Мир литературы: от придумывания до вывода

Подкидыш и сын звездочета

На протяжении двух тысяч лет имя римского прокуратора произносится вместе с именем Сына Божьего в молитвах христиан по всему миру.

«…помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат».

Великий прокуратор считает за честь быть помянутым рядом с Иешуа, не имеющим таких пышных регалий, но стоящим на голову выше любого человека в своем духовном развитии.

И теперь по прошествии двух тысяч лет Понтий Пилат искупил свою вину и может быть отпущен на свободу. Туда, куда он так стремился все это время, к тому, «с кем он так стремится разговаривать».

– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Их встреча, наконец, состоялась, когда мастер отпускает выстраданного и отстрадавшего героя своего романа.

Христианство выполнило свою роль, человечество прошло этот путь, и теперь людям необходимо кое-что другое. Внутренние перемены иного рода. Самопознание. Духовный рост, который начинается с психологической грамотности. Путь к Творцу. Личный путь каждого.

«Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».

***

Михаил Афанасьевич – гениальный писатель, сотворивший гениальное произведение вне времени. Прочтение романа сквозь призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрывает в нем новые грани и дает уникальную пищу для ума, стимулирует мышление и дарит ни с чем не сравнимое наслаждение открытий.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 1. Воланд: я – часть той силы…М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 2. Королева Марго: я погибаю из-за любви

Мучительное бессмертие

Именно об этом эпизоде собственной трусости Понтий Пилат будет вспоминать и расплачиваться две тысячи лет. Собственноручно организованный персональный ад – вот расплата за поступок, идущий вразрез с личными представлениями о справедливости и законности.

Все его попытки вернуть себе внутреннее равновесие: погребение казненных, убийство предателя Иуды, возврат «кровавых денег» Каифе, помощь Левию Матвею – не могут искупить самый страшный, по мнению Пилата, из человеческих пороков…

«Бессмертие… пришло бессмертие…»

Вот она, расплата – бесконечное страдание, невозможность умереть, находясь в перманентном состоянии неудовлетворенных потребностей звукового вектора. Настоящая пытка, которая в реальной жизни рождает мысли о суициде, который кажется единственно возможным выходом. Вот, что есть настоящий ад – полная неспособность прекратить свои страдания.

«…причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Только со временем, осознав случившееся, Пилат понимает, что теперь уже «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!», ведь тот дал ему гораздо больше, чем карьера, деньги, власть, и где-то даже больше, нежели жизнь. Он дал ему СМЫСЛ, веру в людей и исцеление от гемикрании.

Понтий Пилат. Что есть Истина?

Жизнь Пилата переполнена ненавистью: он ненавидит свою работу («не обижайтесь, кентурион, мое положение, повторяю, еще хуже»), ненавидит Ершалаим («нет более безнадежного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать»), но главное – он полностью разуверился в людях и потерял всякий интерес к ним. Единственное существо, к которому он был привязан, был его пес Банга.

У Булгакова получилось очень узнаваемо описать звуковые нехватки Пилата: стремление к уединению, отстраненность от людей, ощущение бессмысленности своей жизни, отсутствие удовлетворения, радости, счастья. Эти состояния выливаются у него в характерный для звуковиков недуг – гемикранию – доводящий его до того, что он «малодушно помышляет о смерти».

На современном языке гемикрания – это мигрень, заболевание, при котором болит половина головы. Как и тогда, так и сегодня медицина не определяет конкретную причину и не может предложить гарантированного медикаментозного лечения от этого заболевания, имеющего отчетливую психосоматическую природу.

На вопрос «что такое истина?» он получает неожиданный ответ, который попадает точно в цель.

Удивительно точное понимание происходящего, поразительная способность этого странного бездомного ощущать состояние другого человека вплоть до его мыслей, желаний и слабостей и необычная философская убежденность, что все люди добрые, полностью противоречит мировоззрению прокуратора и вместе с тем притягивает его внимание, он хочет слушать Иешуа еще и еще

Все это словно бросает вызов, возбуждает интерес прокуратора и запускает мыслительный процесс одновременно с желанием подискутировать. Пилат получает то, чего так долго был лишен – пищу к размышлениям и достойного собеседника. В один миг проходит его головная боль, он забывает о терзающем его розовом запахе и палящем солнце, в мыслях молниеносно складывается оправдательный вердикт «бродячий философ оказался душевнобольным».

Прокуратор жаждал еще, общение с Иешуа наполняло новыми смыслами, идеями, и тем болезненней для Пилата оказываются новые сведения в деле нищего философа. «Закон об оскорблении величества…» не мог быть нарушен без последующей смертной казни.

«Погиб!», потом: «Погибли!..»

Мгновенные озарения прокуратора предвосхищают трагическое развитие событий. Он понимает, что казнь неизбежна, но он не готов пожертвовать карьерой, а то и собственной жизнью ради спасения бродяги-философа.

Всякая власть есть насилие над людьми

Иешуа Булгакова – обычный человек: ему присущи волнения и страхи, он не творит чудеса и не укрощает стихии, у него всего один ученик и вовсе нет родителей, он не заявляет о своем божественном происхождении, а живет простой жизнью. Как умеет, как знает, как считает правильным для себя. Обычность Иешуа намеренно бросается в глаза, чтобы потом, позже превратиться в необъяснимую силу, в удивительную способность менять жизни людей бесповоротно.

Не было пафоса, не было проповедей, не было наставлений. Была лишь истина. Звуковая способность включить в себя другого человека – осознать его нехватки, желания и страдания, как свои, помноженная на силу уретрального природного альтруизма. Таков Иешуа. Крайне редкое сочетание психологических свойств человека, способного перевернуть весь мир, изменить ход истории и открыть новые пути развития человечества.

«…всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Вот оно, видение новой, уретральной, социальной формации. Царство истины и справедливости – звуковая идея построения духовного общества. Когда происходит раскрытие психики, когда каждый понимает другого, как себя, воспринимает желания другого, как свои, он уже не может никому причинить вред. В таком обществе нет необходимости в законах и культурных ограничениях для управления, оно естественным образом живет по понятиям справедливости и милосердия, не для себя, но для всех.

Булгаков представляет глазам читателя самое рождение христианства – в душе Левия Матвея и Понтия Пилата. Их внутренние перемены от прикосновения к духовному поражают своей глубиной и кажутся невозможными.

Конечно же, такой поворотный момент истории не мог остаться без личного внимания Воланда. «Усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле». Кто же это был, не иностранец ли с Патриарших прудов, который потом и расскажет эту историю?

И не по той же причине Воланд оказывается в Москве 30-х годов? Еще одна историческая веха. Время, когда идеология вытеснила религию из повседневной жизни миллионов русских людей.

Что такое истина

31 предложение/ 384 слова

Пожалуй, одним из самых сложных вопросов, над которым всегда ломали головы философы, является вопрос об истине. Что такое истина? Как и где ее искать? В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков пытается дать развернутый ответ на эти извечные вопросы. Первыми разговор об истине затевают прокуратор Иудеи Понтий Пилат и бродячий философ Иешуа Га-Ноцри. Странно, но на этот риторический вопрос можно дать сколько угодно ответов и все они будут по-своему верны.

Вместе с героями Булгакова при желании можно найти правду. Иешуа на этот вопрос дает прокуратору самый простой и, казалось, незначительный ответ: «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова». Затем они вступают в долгий диалог, в котором мы получаем более развернутый ответ на вопрос. Устами Иешуа автор доносит до читателя, что истина в хорошем отношении к ближнему. Истина в умении верить в людей и прощать им их маленькие слабости. Истина в стремлении к гармонии души, которая возможна только в том случае, если жить в согласии с собой.

Так мы узнаем о смелости, силе характера и рассудительности бродячего философа. Он не желает говорить или делать что-либо, идущее вразрез с его воззрениями, даже под страхом смерти. Умный и проницательный Пилат понимает, что Иешуа прав. Все, что он говорит, имеет глубокий смысл и не несет в себе потаенной угрозы. Он так же понимает величие личности, с которым ведет беседу, но пойти вразрез установленным законам не может и в этом заключается его самая большая ошибка. Из-за страха лишиться блестящей карьеры, великий прокуратор пошел наперекор своим принципам, за что совесть мучила его всю оставшуюся жизнь.

Он был наказан одиночеством. Сидя в своем каменном кресле, он и по сей день ждет, что Иешуа придет и излечит его от головной боли. Но эта встреча уже никогда не состоится. Как же герои современной Москвы доходят до сути истины? Для этих людей истина не состоит в одном ответе. Она у каждого своя. Например, для Маргариты истина в любви – большой, искренней, верной и долговечной. Для Мастера истина в его романе, которому он отдал годы трудов и всего себя. Встречаются и такие люди, для которых истина в деньгах, в карьерном повышении или личной выгоде.

Но Булгаков знал, какие вопросы поднимать. Он так же знал, как отличить истинные ценности от ложных. Единственное, ради чего стоило бороться, это любовь и любимое дело. Именно этим и живут его главные герои, следуя своему нравственному выбору.

см. также:Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Like this post? Please share to your friends: