предопределенность и свобода воли

Присутствие хотя не высказанного вопроса о свободе воли человека чувствуется на каждом шагу истории.
Все серьезно мыслившие историки невольно приходили к этому вопросу. Все противоречия, неясности истории, тот ложный путь, по которому идет эта наука, основаны только на неразрешенности этого вопроса.
Если воля каждого человека была свободна, то есть что каждый мог поступить так, как ему захотелось, то вся история есть ряд бессвязных случайностей.

Лев Толстой, “Война и мир”, Эпилог, часть 2

В романе “Война и мир” Лев Толстой на протяжении всех 4 томов развивает свою теорию, касающуюся глобальных исторических процессов. Как я смогла понять – суть ее заключается в предположении, что “вершит” историю не великая личность, а совокупность глубоко взаимосвязанных факторов, зависящих от происходящих в сей момент исторических событий. О природе этих факторов Толстой однозначно не говорит, во всяком случае я не смогла до конца понять вторую часть Эпилога, которая представляет собой самостоятельный философско-исторический трактат, в котором Толстой излагает свою теорию и размышления по этому поводу, затрагивая такие понятия, как “власть”, “предопределенность”, “роль личности в истории”, “свобода воли человека” и т.п.

Помню, когда мне было лет 17, и я только обрела веру и была “горячей проповедницей” (об этом периоде очень хорошо пишет Антоний Сурожский в книге “О встрече“). В один из разговоров брат задал мне провокационный вопрос:

– Как ты думаешь, все в мире происходит по воле Божьей и предопределено ею?
– Ну конечно! – гордо и уверенно ответила я.
– Хорошо, – сказал брат, – А человек обладает свободой воли?
– Да… – начиная понимать “подвох”, уже не столь уверенно протянула я
– А как же тогда понимать свободу воли человека, если уже все итак предопределено?
Видок у меня, видимо, был замечательный, потому что брат засмеялся и сказал: Ну ладно, не забивай себе голову.

С тех пор прошло 20 лет, многое изменилось, в том числе мое отношение к вере и Богу. Ушла религиозная горячка, на смену ей пришло совсем другое чувство, которое нельзя назвать религиозным (в смысле формальности и готовности принимать на веру любые постулаты). Но вопросы, заданные братом, по-прежнему меня интересуют. Да, я понимаю, в нормальной обычной жизни эти вопросы вряд ли играют решающее значение.

Но все же, у меня есть ощущение, что связь между двумя этими понятиями “предопределенностью” и “свободой воли человека”, очень важна для понимания. Более того, кажущееся очевидным противоречие возникает из непонимания этой связи.

Рубрика: время и вечность. Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)