Путь к истине: в поисках истины и познания.

«кто мыслит абстрактно?» гегеля

Три закона диалектики

От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:

Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;

Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;

Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: “Все действительное – разумно, все разумное – действительно”. Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму – оптимистическая философия.

В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно – диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.

Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.

Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.

Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: “слева” – со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и “справа” – со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).

Биография Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.

Восторженно приветствовал революционные события во Франции конца XVIII в., выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды. В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.

В философии XXв. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.

Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в “Лекциях по философии религии” дал двойственную характеристику человеку: “человек по природе добр”, “человек по природе зол”.

По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.

Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли.

Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: “Феноменология духа” (1807), “Наука логики” (1812), “Энциклопедия философских наук” (1817), “Философия права” (1821) и др. В “Феноменологии духа” духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи “мирового разума”. Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития “мирового духа”.

То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о назначении человека.

Гегель рассуждал только о родовом понятии “человек”, но о “каждом человеке” т.е. о реальной личности, от которой и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.

В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.

Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека.

Он объясняет противоречие жизни как простую “хитрость”, к которой прибегает идея (
существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.

Вопреки притязаниям на окончательное решение вопроса “Что такое человек?”, поставленного Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает. Если человек есть только медиум (посредник), через который познает себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений для познания не может быть.

Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Процесс достижения истины по Гегелю

Гегельская концепция истины представляет собой сложный процесс, который заключается не в окончательном результате, а в самом движении к истине. В основе этой концепции лежит диалектика, которую Гегель понимал как борьбу противоположностей и их единение в высшую форму.

По мнению Гегеля, истина не является статичным объектом, который можно достичь однажды и навсегда. Она представляет собой процесс развития, прогрессивное движение мысли от противоречий и разногласий к их разрешению и синтезу.

Гегель утверждал, что истина может быть познана только через взаимодействие субъективного и объективного. Он отвергал возможность достичь истины путем чисто рационального мышления или через внешнее наблюдение. Вместо этого, он придерживался идеи о взаимодействии различных сторон реальности и их взаимопроникновении.

Для Гегеля истина представляется как процесс продвижения от тезиса к антитезису и, в конечном итоге, к синтезу. Этот процесс бесконечен и непрерывен, поскольку каждый синтез становится новым тезисом, порождая новые антитезы, и так далее.

Таким образом, основная идея Гегеля состоит в том, что истина не является статичным и окончательным знанием, а представляет собой непрерывное движение мысли, в результате которого мы все время приближаемся к истине, но никогда ее полностью не достигаем.

Важно отметить, что в гегелевской философии процесс достижения истины требует активного участия индивида. Он вызывает изучение и анализ противоречий, споров и дебатов, а также постоянное переосмысление нашего мировоззрения и убеждений, чтобы прийти к новым и более глубоким уровням истины

Понимание свободы и нравственности в философии Гегеля

Свобода как основа нравственности

В философии Гегеля свобода является ключевым понятием, которое определяет нравственность. Гегель считал, что свобода человека не ограничена внешними факторами, а является внутренним качеством, свойственным каждому человеку. Только когда человек обладает свободой, он может принимать нравственные решения и осуществлять свой духовный потенциал.

Свобода у Гегеля не означает безраздельную власть над другими людьми, а скорее возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Свободный человек должен проявлять заботу и ответственность к своим сородичам, создавая благоприятные условия для их развития и процветания.

Нравственность как высшая форма развития духа

В философии Гегеля нравственность стоит на вершине ступеней развития духа. Она представляет собой высшую форму самореализации и самоутверждения человека, способствующую достижению абсолютной истины и гармонии между индивидом и обществом. Нравственность не является простым набором правил и запретов, а скорее сложной системой ценностей, которые формируют основу человеческой культуры и общественного развития.

Гегель считал, что нравственность может быть достигнута только через активное участие человека в жизни своего общества и принятие его нравственных норм и законов. Но при этом необходимо сохранять свою личность и индивидуальность, не становясь просто копией общественных устоев и норм.

Заключение

Таким образом, понимание свободы и нравственности являются ключевыми понятиями в философии Гегеля. Свобода дает человеку возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Нравственность представляет собой высшую форму развития духа и способствует достижению гармонии между индивидом и обществом.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво

Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Основные принципы Гегелевской концепции истины

Гегелевская концепция истины представляет собой сложную и глубокую систему, основанную на его философии абсолютного духа. В его работах Гегель исследует природу и структуру истины, а также ее отношение к познанию и реальности.

Основными принципами Гегелевской концепции истины являются следующие:

1. Истина как процесс

Для Гегеля истина является процессом, который протекает через различные стадии развития. Она не является статичным и неизменным понятием, а скорее динамичным процессом постижения реальности. Истина не просто «сущность», а результат непрерывного движения мышления и познания.

2. Противоречие и прогресс

Гегель считал, что истина включает в себя противоречия и прогресс. Противоречия возникают в процессе развития мышления и познания, и они имеют решающее значение для достижения истины. Прогресс в познании состоит в преодолении противоречий и переходе к новым уровням понимания истины.

3. Истинная и феноменальная реальность

Гегель выделяет две формы реальности: истинную и феноменальную. Истинная реальность — это то, что существует и познается в своей абсолютной сущности. Феноменальная реальность — это то, что мы видим и познаем через представления и чувственные ощущения, но она всегда остается неполной и относительной.

4. Истина и абсолютный дух

Гегель считал, что истина является результатом развития абсолютного духа — высшей формы сознания и реальности. Абсолютный дух существует и проявляется в культуре, искусстве, религии, науке и философии. Истина связана с абсолютным духом и его развитием.

В целом, Гегелевская концепция истины представляет собой уникальное философское учение, которое выдвигает новые и глубокие представления о природе и структуре истины. Она предполагает активное участие мышления и познания в процессе получения истины и преодоления противоречий. Таким образом, Гегель показывает, что истина не является чисто объективной реальностью, но и зависит от нашего субъективного познания и мышления.

Тезаурус

ТЕРМИН ПОНЯТИЯ Содержание ПОНЯТИЯ

Абсолют –

(
Философский энциклопедический словарь ⁄ ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – с.5)

(от лат. аbsolutus- безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию

Абсолютный дух –

(
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – с.126)

в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи

Абсолютная идея –

(
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004 – с.21)

основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность
Абсолютная истина – (
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004 – с.25)
означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания
Антитезис-
(Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова – 6-е перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – с.15)
переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития)

Антропологизм –

(
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999. – с.431)

(греч. anthropos – человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении.
Диалектика – (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями.

Объект

(
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов – М.: Академический проект, 2004. – 320с)

(от лат. objectum – предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

Триада –

(
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов – М.: Академический проект, 2004. – 320с)

(от греч. Trias – род. triados – троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Идеализм –

(
Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии – М.: Политиздат, 1982. – 100с)

противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное.
Самосознание – (
Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов – М.: ЮНИТИ, 2005 – с.182)
сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности
Синтез- (
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999. – с.435)
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания
Тезис –
(Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова – 6-е перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – с.256)
в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду
“Феноменология духа” – (
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 1995. – с.124)
часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного духа, этапы его исторического развития.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

“Абсолютная идея”

Гегель называл свою философскую систему “абсолютным идеализмом”. Он утверждал, что категории – суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. “Абсолютная идея”, таким образом, – это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Процесс самопознания “абсолютной идеи”, “мирового разума” включает три этапа:

На первом этапе
Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий.

В философии Гегеля логика подразделяется на учение о бытии, о сущности и о понятии. Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея – это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом “чистом бытии” наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д.

От бытия как явления Гегель переходит к сущности, а после этого – к понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.

Второй этап
развития Абсолютной идеи – ее “отчуждение” в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.

Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы.

Третий этап
– это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории (“в духе”), так называемая философия духа. Познавшая свое “инобытие”, Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология, феноменология и психология); учение об объективном духе – это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии.

Таким образом, движение “абсолютной идеи”, а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития “абсолютной идеи”, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится “абсолютным духом”, является философская система самого Гегеля.

Отныне восходящее движение “абсолютной идеи” прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

Система философии Гегеля – это система объективного идеализма: Абсолютная идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: тезис – антитезис – синтез, что придает ей логическую стройность. Все категории в системе не постулируются, а выводятся одна из другой. И вместе с тем завершенность системы как бы противоречит самому главному ее принципу существования – развитию.

Системность здесь приходит в столкновение с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых.

Вывод

Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным.

Замечание 1

Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика.

Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться.

Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части

Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.

Like this post? Please share to your friends: