Объективность истины: философский анализ

Что такое абсолютная истина

Для начала стоит определить понятие объективной правды, которое выражается следующим образом – понимание и восприятие знаний, которое не зависит от какого-либо конкретного человека, группы людей, цивилизации и общества. В чем же заключается основное отличие абсолютной истины от относительной или объективной?

Абсолютная представляет собой:

  • Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом.
  • Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания.
  • Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

Многие утверждают, что как таковой абсолютной правды не существует. Сторонники этого взгляда склоняются к тому, что все является относительным, как таковой фактической реальности попросту не может быть. Тем не менее можно привести некоторые примеры абсолютной истины: научные законы или факты рождения людей.

Определение и принципы

С другой стороны, субъективная истина основана на нашем личном опыте, ощущениях, эмоциях и предположениях. Она может различаться у разных людей и зависит от их субъективного восприятия мира.

Определение различия между объективной и субъективной истиной очень важно для нашего понимания мира и принятия решений на основе информации. Понимание, что существует объективная истина, помогает нам развивать науку и достигать прогресса

С другой стороны, признание субъективной истины позволяет нам уважать индивидуальность каждого человека и его право на собственное мнение.

Принципы объективной истины включают в себя:

  1. Объективность: объективная истина основывается на фактах, данных и логике, а не на предположениях или субъективном мнении.
  2. Проверяемость: объективная истина должна быть проверяема и подтверждаема независимыми источниками или экспериментами.
  3. Универсальность: объективная истина должна быть применима ко всем индивидам и событиям, независимо от контекста.
  4. Непреложность: объективная истина не подвержена изменениям и остается неизменной со временем.

Примером объективной истины может служить математика. Математические факты, такие как 2+2=4 или теорема Пифагора, не зависят от нашего субъективного мнения или ощущений. Они являются объективно верными истинами, которые могут быть математически доказаны и проверены.

С другой стороны, субъективная истина может быть связана с нашими эмоциями или личными предпочтениями. Например, если нам нравится определенный цвет или вкус, это является субъективным мнением истины, так как оно зависит от наших предпочтений и вкусов. Это мнение может измениться у разных людей или в разное время у одного и того же человека.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации – когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Отличие АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ от ОТНОСИТЕЛЬНОЙ

Указанные опыты не дают для практики исчерпывающих знаний, поэтому желательно дальнейшее проведение подобных экспериментальных работ применительно к значительно большему числу типов существующих регуляторов и топливоподающей аппаратуры.  

Ни одно из них в отдельности не дает исчерпывающего знания какого-либо предмета.

Но все, что хотя бы частично или при посредстве приборов воздействует на наши органы чувств, может быть изучено и понято.  

Несколько позже было показано, что уравнение, Шредингера дает исчерпывающее знание поведения электрона. А те данные, которые в принципе не могут быть вычислены, также в принципе не могут быть и измерены на опыте. Скажем, как только вы будете пытаться рассматривать электрон, вы столкнете его с траектории. Но то, что ускользает от измерения и вычисления, просто не существует на свете.  

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете ( сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина — это неполное знание о том же самом предмете.  

Вместе с тем нельзя, да и незачем, требовать от руководителя исчерпывающих знаний по всем научным дисциплинам, к услугам которых ему приходится прибегать в управленческой деятельности.  

Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми.  

Техника теплоснабжения и вентиляции так быстро развивается, что в наше время уже нельзя требовать от специалистов-строителей и архитекторов исчерпывающих знаний столь большой области техники во всех ее разновидностях. Однако взаимная связь между техникой теплоснабжения и вентиляции, с одной стороны, и общестроительной техникой, с другой, не только не исчезает, а, наоборот, становится еще более тесной, еще более необходимой для правильного решения комплекса вопросов фабрично-заводского, городского и колхозного строительства.  

Основной задачей науки является исследование явления при изменении условий, в которых оно происходит. Исчерпывающее знание и заключается как раз в том, чтобы иметь ясное представление о том или ином факте, происходящем в любых мыслимых условиях

Очень важно знать, какие изменения внешнего мира безразличны для интересующего нас факта, а если влияние есть, то изучить его количественно. Надо найти условия, при которых явление кричит о себе, и такие обстоятельства, при которых явление отсутствует

Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание.  

В дальнейшем необходимо установить, почему из парафиновых углеводородов, особенно из высших, нельзя получить спирты и другие функциональные производные при помощи промежуточного хлорирования — метода весьма привлекательного. Объяснение этого факта, предполагающее исчерпывающее знание закономерностей процессов замещения парафиновых углеводородов, связано с тем общим выводом, что не только хлорирование, но и все другие реакции замещения парафинов протекают по определенным одинаковым закономерностям.  

С помощью моделей могут исследоваться любые объекты. Но принципиальная неполнота, фрагментарность моделей не позволяет получить с их помощью исчерпывающего знания об оригинале. Только в сочетании с другими методами познания, в сочетании с непосредственным исследованием оригинала метод моделирования может быть плодотворным и иметь значительную эвристическую ценность.  

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

  1. Общественная практика. Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

    Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

  2. Соответствие законам природы. Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
  3. Логичность. Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
  4. Ясность. Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания

Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Истина в философии

В философии есть некий раздел – гносеология. Это раздел, который помогает разобраться в познании нашего мира. Истина – характеристика мышления человека, что приводит его понимание к конечному определению, которое соответствует действительности.

Философы во все времена считали, что поиск истины – главная цель философской деятельности.

Еще во времена Аристотеля, который утверждал, «что не все представляемое нами истинно». Это были первые упоминания истины в философии. Также Платон высказал свое мнение, что истина не зависит от полученных знаний, и может существовать отдельно от них. Она может перейти в другую форму существования или перейти в знание.

Со временем развития научной деятельности, стали расходится мнения по поводу значения истины. Например, Эммануил Кант предположил, что истина – это соответствие полученных знаний с предметом познания. Но в свою очередь, главный философ Франции Декарт, истиной называл то, в чем нельзя усомниться.

Чтобы понимать что такое истина необходимо всецело вникнуть в этот вопрос. Только изучая предмет познания можно найти ответы, которые вас интересуют. Однако уверенности в том, что вы найдете истину никогда не будет. Так как истина не нуждается в характеристиках, она просто существует не зависимо от того ищем мы ее или нет

Даже в двадцатом веке познание истинности было очень спорным вопросом. До сих пор все современные методы определения истинных знаний не могут обеспечить точного получения достоверных данных, чтобы получить истинные утверждения. В философии постоянно развивают эту тему, находя все новые отличительные признаки, на основании которых постоянно разделяют заблуждение от истинности суждений.

По философским убеждениям кроме абсолютной и относительной истины, можно выделить еще три разновидности, а именно:

  • Конкретная – знание, что считается истинным в конкретных условиях, в рамках которой находится объект познания. Например, если говорить о кипении воды, то мы знаем что этот процесс происходит при температуре 100 градусов, истина будет в том случае, если измерения проводятся по шкале Цельсия.
  • Субъективная – не может существовать без субъекта познания, то есть человека или общества.
  • Устаревшая – информация, которая считалась истинной на протяжении долгого времени. Например, во времена Галилео Галилея человечество считало истинным то, что земля неподвижна, и строение солнечной системы было принято считать другим, совершенно отличным от современного видения. Сегодня все это считается заблуждением, так же как то, что земля плоская.

Сам поиск истины и ее разделение на разновидности, может и хороший признак для того чтобы всецело понять ее суть, однако разделяя на части мы только отдаляемся от истины и возникает все больше вопросов.

В религии считают что истина есть Бог наш насущный — Иисус Христос. И каждый живущий на земле, не сможет найти истину если не верит в господа Бога. Ибо мы не можем постичь настоящую истину без понимания веры

Что такое субъективная истина?

Субъективная истина может быть различной для разных людей, поскольку каждый имеет свои собственные убеждения и опыт жизни. Она зависит от восприятия и оценки событий, фактов и информации, и может изменяться в разных контекстах и ситуациях.

Примером субъективной истины может быть ситуация, когда несколько человек наблюдают одно и то же событие, но имеют разные впечатления и ощущения от него. Например, один человек может считать, что концерт был прекрасным, а другой — что он был скучным. Оба мнения являются субъективными истинами, поскольку они основаны на личных переживаниях каждого человека.

Определение

Первую четкую формулировку этому понятию дал еще Аристотель, но она стала популярной. Он назвал истиной единство бытия и мышления. То есть когда то, что мы знаем о предмете, соответствует его содержанию. Это определение впоследствии стало основным и используется многими учеными.В быту истину часто отождествляют с правдой, однако это не совсем верно. Понятие “правда” более практично, к тому же, довольно субъективно. Иногда в одной истине для разных людей может быть своя правда.
Рис. 1. Понятие “истина”С развитием философии представители разных направлений выдвигали теории о природе истины:

  1. Эмпирическая – ее автором является Ф. Бэкон. Он определил этот концепт как всезнание, которое было составлено на опыте людей.
  2. Сенсуалистическая – автор Юм. Он утверждал, что она доступна для восприятия только через личные ощущения, созерцание.
  3. Рационалистическая – автор Декарт. Он говорил, что истина уже находится в разуме личности, ее нужно лишь извлечь оттуда.
  4. Агностическая – автор Кант. Определил истину как неопознаваемую “вещь в себе”.
  5. Скептическая – автор Монтень. Он утверждал, что истины не существует, что мы не можем получить какие-либо правильные знания о действительности.

Объективная истина в современной философии

  • Корреспондентская теория истины. Согласно этой теории, истина заключается в соответствии между высказыванием и фактами реальности. Если высказывание соответствует фактам, то оно считается истинным. Например, если я говорю «сейчас идет дождь», и на улице действительно идет дождь, то это высказывание является истинным.
  • Кохерентная теория истины. Согласно этой теории, истина заключается в логической связности между различными высказываниями. Высказывания, которые логически связаны и не противоречат друг другу, являются истинными. Например, если я говорю «все кошки имеют хвост, а вот это животное имеет хвост, следовательно, это животное – кошка», то это высказывание является истинным, если оно логически ладит с другими известными нам фактами.
  • Консенсусная теория истины. Согласно этой теории, истина определяется с помощью согласия или согласованности между множеством людей или объективно существующими критериями. Если большинство людей считает что-то истинным, то это истинно. Например, в науке истина определяется путем достижения консенсуса среди ученых и подтверждения результатов экспериментов.

Современная философия продолжает исследования в области объективной истины, стремясь найти наиболее адекватное объяснение природы и критериев истинности. Каждая из вышеперечисленных теорий имеет свои преимущества и недостатки, и философы активно обсуждают их, чтобы прийти к более глубокому пониманию истины.

Первый вид истины

Ученые выделяют две формы объективной истины. Это абсолютная и относительная. Абсолютная истина – это наиболее полное, достоверное знание о каком-либо предмете, объекте, явлении. В науке принято считать, что данное понятие отражает восприятие человеком адекватной картины миры, которая не может быть опровергнута, подвергнута сомнению или пересмотрена.

Ученые полагают, что такое знание невозможно получить, но что благодаря современным научным технологиям возможно приблизиться к этому уровню познания. Абсолютная истина – это основная цель ученых при любых научных исследованиях. Каждый из них стремится максимально приблизиться к наиболее достоверному знанию, однако опыт показывает, что каждое новое поколение пересматривает концепции своих предшественников и вносит в них свои поправки.

Как понять, что такое объективная истина?

Объективная истина – это знание или факт, существующий независимо от мнения или восприятия отдельного человека. Она основана на наблюдении и проверяемых фактах, не зависит от предвзятости или субъективного опыта.

Определить, что является объективной истиной, можно с помощью следующих признаков:

  • Независимость от личных предпочтений: объективная истина не зависит от вкусов, убеждений, предубеждений или ожиданий отдельного индивида. Она описывает реальность такой, какая она есть.
  • Проверяемость: объективная истина может быть проверена и подтверждена на основе фактов, данных и наблюдений, которые могут быть воспроизведены независимо от исследователей.
  • Непротиворечивость: объективная истина должна быть логически согласованной и не противоречить другим проверенным фактам или законам.
  • Всеобщность: объективная истина является универсальной и применимой ко всему обществу и миру без ограничений.

Примером объективной истины может служить закон всемирного тяготения. Вне зависимости от нашего мнения или восприятия, объекты всегда будут притягиваться друг к другу силой, пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

Использование объективной истины является важным инструментом в научном исследовании и обеспечивает надежные и точные результаты. Она также позволяет различать мнения и верования от фактов, основанных на проверяемых данных.

Релятивистская теория истины и ее аргументы

Один из основных аргументов релятивистской теории истины состоит в том, что понятие истины не может быть абсолютным, поскольку оно зависит от опыта и восприятия каждого человека. Истина может быть разной для разных людей или в разных ситуациях.

Еще одним аргументом в пользу релятивистской теории истины является то, что понятие истины подвержено изменениям и эволюции. В процессе развития науки и общества, то, что ранее считалось истиной, может оказаться ошибочным или устаревшим.

Релятивистская теория истины поддерживает идею, что истина должна быть оцениваема и пересматриваема на основе новых данных и контекста. Это позволяет учесть различные точки зрения и предотвратить догматизм или держаться за устаревшие убеждения.

Однако релятивистская теория истины также имеет свои критики. Они утверждают, что относительность истины может привести к потере определенности и неприятию общепринятых норм и ценностей. Однако, как показывает история науки, смена парадигм и пересмотр понимания истины может приводить к новым открытиям и прогрессу в различных областях знания.

Второй вид истины

Все вышесказанное еще раз доказывает мысль, что абсолютное знание фактически недоступно. Поэтому каждый современный ученый, формулируя какие-либо научные гипотезы или выдвигая концепции, всегда оговаривается о том, что рано или поздно его мнение будет пересмотрено другим исследователем или что в него будут внесены определенные коррективы.

Относительная истина – это знание, которое достаточно приближено к объективной реальности, однако отличается некоторой неполнотой, которая впоследствии восполняется новыми научными изысканиями в данной сфере. Современная гносеология признает, что данный вид познания наиболее характерен для исследований, поскольку отражает действительное состояние дел в процессе изучения действительности. Относительная истина и абсолютная – это, по сути, две стороны одной медали. Каждую из них невозможно представить без другой. Первый вид истины – это один из этапов для достижения наиболее полного и достоверного знания об объекте.

Определение и роль в познании

Роль объективной истины в познании заключается в том, что она является целью и результатом познавательного процесса. Познание направлено на поиск объективной истины и понимание того, как мир и окружающая нас реальность устроены.

Объективная истина играет важную роль в формировании наших знаний и убеждений. Она позволяет нам различать между иллюзиями и фактами, между истиной и ложью. Наличие объективной истины помогает нам принимать обоснованные решения и строить надежные теории и гипотезы.

Определение объективной истины — это признание существования независимой от нашего мнения и субъективной интерпретации истины. Она описывает объекты и явления мира такими, какими они на самом деле являются, и не подвержена субъективным влияниям.

Объективная истина является основой научного познания, которое стремится к объективному изучению мира и получению достоверных знаний. Научные исследования и эксперименты направлены на проверку гипотез и теорий с целью подтверждения или опровержения объективной истины.

Важно отметить, что понимание объективной истины может меняться и развиваться в зависимости от новых открытий и научных достижений. Тем не менее, поиск объективной истины остается основной задачей познания и науки

Различие между объективной и субъективной истиной

Объективная истина основана на фактах и независима от человека. Она может быть проверена и подтверждена с помощью логики и научных методов. Объективная истина существует независимо от нашего восприятия или убеждений.

Субъективная истина, с другой стороны, зависит от личных ощущений, мнений и оценок человека. Она соответствует внутреннему миру каждого индивида и может быть различной для разных людей. Субъективная истина может быть основана на эмоциях, воспоминаниях и субъективном восприятии реальности.

Пример объективной истины — географические факты, такие как размеры и форма Земли. Эти факты могут быть подтверждены и измерены с помощью научных методов и независимы от наших личных восприятий.

Примером субъективной истины может служить оценка красоты. Каждый человек может иметь свои субъективные предпочтения и критерии для определения красоты, и эти предпочтения могут сильно различаться от человека к человеку.

Что такое истина

Это прежде всего процесс, который характеризуется восприятием или осознанием объекта или явления в полной степени. Некоторые люди склонны утверждать, что не существует в принципе – есть только окружающей действительности, предметов, взглядов, суждений или явлений. Тем не менее она едина, но в ее среде можно выделить некоторые ключевые аспекты:

  • Относительный.
  • Объективный.
  • Абсолютный.

Безусловно, развитие любой науки предполагает достижение абсолютного идеала, правды, однако это маловероятно, так как каждое новое открытие провоцирует еще больше вопросов и споров. Так, например, утверждение типа «золото – это металл» является истинным лишь в том случае, если золото действительно представляет собой металл.

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Истина – что это?

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что же такое истина. Существует более сотни толкований понятия, которые давали специалисты разных сфер. Истина является абстрактным понятием, от чего ее толкование объяснялось по-разному в зависимости от концепции мировоззрения мыслителя.

Одним из самых распространенных определений является то, что это суждение, проверенное практикой. То есть так можно назвать некое объективное знание, соответствующее реальной действительности и не зависящее от субъективного оценочного мнения его познающего. Истину нельзя потрогать или увидеть, ее можно только осознать и принять. Многие мыслители говорят о том, что такое сложное абстрактное понятие трудно описать словами из-за некой скудности любого человеческого языка.

https://youtube.com/watch?v=lg_4l43J0nU%250D

Истина в философии

Проблема толкования и познания истины является ключевым моментом всей философии, в которой понятие рассматривается как способ описания объективного мира на высших абстрактных уровнях:

  1. В философии по Аристотелю истина – это соответствие знаний объективной действительности.
  2. Идею своего учителя стал развивать Платон, утверждавший, что понятие существует вне знания, но может со временем перейти в него или брести другую форму выражения.
  3. Знаменитый немецкий философ Эммануил Кант считал истинным соответствие знания и самого предмета.
  4. Француз Рене Декарт давал свое определение, что же такое истина. По его мнению так можно называть лишь то, что не вызывает сомнений, а все остальное – ложь.
  5. В наши дни философы дают новые толкования понятию, связывая абстрактное с конкретным или знанием о нем.

Истина в религии

Интересное толкование истинности присутствует в разных религиозных учениях, в которых нет точных математических подтверждений и доказательств главенствующих теорий. В них вместо этого применима вера человека в недоказанное, но и то, что простой смертный не может оспорить. То есть истина – это Бог во всех его проявлениях и ипостасях.

Для верующего человека истинный путь заключается в следовании основным заветам и заповедям божеств, пророков и святых, которые были ниспосланы всему человечеству и заключены в духовных книгах, письменах других артефактах. Существует и понятие внутренней духовной истинности, которую ощущает человек, принимающий заветы и живущий по ним.

Истина в науке

В научном мире ученые мужи много столетий бьются над тем, чтобы найти самое полное и точное толкование истинного знания:

  1. Многие из них прислушиваются к Аристотелю и говорят о том, что истинным можно называть лишь то суждение или теорию, которые полностью соответствуют объекту познания без субъективизма познающего.
  2. Другие же убеждены в том, что научная истина является неким продуктом условного согласия, консенсуса внутри научного сообщества соответствия аксиом и теорем о самом объекте познания.
  3. Третий, в числе которых и Исаак Ньютон, считали, что истинная суть об объекте изучения это то, что подтверждается результатами наблюдений и экспериментов.
  4. Галилео Галилей считал истинным то, что интуитивно понятно исследователю и не нуждается в особых логических доводах и обоснованиях.
Like this post? Please share to your friends: