Истина: важность ее поиска и понимания

что есть истина по вашему мнению

Пример относительной истины

Земля стоит на трёх китах и одной черепахи, Колумб считал, что приплыл в Индию) и абсолютной истин (вода мокрая)

  1. Земля – единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Это относительная истина, т.к. она является таковой, пока мы находимся на данном уровне знаний и располагаем определённой аппаратурой для исследования космоса. Как только у нас появится больше возможностей исследовать космос, наши знания о нём по данному вопросу, с большей долей вероятности, изменятся.
  2. Если срезать с верёвки металлический шар, то он упадёт под действием силы тяжести. Это абсолютная истина, т.к. данное знание подтверждается и доказывается на протяжении уже многих столетий, несмотря на научный прогресс.
  3. Грипп является смертельным заболеванием. Применительно к прошедшим столетиям данное знание является относительной истиной, т.к. оно изменилось с развитием медицины.
  4. На всю жидкость на планете Земля действует её гравитационное поле и гравитационное поле Луны как ближайшего спутника. Это абсолютное знание, т.к. оно подтверждено неоднократными исследованиями с использованием технологий различного уровня.

Считается, что абсолютная истина принципиально недостижима, поскольку наше знание непрерывно совершенствуется – объем информации, которым располагает человечество, на современном этапе растет в геометрической прогрессии. К идеалу абсолютной истины, возможно, близки научные положения – поскольку, как уже было сказано, научное знание отличается объективностью, тогда как в целом человеческому знанию присуща субъективная форма выражения (например, одни и те же события зачастую многие свидетели описывают по-разному), что, однако, не умаляет его относительной истинности.

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

Классификация

Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:

  • Относительная: приближенное к действительности зна­ние, соответствующее определённому уровню развития об­щества, который определяет способы получения этого знания, это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
  • Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.

При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие. Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий. В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.

Взаимосвязь относительной и абсолютной истины

Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.

Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.

В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.

Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии. И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события. Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.

Объективная истина

Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций. Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).

При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев. Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели». Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.

Критерии истины и истинного

Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:

  1. Чувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
  2. Соответствие законам логики.
  3. Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
  4. Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
  5. Ясность и отчётливость.
  6. Простота и экономичность формулировки.
  7. Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
  8. Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.

Как можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере. Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении. Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.

Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.

В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.

Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?

Дайте наиболее полное и развернутое определение понятия истина

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021 запись закреплена

Разбираем тему «Понятие истины, её критерии»

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Абсолютная истина —

Относительная истина —

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение. Ложь. Человек осознаёт, что его знание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное Заблуждение. Человек принимает ложное за истину.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику. Но существуют явления, истинность которых нельзя проверить при помощи практики. (Например, мистические и трансцендентальные знания)

25.1 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине − одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины.

25.2 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины − одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

25.3 Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «истина» 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о любом критерии истины − одно предложение, раскрывающее конкретность истины.

Источник

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Что люди думают о правде?

Даже на уроках в школе нередко поднимается эта проблема. Изучая такие произведения, как «На дне» М. Горького и «Старший сын» А. Вампилова, я поняла, что вопрос о «горькой правде» и «лжи во благо» был актуален во все времена. При обсуждении этого аспекта, мнения учеников, преподавателей и даже писателей расходятся. Кто-то считает, что, какой бы страшной не была правда, нужно говорить её и не скрывать, а кто-то думает, что лучше скрыть истину, если она может навредить, ведь цель оправдывает средства. Вопрос о том, что такое истина, также рассматривается с разных точек зрения.

Защищая «ложь во благо», многие люди приводят пример тяжёлого диагноза, когда стоит вопрос, стоит ли говорить пациенту о том, что он болен, или же лучше скрыть это от него. Они говорят, что в данном случае ложь принесёт пользу пациенту, поможет ему не волноваться и скорее выздороветь

Это совсем не лёгкая ситуация, где каждый случай не похож на другой, однако вопрос в том, действительно ли ложь поможет больному человеку? Разве он не должен знать, что с ним происходит, чтобы правильно распорядиться своей жизнью и временем, чтобы сделать то, что действительно важно, и не делать того, что ему противопоказано? Здесь, конечно же, нужна мудрость, чтобы знать, что, когда и как говорить. Однако это остаётся одним из многих примеров того, как современное общество оправдывает ложь

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

Виды истины:

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

  1. Общественная практика. Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

    Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

  2. Соответствие законам природы. Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
  3. Логичность. Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
  4. Ясность. Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Like this post? Please share to your friends: