Истина превыше дружбы: о Платоне и его учениях

Откуда появилась фраза?

Высказывание традиционно приписывается Сократу. Доказать или опровергнуть это невозможно. Древнегреческий мыслитель не писал трудов. Все обсуждения с учениками велись исключительно в устной форме. Это породило термин сократовская беседа.

В записях, сделанных последователями мыслителя, этого выражения нет. Это стало причиной дискуссий касательно авторства. Некоторые придерживаются мнения, что эти слова мог сказать о себе Платон. Приговоренный к смертной казни за бунтарские религиозные и политические суждения, он принял смертельную дозу яда и высказывался перед своими последователями об истине, но, говоря про себя в третьем лице.

Доподлинно доказать или опровергнуть подобные домыслы невозможно. Идея главенства истины над дружескими отношениями прослеживается во многих произведениях. Несколько измененное выражение в своих трудах использовал Мартин Лютер, но настоящую популярность ему принес роман «Дон Кихот». В книге, кстати, оно приписывается Аристотелю.

Философия — знание идей

Как познать идеи, истину? По Платону, с помощью ума, мышления. Источник познания истины — мыслящая душа. По Платону, наша душа содержит в себе истину, но опять-таки не непосредственно. Поэтому сначала при обращении к себе душа в себе истину не находит — её там нет как готовой. Чтобы знать истину, душа должна развить истину из себя самой.

Путь к познанию истины есть, по словам Платона, воспоминание. Не понимайте этот образ буквально. Царство идей не существует где-то отдельно от души. Миф — разумный образ без разумного обоснования. Миф — намёк, ясный для тех, кто понимает. Душа не чужда истине — вот корень этого мифического образа, созданного Платоном.

Сократ: истину нельзя взять от куда-то извне, ее можно извлечь только из своей души. Истину нельзя вложить в душу. «Слушай! Сейчас ты узнаешь от меня!» Могут такого вложить — всю жизнь не разберешь. Истина влезть в душу не может — она уже там, но, говорит Платон, как прочно забытая.

Противоречие: истина есть, но ее и нет, пока она не будет развита, «вспомянута».

Человека нельзя научить истине, можно лишь помочь ему научиться развить душу до состояния вспоминания. Суть искусства воспитания — помочь человеку стать тем, что он уже есть в себе, в возможности, — свободным существом. Он не табурет, чтобы его делать. Педагогика – искусство, поскольку делает, ничего не делая. В детском саду: «Чего-то он не растет, не развивается — надо потянуть». Это — гибель для свободного человека.

Действительная помощь — это убрать препятствия душевному росту!

«Учить уму-разуму» — глупейшее выражение. Разум уже есть. По Платону, душа, не видевшая истину, не вселяется в человеческое тело.

Задача философского образования — помочь сбросить кору мнений и стать самим собой. Платон здесь обязан Сократу, согласно которому: философия — это путь становления целомудренным. Философия есть путь, но путь — это ещё не познание истины. По Платону, воспитание человека — это философское воспитание — питание, но не более. С XIX в. человек стал воспитываться физикой, химией — странное воспитание, до этого воспитывали философией. Человек из самого себя становится только философом, а вот физиком, химиком — извне.

Познание истины есть то, что начинается после воспоминания; оно есть достижение действительной свободы. Обретение полной свободы — бессмертие души. Тот кто дает не полную свободу, а только «свободу» для чего-то, вот именно этого, — тот на деле порабощает.

В «Федоне» платоновский Сократ говорит:

Значит ли это, что философу надо помочь, подтащить его к пропасти? Нет, конечно. Философия есть наука расставания с чувственной жизнью тела и, тем самым освобождения своей души для разумного мышления, познания истины.

Философия учит умирать для ощущений. Чувства мешают, ибо они о случайном. Не умерев для чувств, нельзя родиться для мышления, по Платону. Смерть есть рождение. Философ стремится умереть не для того, чтобы сгинуть, а чтобы родиться для вечной жизни. По Платону, для того, чтобы начать мыслить, не надо умирать физически. Надо умереть для вещного, но при жизни — иначе будет поздно. При жизни надо сбросить с себя мнения, зависимость от чувственного, при жизни надо научиться достигать бесконечности души, стать мыслящей душой или духом.

Мышление, по Платону, — не одно из свойств души, а её сущность. Душа человека перестает быть, если она перестает мыслить, а мышление есть ее дело, следовательно, ничего прекратить мыслить, кроме ее самой, не может, следовательно такая душа бессмертна. По образу, выражающему это философское положение, если не будешь мыслить, душа попадет в свинью.

Если слова Платона принять буквально, то ничего не понять в природе души. Платоновское представление о бессмертии души – это не религиозное представление о переселении душ. Это образ для понимания природы души — неограниченности мышления теми вещами, которые окружают человека.

От ощущений надо оттолкнуться к мышлению. От ощущений обязательно — это природа естественна у человека.

Платон: «Разум — это кормчий души». Для человеческой души быть и мыслить одно и то же, не мыслящая душа не есть. Она сама утверждает свое бытие — мышлением.

Как выбирать истину и не обижать близких людей?

Смысл фразы «Платон мне друг, но истина дороже» понятен и близок многим, но большинство ошибочно полагает, что следование такому принципу, лишает ценных отношений. Выбор правды не всегда означает потерю друзей. Близкие тоже должны понимать, насколько эмоционально и психологически дискомфортно поступаться принципами.

Сократовское высказывание (авторство, конечно, не установлено доподлинно, но чаша весов перевешивает именно в сторону учителя Платона) дает прямую подсказку о том, как не пожертвовать собственными убеждениями и сохранить хорошие отношения с близкими. В фразе явно говорится «друг», поскольку несовпадение взглядов не делает оппонента чужим человеком или врагом.

Главное, запомните три простых принципа:

  1. Не будьте резкими. Всегда сохраняйте дружеские нотки даже в споре. Взгляды на истину могут отличаться, но это никак не отражается на взаимодействии и коммуникации в повседневной жизни.
  2. Выбирайте истину не по принципу «я так считаю», а по объективным и общепринятым нормам. Приводимые факты и обстоятельства должны быть правдивыми и проверенными.
  3. Никогда не ставьте собственное мнение выше суждений оппонента. У каждого своя точка зрения и правда.

Сказать, конечно, проще, чем сделать. На деле все получается не настолько гладко, поэтому следует взять себе за правило:

  • Оценивать лишь слова и поступки оппонента касательно темы спора, а не личностных качеств. Ваши взгляды и суждения тоже кому-то не нравятся, поэтому отсутствие согласия по какому-либо вопросу не является поводом к разрыву отношений.
  • Говорить прямо, а не окольными путями, подбирая слова, которые никого не заденут. Последнее обижает многих людей. Переходить на личности и грубить тоже нельзя. Прямолинейность не является синонимом оскорблений.
  • Сохранять хладнокровие. Абстрагируйтесь от эмоционального контекста и смотрите на спор как на спор, а не на потенциальный повод для разрыва отношений, а также уважайте личность и мнение оппонента, не допуская грубых выражений и высказываний.
  • Анализировать ситуацию, четко осознавая, на чем основан выбор стороны — на фактах или эмоциях. Это позволит прийти к консенсусу, когда вы выберите истину таким образом, что и друг не обидится, и ваши принципы не пострадают.
  • Не настаивать на своей правоте. Фразеологизм подразумевает, что идеологией изначально руководствуется человек, знающий истину, но это не повод навязывать ее другому. Он может просто не видеть некоторых очевидных вещей, которые осознает позже. Если даже он никогда не согласиться с подобным, это не повод для ссоры. Каждый может остаться при своем мнении.

Прекращать общение стоит лишь с теми людьми, чьи моральные и нравственные принципы полностью противоречат вашим и социума. Например, человек считает, что можно убить ради большой денежной суммы и так далее.

Like this post? Please share to your friends: