Эволюция познания: от теории к практике

ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ И ИСТИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Перевод названия: PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF BEING AND TRUTH IN ANCIENT PHILOSOPHY

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2012

Ключевые слова: Aristotle, Plato, Heraclitus, ontology, ancient philosophy, truth, being, Аристотель, Платон, Гераклит, онтология, античная философия, истина, бытие

Аннотация: Проведено философское исследование понятий «бытие» и «истина» в античной философии, включая Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля. Установлена неразрывная логическая связь содержания философских понятий «бытие» и «истина». Доказано, что содержание понятия «бытие» полностью предопределяет содержание понятия «истина». С помощью исторического метода, метода категориального анализа, сравнительного историко-философского анализа доказано, что господствующая долгое время в российской философии гносеологическая концепция истины должна быть дополнена онтологической концепцией истины. Онтологическая концепция истины означает, что философская позиция состоит не только в том, чтобы определять истину как характеристику человеческого знания. Истина – это качество человеческого существования, которое может быть истинным, а может быть неистинным. Истоки онтологической истины заложены в античной философии.
There has been carried out an examination of «Being» and «Truth» concepts in ancient philosophy, including Heraclitus, Socrates, Plato, and Aristotle. There has been found out a dissoluble logical connection between the contents of «Being» and «Truth» concepts. It has been proved that the core of «Being» concept entirely predetermines that one of «Truth» concept. It has also been proved by historical method, category analysis, and comparative historical and philosophical analysis that the epistemological concept of Truth, which has been dominating in Russian philosophical science for a long time, should be complemented by the ontological concept of Truth. The ontological concept of Truth means the point that philosophical attitude is not to specify Truth as a characteristics of human knowledge only. Truth is a character and feature of human existence, which may be true or may be untrue. The ancient philosophy gives the rise and sources for ontological Truth.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные проблемы науки и образования

Выпуск журнала: № 5

Номера страниц: 315-315

ISSN журнала: 20707428

Место издания: Пенза

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью “Издательский Дом “Академия Естествознания”

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК

Информация о публикациях загружается с сайта службы поддержки публикационной активности СФУ. Сообщите, если заметили неточности.

Теория познания в Античности

Античная философия оставила глубокий след в мировой науке. Такое понятие как познание не могло остаться незамеченным античными философами. Его понимание варьировалось в зависимости от философских школ.

Так одну из самых развернутых трактовок теории познания дает Демокрит. В основе его теории лежит то, что из тел истекают потоки атомов, попадающие в органы чувств. Однако получаемые таким образом знания не полные. В этой связи философ разделяет знание на два вида:

  • темное знание,
  • светлое знание.

Под темным знанием Демокрит понимает знание о предметах, тем временем светлое знание это то что узнается силой разума и которое доходит до обнаружения атомов и пустоты. Особенностью теории познания Демокрита является то, что он отрицает случайность в смысле беспричинности. При этом его понимание сильно отличается от теорий Гераклита и Анаксагора.

Все многообразие явлений природы Демокрит стремится уложить в представление о дискретном строении материи, в то время как Гераклит и некоторые из его предшественников исходили из непрерывности бытия. Он считал, что вечная и безграничная реальность состоит из атомов и пустоты Атомы – вечные, неделимые и непроницаемые элементы бытия. бесконечные но различающиеся формами и размерами. Сталкиваясь друг с другом они сцепляются и образуют все многообразие вещей окружающего мира. Атомы вихрем несутся во вселенной и образуют все сложное – огонь, воду, воздух и землю. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности необходимо, однозначно, определено механическим движением атомов.

Тем временем Демокрит придерживался того, что “ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости”. При этом философ придерживался того, что любая необходимость исключает случайность. Случайность существует только по мнению человека.

Одной из особенностей теории познания по Демокриту является исследования взаимосвязи логики и познания. Демокрит был одним из первых философов, который стал систематически исследовать проблемы теории познания и логики. Демокриту также принадлежит трактовка рационального познания.

Платон рассматривает познание как постигаемое и познаваемое. При этом к познаваемому относится познаваемое разумом, а постигаемое только умом

В своем труде “Государство” Платон определяет отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого, а так же обращает внимание на отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину

Гераклит в своей трактовке теории познания особое внимание концентрировал на роли внешних чувств. Он много внимания уделял логике

По его мнению логика и познания неразделимы. Разум позволяет познать больше не впав в заблуждение. У Гераклита на первом месте стоит познание мышлением. на первое место Гераклит поставил познание мышлением. Кроме того философ утверждал, что природа вещей едина.

Большой интерес представляет понимание теории познания Аристотелем. По его мнению первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала

Также философ обращает внимание на роль человека в канве мироздания. Он считает, что человек сочетает в себе два начала: духовное и субстратное

В свою очередь духовное начало представляет собой сочетание пассивного ума и активного ума.

Уровни познания по Аристотелю

Под “диалектикой” Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

Понятие познания в философии

Познание является неизменным спутником философии на протяжении сотен лет. Дело в том, что философия и познание зародились одновременно из жажды понять и изучить окружающий мир. Отрасль философского знания, направленная на изучение познания, называется гносеологией. Неоднородность трактовки познания в философии связана прежде всего с тем, что ведутся споры о том “познаваем ли мир, а если познаваем, то насколько?”.

О природе познания спорили античные философы, философы средневековья, нового времени. В новейшей философии понимание познания все еще за гранью четкого понимания.

В настоящее время отношение к теории познания существенно разнится в отечественной и зарубежной философии. Следует отметить, что в российской философии теория познания не самая популярная сегодня область.

Like this post? Please share to your friends: