно оказалось некорректным, и открыто признавать, когда мы не знаем ответа на заданный вопрос. Сознательность и честность позволят нам приблизиться к истине и достичь глубокого понимания.

Соблюдение этих простых правил позволит использовать метод майевтики наиболее эффективно и получить максимальную ценность от диалога. Майевтика не только развивает наше мышление и помогает находить истину, но и обогащает нашу способность общения и взаимодействия с другими людьми.

Как тренировать метод Сократа

Обучение сократической беседе не займет много времени

В этом процессе важно выделить и придерживаться ряда простых правил

Продумайте логику

Ваша основная задача — донести до собеседника важную мысль. Но иногда бывает так, что вы сами до конца ее не понимаете. Для того, чтобы исправить ситуацию, запишите ее на бумаге. После обозначьте самое главное. По возможности проиллюстрируйте то, что хотите сказать. Это оживит вашу мысль, сделает ее более яркой.

Сформулируйте тезисы

Переведите слова в вопросы, на которые собеседник сможет ответить словом «да». Подумайте, помогут ли они ему увидеть правильное направление? Сможет ли он ответить утвердительно?

С чего начать диалог

Если собеседник не настроен на разговор, вряд ли ваши попытки что-то ему доказать увенчаются успехом. Поэтому попробуйте заинтересовать с первых слов. Сделайте так, чтобы человек захотел выслушать.

Возьмите инициативу в свои руки

Не нужно ждать, пока собеседник начнет что-то говорить, возражать вам. Задавайте подготовленные вопросы. Чтобы не замешкаться, тренируйтесь в этом деле. Несколько раз в день проговаривайте вопросы, на которые собеседник в любом случае ответит утвердительно.

Как работает Сократический диалог?

Сократический диалог — это метод философского общения, основанный на вопросах и ответах. Он получил свое название в честь древнегреческого философа Сократа, который использовал этот метод для изучения истины.

Основная идея сократического диалога состоит в том, чтобы поставить вопросы и вызвать размышление участников, а не предлагать готовые ответы. В ходе диалога Сократ применял серию вопросов, чтобы помочь участникам выразить свои мысли, аргументировать свои взгляды и подвергнуть их сомнению.

Сократический диалог имеет несколько основных принципов:

Задавать вопросы

Сократ старался задавать вопросы, чтобы привлечь внимание участников и побудить их к размышлению.
Сомнение и критическое мышление. Цель диалога состоит в том, чтобы вызвать сомнение у участников и развить их критическое мышление

Сократ призывал людей открыто сомневаться и искать новые ответы.
Опровержение противоположных точек зрения. Сократ старался выявлять противоречия и логические ошибки в аргументах участников, чтобы помочь им обнаружить истину.
Преодоление невежества. Сократ утверждал, что истинное знание возникает из признания своего невежества. Во время диалога он старался помочь участникам осознать свои ограничения и преодолеть их.

Сам пример сократического диалога выглядит следующим образом:

  1. Сократ: Что такое добродетель?

    Участник: Добродетель — это быть добрым и справедливым.

    Сократ: Но как мы можем определить, что является добрым и справедливым?

  2. Сократ: Какие аргументы есть в пользу вашего утверждения?

    Участник: Мой аргумент в том, что добрые и справедливые люди принесли благо обществу.

    Сократ: Но что это значит быть добрым и справедливым?

  3. Сократ: Что вы считаете, что является причиной добродетели?

    Участник: Я думаю, что добродетель возникает из воспитания и образования.

    Сократ: Интересно, что вы имеете в виду под «образованием»?

Сократический диалог помогает участникам развить критическое мышление, обнаружить логические ошибки и преодолеть свое невежество. Этот метод продолжает использоваться в современных философских и педагогических практиках как эффективный инструмент для поиска истины и развития мыслительных навыков.

Метод Сократа

Диалектика, созданная греческим философом, заключает в себе метод, позволяющий встать на путь самопознания и обретения истины. Он имеет несколько основных инструментов, которые и по сей день успешно используются философами различных течений:

1. Ирония

Без умения смеяться над собой невозможно прийти к пониманию идеи. Ведь, согласно Сократу, догматическая самоуверенность в своей правоте тормозит развитие мысли и не оставляет права на сомнение. Исходя из метода Сократа, Платон утверждал, что настоящая философия берет начало с удивления. Оно способно заставить человека сомневаться, а значит существенно продвинуться на пути самопознания. Диалектика Сократа, примененная в обычных разговорах с жителями Афин, часто приводила к тому, что даже самые уверенные в своих знаниях эллины начинали испытывать разочарование в себе прежнем. Можно сказать, что данная сторона метода Сократа идентична второму принципу диалектики.

2. Майевтика

Майевтикой можно назвать последнюю стадию иронии, на которой личность рождает истину и приближается к пониманию предмета. На практике это выглядит следующим образом:

  • человек избавляется от своей самонадеянности;
  • испытывает удивление и разочарование в своей неосведомленности и глупости;
  • подходит к пониманию необходимости поиска истины;
  • проходит путь ответа на вопросы, заданные Сократом;
  • каждый новый ответ рождает следующий вопрос;
  • после ряда вопросов (причем многие из них могут быть заданы в диалоге с самим собой) личность самостоятельно рождает истину.

Сократ утверждал, что философия – это непрерывный процесс, который просто не может превратиться в статичную величину. В этом случае можно прогнозировать “”смерть”” философа, который становится догматиком.

Майевтика неотделима от диалогов. Именно в них можно прийти к знаниям, причем Сократ приучал своих собеседников и последователей искать истину разными путями. Для этого одинаково хороши и важны вопросы и к другим людям, и к самому себе. В некоторых случаях именно вопрос, заданный себе, становится решающим и подводит к знанию.

3. Индукция

Отличительной чертой диалогов Сократа является то, что истина недостижима. Она является целью, но сама философия скрывается в движении к данной цели. Побуждение к поиску и есть диалектика в самом прямом ее проявлении. Понимание, по Сократу, – это не усвоение истины, как пищи, а лишь определение необходимого предмета и пути к нему. В дальнейшем человека ожидает только движение вперед, которое не должно прекращаться.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Пример диалога из 3 этапов

Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?

  1. Согласие. Скажите, что автомобили действительно могут быть и дешевыми, и дорогими. То же самое касается и качества. Согласитесь с этим утверждением.
  2. Сомнение. Здесь можно упомянуть тот факт, что не все дорогие автомобили подойдут для наших дорог и климатических условий. Да и запчасти на них не всегда получается купить беспроблемно. В некоторых случаях приходится делать заказ заграницей.
  3. Аргументация. На этом этапе будет уместно заметить, что для машин подешевле и попроще легче найти необходимые детали. Их можно купить в любом автосалоне. Не придется сломя голову искать их в других городах или странах, а после месяцами ждать доставку.

Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.

Диалектика как теория развития

Определение 1

Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

При этом в диалектическом материализме диалектика выступает в виде общей теории развития материального мира и одновременно теории и логики познания. Диалектический метод – один из центральных элементов европейских и индийских философских традиций. Слово «диалектика» стало популярным благодаря платоновским «Диалогам», в которых два или более участников диалога могли иметь разные мнения, но стремились найти истину через обмен мнениями.

Статья: Диалектика как теория и метод

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В истории философии основные мыслители определили диалектику как:

  • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
  • искусство диалога, понимаемое как понимание истины путем постановки наводящих вопросов и методических ответов (Сократ);
  • метод расчленения и сцепления понятий для понимания сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
  • наука, касающаяся общих положений научного исследования (Аристотель);
  • учение о сочетании противоположностей (Джордано Бруно, Николай Кузанский);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, борясь за целостное и абсолютное знание, неизбежно запутывается в противоречиях (Кант);
  • общий метод познания противоречий как внутренних движущих сил в развитии бытия, разума и истории (Гегель).

Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.

Определение 2

Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.

В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.

Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.

Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.

Диалектика как искусство вести беседу

Систематизация и связи

История философии

Эпистемология

Диалектика

Логика

Диалектика как искусство вести беседу

Иван Иваныч спрашивает:

Мое видение предмета:

Сократ трактует искусство вести беседу (майевтику, или диалектический метод) следующим образом: “речи исходят не от меня, а всегда от моего собеседника. Я же ничего больше не знаю, кроме одной мелочи: выслушать речь другого мудреца и, терпеливо исследовав её, понять (Платон. Теэтет. – Ленинград. Соцэкгиз. 1936 – С.54).

Итак, понять речь другого! Следуя Сократу, нацелимся, Иван Иваныч, тоже на понимание речи другого. Плюс терпеливое исследование. В чём оно состоит? В постановке вопросов и ответов на них. Этим Сократ прямо характеризует диалектика:

Сократ. Так не тот ли это, кто умеет ставить вопросы?Гермоген. Верно.

Сократ. Он же – и давать ответы?

Гермоген. Да.

Сократ. А того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, мы называем диалектиком?

Гермоген. Да, это так.

(Платон, “Кратил”)

Через тысячелетия, занимаясь, как сейчас сказали бы, саморекламой, Сократ говорит скептикам, утверждающим, что метод Сократа устарел, следующее:

“Сократ. О себе и о своем повиальном искусстве я уж молчу. Как посмеиваются над нами да и над всей нашей, полагаю я, диалектической методой! Действительно, исследовать и заниматься взаимными опровержениями представений и мнений, которые для каждого являются правильными, не значит ли вдаваться в бесконечную болтовню…?” (С.55). 

Встав на позицию такого скептика, не “уподобляемся трусливому петуху: уклонились от борьбы и запели, прежде чем победили” (С.61).

Однако, вернёмся к началам диалектики Сократа. Первое – это постановка значимого вопроса-проблемы:

“Сократ. Итак, я выдвигаю ужаснейшую проблему. Таковой полагаю является следующий вопрос: возможно ли, что бы одно и то же лицо, которое знает что-нибудь, не знало бы того, что оно знает?” (С.63).

Ужаснейшая потому, что речь идет о положении на котором, по всеобщему убедению, покоится познание, именно о законе тождества задого до Аристотеля. 

Если я что-то знаю, то я это знаю. А если знаю, то как могу задавать себе вопрос об этом что-то? Ведь вопрос – это требование неизвестной тебе информации. Значит ли в этом случае, что задавая себе вопрос, тем самым проявляю неискренность, лгу самому себе? Либо вопросы самому себе – это логически невозможные высказывания.

Давайте разберёмся во всём этом, пока ещё мало сказанном!

mp_gratchev, 13 Декабрь, 2014 – 14:07

Like this post? Please share to your friends: