Ценность истины: важность правды в современном мире

Истина и ее критерии

Истина сочинение

Такое сложное слово – истина. Сразу и не поймешь, что оно означает. По моему мнению, истина – это то же самое, что и правда. Но в более глобальном смысле.

Человек рождается, делает первые шаги, смеется и плачет, познает этот мир. В первые годы жизни все ему кажется большим, красивым, непознанным, мир для него не имеет границ. Маленький ребенок удивляется мелкими вещами: как восходит солнце, как поет птица, как бежит где-то животное, как лает собака, он любуется своей мамой (эссе), любуется природой и каждый день для него – как впервые. Затем ребенок идет в садик и познает радость общения, счастье дружбы. Но когда ребенок вырастает и становится взрослым, он смотрит на этот мир уже иначе. Он уже понимает, как устроен этот мир, понимает много сложных вещей, которые в детстве вызывают лишь удивление, страх и непонимание.

Истина – это осознание правды. Осознание того, что таких как мы, людей на свете – миллионы, что каждого ждет своя судьба, свое призвание, каждому отмерено свой возраст. Принятие истины – это принятие того факта, что время постоянно мчится вперед и вернуть его обратно никто не имеет возможности. Подобные вещи слишком сложны для детского понимания и приходят в сознание только в период взросления.

Часто можно услышать высказывание о том, что у каждого своя истина. Отчасти это так.

Ведь каждый человек сам для себя выбирает, по каким принципам ему жить, какими правилами руководствоваться. Но все-таки в любом обществе существуют четко определенные требования морали и юридические нормы, которые координируют жизнь членов этого общества. Они возникают как определенная общая единая истина. Существует мнение, что все юридические законы построены на библейских заповедях. Слова о том, что нельзя завидовать, убивать, воровать, что надо уважать своих родителей и не говорить зла о ближних людей – ни у кого не вызывают сомнения. По моему мнению, у них спрятана самая истина жизни – доброта. Доброта руководит людьми, так же как и зло. Ведь и зло побуждает людей к определенным поступкам и для многих людей оно является ориентиром в жизни, но зло никогда не приведет человека к счастью, только относясь к людям по принципу: как ты ко мне, так и я к тебе, – приведет человека к гармонии с собой. Правда в том, что каждый человек себя любит, даже если этого не признает. И он внутренне желает к себе хорошего отношения, хочет, чтобы всегда его поступки и старания всегда были адекватно оценены, чтобы его таланты были замечены, а мнение учтено. И только проявляя в окружающих подобную заботу, можно рассчитывать на соответствующее поведение в отношении к себе.

Кроме того, истина заключается в плавучести времени. Время идет и ничего его не вернет. Человек должен осознать, что это так и не иначе. А значит, ценить необходимо каждый новый день, делать что-то прекрасное, реализовать себя, исследовать мир и себя в нем. Человек должен найти свое место, найти свое дело. Полезный труд, как нечто, возвеличивает человека и наполняет его жизнь смыслом.

Итак, истина – очень сложное понятие, размышлять о нем – дело нелегкое. По моему мнению, каждый человек вкладывает в него свой смысл.

#3

“…вы выказываете себя праведниками, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом.” Луки 16:15.

Как легко желать защищать себя, когда кто-то обвиняет меня или говорит обо мне что-то, что мне не нравится! Моя честь и репутация так важны для меня! Но в этом стихе написано, что Бог смотрит на мое сердце. Иисус ни разу не согрешил, и несмотря на это Ему пришлось умереть на кресте, как преступнику. Но Бог знал, что Он был непорочен, поэтому Он возвысил Его и дал Ему имя, которое превыше всякого имени. (Флп. 2: 9.) Иисус понимал, что честь от людей ничего не значит. Он искал того, как угодить одному Богу. Таким образом, Он оставил нам великий пример для подражания. Когда мы страдаем, будучи обвиняемы, справедливо или даже несправедливо, или когда мы не получаем признания за то, что сделали, мы можем помнить, что живем перед лицом Бога, и быть уверенными, что наши сердца чисты. И тогда то, что люди говорят или думают на самом деле значит меньше, чем ничего!

В этом стихе также говорится, что то, что высоко у людей является мерзостью перед Богом. Это великая истина, которой нужно твердо держаться. Общество, СМИ и разные люди могут попытаться увлечь нас в разные стороны. И большая часть мира следует за ними без особых раздумий. Но все это мерзость в глазах Бога. Если я действительно вижу вещи так, как Он видит их, тогда я не обязана следовать за «большинством», но я могу мирно и радостно следовать по своему собственному пути, ведущему в небеса.

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Определение 1

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

#1

“Бог гордым противится, а смирённым даёт благодать.” 1 Петра 5:5

Как человек, я движима гордостью. Даже если я хочу быть доброй по отношению к другим, в глубине души я нахожу в себе чувство гордости, когда вижу, как я реагирую в разных ситуациях. Я хотела бы быть лучше, скрывая свои слабости. Я хотела бы, чтобы последнее слово всегда было за мной. Заботиться о своём «я», обо «мне» и «моём». чего бы это ни стоило.

Но в Библии сказано, что Бог гордым противится. Истина заключается в том, что добиваться своей воли во всём не может сделать меня счастливой. Многие люди богаты, успешны и знамениты. Но все это не является гарантией внутреннего мира и покоя. Если человек страдает от гордыни и эгоизма, тогда он не может быть полностью счастлив и находиться в покое в своем внутреннем человеке.

Но есть надежда! Когда я смиряюсь и признаю, что на самом деле полна гордости и нуждаюсь в Божьей помощи, чтобы стать свободной, тогда Он посылает мне благодать (помощь) для победы. Я испытала, что, смиряя себя, признавая правду о себе, я освобождаюсь от беспокойства, которое возникает, когда я ищу своего. Быть правой, поступать по-своему и подниматься по лестнице успеха теряет смысл, когда я вижу, что эти вещи на самом деле ничего не значат с точки зрения вечности.  

#4

“И познаете истину, и истина сделает вас свободными.”  Иоанна 8:32.

Я много раз думала об этом стихе. Бог хочет, чтобы я познала истину, особенно истину о самой себе. Иисус говорит в Марка 10:18, что никто не благ, кроме Бога. Павел тоже пишет, что даже когда я хочу творить доброе, я все равно нахожу, что живет во мне злое. (Римл. 7:15.) Требуется немало смирения, чтобы согласиться с тем, что во всем, что я нахожу, даже когда я хотела сделать что-то хорошее, было так много «самой меня».

В Мал. 3: 2 написано об огне расплавляющем и щелоке очищающем. Их действие я ощутила, когда увидела истину о себе. Это похоже на пылающий огонь. Если я соглашаюсь с истиной и повинуюсь ей, этот огонь пожирает весь грех, который живет во мне, и очищает моё сердце. Это причиняет мне боль, но также дает мне силы. Этот огонь освобождает меня от греха. И щелок очищающий – не особо нежен в своём обхождении, но он может принести освежение, очищение и освобождение, если я принимаю истину и преклоняюсь перед лицом Бога.

Истина имеет свою цену. От меня требуется, чтобы я отказалась от всего своего. Однако взамен я получаю всё – всё, что имеет значение для вечной жизни. И те, в ком истина, понимают, что ее ценность выше всего, того, что мы можем собрать здесь на этой земле.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

#2

“Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.” 2 Кор. 4:18.

Вещи, которые мы видим – временны. Все, что у нас есть на этой земле, дано нам только на время. Это можно «знать». Но совсем другое – быть настолько уверенным в этом, что я навсегда меняю свой курс, так что мое сокровище находится на небесах, как Иисус говорит об этом в Матф. 6:20.

Что является сокровищем на небесах?  

Написано, что слово стало плотью в Иисусе, что означает, что Он жил по слову Бога, и эти слова стали Его жизнью. (Иоанна 1: 1-4,14.) И это также возможно и для меня – жить этой жизнью, умерщвляя силой Святого Духа свою греховную природу. Иисус сказал, что мы можем следовать за Ним, отвергнув себя и взяв свой крест. (Матф. 16:24.) Это означает, что я должна отказаться от своей сильной воли, которая идет вразрез с тем, что Бог хочет для меня и выбрать идти по тому пути, по которому Он ведет меня. Затем Бог приведёт меня на путь спасения, и я смогу переживать, как Его естество наполняет меня. (2 Петра 1: 4.) Я начну замечать ценность отказа от своих собственных идей, мнений и желаний, которые противоречат воле Бога, потому что я увижу, что «невидимое» может принести мне истинную радость, которая превосходит преходящее удовольствие от земных вещей.    

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

Виды истины:

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Дайте наиболее полное и развернутое определение понятия истина

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021 запись закреплена

Разбираем тему «Понятие истины, её критерии»

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Абсолютная истина —

Относительная истина —

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение. Ложь. Человек осознаёт, что его знание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное Заблуждение. Человек принимает ложное за истину.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику. Но существуют явления, истинность которых нельзя проверить при помощи практики. (Например, мистические и трансцендентальные знания)

25.1 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине − одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины.

25.2 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины − одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

25.3 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о любом критерии истины − одно предложение, раскрывающее конкретность истины.

Источник

Like this post? Please share to your friends: