Наука и педагогическое знание: теоретические основы

Минусы науки в современном обществе. роль науки в современном мире. влияние на образование

Эссе на тему «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» — (М. Монтень)»

На мой взгляд, в основу своего высказывания Монтень ставит проблему взаимосвязи морали и ответственности ученых. И сегодня, в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем она становится особенно актуальной. Трудно не согласиться с автором в том, что любой ученый прежде чем заниматься научной деятельностью должен постичь науку добра или, другими словами, этику. Во-первых, этика науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо. Во-вторых, ученые должны всегда соблюдать научные нормы. В-третьих, каждый ученый в научной деятельности должен понимать необходимую свободу и чувствовать социальную ответственность. На мой взгляд, в своем высказывании Монтень как бы предупреждает всех будущих ученых о том, чтобы в своей деятельности они руководствовались прежде всего моральными нормами, вечным правилом:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

«Не навреди!», провозглашенным «отцом медицины» Гиппократом около двух с половиной тысяч лет назад. Высказывание Монтеня я могу подтвердить и мыслями другого ученого – экономиста

Адама Смита, автора книги «Теория нравственных чувств», который считал, что в основе всех научных действий должна быть совесть. Именно такие моральные категории, как добро и совесть, а отсюда — добросовестность, должны быть самыми первыми требованиями к научному труду.

Ученый должен быть честным, гуманным, он не может считаться ни со своими симпатиями, ни с антипатиями. Другими словами, на мой взгляд, ученый в первую очередь должен знать, принесет ли его научное открытие благо и пользу как человеку, так и всему обществу в целом. Ведь, к сожалению, научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, несущими вред людям, например развитие некоторых отраслей военного производства (химическое) очень опасно для жизни людей. Существует и опасность ядерной катастрофы, непредсказуемые последствия имеет и гонка вооружений. О страшной опасности непродуманных научных экспериментов писали в своих произведениях М. А. Булгаков, А. Н. Толстой и другие писатели. Так, в повести А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» созданный талантливым инженером аппарат становится оружием, уничтожающим жизнь на Земле.

Именно поэтому я считаю, что Монтень абсолютно прав, утверждая, что любая наука, лишенная гуманных нравственных начал, приносит лишь вред. На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод о том, что любые достижения науки должны служить только на благо людям.

2. Роль науки в обществе

ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

24 стр., 11822 слов

Методология научного познания

… составляющих дисциплинар­ной матрицы современного научного знания – от философских, логических, математических, кибернетических до естественно­научных, технических и гуманитарных наук. Наука – особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания …

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

познавательная функция

мировоззренческая функция

производственная

культурная

Сила тяжести.

Силы, с которой наша планета притягивает к себе другие тела, называется силой земного притяжения. Сила притяжения существует на всех планетах Солнечной системы. Есть она даже на Луне — естественном спутнике Земли. Но на Луне эта сила слабее, чем на Земле. Это вызвано тем, что масса нашей планеты гораздо больше, чем масса Луны. Поэтому понятно, что сила тяготения зависит от массы самого тела.

Она будет больше у того тела, у которого больше масса. Если сравнить железный и деревянный шарик одного размера, отпустив их с одинаковой высоты на влажный песок, то от деревянного шарика останется намного меньшее углубление, чем от железного. Это произойдет потому, что сила тяготения железного шарика намного больше, чем деревянного.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

Сочинение на научную тему

5

(1)

В окружающей нас природе одни тела всегда действуют на другие. Например, наша планета притягивает к себе все тела, расположенные на ее поверхности и вблизи земли, вода, которая падает с высоты, вращает турбины, а ветер заставляет двигаться парусники. Благодаря использованию силы мышц человек поднимает тяжести, а лошадь перевозит грузы. Во всех этих случаях тела взаимодействуют между собой. Взаимодействие между телами и получила название силы. Наука различает разные виды сил — это сила тяжести, сила упругости, сила трения и другие силы.

Силу можно измерить. Это делается с помощью специального прибора, который называют динамометр. Единицей измерения силы является Ньютон (Н).

она названа в честь выдающегося английского ученого Исаака Ньютона. Что же представляет собой сила, равная 1 Н? Это сила, в десять раз меньше, чем сила, необходимая для того, чтобы поднять груз весом 1 кг на высоту 1 м.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Основания науки

Замечание 1

Источником для формирования научного мировоззрения и науки как таковой выступают ее основания – идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования представляют собой своеобразную карту-схему, согласно которой должна выстраиваться методология научной работы, т.е. средства и способы освоения и описания объектов исследования. Для каждого периода развития науки выстраивается своя схема, которая содержит ряд взаимосвязанных уровней от глобального, дающего представления об универсальных методологических установках, до регионально-конкретного, учитывающего специфику не только объекта научного познания и отрасли знания, но научных традиций исследования конкретного региона.

Научная картина мира представляет собой особую форму теоретического знания, в которой находят свое отражение актуальные научные теории, интегрированные в единую непротиворечивую систему, отражающие представления о реальности на данном этапе исторического развития человечества. Научная картина мира не только определяет объект исследования науки и перспективные направления ее развития, но также позволяет соотносить между собой данные различных отраслей.

Философские основания науки имеют двоякий характер, они одновременно выступают частью науки и лежат вне ее. Главной задачей философских оснований является придание научному знанию ценностной оценки, его обоснование и перевод на язык обыденного сознания. Далеко не все теоретические знания и открытия получают свое практическое воплощение и результат, в ту эпоху, в которую они были сделаны, а потому часто остаются непонятными для широкой аудитории. Роль философских оснований заключается в создании своеобразного моста, который позволяет оценить обыденному зрителю ценность научных изысканий.

Понятие науки и истины

Понятие науки является многозначным и включает в себя три основных аспекта:

  • познавательная деятельность человека,
  • система объективных знаний, полученных в ходе познавательной деятельности,
  • социальные структуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется.

Наука ставит перед собой цель получения объективной истины в виде знаний об окружающем мире. В ее задачи входит описание наблюдаемых объектов и феноменов, раскрытие их сущности и достоверное прогнозирование их поведения в будущем. В настоящее время наука рассматривается человечеством в качестве основания для выстраивания современной картины мира и представлений о бытии, а развитие общества тесно связано с научно-техническим прогрессом.

Статья: Объективная истина и наука

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Перспективы развития науки и общества связаны с необходимостью получения такого знания, которое соответствовало бы критерию объективной истины, т.е. являлось бы независимым от субъективных особенностей исследователя или человеческой природы, а было бы полностью детерминировано характеристиками самого объекта познания. Идеалом развития науки выступает абсолютное знание – имеющее всеобщий, полный и законченный характер, однако оно остается потенциально недостижимым, а деятельность науки связана с постоянным улучшением относительной истины знания, имеющего неполный и частных характер в сравнении с перспективным знанием будущего.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

История развития науки

Наука и научное знание, равно как и категория объективной истины зародились в глубинах философии, однако, с тех пор была осуществлена огромная эволюция науки, которая трансформировала представления не только о мире, но и о самой науки и о знаниях, которые она может получить. Традиционно в развитии науки выделяют ряд этапов:

  • математический,
  • естествознания,
  • технических и гуманитарных наук,
  • современный.

Математика стала первой дисциплиной, выделившейся за рамки философского знания и обретшей собственный самостоятельный статус науки. С одной стороны, этому способствовал сам абстрактный характер научного знания – как только число, а также геометрические фигуры, были отделены от практики (счета предметов, разграничения полей и т.д.), они превратились в самостоятельные объекты исследования, позволяя открывать такие их свойства, которые на практике невозможны (ноль как точка отсчета, существование отрицательных чисел). С другой стороны, большую роль сыграла специфическая культура древней Греции, в которое главное значение при определении ценности знания играл не авторитет ученого, а созданная им система доказательств. Необходимость использования доказательной базы позволило сформировать схему – тезис – доказательство – знание, а также способствовало развитию логики.

Дальнейшее развитие науки было связано с применением схем изучения математики к проблемам естествознания, что было невозможно в античный период из-за специфики античного мировоззрения. Данный переход осуществляется лишь в эпоху Возрождения, тогда же оформляется и экспериментальный метод, позволяющий на практике проверять выдвигаемые гипотезы. Формируется особый – научный тип мировоззрения.

Практическое использование знаний, полученных наукой создает почву для нового этапа ее развития. Внедрение научных знаний в технологии производства и их совершенствование, создание машинного труда, стимулировало развитие технических наук, которые изначально возникают на стыка естествознания и техники, но быстро отмежёвываются от естественных наук, обрастая собственной методологией. В свою очередь индустриальная революция повлекла за собой значительные социальные изменения, которые также требовали осмысления и получили его сначала через философские концепции, а затем через новые, гуманитарные отрасли научного знания.

Современный этап развития науки характеризуется не только высокой степенью ее дифференциации, но и наличием развитых поперечных связей, интеграцией данных различных дисциплин и даже областей науки в единую картину мира, возникновения и развития синтетических теорий. В тоже время находясь на гребне технологической цивилизации, наука все чаще подвергается критическому осмыслению, а именно ее роль локомотива развития человечества.

Сила упругости.

Если мы к пружине подвесим какой-то груз, то под действием этого грузила пружина начнет двигаться вниз и вверх. Через некоторое время это движение прекратится, даже несмотря на то, что сила тяжести будет влиять на груз. Это объясняется тем, что кроме силы тяжести, действующей на этот груз и тащит его вертикально вниз, на него еще действует сила упругости самой пружины.

Она направляется вертикально вверх. Но откуда берется эта сила? Все достаточно просто. При движении вниз груз растягивает и удлиняет пружину, но она стремится восстановить свою форму и использует для этого силу, которая и называется силой упругости. В то время, как груз прекращает свое движение, сила тяжести равна силе упругости.

7 стр., 3336 слов

Сила слова «нет», которая восполнит и преумножит ваши ресурсы

… Говорят, что слово обладает огромной силой и влиянием, способной изменить жизнь человека. Это разговор, диалог, выражение эмоций и отношение … говорил, что «Слово бьет насмерть». Есть слова, выражающие прекрасные чувства: … слова выросла: со временем образовалось написанное и устное рассуждение — сочинение, … словами, неся негативный заряд окружающим, не понимая тяжесть … Его … тела, мы можем принять, что слово …

Сила трения.

Если соединить динамометр и деревянный брусок, который лежит на столе и начать равномерно двигать этот брусок с помощью динамометра, мы увидим, что сначала брусок будет лежать на столе неподвижно, а потом он сдвинется с места. Только за определенным значением силы брусок сдвинется с места. Это обозначает, что только при условии преобладания силы тяжести над другой силой, которая задерживает тело, брусок получит возможность сдвинуть с места.

Сила, возникающая между деревянным бруском и столом называется силой трения. Это сила может возникнуть между любыми телами, одно из которых пытаются сдвинуть с места. Такая сила в науке получила название силы трения. Сила трения всегда направлена против движения тела. Это она препятствовала сдвигу бруска в начале опыта. Если бы не было силы трения, движение тел длился бы бесконечно.

Она тем больше, чем больше неровностей в виде углублений и выступов существует на поверхности тел. Для того, чтобы уменьшить силу трения, поверхности тел шлифуют или используют специальные смазки. Полностью устранить силу трения между телами в наших условиях невозможно. А вот если нужно повысить силу трения, используют специальные материалы, а поверхности покрывают шипами.

Заключение

Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Современное человечество перешагнувшее грань тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

19 стр., 9234 слов

Если бы не было силы трения

… подготовке к лекциям часто не давала отцу Антонину возможности отдохнуть хотя бы ночью, что при его болезненности было губительно . Помимо … этом времени, будучи уже на Востоке: “Давно все это было, и далеко от Византии, которую и тогда ленивый ум, … на Востоке . Сегодня сложно судить, что из вышеизложенного было первостепенной причиной пострига, но, вероятнее всего, каждому событию Господь …

Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако он гораздо менее преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Like this post? Please share to your friends: