Истина и заблуждение: власть человека

Понятие истины

Определение 1 Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.

Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку

Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания

Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.

Данное соответствие имеет несколько характеристик.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.

Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.

Определение 2

Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.

Определение 3

Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Истина и заблуждение 420 ₽ Реферат Истина и заблуждение 250 ₽ Контрольная работа Истина и заблуждение 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В ходе человеческого познания проявляется диалектическая взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина является суммой истин относительных. Относительные истины, в свою очередь, уточняются и обогащаются в процессе познания, стремясь к абсолютной истине, как к пределу. Вместе с этим, относительные истины являются и частями абсолютной истины, каждая относительная истина всегда является «зерном» абсолютной истины.

Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.

Булгаков м. а. — Что есть истина — сочинение

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие. Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние. Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой. В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: “Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику. Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности. В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни… Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Человечество, обладающее истиной, обладает величайшим преимуществом перед вселенной. Другой разговор, что человечество не всегда правдиво с самим собой, не всегда признает свои ошибки, не всегда находит силы взглянуть правде в глаза. Тем временем, правда – категория, делающая людей лучше в собственных глазах и в глазах окружающих.

Проблема

В своем тексте Л.Н. Толстой поднимает проблему правды, которая способна при правильном использовании этого понятия, изменить весь мировой уклад к лучшему.

Комментарий

Автор уверен, что самые важные жизненные изменения человечества происходят не под влиянием армий, революций, решений правительства. Все, что для перемен нужно – изменить взгляды общества на возникающие проблемы. А взгляды и убеждения социума поменяются при простейшем условии – всем и всегда говорить правду.

Не нужно выдумывать несуществующих истин, не нужно изобретать велосипед, нельзя полагаться на опыт прошлого. Только при соблюдении этих условий будет возможным безболезненное преобразование нашей несовершенной жизни.

Чтобы избавиться от того, что тяготит нас в жизни, уничтожить преследующие нас бедствия, нужно просто не лгать, не поддаваться намеренному обману, не говорить того, чего на самом деле не думаем. Нужно всего лишь понимать, что вся сила общества в правде, в умении высказать ее бесстрашно, в умении не совершать глупых и недостойных поступков.

Правды боятся больше, чем многотысячных армий или революций. Для того, чтобы сокрушить истину, спрятать ее от глаз миллионов, правительство вводит жесточайшую цензуру, подкупает газеты и другие средства выражения общественного мнения.

Основная сила каждого человека скрывается не в книгах или газетах, она прячется в открытых мыслях каждого благоразумного человека, которые он высказывает откровенно жене, товарищам, самым близким людям.

Одному человеку достаточно высказать свое истинное правдивое мнение, его подхватят миллионы, ему откликнутся даже те, кто доселе думал иначе и просто не понимал своих истинных предпочтений. Следом за этим произойдет изменение в поведении людей, изменятся их поступки.

Авторская позиция

Автор сетует на то, что имея в своих руках такое оружие как истина, люди продолжают жаловаться на жизнь и ничего не делать. Один боится сказать правду из-за возможной утраты материального благополучия, второй потому, что хочет достичь славы и власти и впоследствии помогать людям, третий просто не хочет оскорблять людей.

Л.Н. Толстой уверен, что жизнь изменится только тогда, когда старое общественное мнение заменится на новое, свежее. А это возможно только при смелом высказывании новейших требований. Только истина поможет изменить неудовлетворяющий порядок жизни.

Своя позиция

С автором невозможно не согласиться. В современном обществе действительно слишком много лжи. Все боятся сказать правду, высказать смелое мнение, отличающееся от других. Возможно, боятся последствий, или же просто опасаются выглядеть глупо.

Если же кто-то найдет в себе силы раскрыть обществу правду, истину, то жизнь непременно преобразуется.

Аргумент 1

Проблему правды поднимали многие писатели и поэты. Сразу вспоминается пьеса М. Горького «На дне», где вопрос о правде рассматривается с двух противоположных сторон – с позиции Сатина и старца Луки. Первый был за то, что правда – это первостепенно для жизни, нужно жить только правдой, и тогда человек сможет реально взглянуть на вещи, на окружающую его жизнь.

Лука же проповедовал значимость лжи во спасение, однако его праведная ложь привела лишь к несчастьям – Пепел оказался на каторге за убийство, Наташа пропала, Актер повесился. М. Горькому больше близка позиция Сатина, так как на пороге 20 века значимость человеческого могущества признавалась практически всеми творческими людьми. Правда – главное оружие современного человека.

Аргумент 2

Правда всегда меняет человека к лучшему, к лучшему меняется и его жизнь. К примеру, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» единственным выходом для главного героя – Родиона Раскольникова – стало признание в содеянном им грехе, убийстве старухи-процентщицы.

Только высказанная вслух правда помогла ему избавиться от ужаснейших внутренних терзаний. Несмотря на то, что он оказался в заключении после признания, в его выздоровевшей душе зрел план, как устроить дальнейшее благополучие людей.

Правда облагораживает человека, она возвышает его, помогает быть уверенным в себе и в окружающих людях. Попробуйте всегда говорить правду, и вы увидите, как ваше существование приобретает совершенно новое осмысленное значение.

Коперник

Геоцентрическая модель мироздания на протяжении тысячелетий отвечала интересам религиозных и государственных деятелей: Земля, как центр Вселенной, занимает особое положение, они «избрана» Богом. Этот факт считался непреложной истиной, в которой не надлежит сомневаться никому. Однако такая модель не могла объяснить множество явлений: например, странное поведение планет, которые не подчинялись законам движения остальных небесных светил.

Живший в XVI веке польский астроном Николай Коперник предложил другую, более совершенную модель мироустройства, в которой Земля и остальные планеты вращались вокруг центрального светила – Солнца. Она хорошо объясняла странности в движении планет, появилась возможность вычислить размеры Солнечной системы и узнать законы, по которым двигались все небесные тела.

Однако такая революционная гипотеза была названа Церковью кощунственной и несущей угрозу для всего миропорядка. Причина такой реакции довольно проста: мысль Коперника о заурядности планеты Земля ставила под сомнение слова Библии, более того, угрожала авторитету церкви, которая до этого считала себя монополистом в объяснении того, как устроена Вселенная.

Эссе на тему: «Что есть истина»

ID (номер) заказа 1160053

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Требуются доработки? Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Истина принадлежит человеку, а заблуждение – его эпохе (И. Гёте)

Иоганн Вольфганг Гёте относится к личностям, много поведавшим на своём веку. Этот человек пережил ряд событий мирового масштаба XVIII-XIX веков и оставил после себя величайшее литературное наследие разных жанров. Его высказывание об истине и заблуждении – бессмертно и останется актуальным во все времена. Данное выражение несёт двоякий смысл, но, тем не менее, я соглашусь с автором, так как оба направления мысли верны.

С одной стороны высказывание писателя можно рассматривать, как отношение общества к конкретному человеку. Во все времена находились непризнанные гении, которых считали глупцами их современники. Многие из них были возвеличены только после смерти, когда с общества спадала пелена незнания благодаря приверженцам великих идей. Для примера возьмём личности Галилео Галилея. Сегодня вряд ли найдётся человек, который не слышал этого имени. Галилео Галилей сыграл важнейшую роль в истории становления астрономии, как науки. Человек, построивший первый телескоп, изучивший поверхность Луны, солнечные пятна и многие космические объекты, при жизни был окружён критикой и непониманием. Годы жизни великого учёного припали на XVII век – эпоху правления религии, а не науки. Галилею принадлежала истина, а религиозному обществу его эпохи – заблуждение. Прошло более ста лет, прежде чем человечество оценило огромнейший вклад гения в современную науку.

Аналогичный пример – Грегор Иоганн Мендель. Открытия учёного в области генетики были не признаны при жизни. Изучая в собственном саду принципы наследственности, Мендель сталкивался с всеобщим непониманием. И снова прошли годы, прежде чем австрийского учёного посмертно признали основоположником генетики, назвав в его честь два закона науки о наследственности. Снова истина одного человека столкнулась с заблуждением целой эпохи.

Однако высказывание Иоганна Гёте можно проанализировать в другом контексте, когда истина, принадлежащая человеку, не является истинной в прямом её смысле, а является таковой только для конкретной личности. В таком случае существует вера во что-то, не являющаяся действительностью, но воспринимающаяся, как истина. И вот когда такая истинная вера охватывает не одного человека, а расползается в обществе, людей охватывает заблуждение, больше похожее на гипноз. Такое состояние ярко демонстрирует гитлеровский фашизм, когда истина одного человека выражалась в одержимости чистокровной арийской нацией и распространялась подобно болячке на немецкий народ. В этом случае истина была ложной, но послужила источником заблуждения эпохи.

Подводя итоги, можно сказать, что Иоганн Гёте – личность, ярко демонстрирующая суть своего высказывания. Ведь он был не кем иным, как свидетелем истинных событий Семилетней войны, Французской революции, разделения Англии и Америки, наполеоновского правления и последующих за ним лет. За свою жизнь человек накопил несметное количество знаний, личного опыта, который по праву можно считать истиной. Тем же, кто родился на полстолетия позже писателя, приходилось изучать описываемые события уже из книг, не всем и не совсем понятных. Я полностью согласна с автором – истина может быть доступна одному человеку, и она всегда будет сопровождаться заблуждением большинства. И даже когда пелена заблуждения спадает, на горизонте появляется новая действительность, новый гений, несущий истину. И снова рождается заблуждение. Уже в новой эпохе. Это вечный неразрывный круг. Это сущность человеческого бытия.

Выбери ответ

Читать далее >>

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания

Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Вариант 7

Истина – это то, что правда на самом деле. Иногда бывает трудно понять, что именно является истиной, а что нет. Все люди хотят знать правду, но часто она скрыта от нас.

Истину можно узнать, если обратить внимание на факты и доказательства. Например, если кто-то говорит, что солнце светит только днем, то это истина, потому что мы сами видим, как солнце светит днем, а ночью его не видно

Иногда истина может быть больно для нас. Например, если плохо сдать экзамен, то это правда, но она может быть обидной. Но лучше знать правду, чем жить в сказочном мире.

Иногда люди скрывают правду, потому что им стыдно или они боятся наказания. Но это плохо, потому что ложь может причинить больше вреда, чем правда.

Истина часто меняется в зависимости от точки зрения. Например, один человек думает, что снег – это чудо, а другой считает, что это просто мокрая грязь. Оба они правы, потому что у каждого своя истина.

Иногда истину можно понять, только если узнать мнение других людей

Важно слушать друг друга и уважать чужие точки зрения

Истина может быть сложной или простой, но всегда важно стремиться к ее поиску. Это поможет нам лучше понимать мир и себя самих

Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1

ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель

Эссе на тему: «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия» (И.В. Гете)

Хочется начать, пожалуй, с того, что данное высказывание величайшего немецкого философа и поэта посвящено такому интереснейшему разделу обществознания, как правоведение. Оно говорит о различных регуляторах общественной жизни, сущности права и его связи с приличием.

Современное общество XXI века сложно представить без права. Ведь даже с самого рождения мы получаем наше естественное право – право на жизнь. Однако что же такое право? Право – совокупность общеобязательных правил, охраняемых силой государства. Права людей регулируются законами, что позволяет нам чувствовать себя в обществе более защищенным, при этом их соблюдение является нашей обязанностью перед государством, в противном случае – следует привлечение к юридической ответственности в соответствии с кодексами, содержащими в себе меры наказания. Иоганн Вольфганг фон Гете в своем высказывании приравнивает право к одной из форм насилия. Я абсолютно солидарна с данной точкой зрения, ведь возможно человек не всегда поступает так, как ему хочется, потому что знает, что в ответ могут последовать определенного рода наказания, санкции. Мало кто хочет для себя неприятных последствий, поэтому приходится поступать скорее так, как «надо». Таким образом, соблюдение законов принуждает человека к чему-то, что в общем то можно сравнить с насильственными действиями в адрес этого индивида.

Второй же формой насилия, по мнению Гете, являются приличия или же нормы морали. Нормы морали – это определенные стандарты и предписания, которые регулируют поведение людей в обществе. Нет, они нигде не прописаны, в отличие от права, они по сути не обязательны к исполнению. Однако их несоблюдение также приводит к определенным последствиям. Нормы морали устанавливаются обществом, поэтому их несоблюдение пресекается именно обществом.

Связью законов и приличий является то, что они обязывают человека к совершению поступков лишь определенного рода, регулируя тем самым нашу общественную жизнь. Несоблюдение их подразумевает собой мирные формы наказания. Однако отличие между ними заключается в том, что несоблюдение законов повлечет собой тюремные сроки, исправительные работы, компенсации за ущерб (в зависимости от степени тяжести совершенных поступков), в то время как несоблюдение норм морали – непринятие человека в социуме, игнорирование его просьб, в той или иной форме издевательства в его адрес.

Приведу пример нарушений норм морали из своего социального опыта. Очень часто, проходя по улице мимо подростков, можно услышать нецензурную лексику. Для воспитанных людей – это неприемлемое поведение. Данный поступок сразу вызывает отвращение у окружающих. Такое чувство возникло и у меня. Для человека нашего века характерна высокоразвитая толерантность, в следствие которой большинство людей постарались «этого не заметить».Однако проходившая мимо пожилая женщина решила не молчать и пресечь неуважительное отношение. Она сделала замечание молодым людям. В их глазах можно было заметить раскаяние и они обязались не повторять такого вновь..

Примером нарушения закона может стать кража чужого имущества. Однажды я стала свидетелем кражи в общественном месте, что, конечно, тоже вызвало огромный спектр негативных эмоций. Подобного рода нарушения регулируются уголовным кодексом РФ.

В заключении я хочу сказать, что создание законов, борьба людей за права (примеров к которым в нашей истории можно найти очень много), а также моральные и этические нормы – это важная составляющая нашей жизни. Несмотря на то, что закон и приличия громко называются «формами насилия» – это необходимость. Ведь это залог высокой правовой культуры в обществе и справедливости.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

  1. Общественная практика.

    Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

    Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

  2. Соответствие законам природы.Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
  3. Логичность.

    Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

    Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

  4. Ясность.Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Like this post? Please share to your friends: