розыгрыш

розыгрыш

Это странно все действительно,
Шел по кругу день обыденно,
Просто стрелок жест невидимый
Свел на время нас двоих.

Просто сел с тобой случайно я,
Просто ты чуть-чуть печальная,
Просто я совсем нечаянно
Заглянул в глаза твои...

к/ф “Розыгрыш” (1976)

В мае мне случилось посмотреть два фильма с одним названием “Розыгрыш”. “Розыгрыш” (1976) снял В. Меньшов по сценарию С. Лунгина, а “Розыгрыш” (2008) снял А. Кудиненко по сценарию А. Житкова, А. Качана. После просмотра в моей душе остался ворох впечатлений и мыслей.

“Вот были люди в наше время, не то что нынешнее племя”

Конечно, мне ужасно не хочется относить себя к категории людей, для которых РАНЬШЕ небо было голубее, мороженое вкуснее, снег был снежнее, а колбаса по 2,20… Но, просмотрев два “Розыгрыша”, я все-таки подумала об этом – настолько велика была пропасть между теми пластами мыслей, размышлений, которые передал Меньшов вместе с Лунгиным, и тем, что я увидела в “Розыгрыше” образца 2008 г.

Отдаю себе отчет в том, что времена меняются, и вместе с ними меняются люди, задачи, которые решает для себя каждое новое поколение. Но все же так грустно наблюдать как мельчают образы, мысли… даже выражение лиц, глаз молодых людей.

Любовь

Меньшову и Лунгину удалось создать вечный образ любви, которая не знает возрастных, территориальных, культурных и иных границ.

Любовь – это точка во времени и пространстве, в которой встречаются взглядом две человеческие души. Люди, как здорово сказал Петр Мамонов, это лучи, имеющие начало и не имеющие конца. Так вот любовь – это такое пересечение судеб, к которому неизбежно должен привести угол наклона и направление каждого такого луча; пересечение, приводящее к слиянию двух линий в одно.

Любовь – это другая реальность, в ней все становится иначе – время, пространство. Окружающий мир и люди отодвигаются на второй план, и ты находишься наедине в толпе людей. По-моему тот, кто любит, движется со скоростью света :-) . Любовь такова – она наполняет жизнью не только тебя, но и все вокруг. Любовь – это вторая половина творческого созидающего духа, ведь кто не любит, тот не может творить. Любовь – это музыка, та, что захватывает все твое естество и звучит, звучит, звучит в тебе, поднимая над суетой обыденности, открывая и делая близкими прекрасные дали и само небо.

Наставничество

В “Розыгрыше” Меньшова говорится о наставничестве, как одной из основных целей педагогики. Когда задача педагога не “впихнуть” знания в ученика, словно насыпать в мешок картошки, а привести маленького человека к самому себе, сделав это любя.

Мой муж, учитель физики по образованию и педагог по призванию, рассказывает мне, что сейчас для детей учитель – это нечто среднего рода, стоящее по ту сторону баррикады, настроенное в лучшем случае отчужденно (ну какое может быть отношению к мешку, который тебе просто надо заполнить), в худшем – враждебно. В представлении детей современный учитель в большинстве своем – это внутренне слабый человек, зачухонной внешности, никакой, неудачник (раз не нашел себе другого занятия в жизни). Есть, конечно, еще категория учителей, напоминающих заботливую клушку-наседку, они всячески стремятся оградить детей от всевозможных ошибок (“ты туда не ходи, это не делай, ты дурачок-несмышленыш, делай, что тебе говорят и не задумывайся”), не понимая, что тем самым они ограждают детей от самой жизни… (но даже эта категория встречается крайне редко, преимущественно это люди старой формации).

Но все-таки педагог – это нечто другое. Это наставник, который не ломает, а наоборот, может распознать в маленьком человеке прекрасный взрослый образ и шаг за шагом привести ребенка к нему самому. Это прежде всего сильная и яркая личность, ведь только такой человек может вырастить и иметь мужество признать в детях тоже самое.

Цель в жизни

Вот о чем думают дети в фильме Меньшова. Я согласна, что во все времена далеко не все задумывались о таких вещах, как смысл жизни, призвание, далеко не для всех любовь была чем-то возвышенным, единственной встречей, единением душ. Но даже отрицательный персонаж Комаровский у Меньшова – человек думающий, ищущий, и пусть он некое отрицательное подобие гончаровского Штольца, для которого выше всего целесообразность, практичность, холодный разум, его девиз “цель оправдывает средства”, все равно он прежде всего личность. В современном “Розыгрыше” я этого даже близко не нахожу…

О творчестве. Вопрос.

Вот тут я и подошла к вопросу о том, что же такое творчество, каково его истинное назначение? Должно ли оно отражать подобно зеркалу реалии жизни, быть временным срезом, или оно воннегутовская “канарейка в шахте”, предупреждающая человечество об опасности, разлитой в воздухе, а может творчество призвано рисовать человеку реальность, которой он призван жить, сказать ему: “Та жизнь, которой ты живешь, это не то, что принесет тебе счастье. Вот то, чего ты на самом деле хочешь, к чему призван, для чего был рожден”.

Опубликовано любовь, между мужчиной и женщиной (эрос), музыка, о творчестве, фильмы. Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

10 отзывов на розыгрыш

  1. Stasevich пишет:

    Помнится ты говорила, что отражать реалии жизни совсем неинтересно, ну, конечно, не так. но смысл такой…вроде)))
    А теперь снова задумалась?

    • yuol yuol пишет:

      Нет, я также и думаю. Просто даже сравнивая эти два фильма с одним сюжетом и названием, понимаю, что мне гораздо ближе вариант В. Меньшова, потому что рисует реальность такой, какой она и должна быть. Но ведь так много людей думает по-другому, иначе зачем бы они снимали такие фильмы, писали такие книги … Вот почему я задала такой вопрос. А свое мнение я не переменила, в даже больше в нем утвердилась, посмотрев эти два фильма.

  2. Stasevich пишет:

    О. а это же Александра, Александра, этот город наш с тобою (?) :-D

    • yuol yuol пишет:

      Она самая..) красивая очень девочка..

      • Stasevich пишет:

        А я думал одно время – и чего ее больше в других фильмах не видно было, жалко)

        • yuol yuol пишет:

          Да, у нее интересная судьба. Сейчас прочитала в вики:
          “В 1986 году, в Ярославле, снимаясь в историческом фильме «Николай Подвойский» режиссёра Юрия Борецкого, актриса упала с лошади и получила травму позвоночника средней тяжести. Наталья выздоровела за две недели, но режиссёр, просивший её не предавать инцидент огласке, за это время успел взять на главную роль другую актрису. Душевная травма оказалась серьёзней физической: Вавилова взяла длинный отпуск и отправилась вместе с мужем в путешествие по Европе. Набравшись сил актриса снялась ещё в картине своего мужа «Стервятники на дорогах» (1990) и в фильме «Дело Сухово-Кобылина» (1991) Леонида Пчёлкина, работой в котором решила завершить свою кинокарьеру. Позже Наталье часто предлагали новые роли, но ни одна из них её не заинтересовала.

          Со своим будущим мужем, режиссёром боевиков Самвелом Гаспаровым, Вавилова познакомилась в 1979 году на премьере фильма «Москва слезам не верит».

          В настоящее время Наталья Вавилова старается избегать контактов с прессой. Часто посещает церковь, общается с батюшкой, помогает простым людям. Ездит с супругом по детским домам и оказывает материальную помощь бедным, обездоленным детям”.

  3. SanSanna пишет:

    Я помню,сколько споров было у подростков после просмотра этого фильма. на классном часу чуть до драки дело не дошло.Но сколько такие споры полезного для развития души давали! И как мне было интересно слушать!!! новый вариант не видела. Но и не хочу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)