Два мнения: правильное и неправильное. Как выбрать?

Мораль и истина « разная россия. разные события
мораль и истина «  разная россия. разные события

Мораль и истина

Пишет Исида сегодня

Количество слов в статье: 529 Займет времени на прочтение: 3 минуты

Уже прочитали 140

Мораль и истина, дополняют ли, друг друга эти два определения по “общепринятому восприятию”?
Или, же вступают в противоречия?
У автора есть своя точка зрения, поскольку разные мнения в “думающем” обществе необходимы, и отсутствие иного мнения опасны для государственности.

Наверно, споры о том, что есть истина, что есть мораль, насколько мораль определяет истину, и определяет ли её вообще, существует ли истина в последней инстанции, и чья «мораль» более правильная, стары как мир…

Мораль и право. Право и мораль. Закон и справедливость. Мораль и истина. Истина. Не призрачна ли она?
«Возлюби ближнего своего, как его возлюбил Господь»?
Это истина?

Но, для того чтобы «возлюбить ближнего своего», необходимо, как минимум, избавиться от искушения совершать «тяжкие грехи».
Как максимум, не свершать «семи смертных грехов»,
А это уже посложнее будет.
Потому как человек, это такое существо, которое умышленно и намеренно совершает эти грехи.

Животное никогда не убьёт другое животное без необходимости (пропитание), но ведь именно так устроена “цепочка” выживаемости самим Создателем.
«Грехи ведут к смерти»…
Однако, к смерти ведёт сама жизнь, как бы кощунственно это ни звучало.
Никто не “выдерживает” все – умирают.
И грешники, и праведники.

Другой вопрос, с каким “багажом” мы, каждый из нас, предстанет перед Создателем…
И, это важно, для каждого из нас…
А есть ли эти семь грехов, есть ли эти десять заповедей, следовать ли им, каждый определяет для себя сам.
Потому как ему, и только ему придётся отвечать.
Даже если здесь, в этом мире ему удастся избежать кары.
“И каждому аз воздам..”
«Но написано что за недостаток понимания народ гибнет».
Однако, разве это не выбор самого «народа».
Он сам отошёл от принципов и прописных истин.
И разве возможно поставить свою голову, внедрить своё сознание, если «народ» сам того не пожелает.
Очистить душу значительно сложнее, чем замарать. Бесспорно, нужно нести “светлое, доброе, вечное”, насколько и у кого хватит сил и умения, очень важно, чтобы душа была для этого открыта.
А открыть её сможет только сам носитель этой души, своей души.
Вопрос в том, как это делать.
Так, чтобы это дало свой результат.
То есть, достигло цели.
Повернуть самосознание к тому, чтобы человечество повернулось к истинным ценностям, но с учётом реальности сегодняшнего дня.
Право гарантирует государство (Конституция РФ).
Законы создают те, кого мы сами избираем.
А кого “казнить”, или “миловать”, решает ОДИН СУДЕЙСКИЙ ЧИНОВНИК.
Есть право обжаловать?
Есть.
Обязан судья исполнять процессуальный закон?
Обязан.
А кто решает, исполнил, или нет?
Так и в чём же “мораль истины”?

Бесспорно, нужно нести “светлое, доброе, вечное”, насколько и у кого хватит сил и умения, очень важно, чтобы душа была для этого открыта.
А открыть её сможет только сам носитель этой души, своей души.
Вопрос в том, как это делать.
Так, чтобы это дало свой результат.
То есть, достигло цели.
Повернуть самосознание к тому, чтобы человечество повернулось к истинным ценностям, но с учётом реальности сегодняшнего дня.
Право гарантирует государство (Конституция РФ).
Законы создают те, кого мы сами избираем.
А кого “казнить”, или “миловать”, решает ОДИН СУДЕЙСКИЙ ЧИНОВНИК.
Есть право обжаловать?
Есть.
Обязан судья исполнять процессуальный закон?
Обязан.
А кто решает, исполнил, или нет?
Так и в чём же “мораль истины”?

Спасибо, что прочитали статью.

Можно без регистрации.

Подпишитесь на сайт.

Вам будут приходить уведомления о новых публикациях.

Пожалуйста, поставьте оценку.

Это важно для того, чтобы Вам было интересней!

С уважением к Вашему мнению.

Публикации разных лет

Публикации разных летВыберите месяц Апрель 2023  (2) Март 2023  (2) Февраль 2023  (2) Ноябрь 2022  (2) Октябрь 2022  (2) Сентябрь 2022  (2) Август 2022  (1) Июнь 2022  (1) Май 2022  (1) Апрель 2022  (1) Март 2022  (1) Февраль 2022  (1) Январь 2022  (2) Декабрь 2021  (2) Ноябрь 2021  (2) Октябрь 2021  (3) Сентябрь 2021  (2) Август 2021  (1) Июль 2021  (1) Июнь 2021  (3) Апрель 2021  (1) Март 2021  (1) Январь 2021  (1) Декабрь 2020  (1) Ноябрь 2020  (1) Октябрь 2020  (1) Сентябрь 2020  (2) Август 2020  (4) Июль 2020  (2) Июнь 2020  (5) Май 2020  (1) Апрель 2020  (3) Март 2020  (1) Декабрь 2019  (1) Ноябрь 2019  (1) Октябрь 2019  (2) Август 2019  (1) Июль 2019  (8) Июнь 2019  (5) Май 2019  (1) Апрель 2019  (2) Март 2019  (1) Январь 2019  (3) Декабрь 2018  (1) Ноябрь 2018  (1) Октябрь 2018  (1) Сентябрь 2018  (2) Август 2018  (2) Июль 2018  (1) Май 2018  (1) Декабрь 2017  (5) Ноябрь 2017  (3) Октябрь 2017  (2) Сентябрь 2017  (3) Май 2017  (2) Апрель 2017  (1) Март 2017  (1) Декабрь 2016  (4) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (1) Август 2016  (5) Июль 2016  (1) Май 2016  (2) Апрель 2016  (5) Март 2016  (6) Февраль 2016  (2) Январь 2016  (8) Декабрь 2015  (1) Ноябрь 2015  (1) Октябрь 2015  (2) Сентябрь 2015  (1) Август 2015  (1) Июль 2015  (3) Июнь 2015  (6) Май 2015  (1) Апрель 2015  (1) Март 2015  (1) Январь 2015  (1) Декабрь 2014  (10) Ноябрь 2014  (3) Октябрь 2014  (1) Сентябрь 2014  (2) Август 2014  (2) Июль 2014  (1) Май 2014  (4) Апрель 2014  (6) Март 2014  (8) Февраль 2014  (10) Январь 2014  (7) Декабрь 2013  (3) Ноябрь 2013  (6) Октябрь 2013  (9) Сентябрь 2013  (7) Август 2013  (10) Июль 2013  (10) Июнь 2013  (3) Май 2013  (6) Апрель 2013  (6) Март 2013  (5) Февраль 2013  (11) Январь 2013  (12) Декабрь 2012  (11) Ноябрь 2012  (9) Октябрь 2012  (18) Сентябрь 2012  (12) Август 2012  (9) Июль 2012  (7) Июнь 2012  (14) Май 2012  (10) Апрель 2012  (13) Март 2012  (21) Февраль 2012  (24) Январь 2012  (21) Декабрь 2011  (17) Ноябрь 2011  (17) Октябрь 2011  (29) Сентябрь 2011  (16) Август 2011  (22) Июль 2011  (16) Июнь 2011  (8) Май 2011  (13) Апрель 2011  (13) Март 2011  (10) Февраль 2011  (9) Январь 2011  (21) Декабрь 2010  (10) Ноябрь 2010  (25) Октябрь 2010  (16) Сентябрь 2010  (21) Август 2010  (36) Июль 2010  (19) Июнь 2010  (23) Май 2010  (21) Апрель 2010  (18) Март 2010  (23) Февраль 2010  (34) Январь 2010  (17) Декабрь 2009  (8) Ноябрь 2009  (13) Октябрь 2009  (9) Сентябрь 2009  (19) Август 2009  (4) Июль 2009  (38) Июнь 2009  (25)

источники

  •  Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры = Ékdosis akribès tēs Orthodóxou Písteōs / пер. А. Бронзова. — СПб., 1894.
  •  Марк Ефесский, св. Первое слово об очистительном огне // Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. — Jordanville, N.Y.: The Holy Trinity Monastery, 1963.
  •  Платон. Теэтет // Сочинения. — М.: Мысль, 1993. — Т. 2.
  •  Liddell, Henry George; Scott, Robert. A Greek-English Lexicon. — Oxford: Clarendon Press, 1940.
  •  Voegelin, Eric. Plato and Aristotle // Order and History. The collected works of Eric Voegelin / edited with an introduction by Dante Germino. — Columbia, Mo, London: University of Missouri Press, 2000. — Vol. 16. — 322 p. — ISBN 0-8262-1245-X.

Сноски

Глубина красоты

«Красота» часто соседствует с такими прилагательными, как «миловидный», «симпатичный», «привлекательный». Все они относятся к тому, что можно увидеть глазами. Но как быть с прекрасными сонетами или сонатами, которые доставляют нам чистое удовольствие, не имея при этом никакого отношения к визуальным объектам?

В определении Фомы Аквинского: «Pulchrum est idquod visum placet» (букв. «Красота — это то, что приятно своим видом») латинское существительное visum имеет широкий смысл и относится также к объектам, которые нельзя увидеть глазами. Например, вдохновляющие идеалы или то, что в христианской теологии называется блаженным видением — созерцание Бога, удостоившего своим посещением спасенную душу.

Чтобы укрепить наше понимание, давайте совсем забудем о глаголах «видеть» и «созерцать» и заменим их словами, не имеющими такой сильной сенсорной коннотации. Тогда мы можем перефразировать определение прекрасного одним из следующих способов. Прекрасным называется то, что:

— доставляет удовольствие после того, как это нами осмыслено;

— доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это умом;

— доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это чувствами — но отнюдь не с помощью зрения.

Мы могли бы даже сказать, что прекрасное доставляет удовольствие, когда мы созерцаем это, — единственное, о чем мы должны помнить, употребляя эту формулировку, что видеть можно не только зрением. В любом случае удовольствие должно быть, если следовать Канту, незаинтересованным, или чистым, удовольствием. Мы просто получаем его от созерцания или восприятия объекта. И не требуется ничего более добавлять к своему опыту, чтобы назвать объект красивым.

этимология

от др.-греч. δόξα. Через нем. Ansicht, фр. vue, intuition. Ср. также нем. Anschauung, фр. point de vue, au point de vue, нем. Gesichtspunkt; англ. point of view.

«Слово воззрение в современном языке значит „убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения“ (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30—40-е годы XIX в. в философском лексиконе „любомудров“».

В 1-й трети XIX века «слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким Ansicht».

«В русском литературном языке 20—30-х годов наметились новые оттенки значения в слове воззрение и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: „проникновение мыслью, интеллектуальное познание“. Например, у И. В. Киреевского в „Обозрении русской словесности за 1831 г.“: „Я не знаю ни одного литературного суждения, которое бы можно было принять за образец истинного воззрения на нашу словесность“ (Киреевский 1861, 1, с. 90). Ср. тут же: „В самой действительности открыл он (Баратынский) возможность поэзии; ибо глубоким воззрением на жизнь понял он необходимость и порядок там, где другие видят разногласия и прозу“ (с. 97)…

Переносный смысл слова воззрение все шире начинает распространяться в философском языке 20—30-годов. В слове воззрение выкристаллизовывается значение „внутреннее содержание“, „чувственное восприятие“. Так, в статье „О новейших системах метафизики в Германии“ читаем: „Предлежащее (т. е. субъект. — В. В.) есть начало материи наших представлений, оно дает нам воззрения чувственные (intuitions phenomeniques)“ (Вестник Европы, 1823, июль — август, с. 23 и сл.). „Тогда действием, которое называется умственным воззрением, понимаем абсолютное существо“ (там же, с. 30). „Трансцендентальный идеализм употребляет способ отвлечения и возвращения, дабы достигнуть сего чистого, свободного, творящего действия, которым я замечается само собою; и потом уничтожает само себя, — дабы положить абсолютное существо; и такое действие в сей системе, равно как и в другой, называется умственным воззрением (intuition intellectuelle)“ (там же, с. 35). Ср.: „Натуральная философия думает, что можно не употреблять отвлечения и возвращения, и довольствуется простым взглядом (simple vue)“ (там же, с. 35)… „Тогда поймем умственным воззрением событие единственное, вечное, всеобщее“ (там же, с. 52). „Ощущение нашего бытия есть внутреннее непосредственное ощущение или, говоря языком новой школы, умственное воззрение“ (там же, с. 53)».

«В связи с изменением смысловой структуры слова воззрение (ср. франц. intuition и нем. Ansicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа.

У Тургенева в романе „Отцы и дети“: „Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком: «Ну, говорил он ему: излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России»“… В 40—50-е годы слово воззрение и преимущественно формы мн. числа воззрения в значении „убеждение, образ мыслей“ были типичной принадлежностью интеллигентского словаря».

«Развитию значений слова воззрение содействовало также влияние немецкого языка, особенно языка немецкой философии (ср. употребление слова Anschauung). Любопытно, что в „Лексиконе“ Аделунга (1798) немецкое Anschauung сопровождается таким толкованием: „в философии — воззрение, взглядывание“ (1, с. 95). Симптоматично, что одновременно в 30—40-х годах возникает слово мировоззрение для передачи немецкого Weltanschauung.

Но в том же направлении развивались значения слова воззрение и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения точка воззрения или зрения (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue (ср. исходная точка — point de depart; точка опоры — point d’appui). Ср. нем. Gesichtspunkt; англ. point of view. Гоголь в „Мертвых душах“ иронически писал: „Выписаны были новые преподаватели с новыми взглядами и новыми углами и точками зрения“».

Что такое несправедливость?

В 1971 году появилось серьезное заблуждение в широко обсуждаемой и переоцененной книге A Theory of Justice («Теория справедливости»), написанной Джоном Ролзом. Он отождествил справедливость и честность в отношениях людей между собой. Однако убийство, избиение, изнасилование, похищение, клевета, нарушение обещания, порабощение, кража — эти и многие другие нарушения писаных и неписаных законов несправедливы, но не являются при этом нечестными. Это нарушения естественных или законных прав. В этом, а не в нечестности состоит несправедливость.

Убийство лишает человека его права на жизнь. Избиение, пытка, разбой неправомерно вредят здоровью человека, действительному благу, на которое он имеет естественное право. Незаконное лишение свободы, порабощение нарушают права человека на свободу. Клевета, обман, кража отбирают у человека то, что принадлежит ему: доброе имя, правду, собственность. Намеренное разорение кого-либо, оставление его без средств к существованию лишает человека экономических благ, на которые он имеет естественное право.

Во всех этих проявлениях несправедливости, которые состоят в нарушении прав, главный ущерб от несправедливого обращения заключается в помехе человеческому стремлению к счастью. Обстоятельства, в которых живут люди, и действия других по отношению к ним справедливы в том случае, когда они помогают в поиске счастья, и несправедливы, когда мешают и препятствуют этому.

Нечестность появляется в любых отношениях между людьми, когда в обмен на какие-либо ценности один получает меньше того, что заслуживает, а другой — больше. Мясник, обвешивающий покупателя, устанавливает тем самым нечестную цену на мясо. Работодатель, выплачивающий сотруднику меньше, чем положено, пользуясь тем, что он находится в состоянии крайней нужды и готов взяться за любую работу, совершает несправедливость, которая состоит в нечестности.

Нечестность проявляется не только в обмене, но и в распределении. Два солдата, совершивших героические поступки, получают Золотую медаль Конгресса; эти награды вручены честно; но когда один, совершивший столь же смелые деяния, что и другой, получает меньше почестей, распределение очевидно нечестно и несправедливо.

Честность и нечестность распределения благ среди людей всегда использует некое сравнение достоинств и недостатков рассматриваемых, которое всегда включает в себя соображения равенства и неравенства. Правомерность обмена между людьми всегда использует некое сравнение ценности обмениваемых вещей. Именно здесь лежит суть справедливости и несправедливости, отождествляемых с честностью и нечестностью.

Напротив, несправедливость, связанная с нарушением прав, не имеет никакого отношения к сравнению достоинств людей или ценности вещей. Также она никак не касается соображений равенства и неравенства. Само существование права делает нарушение прав несправедливым.

По материалам книги «Шесть великих идей».

Like this post? Please share to your friends: