Критерий истины: взгляд эмпириков

Введение

Философия состоит из тысячи вопросов, на которые она веками искала ответы. Но в поисках ответов на одни вопросы возникают другие. И из последних вопросов возникают новые. И в процессе цепь не разрывается и уходит в бесконечность.

В философии вопрос о природе знания и формах его проявления является традиционным и фундаментальным. Альберт Эйнштейн не зря утверждал: “Самое удивительное в нашем мире – это то, что его можно узнать. И это правда. Признание мира, общества, себя – это особый вид человеческой мыслительной деятельности. Человек, как единственный представитель животного мира, способный не только приспосабливаться к условиям окружающей среды, но и анализировать происходящее и делать определенные выводы, стремится понять мир. Гносеология помогает ему понять это.

Гносеология – это философская дисциплина, связанная с изучением, критикой и теориями познания, – теория познания как таковая. Главная цель гносеологии – поиск истинных, достоверных знаний. Правда – это знание. Но правда ли все знания? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах по каким-то причинам может содержать ошибки, а иногда и умышленное искажение истины, хотя ядро знания, как уже было сказано выше, является адекватным отражением действительности в человеческом сознании в виде идей, понятий, суждений, теорий.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

54.686. Понятие истины, ее критерии

Познание, начиная с ощущения, восприятия и представления, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированиюистины.

Истина— это:

  • соответствие знаний действительности;

  • то, что подтверждено опытом;

  • некое соглашение, конвенция;

  • свойство самосогласованности знаний;

  • полезность полученного знания для практики.

Выделяют несколько разновидностей истины: объективная, абсолютная, относительная.

Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах — чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.

Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.

Критерии истины

Критерий истины― это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:

  • соответствие законам логики;

  • соответствие ранее открытым законам той или иной науки;

  • соответствие фундаментальным законам;

  • простота, экономичность формы;

  • парадоксальность идеи;

  • практика.

Наиболее часто в науке выделяются следующие критерии истины:

  • чувственный критерий – ощущения являются единственным источником и основанием знания;

  • логический критерий , когда знания получаются из очевидных, принимаемых всеми суждений (разум);

  • практический критерий, когда происходит апробация наших знаний в деятельностном опыте человека и человечества.

Иногда результатом познания становитсязаблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение― это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения:

  • погрешности, связанные с переходом отчувственного уровня познанияобъектак рациональному;

  • некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Важно отметить, чтозаблуждениеиложь― разные понятия!

Ложь― это сознательное искажение образа объекта.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени

Полемика между эмпиризмом и рационализмом была очень плодотворной для развития философского знания и приобрела новый социальный статус. Эмпиризм был представлен в основном английским научным материализмом, в то время как рационализм был популярен в континентальной Европе, во Франции и Германии.

F. Бэкон, классик философии Нового времени, выражает свои требования к методу познания в виде иллюстрации характеристик муравья, паука и пчелы:

  • «Путь муравья» — это метод крайнего эмпиризма. Для него характерен простой сбор фактов без их осмысления;
  • «Путь паука» — это метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает знания из самого себя;
  • «Путь пчелы» — это метод, который приостанавливает крайности эмпиризма и рационализма.

Ни один из этих путей сам по себе не ведет к успеху: истинное знание — это результат правильного сочетания разума и чувств.

Бэкон предложил оригинальную классификацию наук, которую он основывал на различии познавательных способностей:

  • Память соответствует исторической науке, которую Бэкон понимал как сбор фактов;
  • Разум соответствует теоретическим наукам или «философии» в более широком смысле, которая включает в себя философию или натурфилософию, философию человека, естественную теологию или косвенное познание Бога через факты, а также гражданскую философию и политику;
  • Воображение соответствует поэзии, литературе, искусству в целом.

Союз опыта и разума лежит в основе индукции — метода познания природы в пределах разделения целого на части и их изучения. Следуя в направлении от единичного к общему, следователь должен исключать негативные суждения и накапливать позитивные. Последние являются предпосылкой закономерности объекта исследования.

Так, Ф.Бэкон считал основным методом развития науки индукцию на основе опыта, полученного путем наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опыт и недооценивал роль теории.

Пытаясь объединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Томас Гоббс, последователь Бэкона, прибегнул к анализу, который позволил ему выявить общее в эмпирическом опыте, и синтезу, который позволил понять изучаемый объект как единое целое. Хотя анализ и синтез связаны между собой, анализ доминирует в этих отношениях, поскольку, согласно Гоббсу, целое и совокупность всех его частей тождественны. Таким образом, задача синтеза упрощается до крайности, и механизм методологии Гоббса становится открытым.

Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, то есть на то, что имеет свое происхождение и развитие. Она исключает теологию, потому что о ее предмете ничего нельзя сказать; она исключает явления без телесности, потому что научная мысль к ним неприменима; она исключает все формы откровения, пророчества, астрологии, то есть все то, что является предметом веры, а не науки. Но методология Гоббса направлена лишь на пассивное восприятие предметной реальности на уровне явления, сущность которого сохраняет свою тайну.

Эмпиризм позиции Гоббса проявился и в его социально-философских взглядах. Он предложил теорию «общественного договора», которая до сих пор считается методологической основой для понимания права и государства.

Идеалист Беркли, решая проблему конечного и бесконечного, поставил проблему двух реальностей: объективной и субъективной. Он различал идеи (свойства) вещей и душу, которая воспринимает эти свойства. Первые доступны для познания, вторые — нет.

Преемник Беркли, скептик Юм, сформулировал тезис о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знаний — это совокупность простых и сложных восприятий или впечатлений и идей. Разум объединяет впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этой комбинации принадлежит принципу ассоциации. Юм различал три вида связи: по сходству, по близости и по причинности.

Одним из объектов анализа Юма является эмпирическая индукция, которую он критиковал за ее ограниченность. Индуктивное умозаключение опирается только на сосуществующие вещи и процессы и не может претендовать на универсальность и необходимость.

Скептицизм Юма был одной из важнейших теоретических предпосылок философии Канта. Именно сомнения Юма в возможности получения универсальных и необходимых суждений на основе обобщения экспериментальных данных послужили отправной точкой для знаменитого вопроса Канта: «Как возможны синтетические априорные суждения?».

Теории познания

В школьном курсе обществознания, как правило, особо не изучают теории познания. А ведь именно знаний этих теорий и умений их применять и требуется от выпускника при выполнении заданий ЕГЭ. Рассмотрим ключевые позиции теорий познания на истину.

  • Эмпиризм. Сторонники этой теории были за сухое измерение и фиксацию фактов, которые люди наблюдают в жизни. Эмпирический уровень познания — это познание фактов. Именно через них, с точки зрения эмпириков, и проявляется истина. К примеру, наступило лето, на смену ему пришла осень. Это истина, поскольку это факты.
  • Сенсуализм (+ субъективный идеализм). Его представители, считали что мир — есть комплекс ощущений человека. Вот не вижу я сейчас Африку, значит ее нет! Как следствие истина здесь — это проверяемые ощущения субъекта (человека). Спорная концепция, чего и говорить!
  • Рационализм. Представители этой концепции считали, что мир можно познать лишь силой разума. Ощущения вторичны. 
  • Скептицизм. Скептики считают, что истины просто не существует, поскольку сознание человека ограничено.
  • Агностицизм — мир непознаваем, как непознаваема и истина. Человек ведь обладает очень примитивным сознанием и мышлением. Отсюда невозможность познать любую вещь.
  • Прагматизм. С точки зрения сторонников прагматизма, истинное знание только то, которое полезно для человека. В остальном истина — это непонятно что.

Современная философия считает, что мир вполне познаваем, как и истина. Доказать это довольно просто. Человека вбирает в себя все четыре формы материи: физическую (в нас есть атомы и молекулы), химическую (в нас есть химические элементы), биологическую (мы все — живые организмы) и социальную (человек образует новую форму материи — социальную). А раз так, то мир вполне познаваем, и истина нам доступна, ведь в нас есть все четыре формы материи! Железная логика — ничего не скажешь!

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Функция практики как критерия истины

Существует известная фраза: «практика – критерий истины», которая была особенно популярна у марксистов. И часто именно данный термин, практика, вносит решающий вклад в рассматриваемый вопрос.

Любые полученные знания должны не лежать мертвым грузом, а использоваться для достижения новых горизонтов мысли, трудовой деятельности, устройства общества и т. д.

Именно оттого, как на практически зарекомендовали себя те или иные знания, можно судить о том, какова их реальная ценность.

Только практика в конечном счете способна показать, какое направление мысли было правильным и направленным к постижению истины, а какое пошло совершенно не туда и больше не стоит внимания. Именно для подобной проверки существует экспериментальная наука, множество фундаментальных исследований во всем мире.

Сущность демаркации и верификации

Определение 1

Демаркация – это определение границ эмпирических и теоретических наук, науки и философии, научного и вненаучного знания.

Проблема демаркации науки и ненауки – один из острых вопросов философии ХХ века, поднимавшийся в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме. Данная проблема сформировалась в 20-30х годах ХХ века в кругах логических позитивистов, участников «Венского кружка», к которым относят Шлиба, Карнапа, Рейхенбаха, Гемпеля, Франка и др. Вдохновителями кружка были Рассел и Витгенштейн, а основал данный кружок – О. Конт. В качестве предмета исследования позитивизм рассматривает науку, а логические позитивисты занимались логическим анализом языка и науки.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Определение 2

Верификация – это одно из понятий методологии науки, которым характеризуется возможность установить истину научных утверждений после их эмпирической проверки.

Основной принцип верификации заключается в том, что любое предложение считается научным, только если оно может быть верифицировано, то есть, есть возможность установить его истинность формально, благодаря наблюдению.

Замечание 1

Если предположение не может быть верифицировано, то оно не считается научным.

Иными словами, верификация – это проверка, проверяемость, способ подтвердить определенными доказательствами какие-либо теоретические положения, алгоритмы, программы и процедуры через их сопоставление с эталонными образцами, алгоритмами или программами.

Принцип верификации выдвинул так называемый Венский кружок.

Карл Поппер – австрийский и британский философ и социолог, иногда он принимал участие в работе Венского кружка, но при этом не соглашался с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретических знаний, верификацией, отрицательным отношением к роли идей философии в научном становлении.

По мнению Поппера, одной из центральных идей философии науки является идея определения критерия демаркации науки и не науки, в качестве которого Поппером был предложен принцип фальсифицируемости в качестве принципиальной опровержимости любой научной теории. У научных теорий всегда есть собственный предмет и границы, поэтому они должны быть принципиально фальсифицируемыми.

К научным теориям относят не только системы знаний, которым могут быть найдены потенциальные фальсификаторы, то есть положения, противоречащие теориям положения, истинность которых может быть установлена экспериментальным путем. Наука занимается изучением реального мира, стремясь к получению истинного описания мира. Путь к такому знания пролегает через выдвижение гипотез, построение теорий, их нахождение и опровержение, движение к новым теориям. Прогресс науки заключается в последовательности сменяющих друг друга теорий через их опровержение и постановку новых проблем. Иными словами, процесс развития научного знания Поппер рассматривал в качестве одного из проявлений исторической эволюции, проводя параллель биологической эволюции и роста научного знания.

Еще одна отличительная черта концепции роста научного знания Поппера – антииндуктивизм. Он резко критиковал познавательную значимость индукции и считал методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез. По Попперу, любое научное знание гипотетическое, предположительного характера, и оно подвержено ошибкам. Этот тезис о принципиальной погрешимости знаний назвали фаллибилизмом.

Поппер в конце 1960х годов выдвинул оригинальную теорию трех миров:

  • физический – физические сущности;
  • ментальный – духовные состояния человека, сознательного и бессознательного;
  • объективное знание – научные теории и проблемы, объяснительные мифы и произведения искусства, нередуцируемые друг другу.

Порождение новых идей, гипотез и теорий – это результат взаимодействия между всеми мирами.

Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии

Если средневековая философия представляла собой попытку понять феномен религии, дать философское обоснование теоцентризму, то в конце XVI — начале XVII веков философское знание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своего критического осмысления. В Западной Европе начинается активное формирование буржуазных условий, сопровождающееся созданием новых политических институтов, изменением образа жизни и стиля мышления. Успешное освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития наук о природе, а утверждение новых социальных и политических идеалов предполагало иную, по сравнению с теоцентризмом, модель участия человека в переустройстве мира. Новая эпоха возникла и развивалась под лозунгами свободы, равенства, индивидуальной активности. Главным инструментом для реализации этих лозунгов было рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф.Бэкон, выразил это в известном высказывании: «Знание — сила, и тот, кто овладеет знанием, станет могущественным».

Склонность английских философов периода раннего модерна к эмпиризму объясняется тем, что в Англии начали зарождаться буржуазные отношения в производстве и общественной жизни, что потребовало коренного изменения статуса науки: последняя все больше вовлекается в промышленность, политику и право. Наука нуждалась в концептуальной и методологической поддержке, и это было задачей философии. Именно сосредоточенность на эпистемологических и методологических вопросах отличала английский эмпиризм от континентальной философии того же периода.

Эмпиризм как теоретико-познавательная традиция основан на утверждении, что только опыт (empiria) может быть источником истинного знания. Задача науки — «извлечь» эту истину, содержащуюся в вещах и процессах реальности, с помощью соответствующих процедур и донести ее до человека в неизменном виде. Авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) видел цель человеческой жизни в достижении счастья через истинную культуру и гуманность. Для этого необходимо было открыть законы природы и покорить их. Бэкон был автором теории элиминативной индукции. Его основные работы: «Новый Органон», «О достоинстве и превосходстве наук», «Политические и моральные опыты», «Новая Атлантида».

Согласно Бэкону, объектом познания является природа. Задача познания — изучение ее законов, а цель познания — установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание — это знание причин. Основой знаний является опыт. Но истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «духами» познания. Их четыре:

  • Идолы вида . Они коренятся в самой человеческой природе, в ограниченности разума и несовершенстве чувств. Идолы рода искажают познание, привнося в него антропоморфные элементы.
  • Пещера идолов . Их источником являются индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
  • Идолы рынка . Их порождают социальные отношения и связанные с ними конвенции: язык, понятия повседневного и научного мышления.
  • Кумиры театра . Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.

Взгляды Ф.Бэкона на методологию и эпистемологию новой философии подхватывает Томас Гоббс (1588-1679), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Он также является автором знаменитого трактата «Левиафан».

Согласно Гоббсу, философия должна служить практическим интересам и потребностям людей и быть независимой от религии. Философия — это совокупность теоретических знаний о причинах вещей и процессов. Для Гоббса были характерны крайний номинализм и сеснализм (философская концепция, рассматривающая человеческие чувства как единственный источник знания), отрицание свободы воли. Наиболее ценным в его философии является учение о знаках, которое многие считают аналогом бэконовского учения об идолах знания.

Критерии истины в философии и обществознании

Философы и ученые очень озадачены правильным определением объективности знания, ведь именно перед ними стоит проблема его получения, осмысления и систематизации.

Обычно взгляды этих людей в данном вопросе схожи, поэтому разделять их отдельно особого смысла нет. Разве что стоит оговориться, что для ученых практиков очень важны не простые размышления обо всем и ни о чем, а такие знания, которые принесут им конкретную пользу и помощь в исследованиях.

Главные критерии, которые выставляются к истине в философии и естествознании, звучат так:

  • она должна соответствовать законам логики,
  • не противоречить ранее открытым законам,
  • соответствовать фундаментальным понятиям и законам,
  • иметь простое и экономичное выражение,
  • иметь практичность в применении.

Если некоторые пункты по отношению к новому значению не оправдываются, к примеру, не работают законы логики, то любой достойный ученый не будет спешить принимать его за чистую правду.

Like this post? Please share to your friends: