Истина: философская категория и ее значение

Священное Писание называет ложь грехом

Бог в Десяти Заповедях сказал Израильскому народу:

Эта заповедь очень чётко показывает нам, что любая ложь, а особенно та, что направлена против другого человека, является грехом и осуждается Богом. Вот, что написано в Слове Божьем о людях, говорящих неправду:

Что же касается «лжи во благо», то она всё равно остаётся ложью. Ложь, оправданная благими намерениями, очень опасна тем, что стирает понятие самого обмана. Чем чаще мы говорим неправду, руководствуясь доброй целью, тем чаще нам кажется это допустимым, тем больше появляется случаев, в которых мы снова позволяем себе обманывать. В конце концов, из поступка это превращается в привычку, с которой очень тяжело бороться, а на вопрос, что такое истина, ответить уже крайне трудно. Поэтому…

Аспекты

Так как истина – понятие всеобъемлющее, рассматривать ее на практике очень сложно. Для более точного определения предмета были выделены конкретные аспекты. Их можно разделить на две категории.
Рис. 2. Истина и ее критерии

Объективная и субъективная

  • Объективная – это факт или знание, не зависящее от человека и на которое он не может повлиять (например, что Земля вращается вокруг Солнца);
  • Субъективная – это то, что человек может изменить, на что может повлиять.

Абсолютная и относительная

  • Абсолютная – это та, что доказана научными методами и не подлежит сомнениям. Однако с прогрессом науки часто то, что считалось истинным, оказывается ложным, и эта истина становится “относительной”.
  • Относительная – та, что считается истиной в данный момент или с одной точки зрения. Это неполное или недоказанное верное знание. Если этот факт проходит проверку временем и становится доказанным, он может перейти в категорию “абсолютной истины”.

Абсолютный и относительный аспект также тесно взаимодействуют друг с другом на протяжении всего времени.

Что люди думают о правде?

Даже на уроках в школе нередко поднимается эта проблема. Изучая такие произведения, как «На дне» М. Горького и «Старший сын» А. Вампилова, я поняла, что вопрос о «горькой правде» и «лжи во благо» был актуален во все времена. При обсуждении этого аспекта, мнения учеников, преподавателей и даже писателей расходятся. Кто-то считает, что, какой бы страшной не была правда, нужно говорить её и не скрывать, а кто-то думает, что лучше скрыть истину, если она может навредить, ведь цель оправдывает средства. Вопрос о том, что такое истина, также рассматривается с разных точек зрения.

Защищая «ложь во благо», многие люди приводят пример тяжёлого диагноза, когда стоит вопрос, стоит ли говорить пациенту о том, что он болен, или же лучше скрыть это от него. Они говорят, что в данном случае ложь принесёт пользу пациенту, поможет ему не волноваться и скорее выздороветь

Это совсем не лёгкая ситуация, где каждый случай не похож на другой, однако вопрос в том, действительно ли ложь поможет больному человеку? Разве он не должен знать, что с ним происходит, чтобы правильно распорядиться своей жизнью и временем, чтобы сделать то, что действительно важно, и не делать того, что ему противопоказано? Здесь, конечно же, нужна мудрость, чтобы знать, что, когда и как говорить. Однако это остаётся одним из многих примеров того, как современное общество оправдывает ложь

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Правда всегда всплывает наружу

Всегда стоит помнить, о том, что, как бы люди не старались скрыть истину, приходит день, когда она раскрывается. Если человек, прятавший её, не говорит правду, то она приходит с другой стороны или источника, но обязательно становится известной. В Слове Божьем написано:

А также:

Сколько бы лжи не произносили люди, и как глубоко они не прятали бы истину, Бог всегда всё видит. Хотя ложь, за которой прячется истина, кажется искренней и правдопободной, завеса обмана рушится в своё время, а поток правды всегда всплывает на поверхность и устремляется в мир. Человеку же, скрывшему правду, становится от этого только хуже

Поэтому очень важно, по возможности, избегать лжи и говорить правду

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.

Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом «истина» называют любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», обязательные истины и т.д. Конечно, они имеют смысл своего существования как образные языковые средства коммуникации, но в философском смысле они не являются истинными. Пропозиция — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Более того, суждения всегда полны, тогда как истина — нет. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заранее определенных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя за обстоятельствами. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, будет верно вечером. Соотношение текучести и стабильности, изменчивости и постоянства и выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

Мы должны помнить, что абсолютное и относительное — это две стороны одной истины, а не два ее варианта, как писал Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Если первые два момента истины — субъективный и объективный — показывают, насколько наши знания согласуются с реальностью, то вторые два — абсолютность и относительность — говорят нам, насколько они согласуются с ней. Абсолютное в действительности является мерой стабильного; относительное — мерой изменчивого.

И скептики, и агностики обычно отмечают относительную сторону истины, знания как такового. Однако они представляют относительность в отрыве от абсолютной стороны. Догматики, с другой стороны, мыслят абсолютно в отрыве от всякой относительности. В обоих случаях это искажение реальных свойств истины. Признавая только относительность, мы впадаем в релятивизм. Настаивая только на абсолютности, мы впадаем в догматизм. В действительности каждый абсолют оставляет тень относительности. С точностью до наоборот. Догматизм утверждает, что истина независима от всего, что она сама по себе является истиной. Так, немецкий философ Э. Гуссер (1859 — 1938) утверждал: «То, что истинно, абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественна независимо от того, воспринимается ли она в суждениях людей или животных, ангелов или богов.

Такая абсолютность не присуща настоящей истине. Она была бы присуща ей, в таком случае, если бы истина существовала независимо от человека, от конкретных условий познания и даже от познаваемого объекта. Что тогда означала бы такая истина, что она могла бы означать, если бы сами предметы менялись в зависимости от условий или даже переставали существовать в прежнем качестве? Такова реальность познания и такова реальность истины. Абсолютность истины заключается в моменте полного совпадения нашего познания с объектом. Момент всегда конкретен и преходящ, лишен абсолютности, ограничен. И дело здесь не в хитростях языка, а в свойствах самой реальности. Любой ответ на вопрос в процессе познания никогда не бывает полным и исчерпывающим. А сам вопрос можно уточнять до бесконечности. Все происходит не вообще, а вполне конкретно, то есть соотносится с конкретными формами и условиями. Все знания конкретны. Но никакая конкретность не является окончательной, определенной. Поэтому истина — это процесс, а не объект или состояние.

Абсолютная истина (абсолютная в объективной истине) — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется в пределах определенного этапа развития науки; это идеал, который не может быть достигнут, хотя знание приближается к нему; это элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Правда:

  1. Результат познания определенных аспектов исследуемых объектов (констатация факта, которая не тождественна абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  2. Окончательное знание определенных аспектов реальности;
  3. Содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  4. Полное знание о мире и сложных организованных системах, которое на самом деле никогда не достижимо.

Применительно к достаточно развитому научно-теоретическому знанию выделяют абсолютную истину — полное, всестороннее знание об объекте (сложной материальной системе или мире в целом).

Like this post? Please share to your friends: