Ислам: вера и история

Зачем все это?

Я понимаю, что тема, которую я здесь затронул, достаточно глубока и сложна, требует обширных познаний и глубокого анализа на уровне целой серьезной исследовательской работы, на которую, конечно же, данная статья никак не может претендовать. Я вижу, что эта статья не дает какого-то конечного ответа на вопросы, цельной идеи и способа ее реализации. Скорее это способ выразить мои взгляды на религию вот в такой форме.

Я признаю, что я могу лишь «заигрывать» с темой, но цель этой статьи была не создать какую-то концепцию и протолкнуть ее в массы, а заставить людей, которые ее прочитают, думать немножко по-другому, всколыхнуть мышление и фантазию, разбить конформистские установки и заставить взглянуть на некоторые вещи с иного ракурса. Если вы останетесь при своем прежнем мнении — отлично. Моя задача будет выполненной, если данная статья заставит вас хоть немножко задуматься.

Эффективная религия — это путь к тому, чтобы перестать воспринимать религиозные течения (особенно в той форме, которой они до нас дошли) бездумно, вне рамок всякого критического осмысления, как делают глубоко религиозные люди. Но в то же время не критиковать религию, как одно большое заблуждение вообще, как делают атеисты. Я пытаюсь взглянуть на отдельные аспекты религиозности, признав тот факт, что ритуалы, религиозные верования и традиции могут нести пользу, только разную.

Это способ заставить людей задуматься о своей религиозности, а влиянии своих религиозных взглядов на жизнь. О том, что религии создавались людьми и могут быть несовершенны. И результатом этого может быть не только смена религии или отказ от оной. Итогом осознанного отношения к религии может быть также углубление и обретение большей уверенности в своей традиционной вере!

«Чем является для меня моя вера? Стала ли она для меня источником поддержки, способом духовного развития, или же она превратились лишь в формальный ритуал, поддерживаемый мной из страха? Какие изменения мне следует провести в религиозной сфере, чтобы моя религия стала для меня более эффективной?

Предлагает ли она мне доступные способы саморазвития? Является ли она для меня непротиворечивой, или мне приходится идти на конфликт со здравым смыслом, чтобы поддерживать все эти взгляды? Исповедую ли я ее по велению сердца или только потому, что все вокруг ее исповедуют?»

Несмотря на то, что каждый человек, как и я, может считать в общем и целом одни религии эффективнее других, каждая отдельная религия, может быть как более, так и менее эффективной, в зависимости от того, как вы ее используете.

«Взрывать неверных» и достигать неповторимого единения с Богом, рождая в себе любовь и сострадание в коллективной суфийской медитации – это разные по своей эффективности индивидуальные акты осмысления одного и того же религиозного материала.

«Эффективная религия» – это попытка показать, что все религиозные споры о том, «какая религия истинная» не могут привести к правде и примирению участников конфликтов.

Мы не можем знать, что из религий правда, а что ложь: каждый будет настаивать на своей традиции. Куда как большее значение имеет то, носят ли носители какой-то религии в себе ее добродетели. Если буддисты или индуисты в среднем менее агрессивные, более терпимые и сострадательные, чем христиане (или наоборот), то это куда больше говорит в пользу буддизма (или христианства), чем все богословские споры!

Если какой-то священник, приходя домой, бьет свою жену и жестоко наказывает детей, то чего стоят все его знание священных текстов?

Мы должны обратить внимание на это, на то, что поддается нашему наблюдению!

Эффективная религия значит, что мы перестаем принимать собственное религиозное воспитание, как данность.

Если бы мы посвящали чуть-чуть больше времени изучению чужой религиозной культуры, чужих духовных традиций, мы бы обнаружили больше родства, чем различий между нами. Было бы куда меньше причин для ненависти.

И, конечно же, данная статья была моей попыткой пофантазировать как может выглядеть религия будущего, так что можете смотреть на нее как на художественное, утопическое произведение и не воспринимать ее слишком серьезно.

§2. Истинность Православия

Православие

В отличие от основного направления западной богословской мысли, утверждающей, что каждый верующий в Иисуса Христа уже находится в Духе Святом, Православие напоминает: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2: 19), и Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7: 21). Лишь те становятся один дух с Господом (1Кор. 6: 17), о которых Сам Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8), ибо «душа видит истину Божию по силе жития». И в Духе Святом находится только душа, очищенная от страстей, и лишь ей открывается истина. Поэтому первостепенной задачей христианских церквей является проповедь правильного жития и средств очищения сердца для познания Бога, открытого Евангелием Господа Иисуса Христа.

Главнейшей особенностью Православия, в отличие от других христианских исповеданий, является его учение о том, что верное понимание Священного Писания, как и любой истины вероучения и духовной жизни, возможно только на основе согласного учения святых отцов (consensus patrum (лат.) – согласие отцов). Ибо святость жизни отцов свидетельствует об их особой причастности тому Духу Истины, действием Которого явилось и само Священное Писание.

Преподобный СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ писал об этом: «Если Он умно воссияет в твоем сердце или в уме, как молния или как великое солнце, то что Он может сделать душе озаренной? Не просветит ли ее и не даст ли (ей) точно познать Того, Кто Он есть? Ей, воистину, так бывает и так совершается, так открывается благодать Духа, и чрез Него и в Нем – и Сын со Отцом. И (таковой человек) видит Их, насколько возможно (ему) видеть, и тогда от Них тому, что касается Их, он неизреченно научается, и вещает, и всем другим (то) описывает, излагая богоприличные догматы, как все предшествовавшие святые отцы учат; ибо таким образом они божественный символ сложили».

Вне святоотеческого критерия понимание Писания и всех вопросов веры теряет свою достоверность и вырождается в бесплодную теологию (схоластику), религиозную философию, ложный (пре́лестный) мистицизм. Поэтому о нем как единственно надежном основании истинного понимания слова Божия горячо писал святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ): «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы… Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским».

Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 30. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 171.

Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 3. Божественные гимны. Гимн 17. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 85.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 1. М., 2014. С. 144.

Почему многие перестают искать?

В молодости, когда я стал только знакомиться с Библией, многие люди стали отговаривать меня от этого “чудачества”, часто открыто подавляя моё право выбирать самому, как и во что мне верить.

Даже моя мама искренне говорила: “Лучше пей и кури, чем изучай Библию, а то попадёшь в секту!” Другой мой знакомый, музыкант, который в то время посещал евангелистов, принёс мне книгу с описанием разных сект, надеясь вразумить меня.

Он искренне полагал, что давая мне разностороннюю информацию, он помогал мне реализовать своё право выбора в полной мере.

Знакомая моей матери тоже принесла мне книгу, которая называлась “Обманщики”. В ней “разоблачались” люди, которые изучают Библию, но не придерживаются “традиционных” взглядов на христианство.

Почитал я всё это, покумекал и решил: всё это враньё. Сами обманщики говорят и пишут про обманщиков… Логично же, какой обманщик скажет сам про себя, что он обманщик?

Почему я смог сделать такие выводы? Просто тогда я ЛИЧНО читал Библию и видел разницу между написанным там и тем, что было написано в тех книжках.

Также я ЛИЧНО общался с людьми, о которых писалось в этих книжонках, и опять же видел различие между ними и тем, что о них написано.

Книги были написаны так: выставляли всех несогласных и “их” учения в неприглядном свете, не давая при этом ничего разумного взамен. Теперь я очень рад, что не поддался давлению и отстоял своё право выбирать.

Малодушные

К сожалению, многие люди сегодня идут другим путём: своё право выбирать они возлагают на чужие плечи.

Случай из жизни

Помню, когда я жил в Петербурге, одна моя знакомая пригласила меня пообщаться с мужчиной, который заинтересовался Библией.

Пришли мы к нему, а он сходу нас обрубил:  “Знаете, я тут с друзьями “знающими” пообщался и решил, что мне ничего не надо…” Он даже не дал нам объясниться, так как чужое мнение полностью поглотило его разум. И это типичный случай, каких лично я могу привести очень много.

Теперь я уже в самом начале рассказываю людям, которые заинтересовались Библией, об интеллектуальной честности и о том, что “нужно иметь свою голову на плечах”.

А для этого нужно узнать разные точки зрения, в том числе и ту, о которой говорим ему мы. Даже если потом человек и падёт жертвой чужого мнения, то сделает он это уже вполне осознанно.

Честность

Второе, что нужно – это быть непредвзятым.

В этом отношении мне повезло. Когда я стал интересоваться Библией, мой разум не был порабощён религиозными стереотипами, и на мой выбор религии они не могли сильно повлиять.

Как сейчас помню, что в то время меня почему-то стало интересовать все религиозное и мистическое. Может от плохой жизни, может от отсутствия в ней какого-то смысла, сейчас трудно сказать.

Хорошо помню, как я пошёл даже в местную православную церковь. Там я купил иконку и несколько книжек. У своей бабушки я нашёл толстую Библию, которую стал иногда почитывать.

Наверное, я так и остался бы на этом суеверно-православно-атеистическом уровне духовного развития, на котором пребывают большинство моих сограждан, если бы однажды ко мне в дверь не постучали люди, которые хорошо знали Библию.

Они предлагали БЕСПЛАТНО (а для меня тогда это было важно, денег у меня не было от слова совсем) помощь в её понимании всем желающим. Я, конечно, согласился, так как от лишних знаний ещё никто не умирал

К чему я это всё рассказываю? А к тому, как, не имея предубеждений, я смог ЛЕГКО расстаться со всем, что противоречило написанному в Библии

Я, конечно, согласился, так как от лишних знаний ещё никто не умирал. К чему я это всё рассказываю? А к тому, как, не имея предубеждений, я смог ЛЕГКО расстаться со всем, что противоречило написанному в Библии.

Например, очень скоро я прочитал в ней такую заповедь:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, … не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой… (Исх.20:4,5)

Написано чёрным по-русскому, понять и переиначить невозможно.

Взял я свою иконку со “святым” Андреем и не боясь божьей кары вырвал из рамки фотографию своего “святого” тёзки и… вставил туда свою фотографию! Получилось симпатично.

А теперь представьте, как много православных людей, читая эту простую и ясную заповедь, начинают в душе оправдывать своё идолопоклонство словами типа “ну так принято уже много веков, так делали мои предки, это же наша национальная, русская вера отцов, а иконы ещё и плачут иногда, значит их Бог одобряет”…

Это, конечно, их право верить во что угодно, но как сказал Лев Толстой:

Теперь можно вернуться к нашему основному вопросу про то, почему на свете так много религий и вер.

Аргументы в пользу христианства

Религия может быть названа истинной, если она способна показать, что ее происхождение имеет своим источником Бога. Какие у нас основания говорить о христианстве как о религии истины?

В математике часто сначала что-то утверждается, потом доказывается. Я хочу последовать по этому пути. Я утверждаю, что именно христианство является религией Бога и по происхождению, и по учению. Это следует одно из другого.

Христианство имеет объективные аргументы, подтверждающие мое утверждение, которых не имеет ни одна другая религия. Это исторический, богословский, духовно-нравственный, философский и научный аргументы.

В чем суть первого, исторического аргумента? К пониманию этого подводит само его название: возникновение христианства и его существование в истории.

Христианство стоит на крови мучеников

Если вы сопоставите историю возникновения христианства с происхождением некоторых других религий, то придете в изумление.

Возьмите буддизм. Будда — всеми уважаемый принц, образованнейший человек, общения с которым искали все, которого с благоговением принимали всюду. Он умер, окруженный своими учениками. Они с почетом сожгли на костре его труп (кажется, один его зуб все-таки остался). Дальше буддизм спокойно распространяется, пользуясь авторитетом Гаутамы. Можно ли удивляться тому, что эта религия существовала, существует и будет существовать? Их никто не гнал. Что же тут особенно?

Как распространялось мусульманство? Победными военными операциями, когда в мгновение ока в течение менее чем века были захвачены вся Аравия, Северная Африка, Южная Испания. Огнем и мечом. Это была внешняя, физическая сила, которая покоряла. Неудивительно, что ислам до сих пор существует.

А почему живет христианство? Никаких объективных причин для этого нет. Причина только одна, и она указана в книге Деяний, в творениях учеников апостолов и замечательных христиан последующих веков. Эта причина вызывает только благоговение. Недаром I век, даже первую эпоху существования христианства называют эпохой чрезвычайных дарований.

Мы читаем с изумлением, что происходило с теми, кто принимал христианскую веру и крестился. Мы видим, что происходило с ними, какие дары они получали. Причем эти дары были видны окружающим. Когда одно прикосновение исцеляло от неизлечимых болезней глухих, немых, слепых. Когда бывало так, что даже мертвые вставали. Когда прямо предсказывали события, которые тут же сбывались. Это часто происходило не в темном уголке, а на собраниях людей. Общество все видело, поэтому вести о чудесах разносились быстро.

Те силы, которые являлись через христиан, удержать было нельзя. Люди убеждались в том, что здесь действительно присутствует Бог, принимали веру, крестились и становились христианами. Несмотря на жестокие преследования, которые имели место.

И не думайте, пожалуйста, что они убеждались просто умом. Благодать Божия касалась души с такой силой, когда уже никакой страх, никакие угрозы не были чем-то настолько серьезным, чтобы человек мог отречься от переживания Бога. Огромное количество мучеников за Христа — потрясающий исторический факт, равного которому в истории человечества не было.

Французского писателя Бальзака не причислишь к ревностным христианам. Он верил как все французы. Как они верят?

Сказал точно и красиво, как положено писателю. Действительно, если для кого-то казни были ужасом, и они поэтому боялись принимать христианство, то для других казни являлись знамением силы, перед которым люди в благоговении склонялись и приходили к Богу.

Было много случаев, когда палачи бросали орудия пыток и перед лицом судьи заявляли: «Я — христианин!». Их тут же казнили. Поразительное знание Бога в душах мучеников вело их на подвиг.

Такого количества мучеников за веру вы не найдете в истории нигде и никогда. И это не случайность. Для того и пришел Христос, чтобы христианство вошло в человечество. Для этого были и даны потрясающие силы, доказательства существования Духа Святого, без действия Которого никто не смог бы ни принять христианство, ни отстаивать его перед лицом смерти.

Ислам для всех: раздел Вопрос-Ответ для обсуждения и понимания

Какова роль Корана в исламе?
Коран является священным текстом и самым важным источником учения ислама. Он считается прямым откровением от Аллаха через архангела Джибрила пророку Мухаммаду (мир ему). Коран содержит указания по морали, этике, поклонению Аллаху и правилам для мусульманской общины. Открытие Корана привело к возникновению исламской веры и служит важным руководством для поведения мусульман во всех аспектах жизни.
Какая роль у Корана в исламе?
Коран, является священным текстом ислама и он имеет фундаментальное значение в религии ислама. Он считается словом Аллаха, полученным через ангела Джибриля, которое было открыто пророку Мухаммаду (мир ему). Коран является источником руководства во всех сферах жизни мусульманина и Он включает в себя указания по вере, морали, этике, правилам поведения, законам и многое другое.
Какое значение имеет Коран для мусульман?
Для мусульман Коран имеет огромное религиозное, духовное и практическое значение. Он считается прямым словом Аллаха и учит мусульман молиться, проводить свою жизнь в соответствии с Божьим законом и следовать примеру пророка Мухаммада (мир ему).
Как мусульмане воспринимают Коран?
Мусульмане рассматривают Коран как источник вдохновения, руководства и мудрости. Они учатся изучению Корана, пытаясь понять его содержание и применить его учение в повседневной жизни. Коран также служит для мусульман как средство для приближения к Аллаху и получения духовной пищи.

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Сенсация: Майкл Джексон обнаружен живым в Марокко, где проживает у Арабского Шейха

Хиджама в Махачкале Центральная Мечеть Для Мужчин — Исцеление и Духовная Практика

Что такое религия и что она значит для верующих?

Религия может предлагать ответы на основные вопросы о смысле жизни, природе Бога, моральных ценностях и нравственности. Верующие обычно находят утешение, надежду и направление через свою религию.

Для верующих религия предлагает укрепить связь с Богом или сверхъестественной сущностью и помогает им развивать свою духовность. Они могут испытывать покой, радость и благодарность в своей религиозной практике.

Религиозные верования и ценности также могут стать основой для этического поведения и моральных норм. Они могут влиять на принятие решений, отношение к другим людям и общество в целом.

Однако, религия имеет индивидуальный характер, и для каждого верующего она может иметь свое уникальное значение. Она может быть источником вдохновения, поддержки, справедливости и надежды.

Верующие обычно придерживаются принципов и обрядов своей религии, часто совершая молитву, посещая храмы или освящая определенные дни. Они стремятся развивать свою веру и духовность, следуя учениям и предписаниям своей религии.

Для многих верующих религия является неотъемлемой частью их идентичности, жизненного пути и способа мышления.

Почему наша вера — единственная истинная?

1. Соответствие религиозных принципов естественным законам

Вера, которую мы исповедуем, отличается от других религий тем, что ее принципы гармонично соответствуют естественным законам и основам морали. Она учит нас принципу взаимного уважения, любви к ближнему и миру.

2. Исторические факты и свидетельства

Наша вера основана на обширном историческом материале, включая древние писания и археологические находки, которые подтверждают историческую достоверность событий и деяний, описанных в наших священных текстах.

3. Личный опыт и преображение

Множество людей, исповедующих нашу веру, испытали на себе силу и преображающую силу религиозных обрядов и учений. Они стали свидетелями того, как вера способна изменить жизнь и привести к духовной гармонии и счастью.

4. Философская и логическая целостность

Наша вера представляет собой философскую и логическую систему, которая строится на основе многовекового накопленного опыта и знаний. Она предлагает целостное и глубокое понимание мира и человеческой природы, сочетая в себе духовность и разум.

5. Впечатляющее свидетельство и сила веры

Наша вера имеет множество примеров в истории, когда люди, исповедующие ее, совершали подвиги и преодолевали трудности и испытания. Их сила инициативы, веры и самоотверженности впечатляют и дают нам образцы для подражания.

Таким образом, наша вера является единственной истинной, основываясь на соответствии принципов религии естественным законам, исторических фактах, личном опыте и преображении, философской и логической целостности, а также впечатляющем свидетельстве и силе веры.

Несомненные свидетельства

Другим несомненным свидетельством является духовное преображение людей, принявших религию, которую я исповедую. Множество отзывов, свидетельствующих о положительных изменениях в жизни верующих, подтверждают великую силу, содержащуюся в нашей религии. Они говорят о внутреннем преобразовании, обретении мира и гармонии, установлении связи с высшими силами.

Третьим неопровержимым свидетельством являются чудеса, происходящие в жизни верующих. Все чаще и чаще люди испытывают на себе невероятные изменения, исцеления и помощь от высших сил. Ежедневно мы слышим о прорицателях, чьи предсказания сбываются слово в слово, и об этом говорит настоящая сила истинной религии.

Наконец, несомненным свидетельством является последовательность и правдивость Великих Писаний, на которых основана наша религия. Сотни и тысячи лет прошли, и эти священные тексты до сих пор передают непреходящие истины, которые помогают верующим ориентироваться в мире и найти истинный путь.

Несомненные свидетельства, которые я привел, лишь малая часть огромной картины, доказывающей истинность моей религии. Каждый из нас вправе искать свою истину и находить ее в вере, которую он придерживается. И для меня эти свидетельства подтверждают, что религия, которую я исповедую, является истинной.

Религиозность по территориальному признаку

И то, что меня всегда вводило в удивление, так это непоколебимая уверенность представителей самых разных религиозных направлений, традиций, течений в том, что именно их религия является единственным путем к духовному спасению, тогда как все остальные ошибаются.

Большинство христиан имеют «нерушимые» и «самые убедительные» доводы в пользу истинности христианства и ложности иных направлений. Но, самое интересное, что и мусульмане имеют такие же доводы, но только в отношении истинности Ислама. То же самое можно сказать об иудеях, индусах и представителей иных религий.

(Не говоря уже о расколах и противоречиях между сектами христианства, направлениями индуизма и т.д. То есть детализация глубины этого антагонизма намного глубже).

Всех этих людей объединяет уверенность в том, что только их понимание природы «Абсолюта», «Бога», «мироздания» является правдивым.

Еще более удивительно то, что большинство религиозных людей отдают свое вечное спасение на откуп чисто произвольных факторов: тот, кто родился и живет в Европе, исповедует христианство, только потому, что он родился там, где самой распространенной религией является учение Христа. Человек с ближнего Востока, скорее всего, будет мусульманином или иудеем, а с Востока более дальнего — буддистом, индуистом, сикхом, синтоистом, также исповедующим традиции своей страны.

Хочется сказать: «Эй! Постойте! Речь же идет о духовном пути, Абсолюте, спасении души! Эти вещи как бы стоят высоко над фактором территориального рождения и локальной культуры. Если, действительно, истина только одна, то как можно выбирать какой из них следовать исходя только из того, какая религия распространена на вашей территории и какая священная книга попала первой вам в руки?»

Именно так! Большинство христиан не читали Коран, Бхагавад-Гиту, Буддистские, Индуистские Сутры, текста конфуцианства и даосизма. И наоборот! Они просто выбрали то, что исповедовало окружающее их большинство, признав это за безусловную истину. Здесь даже не совсем правильно говорить о выборе, потому что его не было! И все это на фоне решительной уверенности в правоте собственного духовного выбора.

Получается, что все религиозные войны, все мировые жертвы религиозных репрессий, все преступления на почве фанатизма растут из чисто случайных факторов культуры и воспитания. «Меня воспитали в христианской стране, в христианской среде в отличие от тебя и, хоть я не знаком с твоей религиозной традицией, я прав только на основании того, что мне посчастливилось родиться на Западе, а ты не прав, так как родился на Востоке и поэтому ты должен насильственно приобщиться к моим взглядам/понести наказание!»

Боже мой! Какая несуразица!

Но значит ли это, что мы должны отбросить все «локальные» религии, двигаясь к общемировой и универсальной? Вовсе нет. Я хочу лишь сказать о сознательном выборе религии и сознательном отношении к собственной религиозности. И в этом и заключается концепция «эффективной религии». Уже в самом этом словосочетании очерчиваются контуры некоего альтернативного подхода к вопросу религиозности.

Мы не привыкли употреблять такое утилитарное слово в отношении самого священного. Скорее для нас собственная религия – это инстанция безусловной истины, глубоких эмоциональных переживаний, нежели эффективности. Но постойте, сейчас будет понятно, к чему я веду.

Концепция «эффективной религии» основывается на нескольких важных предпосылках.

Религиозность по территориальному признаку

И то, что меня всегда вводило в удивление, так это непоколебимая уверенность представителей самых разных религиозных направлений, традиций, течений в том, что именно их религия является единственным путем к духовному спасению, тогда как все остальные ошибаются.

Большинство христиан имеют «нерушимые» и «самые убедительные» доводы в пользу истинности христианства и ложности иных направлений. Но, самое интересное, что и мусульмане имеют такие же доводы, но только в отношении истинности Ислама. То же самое можно сказать об иудеях, индусах и представителей иных религий.

(Не говоря уже о расколах и противоречиях между сектами христианства, направлениями индуизма и т.д. То есть детализация глубины этого антагонизма намного глубже).

Всех этих людей объединяет уверенность в том, что только их понимание природы «Абсолюта», «Бога», «мироздания» является правдивым.

Еще более удивительно то, что большинство религиозных людей отдают свое вечное спасение на откуп чисто произвольных факторов: тот, кто родился и живет в Европе, исповедует христианство, только потому, что он родился там, где самой распространенной религией является учение Христа. Человек с ближнего Востока, скорее всего, будет мусульманином или иудеем, а с Востока более дальнего — буддистом, индуистом, сикхом, синтоистом, также исповедующим традиции своей страны.

Хочется сказать: «Эй! Постойте! Речь же идет о духовном пути, Абсолюте, спасении души! Эти вещи как бы стоят высоко над фактором территориального рождения и локальной культуры. Если, действительно, истина только одна, то как можно выбирать какой из них следовать исходя только из того, какая религия распространена на вашей территории и какая священная книга попала первой вам в руки?»

Именно так! Большинство христиан не читали Коран, Бхагавад-Гиту, Буддистские, Индуистские Сутры, текста конфуцианства и даосизма. И наоборот! Они просто выбрали то, что исповедовало окружающее их большинство, признав это за безусловную истину. Здесь даже не совсем правильно говорить о выборе, потому что его не было! И все это на фоне решительной уверенности в правоте собственного духовного выбора.

Получается, что все религиозные войны, все мировые жертвы религиозных репрессий, все преступления на почве фанатизма растут из чисто случайных факторов культуры и воспитания. «Меня воспитали в христианской стране, в христианской среде в отличие от тебя и, хоть я не знаком с твоей религиозной традицией, я прав только на основании того, что мне посчастливилось родиться на Западе, а ты не прав, так как родился на Востоке и поэтому ты должен насильственно приобщиться к моим взглядам/понести наказание!»

Боже мой! Какая несуразица!

Но значит ли это, что мы должны отбросить все «локальные» религии, двигаясь к общемировой и универсальной? Вовсе нет. Я хочу лишь сказать о сознательном выборе религии и сознательном отношении к собственной религиозности. И в этом и заключается концепция «эффективной религии». Уже в самом этом словосочетании очерчиваются контуры некоего альтернативного подхода к вопросу религиозности.

Мы не привыкли употреблять такое утилитарное слово в отношении самого священного. Скорее для нас собственная религия – это инстанция безусловной истины, глубоких эмоциональных переживаний, нежели эффективности. Но постойте, сейчас будет понятно, к чему я веду.

Концепция «эффективной религии» основывается на нескольких важных предпосылках.

Like this post? Please share to your friends: