Идеальное в философии Платона: поиск истины

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Учение о государстве

Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».

«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи

Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.

Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе. Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным. Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.

Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.

Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.

Филосов-царь

В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.

Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».

Поделиться ссылкой

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Влияние платоновской концепции на современное понимание знания

Концепция знания, разработанная Платоном в его диалогах, оказала значительное влияние на современное понимание этого понятия. Платон выделял знание как особую форму познания, утверждая, что оно отличается от мнения и веры.

В платоновской концепции, знание представляет собой истинное понимание мира и основывается на двух основных элементах: идее и опыте. По мнению Платона, идеи существуют вне чувственного мира и являются основой для понимания истины. Опыт, в свою очередь, играет роль своеобразного средства доступа к идеям и позволяет человеку понять истину. Таким образом, знание по платоновской концепции является объединением умственного понимания и опыта.

Современное понимание знания тесно связано с платоновской концепцией. В основе современной эпистемологии, науки о знании, лежат идеи Платона о различии между истинным знанием и мнением. Современные философы и ученые продолжают исследовать природу знания, стремясь понять, каким образом мы получаем истинное знание и как оно отличается от мнения и веры.

Также, влияние платоновской концепции можно увидеть в области образования. Платон считал, что истинное знание можно достичь только через постижение идеи через философское обучение. Современные образовательные системы, хотя и имеют свои особенности, все же часто стремятся к развитию аналитического мышления и критического мышления, что является основой для достижения истинного знания.

В заключение, платоновская концепция знания значительно повлияла на современное понимание этого понятия. Идеи Платона о различии между истинным знанием и мнением, а также о взаимосвязи между идеями и опытом, по-прежнему актуальны и влияют на наше понимание и постижение мира.

Биография

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Как выбирать истину и не обижать близких людей?

Смысл фразы «Платон мне друг, но истина дороже» понятен и близок многим, но большинство ошибочно полагает, что следование такому принципу, лишает ценных отношений. Выбор правды не всегда означает потерю друзей. Близкие тоже должны понимать, насколько эмоционально и психологически дискомфортно поступаться принципами.

Сократовское высказывание (авторство, конечно, не установлено доподлинно, но чаша весов перевешивает именно в сторону учителя Платона) дает прямую подсказку о том, как не пожертвовать собственными убеждениями и сохранить хорошие отношения с близкими. В фразе явно говорится «друг», поскольку несовпадение взглядов не делает оппонента чужим человеком или врагом.

Главное, запомните три простых принципа:

  1. Не будьте резкими. Всегда сохраняйте дружеские нотки даже в споре. Взгляды на истину могут отличаться, но это никак не отражается на взаимодействии и коммуникации в повседневной жизни.
  2. Выбирайте истину не по принципу «я так считаю», а по объективным и общепринятым нормам. Приводимые факты и обстоятельства должны быть правдивыми и проверенными.
  3. Никогда не ставьте собственное мнение выше суждений оппонента. У каждого своя точка зрения и правда.

Сказать, конечно, проще, чем сделать. На деле все получается не настолько гладко, поэтому следует взять себе за правило:

  • Оценивать лишь слова и поступки оппонента касательно темы спора, а не личностных качеств. Ваши взгляды и суждения тоже кому-то не нравятся, поэтому отсутствие согласия по какому-либо вопросу не является поводом к разрыву отношений.
  • Говорить прямо, а не окольными путями, подбирая слова, которые никого не заденут. Последнее обижает многих людей. Переходить на личности и грубить тоже нельзя. Прямолинейность не является синонимом оскорблений.
  • Сохранять хладнокровие. Абстрагируйтесь от эмоционального контекста и смотрите на спор как на спор, а не на потенциальный повод для разрыва отношений, а также уважайте личность и мнение оппонента, не допуская грубых выражений и высказываний.
  • Анализировать ситуацию, четко осознавая, на чем основан выбор стороны — на фактах или эмоциях. Это позволит прийти к консенсусу, когда вы выберите истину таким образом, что и друг не обидится, и ваши принципы не пострадают.
  • Не настаивать на своей правоте. Фразеологизм подразумевает, что идеологией изначально руководствуется человек, знающий истину, но это не повод навязывать ее другому. Он может просто не видеть некоторых очевидных вещей, которые осознает позже. Если даже он никогда не согласиться с подобным, это не повод для ссоры. Каждый может остаться при своем мнении.

Прекращать общение стоит лишь с теми людьми, чьи моральные и нравственные принципы полностью противоречат вашим и социума. Например, человек считает, что можно убить ради большой денежной суммы и так далее.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной ( «золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Философия Платона и идея познания

Философия Платона развивает уникальное понимание процесса познания, которое базируется на его учении о мире и идеях. Согласно Платону, знание имеет объективный и универсальный характер и может быть достигнуто только через развитие души и осознание существования вечных идей.

Основное положение философии Платона заключается в том, что мир чувственного восприятия является лишь отражением идеального мира идей. Идеи являются абстрактными и существуют независимо от материального мира, они являются некими определенными прототипами для вещей и понятий в мире сенсорного опыта.

Согласно Платону, знание возможно только через вспоминание и размышление о идеях. Он представлял познание как процесс возвращения к памяти о прежних знаниях, которые душа пережила в мире идей до своего воплощения в теле. Таким образом, познание — это акт осознания уже известного идейного мира.

Для того чтобы достичь истины и познания, Платон разработал свою теорию о различных уровнях познания. Он разделял знание на мнение, восприятие и понимание. Мир признавал только идеальный и вечный, воспринимая материальный мир как иллюзию и переменчивость.

Идея познания для Платона тесно связана с этическими и нравственными принципами. Познание, согласно его учению, вызывает извлечение душой благ и идеалов, и тем самым помогает осуществить знание о добре и совершенстве. Таким образом, познание становится необходимым условием для духовного и нравственного развития личности.

В целом, философия Платона и его идея познания предлагает особую систему представлений о процессе познания и его ценности

Она акцентирует внимание на необходимости углубленного размышления, воспоминания, и обращение к идеям в поисках истины и совершенства. Платоновская философия и идея познания оказала значительное влияние на развитие западной философии и научного мышления в целом

Бессмертие и переселение душ

Душа человека, считал Платон, приближена к идеальному миру, поэтому она так же вечна и совершенна, как и все идеи. Тело же полностью находится в материальном мире, поэтому оно страдает от несовершенств и умирает. Платон верил в переселение душ. По его мнению, душа, ушедшая на небо, в высший мир, находится там десять тысяч лет, после чего снова возрождается в новом теле.

Платон не был сторонником равенства. он выступал за построение политической системы, в которой только философы, такие как он, имели право принятия решений — потому что только они могут править справедливо и разумно

Но просто верить для философа недостаточно, он должен подтвердить свою теорию логическими доказательствами. И Платон это делает: во многих своих сочинениях он приводит развернутые аргументы в пользу бессмертия души.

Первое доказательство, самое главное, он называл циклическим. В чем же оно заключается? Мир состоит из противоположностей, и наличие одной противоположности подразумевает существование второй. Раз есть сон, то есть и бодрствование, раз есть смерть, то есть и бессмертие. «Если бы все, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» — говорит Платон.

Второе доказательство — «припоминание». Платон был уверен, что все важнейшие абстрактные понятия, такие как красота, добро и т. п., изначально есть в сознании человека, о них помнит бессмертная душа. Мы их не узнаем заново, а просто «припоминаем». Третье доказательство связано с двумя видами сущностей. Тело относится к видимым смертным субстанциям, душа — к невидимым вечным.

Учения Платона

Добро пожаловать! > Философия Платона > Учения Платона

Философские источники учения об идеях

* Учение Сократа о всеобщем как основе этики.
* Учение элеатов об истинном, едином и неподвижном бытии.
* Пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.
Сущность учения об идеях
* Идеи есть абсолютные, всеобщие духовные сущности вещей.
* Каждой чувственной вещи или родам вещей соответствует своя идея.
* Идеи объединены в мир идей, который образует истинное бытие.
* Вторичным, производным от мира идей, является мир чувственных вещей.
* Мир идей иерархичен, на вершине его Платон поместил идею Блага .
* Отношения между миром идей и миром чувственных вещей строятся по принципу того, что вещи подражают идеям, или идеи присутствуют в вещах.

Диалектики Платона

Основные значения термина у Платона
* Диалектика есть способ познания сущности предмета через столкновение спорящих позиций и мнений.
* Диалектика – это способность возводить к единой идее то, что разрознено. Эта способность еще называется восхождением.
* Диалектика понимается и как умение разделять все на виды. Иначе это еще называется нисхождением.

Натурфилософия и космология Платона

* Космос есть творение Бога – Демиурга, овеществленного в материи.
* Космос у Платона – это живое тело, наделенное душой.
* Физический космос состоит из 4-х стихий: земли, огня, воздуха и воды.
* Космос один, он конечен, представляет собой шар, в центре которого Земля, а вокруг Земли вращаются планеты, приводимые в движение их душами.
* Мир чувственно воспринимаемого космоса развивается целесообразно, а в качестве цели выступает идея.

Учение Платона о познании

* Платон является рационалистом в теории познания. Только разуму, утверждает он, доступна истина. Чувства могут дать лишь мнение.
* Классификация познавательных способностей по Платону: идеи являются предметом мышления; числа – предметом размышления; природные вещи – предметом доверия.
* Истинное познание – “воспоминание” бессмертной души о созерцании ею мира идей еще до её вселения в смертное человеческое тело.
* Знание не может быть передано одним человеком другому, а должно быть получено из первоисточника.
* В зависимости от того, как успешно души созерцали идеи, определяется и их иерархия на Земле: на первом месте стоит философ, на последнем, 9-м – тиран.
* Цель занятий философией – возбудить в душе воспоминания об идеях.
* Главный метод пробуждения воспоминаний – диалектика.

Этическое учение Платона

Главное в этике Платона
* Этика Платона опирается на его учение о душе, состоящей из 3-х частей: разумной, волевой и чувствительной.
* Разумное сочетание этих трех частей дает начало добродетели справедливости.
* Нравственная жизнь – это стремление к высшей цели добра и справедливости.
* Нравственность бывает истинной, положительной и отрицательной. Первая доступна немногим избранным. Вторая, называемая моралью подчинения – удел толпы.

Политическая философия Платона

Политический проект Платона
* Цель политики – совершенствование граждан в государстве путем воспитания.
* Государство возникает потому, что человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности.
* Идеальное государство есть сообщество: землевладельцев и ремесленников, производящих все необходимое для жизни; воинов и стражей, охраняющих безопасность; философов – правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление.
* Классификация государственных форм по Платону – от лучших к худшим: Аристократия; Тимократия; Олигархия; Демократия; Тирания.

Эстетическое учение Платона

Главное в эстетике Платона
* Эстетика – это учение о бытии прекрасного. Ей посвящены диалоги Платона: “Пир”, “Федр”, “Гипий Больший”.
* Основой эстетики является учение об идеях.
* Объектом эстетики являются не конкретные проявления прекрасного, а его сущность, идея.
* Прекрасное воспринимается не чувствами, а посредством интеллектуальной интуиции.
* Идея прекрасного воплощается в чувственно осязаемых вещах: статуях, картинах и т.п.
* Прекрасными могут быть не только предметы, но и произведения искусства. Искусство есть подражание, мимесис.

Идеальный мир Платона

Платон (ок. 428– 347 до н. э.) родился в аристократической семье, был учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал. По возвращении в Афины основал собственную школу

Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не является реальностью. Мы можем воспринимать только низший мир, а на самом деле существует еще и высший, идеальный, и как раз он является настоящим. В идеальном мире находятся идеи, или образцы, всех вещей, существующих в мире материальном. Например, все лошади, которых можно обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с идеи лошади, обитающей в мире высшем.

Каким же образом идеальный слепок становится земным объектом? Идея соединяется с материей — и получается физически ощутимый объект. Но любой слепок — это лишь копия, бледное подобие. Так и весь наш физический мир — бледное подобие мира идей, яркого и настоящего.

Свою теорию Платон иллюстрировал легендой о пещере. Пещера — это земной мир, а человечество — пленники, заточенные в этой пещере. За пределами пещеры раскинулись зеленые просторы, на голубом небе сияет солнце, бродят прекрасные животные и летают птицы. Но несчастные пленники ничего этого не видят, они могут наблюдать только тени на стене пещеры и принимают эти тени за реальность.

Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий. В высшем мире, который Платон называл «умным местом», существует своя иерархия. На вершине всего находится идея блага, ей подчиняются другие моральные понятия, а идеи вещей и предметов расположены в самом низу этой системы.

Академия Платона

Слово «академия» — и производное от него «академический» — возникло благодаря школе, которую основал Платон. Платон собирал своих учеников в священной, окруженной стенами оливковой роще в шести стадиях к северо-западу от Афин, в местечке, которое называлось рощей Академа в честь древнегреческого героя Академа, похороненного там. Школа Платона получила название «Академия». Сначала это было неформальными собраниями богатых молодых людей, но к 380 году до н. э. Академия стала официальным местом обучения, за право поступить в которую ученикам приходилось платить. Первым выпускником Академии стал Аристотель, который стал конкурентом Платона, основав собственную школу — Лицей.

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Like this post? Please share to your friends: