Фома Аквинский: философия и теология

Речь и память

В Средние века текст сказанный ценился выше текста написанного. Всё из-за того, что Христос проповедовал, а не излагал свои мысли на бумаге. Именно поэтому труды Фомы Аквинского приближены к устной речи. «Сумма теологии» представляет собой диалог, в рамках которого схоласт задаёт вопрос и сам же на него отвечает.


«Сумма теологии», издание 1596 г. (wikipedia.org)

Современники отмечали, что у Фомы Аквинского была удивительная память. Он запоминал абсолютно всё, что когда-либо читал или видел. Впрочем, неудивительно для времён, когда приходилось говорить чаще, чем писать; конспекты ещё были не в ходу, да и в Google подсмотреть не было возможности. Фома Аквинский решил поделиться своими секретами запоминания с будущими поколениями и составил список мнемонических правил. Например, он предлагал чаще размышлять о предмете своего запоминания, придумывать ассоциации, систематизировать информацию. Эти советы актуальны и по сей день.

Теология и наука

В вопросе о соотношении веры и знания, религии и философии — главной проблеме схоластической философии — Аквинскому пришлось вырабатывать свою позицию в контексте уже существующих позиций. Ведь помимо чисто религиозной позиции, которая ставила веру выше всякого знания и отдавала приоритет теологии над философией, существовала концепция двойной истины (теория двух истин).

Из двух истин, которые существовали в двух вариантах. Один из них утверждал, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные объекты и методы исследования, и поэтому между ними нет противоречия. Другой

вариат, продолжая аверроизм, утверждал, что существует противоречие между истинами философии и теологии. Обе разновидности указывали на иррационалистический характер теологической рефлексии.

Рассматривая этот вопрос, Аквинский, как и некоторые его философские предшественники, утверждал, что религия

и наука по-разному подходили к истине. Таким образом, хотя религия и богословие находят свои истины в Откровении. Писание, то наука и философия приходят к истинам через опыт и разум. Все одновременно.

Наука и религия, философия и теология различаются не столько объектами исследования, сколько методами исследования.

Разработанная в конце двенадцатого и тринадцатом веках в Западной Европе, эта

интеллектуальное движение, чьим философским вдохновением было учение Аристотеля, принесло с собой растущую тенденцию к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения явно противоречила интересам Церкви, поэтому необходимо было искать пути решения вопроса о взаимоотношениях между богословием и наукой. Это была непростая задача, поскольку она предполагала разработку метода, который не проповедовал бы полного пренебрежения к знаниям, но в то же время был бы способен подчинить рациональное мышление догмам откровения, то есть утвердить примат веры над разумом. Эта задача была решена Фомой на основе католической интерпретации аристотелевской концепции науки. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в Средние века, и Римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в XX веке под именем неотомизма, одного из важнейших течений католической философии на Западе. Номиналистическая критика томизма: примат воли над разумом. Как уже говорилось выше, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы преобладает последнее. Напротив, критики томизма ссылаются на библейскую традицию, в которой воля (особенно божественная, всемогущая воля) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма пришелся на XIII и особенно на XIV века. Его главными представителями были Уильям Оккам (1285-1349), Джон Буридан (конец XIV века), Николай из Отрекура (XIV век) и другие. Номинализм пересматривает трактовку бытия, характерную для аристотелевской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский), которая предполагала тесную связь между бытием и категорией бытия. Хотя Фома различал бытие и сущность (ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), он считал, что сущность ближе к бытию, чем все остальные категории. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку и сделал ее областью, совершенно независимой от теологии. В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечным объектом которой является исключительно Бог как «первопричина» вселенной, мудростью, которая не зависит от всех других знаний, Фома не отделял науку от теологии. По сути, концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на освобождение науки от влияния теологии. Можно сказать, что он изолирует богословие от науки в гносеологическом смысле, то есть считает, что богословие черпает свои истины не из философии, не из частных наук, а исключительно из откровения. Томас не мог оставить все как есть, потому что этого не требовала теология.

Бог и мир у Фомы Аквинского

Для Фомы Аквинского мир предстает как собрание отдельных субстанций. Каждая вещь может быть представлена через две категории – субстанциональная форма (универсальный признак, что, есть общего между членами данного рода) и первичная материя (та материя, которая всегда неизменна). Внизу его иерархии вселенной лежит неорганическая субстанция, далее все субстанции выстраиваются в виде пирамиды, вершину которой занимает Бог. Бог совершенен, поэтому только он обладает актуализированностью (имеет законченную форму). Человек находится между материей (чистой потенцией) и полной актуализацией, т.е. Богом.

Для существования мира Бог создал ряд законов. Вечный закон представляет из себя рациональный порядок, которому все необходимы следовать, но только люди способны в нем различить моральную сторону. Моральным поведением человека ведает естественный закон, т.к. человек выступает как природное, так и общественное существо. Божий закон, содержащийся в священном писании, указывает путь к вечному блаженству. Самая последняя форма закона – человеческий закон, устанавливаемый правителями, регулирующими отношения уже между людьми.

О власти

Однако не доказательствами едиными известен Фома Аквинский. В своих философских изысканиях схоласт опирался на учение Аристотеля, пытаясь приспособить его к средневековым реалиям. Поэтому богослов не мог обойти стороной его трактат о политике. Анализируя политические взгляды Аристотеля и рассуждая о формах правления, Фома Аквинский приходит к выводу, что самая оптимальная из них — монархия, однако не наследственная, а выборная. Также он считал, что власть монарха не должна быть незыблемой: если он превышает полномочия, всегда должна быть возможность его сменить.

Папу римского Фома Аквинский ставил выше монархов и полагал, что именно понтифик должен иметь право вмешиваться в светские дела и выступать в качестве арбитра.

Схоластика. Номинализм и реализм. Фома Аквинский

В период господства христианства основным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от лат. schole). Это была философия, которую преподавали в школах, а с середины XII века — в университетах.

В центре изучаемых тем был вопрос о взаимоотношениях между знанием и верой. Схоластики исходили из тезиса о первичности и главенстве веры. Но зачастую спор шел о псевдопроблемах. Например, вот так. Сколько дьяволов может поместиться на острие булавки? Улыбаются ли ангелы? Из-за таких вопросов слово «схоластика» позже стало синонимом науки, оторванной от жизни, почти стерильной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждавшихся схоластами, и сегодня представляет собой сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать камень, который он сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу, что Бог не всемогущ.

Конфронтация с определенными религиозными догмами привела к философским вопросам. Самым важным из них был вопрос о соотношении общего и единичного, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Помимо Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, Библия называет Бога по имени. Возникает вопрос: кто он?

Некоторые утверждали, что есть три отдельных Бога — Отец, Сын, Святой Дух — и что Бог — это только одно общее имя — nominus для всех трех . Тех, кто придерживался этой точки зрения, называли номиналистами.

Другие утверждали, что Бог существует в реальности. Их называли реалистами, но они должны были ответить на вопрос, кто такие Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это три личности, три ипостаси, которые являются одним и тем же реально существующим Богом.

Впоследствии слово «Бог» было заменено понятием универсалий, и вопрос стал открытым: Как соотносятся между собой универсальные и единичные вещи? Например, утверждалось: Что появилось раньше, лошадиные силы или лошади? Номиналисты утверждали, что сначала появились лошади, а затем понятие лошадиной силы. Номиналисты считали, что все общие понятия не имеют объективного значения. Это понятия, знаки. За пределами ума все вещи единичны. С другой стороны, реалисты утверждали, что сначала в голове Бога возникла идея лошадиной силы, а затем он создал лошадей.

В результате был сформулирован современный философский вопрос: Как соотносятся между собой общее и единичное? Даже сегодня в ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.

Уже в древности рассматривались все варианты решения этого вопроса. По Платону, общее существует до вещей как идея. Общее у Аристотеля существует как форма в отдельных вещах. Схоласты просто повторили эти варианты. Это означает, что данный вопрос является вечным для философии.

Самым выдающимся реалистом был Фома Аквинский (1225-1274). Он происходил из итальянской семьи графов. Он был профессором в Париже. Он был членом доминиканцев. Он был канонизирован.

Целью учения Фомы было показать, что вера и разум не различны, но образуют единство, гармонично сочетаясь друг с другом. На пути к истине разум может вступить в конфликт с догматами веры. Согласно Фоме, разум ошибается, потому что в божественном откровении нет ошибок. Но философию и религию объединяет то, что существуют истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны разуму, и есть истины, которых он может достичь. Например, что Бог есть. Но постичь эту истину непросто. К тем, кто не желает брать этот труд на себя, Бог проявил милость и спасительное провидение, вменив им в обязанность принимать на веру то, что разум способен проверить. Теперь каждый может участвовать в жизни Бога.

В философии Фома опирается на Аристотеля. Его основные понятия — возможность (материя) и реальность (форма, которую приняла материя). Форма может существовать без материи, но для физических вещей природного мира необходимо соединение формы и материи.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия. Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия

Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Фома Аквинский

Предпосылки

Необходимость демонстрации существование Бога

Фома Аквинский не думал, что конечный человеческий разум может знать, что такое Бог напрямую, поэтому существование Бога не является самоочевидным для нас.

Так что вместо этого утверждение, что Бог существует, должно быть «продемонстрированы» эффектами Бога, которые нам более известны.

К ​​концу каждого аргумента концепция Бога Аквинского имеет лишь минимальное содержание, которое он конкретизирует в остальной части Summa theologiae. Например, на общий вопрос о том, имеет ли «Бог» тело или состоит из материи, ответ дан в третьем вопросе, который следует сразу после «Пяти путей».

Однако Фома Аквинский не считал то, что можно продемонстрировать философски ( т.е. как общее откровение ) обязательно предоставит любые важные детали, открытые во Христе и через Церковь (например, как особое откровение ), как раз наоборот. Например, хотя он допускает, что во всех существах есть след Троицы, след показывает, что кто-то прошел мимо, но не кто это.

Категоризация

Все пять способов обычно считаются космологическими аргументами.

Фома Аквинский опускал различные аргументы, которые он считал недостаточными или неподходящими, например, онтологический аргумент, сделанный Св. Ансельм Кентерберийский.

Источник

Последующее, более подробное рассмотрение Пяти путей можно найти в Summa contra gentiles. Фома Аквинский подробно описал каждый из Пяти путей в нескольких книгах.

Существенные и случайные причинно-следственные связи

Первые два пути относятся к причинно-следственной связи. Когда Фома Аквинский утверждает, что причинная цепочка не может быть бесконечно длинной, он не имеет в виду цепочку, в которой каждый элемент является предшествующим событием, которое вызывает следующее событие; другими словами, он не выступает за первое событие в последовательности. Скорее, его аргумент состоит в том, что цепочка одновременных или одновременных эффектов должна в конечном итоге быть основана на причине, способной порождать эти эффекты, и, следовательно, на причине, которая является первой в иерархическом смысле, а не во временном смысле.

Фома Аквинский следует различию, найденному в Физике 8.5 Аристотеля и развитому Симплицием, Маймонидом и Авиценной, согласно которому причинная цепь может быть случайной (отец Сократа вызвал Сократа, дед Сократа вызвал Отец Сократа, но дед Сократа только случайно вызвал Сократа) или существенный (палка перемещает камень, потому что рука одновременно перемещает палку, и, таким образом, транзитивно рука перемещает камень.)

Его мышление здесь основывается на том, что позже было названо «существенно упорядоченными причинными рядами» Джоном Дансом Скотом. (У Дунса Скота это каузальная серия, в которой непосредственно наблюдаемые элементы не способны вызвать рассматриваемый эффект, а причина, способная это сделать, выводится на дальнем конце цепочки. Ordinatio I.2.43)

Вот почему Фома Аквинский отверг тот факт, что разум может доказать, что вселенная должна иметь начало во времени; поскольку все, что он знает и может продемонстрировать, вселенная могла быть «сотворена из вечности» вечным Богом. Он принимает библейскую доктрину творения как истину веры, а не разума.

Для обсуждения аргумента причинно-следственной цепи, основанного на сотворенном начале, см. космологический аргумент Калама.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.


Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Доказательство первое. От движения

В наше время этот аргумент Фомы обычно называют кинетическим. Оно основывается на утверждении, что все сущее находится в движении. Но само по себе ничто не может двигаться. Так, например, телегу двигает лошадь, автомобиль заставляет двигаться мотор, а парусник приводит в действие поток воздуха. Двигаются молекулы, атомы и все, что есть в мире, и все оно получает импульс к действию извне, от чего-то другого. А то, в свою очередь, от третьего и так далее. В итоге получается бесконечная цепь причин и следствий. Но бесконечной цепи, как утверждает Фома, быть не может, иначе не было бы первого двигателя. А раз нет первого, то нет и второго, и тогда движения вообще не существовало бы. Соответственно, должен быть первоисточник, который является причиной движения всего остального, но который сам не поддается воздействию третьих сил. Этот перводвигатель и есть Бог.

2.1. Естественная теология

Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается естественная теология. выполняющая по отношению к теологии пропедевтическую функцию. Центральной проблемой естественной теологии являются “доказательства” бытия Бога.

Фома утверждает, что высказывание “Бог существует”, с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так же для усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи результатов его творения.

Аквинат говорит, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Т.е. в первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к следствию), а во втором – об апостериорном (от следствия к причине). В соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять “доказательств-путей” Бога.

1. Доказательство от движения (кинетическое), исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение есть переход возможности в акт. То, кто актуализирует потенцию, есть форма, некое бытие в акте. Следовательно, в понятие движения входит то, что движется и то, что движет. Поэтому, если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершенно чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и т.д. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, и поэтому мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым и является Бог.

Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках: 1. Всякое бытие, находящееся в движении, должно быть приведено в движение посредством другого бытия, являющееся его двигателем. 2. Цепь двигателей не может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не является следствием законов физики или механики.

2. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины. т.е. Бога. Невозможно. рассуждает Фома, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. А так как не существует бесконечной цепи действующих причин, то необходимо положить некоторую первичную производящую причину, а именно Бога.

3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует. Как явления случайные, они требуют наличия необходимой причины, существование которой вытекает из ее сущности. Эта причина и есть Бог. Сейчас мы можем утверждать, что это доказательство находится в противоречии с законом сохранения материи. Единичные вещи как конкретные формы материи исчезаю, подвергаются трансформации, но материя при этом никуда не исчезает.

4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия, добра, красоты. Но о различных степенях совершенства можно говорить, по мнению Фомы, лишь в сравнении с чем-то самым прекрасным, прекраснее чего не существует, т.е. с Богом.

5. В доказательстве от божественного руководства миром говорится о том, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а так же в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Аквинат считает, что это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром: “Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом”. Мне кажется, что Фома сводит здесь закономерность к целесообразности, неучитывая возможность существования объективных законов, управляющих природой.

5 доказательств бытия Бога

Рассуждения Фомы строятся как последовательное опровержение двух тезисов о небытии Бога. Вот они:

  • «Если бы одна из противоположностей была бесконечна, то она полностью уничтожила бы другую», следовательно, «если Бог существовал бы, нельзя было бы обнаружить никакого зла. Но в мире обнаруживается зло. Следовательно, Бога не существует».
  • «Все, что мы наблюдаем в мире, может осуществиться и через иные (кроме Бога) начала. Поскольку природные вещи сводятся к началу, которое есть природа, а те, которые осуществляются сообразно сознательному намерению, сводимы к началу, которое есть человеческий разум или воля. Следовательно, нет никакой необходимости допускать существование Бога».

Именно на опровержении этих двух тезисов, Фома Аквинский строит 5 доказательств бытия Бога.

Первый и наиболее очевидный путь исходит из движения. Все движущееся было некогда приведено в движение чем-то другим, а то – чем-то третьим.

Следовательно, мы должны прийти к некоему первому движущему, которое не движимо ничем. А под ним все разумеют Бога.

Все в мире произведено чем-то другим, а то – чем-то третьим. У человека есть родители, у них есть свои родители и так далее.

Следовательно, необходимо допускать некую первую действующую причину, которую все называют Богом.

Третий путь исходит из возможного и необходимого. Случайно существующие вещи когда-то не существовали и должны были быть порождены.

Следовательно, если существует нечто возможное, необходимо полагать, что существует и нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости всего прочего.

И таковое все называют Богом.

Четвертый путь исходит из степеней, обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и т.д.

Но «более» и «менее» говорят о различных вещах в соответствии с их различной степенью приближения к тому, что является наибольшим.

Следовательно, существует нечто наиболее истинное, наилучшее и благороднейшее и, следовательно, в высшей степени сущее. И таковое мы называем Богом.

Пятый путь исходит из управления вещами. Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, стремятся к тому, что является для них лучшим.

Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим.

Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к цели. И таковое мы называем Богом.

Теперь вы знаете, сколько существует классических доказательств бытия Бога, и понимаете основную суть 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Доказательство третье. От необходимости и случайности

Как и все 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, этот аргумент основывается на законе причины и следствия. Однако он весьма своеобразен. Фома утверждает, что в мире есть случайные вещи, которые могут существовать, а могут и не существовать. Когда-то они реально были, а до этого их не было. И невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы они возникли сами собой. Соответственно, должна быть причина их появления. В конечном счете, это приводит нас к постулированию существования такой сущности, которая была бы необходима сама по себе и не имела бы внешних причин для того, чтобы являться необходимостью для всех других. Эту сущность Фома и определяет понятием «Бог».

Доказательства существования Бога у Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) является святым канонизированным католической церковью, но больше он известен как католический ученый-философ, приведший пять доказательств существования Бога. Он является одним из отцов схоластики, ее систематизатором, который сумел в своей философии сочетать христианские идеи Августина Блаженного и классическую древнегреческую философию Аристотеля.

Главным вопросом для схоластики являлась необходимость рационального доказательства существования Бога. За эту задачу взялся Эриугена, свои доказательства сформулировал Ансельм Кентерберийский. В этих спорах родились следующие позиции:

Статья: Рационалистическая гармонизация Бога и мира в философии Фомы Аквинского

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

  • реализм: универсалии (идеи) существуют самостоятельно как формы божественного разума;
  • номинализм: универсалии существуют только в рамках человеческого разума;
  • концептуализм: универсалии (вещественные объекты) реально существуют в природе, но в сознании человека происходит постижение божественного замысла, идеи и формы.

Интеллектуальная рациональная деятельность признавалась как одна из необходимых черт для формирования веры. Схоластика активно использовалась в университетах, католических орденах, в монастырях. По сути, это была единственная возможная на тот момент форма философии.

Восхождение к божественной истине виделось Фоме Аквинскому при помощи разума, однако, он признавал, что этот способ доступен не всем, поскольку помимо разума требуется еще достаточно много времени и сил, а при этом возможны всяческие заблуждения. Поэтому, по мнению философа, необходимо божественное откровение, чтобы Бог открылся людям даже в тех моментах, которые человек не способен понять в виду его ограниченности.

Фома Аквинский выводит следующие рациональные доказательства бытия Бога. Он:

  • первое движущее, которое не движимо ничем;
  • первая действующая причина;
  • сущее, необходимое само по себе;
  • причина всякого совершенства;
  • разум, который все природные вещи направляет к определенной цели.

Первое доказательство означает, что все в мире движется, а оно в свою очередь приводится тем, что само активно. Но эту цепочку невозможно повторять до бесконечности, перводвигатель у Фомы Аквинского – Бог. Тоже самое со второй причиной: у всего, что происходит в этом мире, есть причина, ничего не бывает просто так. Раскручивая цепочку причин, она приведет к первопричине – Богу. Третье доказательство связано с тем, что вещи появляются и уходят, вечное бытие невозможно, если все уходит, то в мире когда-нибудь ничего не будет. Все, что появляется, приходит через сущее. Не может быть все сущее случайным, должно быть что-то, что задает потенцию необходимым сущностям, то, что не имеет внешней причины своей необходимости, но является причиной для всех остальных причин. Это снова Бог. Он – основа всякого совершенства и развития всего, что есть в мире. Последнее доказательство гласит, что все предметы в мире представляют собой определенную систему или порядок, в своем движении они подчиняются целесообразности, однако это не случайно, здесь проявляется рука Бога, поскольку это его сознательная воля руководит развитием.

Доказательство второе. От производящей причины

Этот аргумент базируется на утверждении, что каждая вещь, каждое явление является следствием какой-либо производящей причины. Дерево, согласно ему, вырастает из семени, живое существо рождается от матери, стекло получается из песка и так далее. При этом никакая вещь в мире не может быть причиной самой себя, так как в таком случае нужно было бы признать, что она существовала до своего появления. Другими словами, яйцо не может само себя снести, а дом – себя построить. И в итоге снова получается цепочка бесконечных причин и следствий, которая должна упираться в первоисточник. Его существование не является следствием предваряющей причины, но сам он является причиной всего остального. А не будь его вовсе, то не было бы и процесса производящих причин и следствий. Этот первоисточник и является Богом.

О доказательствах святого Фомы

Святой Фома Аквинский – это знаменитый католический богослов, труды которого приобрели статус официального вероучения западной церкви, руководимой папским престолом в Риме. Упомянутые 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского были изложены им в фундаментальном труде, который называется «Сумма теологии». В нем автор в числе прочего утверждал, что доказать существование Творца можно двумя путями, а именно с помощью причины и с помощью следствия. Другими словами, речь идет об аргументах от причины к следствию и от следствия к причине. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского основываются на втором подходе. Общая логика их такова: так как имеются очевидные следствия причины, то сама причина также имеет место быть. Фома утверждает, что бытие Бога не очевидно для людей. Поэтому доказать его существование можно, если рассматривать Творца как первопричину очевидных нам следствий. Это утверждение и берет за основу святой Фома Аквинский. 5 доказательств бытия Бога, кратко описанные, конечно же, не позволят в полной мере оценить глубину мысли этого выдающегося богослова, но вполне помогут составить общее впечатление о затронутой проблеме.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии. Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры

Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.


Основным принципом учения Фомы является гармония разума и веры

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Like this post? Please share to your friends: