Основания науки
Замечание 1
Источником для формирования научного мировоззрения и науки как таковой выступают ее основания – идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.
Идеалы и нормы исследования представляют собой своеобразную карту-схему, согласно которой должна выстраиваться методология научной работы, т.е. средства и способы освоения и описания объектов исследования. Для каждого периода развития науки выстраивается своя схема, которая содержит ряд взаимосвязанных уровней от глобального, дающего представления об универсальных методологических установках, до регионально-конкретного, учитывающего специфику не только объекта научного познания и отрасли знания, но научных традиций исследования конкретного региона.
Научная картина мира представляет собой особую форму теоретического знания, в которой находят свое отражение актуальные научные теории, интегрированные в единую непротиворечивую систему, отражающие представления о реальности на данном этапе исторического развития человечества. Научная картина мира не только определяет объект исследования науки и перспективные направления ее развития, но также позволяет соотносить между собой данные различных отраслей.
Философские основания науки имеют двоякий характер, они одновременно выступают частью науки и лежат вне ее. Главной задачей философских оснований является придание научному знанию ценностной оценки, его обоснование и перевод на язык обыденного сознания. Далеко не все теоретические знания и открытия получают свое практическое воплощение и результат, в ту эпоху, в которую они были сделаны, а потому часто остаются непонятными для широкой аудитории. Роль философских оснований заключается в создании своеобразного моста, который позволяет оценить обыденному зрителю ценность научных изысканий.
↑ Понятие “истина”. Виды истины.
Истина – это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.
Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.
Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).
Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.
Объективная истина – это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.
Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она – субъективна.
Субъективная истина – это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).
Субъективность истины – это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.
Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.
Различают абсолютную и относительную истину.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, “Птицы имеют клюв”, “Люди смертны” “Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)
Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).
Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:
1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;
2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.
Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Понятие науки и истины
Понятие науки является многозначным и включает в себя три основных аспекта:
- познавательная деятельность человека,
- система объективных знаний, полученных в ходе познавательной деятельности,
- социальные структуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется.
Наука ставит перед собой цель получения объективной истины в виде знаний об окружающем мире. В ее задачи входит описание наблюдаемых объектов и феноменов, раскрытие их сущности и достоверное прогнозирование их поведения в будущем. В настоящее время наука рассматривается человечеством в качестве основания для выстраивания современной картины мира и представлений о бытии, а развитие общества тесно связано с научно-техническим прогрессом.
Статья: Объективная истина и наука
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Перспективы развития науки и общества связаны с необходимостью получения такого знания, которое соответствовало бы критерию объективной истины, т.е. являлось бы независимым от субъективных особенностей исследователя или человеческой природы, а было бы полностью детерминировано характеристиками самого объекта познания. Идеалом развития науки выступает абсолютное знание – имеющее всеобщий, полный и законченный характер, однако оно остается потенциально недостижимым, а деятельность науки связана с постоянным улучшением относительной истины знания, имеющего неполный и частных характер в сравнении с перспективным знанием будущего.
История развития науки
Наука и научное знание, равно как и категория объективной истины зародились в глубинах философии, однако, с тех пор была осуществлена огромная эволюция науки, которая трансформировала представления не только о мире, но и о самой науки и о знаниях, которые она может получить. Традиционно в развитии науки выделяют ряд этапов:
- математический,
- естествознания,
- технических и гуманитарных наук,
- современный.
Математика стала первой дисциплиной, выделившейся за рамки философского знания и обретшей собственный самостоятельный статус науки. С одной стороны, этому способствовал сам абстрактный характер научного знания – как только число, а также геометрические фигуры, были отделены от практики (счета предметов, разграничения полей и т.д.), они превратились в самостоятельные объекты исследования, позволяя открывать такие их свойства, которые на практике невозможны (ноль как точка отсчета, существование отрицательных чисел). С другой стороны, большую роль сыграла специфическая культура древней Греции, в которое главное значение при определении ценности знания играл не авторитет ученого, а созданная им система доказательств. Необходимость использования доказательной базы позволило сформировать схему – тезис – доказательство – знание, а также способствовало развитию логики.
Дальнейшее развитие науки было связано с применением схем изучения математики к проблемам естествознания, что было невозможно в античный период из-за специфики античного мировоззрения. Данный переход осуществляется лишь в эпоху Возрождения, тогда же оформляется и экспериментальный метод, позволяющий на практике проверять выдвигаемые гипотезы. Формируется особый – научный тип мировоззрения.
Практическое использование знаний, полученных наукой создает почву для нового этапа ее развития. Внедрение научных знаний в технологии производства и их совершенствование, создание машинного труда, стимулировало развитие технических наук, которые изначально возникают на стыка естествознания и техники, но быстро отмежёвываются от естественных наук, обрастая собственной методологией. В свою очередь индустриальная революция повлекла за собой значительные социальные изменения, которые также требовали осмысления и получили его сначала через философские концепции, а затем через новые, гуманитарные отрасли научного знания.
Современный этап развития науки характеризуется не только высокой степенью ее дифференциации, но и наличием развитых поперечных связей, интеграцией данных различных дисциплин и даже областей науки в единую картину мира, возникновения и развития синтетических теорий. В тоже время находясь на гребне технологической цивилизации, наука все чаще подвергается критическому осмыслению, а именно ее роль локомотива развития человечества.