Философия Элеатов: история и основные принципы

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Онтологические взгляды Зенона

2) Обсуждая тезис о существовании множества вещей, Зенон задает следующие вопросы. Что следует считать каждым объектом из этого набора? Что необходимо, чтобы подумать об общем количестве элементов этого множества? О каждом элементе можно сказать, что он одновременно не имеет размера и бесконечен. Сумму элементов множества следует рассматривать и как число конечных, и как число бесконечных — это ответ на второй вопрос.

Самая известная апория о движении. Это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», которые доказывают, что движение либо не может начаться, либо несовместимо с нахождением места, либо вообще невозможно, поскольку идея движения самопротиворечива.

Примеры: Ахиллес, известный своей скоростью бега, никогда не догонит убегающую от него черепаху. Пусть Ахиллес бежит быстрее черепахи, но через любой промежуток времени, каким бы маленьким он ни был, черепахе удастся преодолеть ненулевое расстояние. Следовательно, ни в какой момент бега общее расстояние между Ахиллесом и черепахой не станет равным нулю.

Стрела Апория. Находится ли стрелка в указанной точке? Если да, то он не летает; если нет, то летает. Вывод заключается в том, что идея движения противоречива, то есть, что само бытие не может быть движением.

В этом рассуждении элеаты развивают категории бытия и небытия, категории движения и покоя. У греков была смелость мыслить. Они не боялись странных выводов.

В своих онтологических взглядах Зенон четко отстаивает положение о единстве, целостности и неизменности бытия. Согласно Зенону, бытие имеет материальный характер. Согласно Зенону, все в природе возникает из тепла, холода, сухости и влаги или их взаимных изменений; люди произошли из земли, а их души представляют собой смесь вышеперечисленных начал, в которой ни одно из них не преобладает.

Вероятно, самым известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности вещей являются апории Зенона, которые доказывают, что при допущении существования движения возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий называется ДИХОТОМИЯ (разделение на две половины). В ней Зенон пытается доказать, что тело не может двигаться, т.е. что движение не может ни начаться, ни закончиться. Вторая (и, возможно, самая известная) апория Зенона — это АХОЛЛЕСС. Эта апория показывает, что самый быстрый человек (Ахиллес) никогда не сможет догнать самое медленное существо (черепаху), если оно прошло дистанцию раньше него. Эти логические построения показывают непоследовательность движения и, казалось бы, противоречат жизненному опыту. Зенон, таким образом, допускает возможность движения только в сфере чувственного познания. В его апориях, однако, речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, а о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение здесь рассматривается не как чувственно данное, а делается попытка прояснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.

Зенон прославился главным образом тем, что раскрыл противоречия между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы, Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Он считает рациональное знание однозначно истинным, но чувственное знание, по его мнению, приводит к неразрешимым противоречиям. Зенон показал существование предела в чувственном познании.

Экзегетика философии элейской школы

Оформленная концепция познания бытия элейского направления философии, так же как многие другие подверглась критике и анализу современников, последующих поколений мыслителей. Здесь берет начало экзегетика учения элеатов, то есть стиль осмысления обсуждаемых идей. Истолкование основывается на индивидуальной манере мыслить, эпохальной принадлежности критика, историческом развитии общества. Главный философский принцип «отрицать, переосмысливать» и на самом деле он утрирован, так как философские понятия подвержены постоянному временному изменению. Конкретное учение под воздействием многих парадигм теряет первоначальный смысл.

Школа элеатов прекрасный пример разнообразной интерпретации значения концепции, которую мыслители последующих исторических эпох расценивали по-своему

Чтобы сохранить важность идеи необходимо соблюдать соотношение цели изучения феномена с парадигмой

История Древней Руси

Основной соавтор
Jaaj.Club

Запись исторических событий — великое изобретение человечества

Важно знать о том, что было, чтобы понимать настоящее. Всегда интересно — читать о том, что происходило со страной в Древние времена

Как появились предки, кто правил до династии Рюриков и другая важная информация. Это всё история древней Руси.

В данном разделе вы найдете информацию о событиях в Древности, которые происходили на территории Руси и познакомитесь с тем, что называют лженаукой. Это тоже важно, чтобы уметь отличать ложь от правды. Знание истории — это оружие с невежеством, которым может владеть любой человек.

Забытые боги, традиции и быт — это всё умерло, но тени былого остались на страницах произведений.

Читать онлайн

Основные положения элейской школы

Элейская школа возникла в VI веке до н.э. в греческой колонии Элее на юге Италии, в регионе Великая Греция. Элейская школа относится к досократическом у периоду, однако в отличии от учений ее основных соперников – ионийцев, не является натурфилософской. Философы элеаты полностью отрицают значение чувственного познания, отождествляя бытия с мышлением. Более того, они первыми вводят сам термин бытия и создают первую онтологическую концепцию.

Статья: Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Онтология элеатов строится в оппозиции к основным философским учениям того периода – натурфилософским концепциям ионийской школы, мыслители которой полагали, что в основе мира лежит стихия, а само бытия находится в состоянии постоянного изменения и движения; а также учению Пифагора, предполагавшего существование пустоты и порождения материи из этой пустоты благодаря «пневме» – дыханию.

Учение Парменида основывается на философских взглядах Ксенофана и противостоит концепции Пифагора, отрицая пустоту и раздельность мира, а также натурфилософов, отрицая представления о движении и изменчивости мира. Основные черты бытия согласно Пармениду таковы:

  • бытие едино и неделимо;
  • бытие не возникало и никогда не исчезнет, оно существует вне времени;
  • бытие неизменно, в нем не существует отдельных вещей, а значит нет и движения;
  • бытие существует, в то время как пустоты не существует.

Парменид представлял мир в виде сферы, в которой все едино и является различными проявлениями сущности бытия. Видимо разнообразие мира Парменид с одной стороны снимал за счет отрицания значимости чувственного познания – чувства не способны дать объективной информации о мире, они не больше чем мнение, а с другой стороны за счет введения понятия метаморфоз – единое бытие способно преобразовываться и проявлять себя в различных качествах.

В качестве главного пути познания Парменид выдвигает рационалистический, поскольку все мыслимое и есть бытие, в то время как немыслимого не существует. Рациональное познание не противоречиво в отличие от чувственного и позволяет проникнуть в истинные свойства бытия. Вместе с тем, сами взгляды Парменида оказались настолько парадоксальными и противоречащими очевидным истинам, что вызывали дискуссии не только среди мыслителей, но и всего греческого общества. Волна критики оказалась настолько сильной, что ученик Парменида – Зенон Элейский был вынужден создать ряд апорий, опирающихся на доказательство от противного, и показывающих всю противоречивость чувственного знания, для подкрепления выводов своего учителя.

Характеристика

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании . В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду , «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия . Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума , данного лишь мысли , но не чувствам . Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом , чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля .

История

Элеатская школа – была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном , жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элеа основан фокейскими (в Малой Азии) выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом , учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон , ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.

Во время римского господства Элеа превратилась в Велию (Velia
), в ней жил юрист Требатий Теста, друг Цицерона ; сюда бежал Цицерон после убиения Цезаря ; здесь Брут навещал Цицерона; Цицерон написал в Велии свою топику, посвящённую Требатию. В Велию врач Антоний Муза посылал страдавшего глазами Горация, ибо в древности она славилась своим здоровым климатом.

Происхождение религии.

Но так и должно быть, если учесть, что боги творятся людьми по своему
образу и подобию. У эфиопов боги курчавы и черны, а у фракийцев – голубоглазы и
рыжеваты. Вообще «смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и
телесный образ, как они». Отсюда создаваемые людским воображением образы богов.
Но «если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать
произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими
на лошадей».

Так Ксенофан вскрыл антропоморфные корни религии (и, конечно, был далек
от того, чтобы увидеть социальные). Правда, вне внимания Ксенофана осталась
неявно антропоморфная религия, в которой боги действуют как люди, но их черты
звероподобны. Но это не умаляет заслуги Ксенофана, поскольку всякая религия в
сущности антропоморфна, принадлежит в своей мировоззренческой части к
социоантропоморфическому виду мировоззрения.

Но мировоззрение Ксенофана не только негативно, не только антимифологично.
Оно и сверхмифологично. Ксенофан дает свою картину физического мира,
исключающую мифологизмы.

Апории против времени и деления

Апория «Стрела» указывает на противоречивость представлений о времени и движении. Так, согласно представлениям о движении античности, объект называли движущимся в том случае, если место, занимаемое им в пространстве меняется. Однако, для стрелы, находящейся в полете это правило не работает. Ведь в каждый отдельный отрезок времени, стрела занимает одно и тоже место, следовательно, она находится в покое. А поскольку один объект, по мнению античных мыслителей не может одновременно двигаться и покоится, то отрезков времени не существует.

Апория «Медимн зерна» указывает на несопоставимость части и целого. Предполагалось, что часть, отделяемая от целого обладает теми же свойствами, что и само целое. Так часть кома глины остается глиной, отделенная ветка остается деревом и т.д. Однако Зенон указывает на то, что одно зернышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издает изрядный шум, а значит их свойства различны.

Цари России, Великие Князья Руси

Основной соавтор
Formica

Данная книга включает в себя хронологическое описание правления Великих князей Руси и царей России.
Изначально высший правитель на Руси именовал себя Великим князем. Царями верховные правители в России стали называться с Ивана IV.
Надо заметить, что Россия , как государство, образовалось при Иване III.
Слово царь было взято из Болгарского языка, так именовались верховные правители Болгарского государства. А еще раньше оно зародилось в Сербском языке, так именовались правители Византии – цесарь (император).
Ниже представлена хронология правления Великих князей Руси и царей России.

Читать онлайн

Учение элеатов

Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений

Впоследствии именно идеализм станет решающим качеством учения Платона.

Метафизическая направленность элейского течения соединяла в себе оттенки натурфилософского мировоззрения, смешивая разность мнений. Для примера можно выбрать сложность осознания бесконечности пространства, отношения последнего к времени находила выход в изобретательности естественного философствования. Логически-прогнозируемым следствием такого процесса оказывалось слияние элейского направления с эристическим, софистским течением.

Само элеатское учение о бытие стоит на «трех китах»: монизме, рационализме, познании.

Идея движения и множества Парменида доказывает логику онтологического познания.

Появившиеся в рамках направления понятия «бытия», «небытия» служили теоритической базой для рассуждений философов античности и будущих поколений. Бытие, как существующее в континууме, едино и неподвижно, осмысляемо, бессмертно. Небытие, как несуществующее в континууме, не осмысляемо, не имеет места быть.

Элейская школа предоставляет реальную природу противоречивостью физических ипостасей. Предоставляемые условные значения обозначают безусловность познания.

Но своевременное понимание истинной сущности бытия оказало положительное влияние на философские мысли последующих знаменитых мыслителей: Демокрите, Платоне, Анаксагоре, Аристотеле, Эмпедокле, Сократе.

Идеи элеатов

  • Единство, вечность, неизменность сущего, его непрерывность и неразрушаемость. Эта мысль провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была воспринята всеми элеатами.
  • Рационализм в познании и монизм в бытии. Монизм – утверждение, что всё сущее в конечном итоге сводится к первоначалу, к исходному элементу.
    3. Наличие движения и множественности как исходный постулат. Зенон в своих апориях показывал, что иное допущение приводит к абсурдным выводам – о том, что движения не существует, нет расстояния и множественности.
  • Целое не просто равно сумме частей, оно качественно отличается от всего, что составляет его сущность. Это также показал Зенон в своих апориях: так, одно зёрнышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издаёт оглушительный грохот.
  • Пустота тождественна небытию; следовательно, пустоты нет. Познанию подлежит лишь то, что существует.
  • Чувства в познании играют второстепенную роль. Они формируют некоторое представление о предмете, впечатление, но это мнение не соответствует истине.

Ответ Зенона

Зенон опроверг этот аргумент, показав, что “многие” должны быть “одним”, потому что для существования множественности логика не может существовать. Поскольку логическая последовательность и понимание существуют, множественности быть не может. Профессор Дж.:

Как мы видим из первой гипотезы первого аргумента трактата Зенона, тезис о том, что вещей много, порождает следствия, несовместимые даже друг с другом; ибо если вещей много, то они должны быть “и подобны, и непохожи”, а это невозможно не потому, что нарушает смысл восприятие (которое, в конце концов, подвержено ошибкам), но потому, что оно нарушает закон противоречия, лежащий в основе всякого мышления.

Фото: pbs.twimg.com

Следовательно, нельзя утверждать, что доска, молоток и гвоздь являются “многими” в том смысле, что эти три объекта принадлежат к одной и той же основной субстанции Единого. Человек может смотреть на три объекта и утверждать, что на столе “много” объектов, но это было бы только выражением доверия к чувственному восприятию, а не действительным пониманием истины. Далее, утверждение, что существует “много”, которое составляет реальность, а не Одно, делает логику невозможной, потому что тогда мы имели бы дело со многими реальностями каждого отдельного человека, но поскольку логический дискурс и философский аргумент возможны, должна быть какая-то общая основа, разделяемая всеми; эта общая основа земля – это Бытие.

Пролог.

Пролог аллегоричен. Он плод художественно-мифологического мировоззрения. Переход от Пролога к основной части поэмы – это наглядный генезис философии. В Прологе рассказывается о фантастической поездке юного Парменида к богине справедливости Дике, она же богиня правосудия и возмездия. Парменид едет на обычной двухколесной и одноосной колеснице с двумя конями. Но кони эти не простые – они «многоумные». Путь Парменида также необычен: он лежит «вне людской толпы». Проводники Парменида – Гелиады, т. е. «девы Солнца». Покинув «жилище Ночи» и скинув покрывала со своих голов, Гелиады настолько торопят бег коней к свету, что накалившаяся ось звучит как свирель. Путь упирается в «ворота дорог Ночи и Дня». Из света выходит богиня Дике – богиня справедливости, которая уже известна нам по Гесиоду. Дике фигурирует и у Гераклита – вместе со своими слугами Эриниями она следит за тем, чтобы Солнце не преступило меры. Она приветствует юношу, берет его за правую руку и далее следует ее непрерывный монолог. Парменид вкладывает свое учение в уста Дике. Она называет Парменида юношей, которого привел к ней не «злой рок», а «право» и «закон». Пренебрегая мифологией, богиня (самоотрицание мифологии) приказывает Пармениду побороть силу привычки, слепую привязанность к чужим мнениям, воздержаться от болтовни и обратиться к разуму как единственному руководителю. Дике говорит Пармениду: «Разумом ты рассуди трудную эту задачу, данную мною тебе». Несмотря на стихотворную форму изложения, речь Дике суха и логична. Это язык философии. В лице этой богини правды и справедливости сами боги как бы отрекаются от мифологии и начинают служить философии. Отныне их высший бог не Зевс, а Логос. Богиня призывает Парменида к смелости духа. У истины, говорит она ему, «бестрепетное сердце». И он должен знать и «бестрепетное сердце совершенной истины» и «лишенные подлинной достоверности мнения смертных». В соответствии с этим две части поэмы называются «Путь истины» и «Путь мнения».

Основные идеи

Античное философское течение возникло в V веке до н. э. Мудрецы из города Элея в качестве отправной точки создания своего учения использовали математические тезисы Пифагора, сосредоточившись на идее проматериалистического исследования природного первоначала.

Основателями философской школы принято считать Ксенофана и Парменида. Они использовали разные методы убеждения, чтобы доказать окружающим свою правоту, но делали схожие выводы относительно материальности бытия и главенствующей роли разума в жизни человека. Благодаря им было сформулировано основное онтологическое положение учения элеатов, которое гласило, что ощущаемое представление о природе не может являться истинным, если не имеет разумного объяснения. В этом контексте становятся понятны и основные идеи, пропагандировавшиеся философами:

  • бытие неразрушаемо и непрерывно, поэтому все сущее — лишь часть единого целого, не подверженного изменению;
  • познание невозможно без рационализма;
  • движение есть необходимая часть существования, обеспечивающая возвращение всего сущего к исходному элементу (монизм);
  • целое — это совокупность составляющих его частей, качественно отличающаяся от каждой из них;
  • пустота и небытие невозможны и не подлежат познанию;
  • в процессе формирования знания для получения достоверной информации необходимо полагаться только на разум, не доверяя чувствам.

Тезисное отображение учения элеатов

Сущность попыток досократовских философов полиса Элеи определить понятие существующего бытия сводится к нескольким тезисам.

  1. Единственность бытия. Если бы бытие повторялось хотя бы дважды (и более раз), то бесконечные его пределы обязательно мешали другому бытию. Отсюда следует правило единства.
  2. Множественность иллюзорна, не единична. Восприятие многообразия предметов могло бы быть истинным, если бы хотя бы один из них был постоянно стабильным, неизменным. Исходя из того, что все подвластно преобразованиям, нельзя быть твердо уверенным в сделанных выводах, поддаваться иллюзии.
  3. Каким бы ни был человеческий опыт, нет никакой гарантии его истинности, поскольку осознать каждую малейшую частицу бытия невозможно, а без нее не получится составить идеально точную картину мироздания. Разум максимально приближает человека к правильному ответу, но не несет ожидаемой чистоты познания. Чувственный опыт полностью лишен научной ценности.

Кратко говоря, центральное понятие Бытия элеатов сводится к противоречивости его множественности, неизменности, ошибочности опытного исследования, истинности познания интеллектом.

Отсюда исходит логический вывод: наработанные досократовскими философами сложные теории стали объектами изучения последующих мировых умов, что определяет значимость деятельности мыслителей элейской школы.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф.. История античной философии. М., 1961.    
  2. Богомолов АС. Античная философия. МГУ, 1981.    
  3. Вундт В. Введение в философию. М., 1993. 
  4. Гарани PS. 500 шагов к мудрости. Книга. 1., 1999.     
  5. Лосев А.Ф.. Античная философия истории. М., 1981.    
  6. Лосев АФ. Словарь античной философии. М., 1991.    
  7. Лосев А.Ф.. Платон, Аристотель. М., 1996.    
  8. Сергеев К.А.., Slinin YA.A. Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1995.        
  9. Смирнов I.N., Титов В.Ф.. Философия. В 2 кн., Кн. 1., М., 1999.       
  10. Чанышев АН. Курс лекций по античной философии. М., 1992.    
  • Реферат на тему: Идеи И. Канта в наше время
  • Реферат на тему: Работа И.Канта ответ на вопрос: что такое просвещение?
  • Реферат на тему: Утопия Фрэнсиса Бэкона
  • Реферат на тему: Мифология древняя и современная
  • Реферат на тему: Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь. Неопределенность
  • Реферат на тему: Философия эпохи Просвещения
  • Реферат на тему: Сократ: трагедия личности и судьба идей
  • Реферат на тему: Общественное сознание и его формы
  • Реферат на тему: Опыт аксиологического воспитания в отечественном педагогическом образовании: толстовская школа
  • Реферат на тему: Основные идей Дэвида Юма в трактате О человеческой природе
  • Реферат на тему: Методологические функции предпосылочного знания и регулятивных принципов в науке
  • Реферат на тему: Критический рационализм К. Поппера и его принцип фальсификации

Заключение

Общую проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы) в ее контексте совокупность реального рассматривалась как  физис  (природа) и как космос (порядок), главный вопрос, в то время как: Как возник космос?; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) заявляет о существовании постижимой реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, более того, мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблемы происхождения и природы знания, а метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления.     

Следует отметить, что в соответствии с древним умением познавать этот мир философско-теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего формирования философского знания. По крайней мере, доктрина философии как жизни претерпела существенные изменения: философия больше не просто жизнь, но жизнь именно в знании. 

Like this post? Please share to your friends: