Светлана Ягупова. Мутанты Асинтона

твой образ

Слишком ублажая нёбо,
Быстро забываешь небо.
В грудь скребется страшный робот,
Ты ему не открывай!
Пусть живет в своем железе,
В души наши пусть не лезет,
Сколько нынче души весят?
Нёбу небо не продай!

Не удивляйтесь, ни одно явление и ни одна жизнь не обходятся без второго дна, второго смысла… Но люди столь односторонни, что не желают замечать этого.

Те, кто меня знает, замечают, что я человек довольно упертый. Например, если что-то хочу найти, сделаю это обязательно, рано или поздно, даже если “исходных данных” для поиска мало.

Три года назад я вспомнила несколько произведений, прочитанных мной в школьные годы в период  с 12-16 лет: “Это один из лучших рассказов (на мой взгляд) В. Токаревой «Центровка», повесть В. Колупаева «Газетный киоск» и еще один рассказ, к сожалению, не помню автора про двух сестер Астрик и Гастрик”. В общем, три года спустя я не просто вспомнила, но нашла, скачала и прочитала снова эту замечательную повесть украинской писательницы Светланы Ягуповой “Мутанты Асинтона”.

По моим наблюдениям почти вся советская фантастика использует фантастический сюжет не для того, чтобы “поиграть” предполагаемым будущим для развлечения, из чистого любопытства, а для того, чтобы сделать более выпуклыми глубинные вопросы, волнующие человека многие века… О месте человека в этом мире, смысле жизни, о выборе и хаосе, который неизбежно рождает потребительское мировосприятие.

А еще у меня родилось такое предположение: личность человека, его нутро уже практически полностью сформировано к 12 годам и впоследствии сколько-нибудь значительных изменений не претерпевает. Как я до этого “додумалась”? Ну а как иначе объяснить тот факт, что я сегодняшняя точно также воспринимаю книги, которые читала в детстве?

“Мутанты Асинтона” – довольно своеобразная повесть, искусно балансирующая между китчем и глубоким пониманием. Светлане Ягуповой удалось совместить атмосферу простоты и нежности с самыми трудными вопросами, которые решает для себя человек. Это история о двух сестрах Астрик и Гастрик. Она незатейлива, но запускает внутри тебя те механизмы, о существовании которых ты, возможно, и не подозревал.

Это история о любви, об истинной красоте, о безумной глупости так называемого прогресса, о том, что человечество гонится за призраком, тогда как самое главное находится не то чтобы перед носом, но внутри каждого. Но все мы старательно не замечаем это главное, “не кормим своего единорога”, вдруг он сам по себе умрет (хороший образ, придуманный другом).

Читала ее вчера и думала: как же так получается, что эта вроде бы легкая фантастическая повесть, настолько актуальна для сегодняшних реалий жизни. Мы живем как во сне, похожем на страшное тягучее зловонное болото, именуя это жизнью, объективной реальностью и совершенно не желаем просыпаться…

Поначалу он, несомненно, увлекся бы ее рассказами, потешил бы себя слабо вспыхнувшей надеждой, но потом… Потом набрал бы в грудь побольше воздуху и изо всей силы дунул на ее огонек, чтобы затем опять бродить впотьмах среди сотен чужих вымыслов и мнений, не утруждая себя собственными.

Нынче только мы, мутанты, еще похожи на самих себя, и то потому только, что нам трудно скрыться под масками. Все подражают друг другу, копируют знаменитостей. Нацепила эстрадная певица на голову тюрбан, и через пару дней в тюрбанах красовались все девушки Асинтона. Человек теряет свое «я» и превращается в…
– … обезьяну! – хлопнула в ладони Астрик.
– Верно, – кивнул Черепок. – Ибо обезьяна – это «о» (образ) – «без» – «я» – «на» (тебе!), за то, что не думаешь собственной башкой.

Люди так бестактны! Думают, что мы страдаем из-за своей внешности, и не стесняются рассматривать нас как зверушек. Но наши истинные страдания – от их невоспитанности.

– Разве это плохо – быть добрым? – растерянно защитился Сильвобрук.
Казинаки хмыкнул:
– В наше время это не модно. Нынче котируются предприимчивость и сила воли. Так что, пожалуйста, не компрометируйте меня.

И отчего люди такие злые? Отчего даже здороваться по-хорошему не желают, а только и слышишь отовсюду: «Брикет тебе на голову!» А ведь когда-то, как говорила Ватрина, все кивали друг другу: «Здравствуй!», что означало: «Живи долго!» И Астрик решила здороваться по-старинному.

Представьте, я и впрямь не боюсь смерти. И знаете почему? – Она поправила за ухом белый куделек и закончила почти тихо, точно доверяя самое сокровенное: – Потому что смерти нет – бояться нечего.

Опубликовано читаю (проза). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

3 отзывов на Светлана Ягупова. Мутанты Асинтона

  1. Stasevich пишет:

    Интересно, хоть я недавно и вспоминал про книги юности, а что было таки в 12 у меня?))…
    Насчёт советской фантастики, да и вообще фантастики в целом согласен с тобой (как это просто, оказывается, согласится, когда слова в тексте правильно озвучены и поданы). Согласен с тем, что они во многом несут и таят внутри себя.
    Тоже прочитаю эту книгу).

    • yuol yuol пишет:

      действительно, интересно)) стал бы ты воспринимать любимые книги твоего подросткового возраста точно так же, как сейчас?
      у меня не во всем, но во многом это работает, как, например, с Толкиеном, “Цветами для Элджернона”, “Мутантами Асинтона”, “Центровкой”… Хотя, кто знает, может, мне просто повезло с авторами.

  2. Пинг: чтение – лекарство от хандры

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)